Трансформация системы защиты населения в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 14:40, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является рассмотрение основных направлений развития социальной защиты Республики Казахстан в условиях рыночной экономики.

Содержание

Введение 6
1 Развитие социальной защиты населения в республике Казахстан 9
1.1 Понятие и сущность социальной защиты населения 9
1.2 Принципы и функции социальной защиты населения 13
1.3 Становление и развитие системы социальной защиты населения в Республике Казахстан 17
1.4 Основные направления развития системы социальной защиты населения в Республике Казахстан 25
2 Анализ политики социальной защиты населения в Республике Казахстан 29
2.1 Анализ состояния социальной сферы в период кризиса в РК 29
2.2 Анализ состояния социальной защиты населения (на материалах ГУ Рудненский городской отдел занятости и социальных программ) 42
2.2.1 Краткая характеристика ГУ Рудненский городской отдел занятости и социальных программ 42
2.3 Анализ показателей уровня безработицы на материалах ГУ Рудненский городской отдел занятости и социальных программ 47
2.4 Анализ современного состояния и уровня социальной защиты в г.Рудном 51
3 Мероприятия по совершенствованию государственной социальной политики в Республике Казахстан 58
3.1 Проблемы реализации социальной политики в РК 58
3.2 Пути совершенствования государственной социальной политики Республики Казахстан 59
3.3 Стратегические направления деятельности государственного учреждения Рудненский городской отдел занятости и социальных программ 62
3.4 Прогноз численности экономический активного населения г.Рудного на основе математической модели 75
Заключение 79
Список использованной литературы 80

Работа содержит 1 файл

ДР.docx

— 320.17 Кб (Скачать)

В современных условиях потребовалось  развитие других организационно- правовых форм социальной поддержки наиболее уязвимых категорий населения. Был  введен термин «социальная защита», который давно 

 

10

использовался в мировой практике.

Социальная защита как социальный институт, представляющий собой совокупность правовых норм, призванных решать определенные социальные и экономические проблемы, в международном контексте обычно имеет дело с установленными законодательством  категориями граждан, которые в  силу утраты трудоспособности, отсутствия работы либо по другим причинам не имеют  достаточных средств для удовлетворения своих жизненно важных потребностей и потребностей нетрудоспособных членов семьи. В рамках систем социальной защиты таким гражданам при наступлении  установленных законодательством  неблагоприятных событий предоставляется  помощь компенсационного характера  в денежной и натуральной формах, а также в форме различного рода услуг. Кроме того, системы социальной защиты осуществляют меры профилактического  характера, направленные на предотвращение неблагоприятных событий.

Социальная защита осуществляется в различных организационно-правовых формах, включая такие, как индивидуальная ответственность работодателей, страхование, социальное страхование, адресная социальная помощь, государственное социальное обеспечение и др. Использование  тех или иных организационно-правовых форм социальной защиты может иметь  различные социальные и экономические  последствия, которые необходимо учитывать  при осуществлении управления данной отраслью.

Вместе с тем, социальная защита, являясь по своему функциональному  характеру достаточно целостной  системой, представляющей собой самостоятельный  социальный институт, имеет специфические  особенности, связанные с технологиями оказываемых ею услуг. Технология предоставления пенсий существенно отличается от технологии оказания медицинской помощи, социально-реабилитационных технологий или технологий обеспечения  безработных граждан.

Социальная защита также предусматривается  в отношении семей с низкими  душевыми доходами, не обеспечивающими  общественно необходимого прожиточного минимума, результатом чего обычно является отсутствие средств существования  или средств на оплату жизненно значимых товаров и услуг (средств реабилитации, оплаты жилья, лечения).

Социальная защита может осуществляться в денежной форме в виде пенсий и пособий, в натуральной форме, а также путем оказания различного рода услуг лицам, являющимся объектом социальной защиты. Она может иметь  как компенсационный, так и предупредительный  профилактический характер.

Одной из государственно-правовых форм социальной защиты является непосредственно  государственное обеспечение нетрудоспособных лиц. Основные признаки непосредственного  государственного обеспечения —  финансирование расходов за счет государственного бюджета и установление категорий  обеспечиваемых лиц и уровня их обеспечения  в соответствии с 

 

11

приоритетами, определяемыми органами государственной власти. Непосредственное государственное обеспечение в  странах с рыночной экономикой имеет  достаточно ограниченные масштабы применения.

Другой организационно-правовой формой социальной защиты является социальное страхование, которое широко используется в абсолютном большинстве стран  с рыночной экономикой в отношении  многих видов социальной защиты. В  его основе лежит понятие социальных рисков и требование их обязательного  и добровольного страхования. Финансирование выплат по социальному страхованию  осуществляется за счет страховых взносов  работающих граждан и их работодателей, выплачиваемых, как правило, в равных долях. В финансировании систем социального  страхования иногда также участвует  государство.

В странах с рыночной экономикой также активно используется такая  организационно-правовая форма социальной защиты, как социальная помощь. Она  носит адресный характер и предоставляется  лицам после проверки их нуждаемости, если они не имеют других источников существования.

Другими организационно-правовыми  формами социальной защиты могут  быть фонды — обязательное (принудительное) накопление средств на случай возникновения  некоторых обстоятельств. Эти фонды  существуют в отдельных странах  Азии и Африки (которые были колониями) и являются общенациональными организациями, предназначенными для осуществления  обязательных сбережений всеми работающими  гражданами. Фонды преследуют цель обеспечить индивидуальную ответственность  каждого работающего за свое благосостояние в будущем. Они представляют собой  учреждения типа сберегательного банка. Воспользоваться этими вкладами можно в случае временной нетрудоспособности, при условии прекращения работы, в случае безработицы.

Характерной особенностью частных  форм социальной защиты является то, что  они создаются не в обязательном порядке в силу принятия соответствующего законодательства, а в силу частной  инициативы отдельных субъектов  отношений в данной среде, которые  принимают на себя обязательства  по осуществлению социальной защиты ограниченного круга лиц, представляющих для них определенный интерес. Частные  формы могут применяться в  таких видах социальной защиты, как  обеспечение временной нетрудоспособности, медицинской помощи, в пенсионном обеспечении и других.

Таким образом, социальная защита в  любом государстве - это комплексная  система социально-экономических  отношений, предназначенная для  оказания разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают общественно  необходимого уровня жизни семьи.

 

 

12

Эффективная социальная защита предполагает проведение политики, адекватно реагирующей  на социальное самочувствие людей, способной  улавливать рост социального недовольства и социальной напряженности, предупреждать  возможные конфликты и радикальные  формы протеста. 

 

 

1.2 Принципы и функции социальной  защиты населения

 

 

Система социальной защиты основывается на принципах системности и комплексности. Она создается как упорядоченная  совокупность взаимодействующих компонентов, как целостное образование, составленное из частей, как комплекс взаимосвязанных  структурных элементов, которые  в процессе интеграции образуют определенную целостность. Важнейшими элементами системы  социальной защиты являются субъекты и объекты, содержание которых раскрывается в целях, задачах, функциях, средствах. При формировании системы важно  обеспечить, чтобы ее объекты являли собой иерархически организованную, целостную общественную систему, чтобы  субъекты, осуществляющие деятельность, отражали эту целостность, а связывающее  объекта и субъекта звено –  формы, методы, системы, технологии социальной работы – представляло собой взаимосвязанный  процесс оказания помощи и поддержки  нуждающемуся человеку.

С системностью в организации и  содержании социальной защиты тесно  связана комплексность, то есть обеспечение  тесного единства всего комплекса  мер экономичного, социального, правового  и другого характера по обеспечению  гарантированного государством минимального уровня социальной защиты.

Комплексность обеспечивается:

  • единством целей, принципов и направлений деятельности;
  • сочетанием исторического опыта и традиций с современной практикой помощи человеку;
  • всесторонним изучением объекта социальной защиты (индивидуума, социальной группы, территориальной общности, трудового коллектива);
  • координацией и согласованностью действий субъектов социальной защиты;
  • контролем за осуществлением мер по оказанию помощи и поддержки людям.

Огромное значение имеет принцип  превентивных мер по социальной защите, который означает, что следует предупреждать причины социального неблагополучия, вскрывать их на самой начальной стадии формирования и устранять. Превентивность – это не только и не столько упреждающие компенсации в денежной и натуральной форме малообеспеченным группам

13

населения при повышении цен  или иных социальных потрясениях, а  прежде всего создание таких условий, когда люди сами могут справиться со сложной жизненной ситуацией, использовать личные ресурсы на случай возникновения социальных рисков: старости, болезни, безработицы. Предупреждение социальных рисков осуществляется посредством:

- помощи в нахождении работы  пенсионеру, инвалиду;

- развития надомного труда;

- поддержки негосударственных  систем социального страхования;

- формирования частного сектора  на основе добровольных взносов  граждан и других средств;

- развития различных форм участия  населения в финансировании социальных  программ, например на основе  развития ипотечного кредитования, поддержки деятельности страховых  медицинских компаний (помощь семье  или отдельному человеку в  выборе медицинского учреждения, врача, необходимых видов медицинских  услуг);

- сочетания платных и бесплатных  услуг, что способствует обеспечению  воспроизводственных возможностей  субъектов социальной защиты, создает  дополнительные системы для накопления  населением денежных сбережений. А это означает появление новых  возможностей для реализации  методов самозащиты и удовлетворения  социальных потребностей в образовании  и воспитании детей, укрепления  их здоровья, улучшения жилищных  условий и другое;

- поддержания величины денежных  доходов на уровне не ниже  прожиточного минимума, что обеспечивается  сочетанием различных форм социальной  помощи, участием в формировании  рынка труда, использованием общественных  работ и другое.

В этой связи представляется важным, чтобы каждое решение по социальной защите населения, каждый проект проходили  экспертизу и оценивались с точки  зрения возможности социально защитить людей в процессе будущей реализации, с позиций противодействия развитию негативных социальных явлений.

Важнейший принцип социальной защиты – ее адресность, то есть осуществление  комплекса мер по поддержке достойных  условий существования конкретно  нуждающихся людей, попавших в трудную  жизненную ситуацию, с учетом их индивидуальных потребностей и возможностей их удовлетворения в соответствии с  установленными критериями. Следует  отметить, что в современных условиях предоставление средств существования  старым, больным людям, а также  людям, попавшим в трудную жизненную  ситуацию, пока не всегда является адресным и справедливым: пособия нередко  выплачиваются не тем, кому они должны выделяться в первую очередь; назначаемые  пенсии не в полной мере учитывают  трудовой стаж граждан, узок перечень социальных услуг и другое.

 

14

Адресность социальной защиты, основанная на научных методах и расчетах и учитывающая индивидуальную трудную  жизненную ситуацию конкретного  человека является средством обеспечения  социальной справедливости и фактором активизации его внутреннего  потенциала. Благодаря принципу адресно  удается достичь главное –  помочь людям, оказавшимся в трудной  жизненной ситуации, поощрить и поддержать их социальную инициативу и активность, их стремление самостоятельно разрешать  возникшие проблемы.

В условиях ухудшения экономического положения возникла потребность  в критериях оценки нуждаемости  в материальной помощи и механизмах, обеспечивающих адресность.

Наиболее оптимальными критериями предоставления адресной социальной помощи являются:

- размер совокупного семейного  или среднедушевого дохода –  он должен быть ниже суммы  установленных на региональном  уровне прожиточных минимумов  всех членов семьи по социально-демографическим  группам или по соответствующей  величине регионального прожиточного  минимума (ниже уровня минимальной  заработной платы, минимальной  пенсии и других). Следует, однако, заметить, что использование среднедушевого  дохода в качестве единственного  критерия, без учета потенциальных  возможностей клиентов иметь  дополнительный доход (например, за счет вторичной занятости,  сдачи в аренду квартиры, машины, гаража и так далее), может стимулировать  иждивенчество и не способствует  развитию инициативы и социальной  активности нуждающихся;

- отсутствие средств к существованию;

- одиночество и неспособность  к самообслуживанию;

- материальный ущерб или физические повреждения (вследствие стихийных бедствий, катастроф, в результате исполнения служебных обязанностей и других).

Адресность социальной защиты позволяет  полнее использовать ресурсы социума  для оказания помощи человеку, учитывая, что именно в социуме проявляется  вся совокупность условий и факторов, окружающих человека, составляющих поле его жизнедеятельности и влияющих на его социальное самочувствие, образ  жизни.

Принцип адаптивности системы социальной защиты населения означает, что она должна предусматривать упреждающий пересмотр социальных нормативов в условиях инфляции и экономической нестабильности, снижения занятости; своевременное развитие правовой базы организационных структур; обновление методов осуществления и другие. Адаптивность системы социальной защиты населения означает ее способность к самосовершенствованию, развитию самозащитной активности и инициативы самих социальных субъектов, их способности к самопомощи, проявлению

Информация о работе Трансформация системы защиты населения в Республике Казахстан