Трансформация системы защиты населения в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 14:40, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является рассмотрение основных направлений развития социальной защиты Республики Казахстан в условиях рыночной экономики.

Содержание

Введение 6
1 Развитие социальной защиты населения в республике Казахстан 9
1.1 Понятие и сущность социальной защиты населения 9
1.2 Принципы и функции социальной защиты населения 13
1.3 Становление и развитие системы социальной защиты населения в Республике Казахстан 17
1.4 Основные направления развития системы социальной защиты населения в Республике Казахстан 25
2 Анализ политики социальной защиты населения в Республике Казахстан 29
2.1 Анализ состояния социальной сферы в период кризиса в РК 29
2.2 Анализ состояния социальной защиты населения (на материалах ГУ Рудненский городской отдел занятости и социальных программ) 42
2.2.1 Краткая характеристика ГУ Рудненский городской отдел занятости и социальных программ 42
2.3 Анализ показателей уровня безработицы на материалах ГУ Рудненский городской отдел занятости и социальных программ 47
2.4 Анализ современного состояния и уровня социальной защиты в г.Рудном 51
3 Мероприятия по совершенствованию государственной социальной политики в Республике Казахстан 58
3.1 Проблемы реализации социальной политики в РК 58
3.2 Пути совершенствования государственной социальной политики Республики Казахстан 59
3.3 Стратегические направления деятельности государственного учреждения Рудненский городской отдел занятости и социальных программ 62
3.4 Прогноз численности экономический активного населения г.Рудного на основе математической модели 75
Заключение 79
Список использованной литературы 80

Работа содержит 1 файл

ДР.docx

— 320.17 Кб (Скачать)

 

Из представленных таблиц можно сделать следующие  выводы:

-  ежегодно  происходит  увеличение расходов, выделенные на обеспечение нуждающихся инвалидов, которые были выделены из средств местного бюджета. Проблемой остается то, что взятые на себя государством обязательства по предоставлению гражданам гарантированного объема бесплатной медицинской помощи не имеют адекватной финансовой обеспеченности. Присутствует замещение бесплатной медицинской помощи платными услугами. Из-за отсутствия четкого разграничения между

 

56

гарантированным объемом и медицинскими услугами, оказываемыми на платной основе, сохраняется высокий уровень неформальных платежей со стороны населения в пользу медицинских работников;

- в нашем городе также существуют семьи, нуждающиеся в жилищной помощи, но по сравнению с прошлыми годами в 2011 году количество семей, уменьшилось почти в два раза. В 2011 году ухудшились условия получателям жилищной помощи т.е изменились нормы площади жилья. Если в прошлых годах было 18м2 +18м2 = 36 м2 , то в этом году стало 18м2 +9м2 =27м ;

- согласно Закону республики Казахстан о прожиточном минимуме:

- черта бедности - граница дохода, необходимого для удовлетворения минимальных потребностей человека, устанавливаемая в республике в зависимости от экономических возможностей и служит критерием для оказания адресной помощи малообеспеченному населению. Черта бедности определяется ежеквартально по республике и в разрезе регионов в порядке, устанавливаемом Правительством, а точнее Министерством труда и социальной защиты населения. Три наиболее общих характерных признака бедности:

- большой  размер хозяйства;

- квалификация  главы хозяйства;

- более  низкая вероятность приема на работу взрослых членов семьи.

Важным приоритетом  социальной  политики являлась и является защита материнства и детства. Бюджет 2010 года был рассчитан на больший охват малообеспеченных семей, увеличив финансирование  на государственную адресную социальную помощь , государственные детские пособия и другие социальные выплаты. Так на государственную адресную помощь  выделено – 8541 тысяч тенге, что на 4710 тысяч тенге меньше чем в 2009 году, т.е по сравнению с прошлыми годами уменьшилось количество семей, нуждающихся в адресной социальной помощи, а значит и уменьшились расходы, выделяемые малообеспеченным семьям из средств местного бюджета.

 На  государственные детские пособия  было выделено 7697 тысяч тенге,  что на 2389 тысяч тенге меньше, чем в 2009 году.

На социальные выплаты  отдельным категориям нуждающихся  граждан в 2010 году выделено 23588,0 тысяч тенге.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

57

 

3  Мероприятия по совершенствованию государственной социальной политики в Республике Казахстан

 

3.1 Проблемы реализации социальной политики в РК

 

 

К сожалению, наряду с позитивными изменениями, имеется в социально-трудовой сфере  и ряд острых проблем, первая из которых - высокая чувствительность национального  рынка труда к внутренним и  внешним факторам движения трудовых ресурсов. Она проявляется в несбалансированности спроса и предложения на рабочую  силу, как по количеству, так и  по качеству; сохранении относительно высокого уровня безработицы; в высокой  доле занятости в трудоемких и  низко производительных отраслях (31,2 процента из общего числа занятых  приходится на долю сельского хозяйства) и доле самостоятельно занятого населения (34 процента от численности занятого населения в 2008 году, в том числе 1,3 миллиона человек, занятых на личном подворье). Нельзя не отметить и низкое качество рабочей силы (из общей  численности занятых 26,8 процента составляют лица с высшим образованием, 37,7 - со среднеспециальным, 35,5 имеют среднее  общее образование).

Основным  инструментом регулирования трудовых отношений в условиях рыночной экономики  выступают коллективные договора. Основанные на партнерстве и взаимодоверии  участников трудовых отношений, они  позволяют четко определить обязательства  сторон и привлечь работников к решению  производственных и социальных вопросов. Но, к сожалению, эта система очень  медленно внедряется в сфере среднего и малого бизнеса. К настоящему времени  колдоговора имеет лишь каждое пятое  малое предприятие.

Есть  проблемы и во внедрении стандартов безопасности и охраны труда. На сегодня  лишь немногим более трех процентов  предприятий промышленности внедрили систему МОТ-СУОТ 2001. И это становится причиной многочисленных нарушений  трудовых прав граждан. Только в прошлом  году госинспекторами труда в  ходе проведенных проверок выявлено 104 тысячи нарушений, из них 53,1 процента - нарушения законодательства о труде, более 45 - нарушения требований по обеспечению  безопасных условий труда.

Относительно  низким остается уровень оплаты труда, особенно у работников бюджетной  сферы, сельского и лесного хозяйства. Неадекватны сегодняшнему уровню жизни  размеры пенсионных и социальных выплат. Рост реальных доходов населения  сдерживает повышение индекса потребительских  цен. Дальнейшего совершенствования  требует механизм оценки уровня бедности и порога социальной поддержки отдельных  категорий населения.

Решение обозначенных проблем и выполнение государством принятых на себя социальных обязательств по дальнейшему повышению  благосостояния

58

населения страны в непростых условиях сегодняшнего дня положены в основу стратегического плана министерства на 2009-2011 годы. В отличие от традиционного планирования развития областей социальной защиты он предусматривает целевой подход к управлению социальными рисками, вызывающими уязвимость человека или категорий населения при наступлении неблагоприятных обстоятельств - традиционные меры соцзащиты становятся инструментами в механизме преодоления социального неблагополучия.

Анализ  текущей ситуации позволяет выделить следующие виды социальных рисков: потеря (отсутствие) работы; нарушения  трудовых прав; неуправляемая миграция населения; уязвимость при наступлении  старости, нетрудоспособность, а также  другие социально значимые обстоятельства снижения дохода ниже установленного порогового минимума. Исходя из этого, министерством предусматривается  ряд комплексных мер.

 

 

3.2 Пути  совершенствования государственной социальной политики РК

 

 

В соответствии с поручением Главы государства  и антикризисной программой Правительства  политика занятости в 2009 году будет  направлена на сохранение и создание новых рабочих мест; расширение занятости  в строительстве и ремонте  дорог, на сельскохозяйственных работах; использование различных форм временной  занятости и направление высвобождающихся работников на обучение.

Принимаются меры по систематическому мониторингу  занятости, особенно на предприятиях и  в регионах, наиболее подверженных риску сокращения объемов производства и высвобождения трудовых ресурсов.

В соответствии с ситуацией особое внимание уделено  контролю использования местными исполнительными  органами и предпринимателями всех возможных мер по обеспечению  устойчивой и временной занятости. Акцент также делается на реализации программ профподготовки и переподготовки. Разрабатываются учебные программы  для различных форм краткосрочного обучения и переобучения высвобождаемых работников (1-3 месяца); устанавливается  прямая связь между подготовкой  специалистов и их трудоустройством.

Для социальной помощи высвобождаемым работникам используются выплата страхового социального  пособия по безработице в течение  четырех месяцев (в соответствии со страховыми соцотчислениями); оказание соцподдержки за счет средств местного бюджета (Адресная Социальная Помощь, Государственные Детские Пособия  на детей до 18 лет, жилищная помощь, единовременная материальная помощь).

Принимаются дополнительные меры по защите национального  рынка труда в соответствии с  интересами казахстанских работников. Квота на

59

привлечение иностранной рабочей силы в 2009 году сократится почти в два раза. Предусматривается  также запретить привлечение  иностранцев по тем специальностям и профессиям, которые в достаточной степени обеспечены местными кадрами.

Одновременно  с участием отраслевых министерств  на среднесрочную перспективу планируется: разработка прогнозов спроса и предложения  на рынке труда в рамках профессионально-квалификационных групп и видов экономической  деятельности; составление генеральной  схемы (баланса) создания рабочих мест и их кадрового обеспечения на основе схемы развития и размещения производительных сил и перспектив развития экономики; принятие мер по повышению качества трудовых ресурсов на основе разделения ответственности  за повышение профессионализма персонала  между государством, работодателями и работниками непосредственно. В рамках программы «Нұрлы кеш» будут созданы условия для повышения мобильности казахстанских граждан и использования внутренних резервов увеличения трудовых ресурсов.

Для предупреждения нарушений трудового законодательства, защиты трудовых прав и разделения ответственности между социальными  партнерами за формирование условий  для достойного труда предусматривается: расширение системы коллективно-договорных отношений; усиление контроля за реализацией  основных социальных гарантий, в первую очередь, по своевременной выплате  зарплаты; содействие принятию отраслевых (межотраслевых соглашений), устанавливающих  минимальные социально-трудовые гарантии и поэтапное повышение уровня оплаты труда; реализация поручений  Президента о повышении уровня оплаты и внедрение (с 2010 года) новой системы  заработной платы работников бюджетной  сферы.

Кроме того, предусмотрено введение независимого аудита и аттестации предприятий  по условиям труда; стимулирование внедрения  международных стандартов безопасности и охраны труда; создание региональных центров по обучению и повышению  квалификации руководителей и специалистов в данной сфере.

Основные  новации в миграционной политике связаны с реализацией программы «Нұрлы кеш», которая для удовлетворения потребностей экономики в трудовых ресурсах с учетом спроса работодателей на конкретные виды специальностей предусматривает использование механизма квотирования. За три года предстоит принять более 60 тысяч семей мигрантов. Около половины из них предполагается направить в регионы, относящиеся к Северной оси территориального развития, что связано со значительным спросом на трудовые ресурсы для реализации прорывных проектов в области продовольственной безопасности. Примерно треть участников будет расселена в регионах, относящихся к Южной оси, и оставшиеся в областях Центральной оси. Все они будут обеспечены жильем на условиях ипотечного кредитования.

 

60

Для оралманов  также сохраняется предусмотренная  действующим законодательством  социальная поддержка.

Кроме того, в 2009 году планируется реализация трех пилотных проектов по расселению и  обустройству 1051 семей мигрантов  в ЮКО (микрорайоне «Асар»), в г. Курчатов (ВКО) и с. «Красный яр» Акмолинской области. Одновременно будут приняты меры по регулированию миграции из сопредельных стран. Для этого предполагается подписание ряда соглашений с приграничными государствами по привлечению и использованию иностранной рабочей силы (в том числе для участия в сезонных работах) в целях легализации теневой занятости и уменьшения давления на внутренний рынок труда.

Одним из ключевых показателей реальной эффективности  госполитики вообще и антикризисной  программы Правительства, в частности, становится соцобеспечение, социальная помощь и поддержка наиболее уязвимых слоев населения. В соответствии с установками Главы государства  не может быть допущено ухудшение  социального положения наших  граждан. Финансирование соцпрограмм, ранее предусмотренные меры по улучшению  жизни в стране должны быть выполнены  в полном объеме.

В рамках достижения поставленных целей в 2009 году размер базовой пенсионной выплаты  увеличен на 12 процентов и составляет 5388 тенге, размеры солидарных пенсионных выплат выросли в среднем на 25 процентов. В результате с учетом базовых пенсионных выплат минимальная  пенсия, которую получают около 38,5 тысяч  человек, составляет 15263 тенге; средняя - 22493 тенге (её получает более 1 млн.300 тысяч  пенсионеров) и максимальная (около 290000 получателей) - 32121 тенге.

Реализуется государственная гарантия сохранности  пенсионных накоплений. За счет средств  республиканского бюджета Правительство  выплачивает выходящим на пенсию пенсионерам разницу между суммой фактически внесенных обязательных пенсионных взносов, с учетом индексирования на уровень инфляции, и суммой пенсионных накоплений на момент их выплаты.

Реализованы также планы повышения размеров государственных социальных выплат по инвалидности, по случаю потери кормильца  и по возрасту; специальных государственных  пособий.

Для предотвращения снижения доходов населения ниже черты бедности совершенствуются условия  и повышаются размеры соцпомощи  и соцподдержки малообеспеченных граждан. Начата работа по совершенствованию  минимальных стандартов. С учетом динамики и структуры потребительских  расходов будут внесены изменения  и увеличен размер прожиточного минимума, что послужит основанием для поэтапного пересмотра и повышения порогового уровня и критериев оказания социальной помощи.

Информация о работе Трансформация системы защиты населения в Республике Казахстан