Трансформация системы защиты населения в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 14:40, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является рассмотрение основных направлений развития социальной защиты Республики Казахстан в условиях рыночной экономики.

Содержание

Введение 6
1 Развитие социальной защиты населения в республике Казахстан 9
1.1 Понятие и сущность социальной защиты населения 9
1.2 Принципы и функции социальной защиты населения 13
1.3 Становление и развитие системы социальной защиты населения в Республике Казахстан 17
1.4 Основные направления развития системы социальной защиты населения в Республике Казахстан 25
2 Анализ политики социальной защиты населения в Республике Казахстан 29
2.1 Анализ состояния социальной сферы в период кризиса в РК 29
2.2 Анализ состояния социальной защиты населения (на материалах ГУ Рудненский городской отдел занятости и социальных программ) 42
2.2.1 Краткая характеристика ГУ Рудненский городской отдел занятости и социальных программ 42
2.3 Анализ показателей уровня безработицы на материалах ГУ Рудненский городской отдел занятости и социальных программ 47
2.4 Анализ современного состояния и уровня социальной защиты в г.Рудном 51
3 Мероприятия по совершенствованию государственной социальной политики в Республике Казахстан 58
3.1 Проблемы реализации социальной политики в РК 58
3.2 Пути совершенствования государственной социальной политики Республики Казахстан 59
3.3 Стратегические направления деятельности государственного учреждения Рудненский городской отдел занятости и социальных программ 62
3.4 Прогноз численности экономический активного населения г.Рудного на основе математической модели 75
Заключение 79
Список использованной литературы 80

Работа содержит 1 файл

ДР.docx

— 320.17 Кб (Скачать)

А) В пенсионной системе  :

  • отсутствие критериев для получателей государственной базовой пенсии;
  • применение в расчетах размеров пенсий условного индикатора, не имеющего социально-экономической нагрузки – минимального расчетного показателя (МРП);
  • недостаточность охвата населения НПС;
  • низкая инвестиционная доходность пенсионных активов.   

В целях  совершенствования пенсионной системы  и решения, в частности, названных  проблем,  Правительством принята  в январе текущего года соответствующая  «Дорожная карта». На сегодня развернута работа по рассмотрению актуальных проблем  в 3 направлениях:

  • по переводу добровольных профессиональных взносов в обязательные для лиц, занятых на тяжелых работах, вредных и опасных условиях труда;
  • по совершенствованию комиссионного вознаграждения накопительными пенсионными фондами и введению совместных семейных аннуитетов;
  • по совершенствованию пенсионного обеспечения военнослужащих.

Кроме того, необходимо особо подчеркнуть, что  постановлением Правительства создана  Комиссия для выработки предложений  по дальнейшему развитию пенсионной системы Республики Казахстан. Она  призвана разработать предложения  по формированию политики в целях  дальнейшего развития пенсионной системы, совершенствованию нормативно-правовой базы в названной отрасли, перспективного планирования совместных действий госорганов, накопительных пенсионных фондов и  страховых организаций. Также  в  целях всестороннего изучения и  эффективного применения международного опыта, анализа пенсионной системы  страны, проведения актуарных расчетов нами начато совместно со Всемирным  банком специальное исследование.

 В  перспективе мы планируем системное  продвижение по следующим направлениям:

  • на базовом уровне: утверждение четких критериев определения данных получателей и достижение к 2016 г.  размера базовой пенсии в 60% от размера прожиточного минимума;
  • по солидарному компоненту: повышение размеров пенсий с учетом ежегодной корреляции в зависимости от экономического роста (на инфляцию, рост зарплаты или комбинированный, включающий и первое и второе);

 

 

23

  • совершенствование  механизма повышения размеров пенсионных выплат  путем внесения  параметрических изменений.

Особое  место в решении рассматриваемых  вопросов отведено Программе занятости до 2020 года, разработанной по поручению Президента страны Н.А.Назарбаева.  Она направлена на повышение эффективности рынка труда, вовлечение малообеспеченных, безработных и самостоятельно занятого населения в активные программы продуктивной занятости; развитие кадрового потенциала для реализации индустриально-инновационной политики; совершенствование системы адресной социальной помощи.    К 2016 году мы намереваемся охватить работой 1,5 млн. человек, снизить уровень бедности до 6%, уровень безработицы не будет превышать 5,5%, а доля самостоятельно занятого населения снизится с 33,3 % до 20%. При этом дополнительный рост производительности труда составит 20%.

Необходимо  отметить, что в Казахстане проводится большая работа по обеспечению прав и улучшению качества жизни инвалидов. Мы ушли от медицинской модели, которая  направлена на оказание медицинской  помощи, и взяли курс на имплементацию  социальной парадигмы, нацеленной на полную интеграцию инвалидов в социум. В 2008 году наша страна присоединилась к  Конвенции о правах инвалидов. Также хочу подчеркнуть, что в 2009 году мы в развитие законодательной базы данной отрасли приняли закон «О специальных социальных услугах». Он направлен на оказание услуг в рамках утвержденных стандартов широкому кругу лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию. На сегодняшний день разработан Национальный план действий, который должен обеспечить инвалидам к 2018 году беспрепятственный доступ к основным объектам и услугам во всех сферах человеческой жизнедеятельности, создать условия для инклюзивного образования, обеспечить доступность труда и занятости.

В этом плане  следует подчеркнуть особую значимость Трудового кодекса, принятого в 2007 году. Он направлен на дальнейшее совершенствование  стратегии трудовых отношений, которое  заключается в целом:

  • в обеспечении баланса интересов сторон трудовых отношений (государства, работодателей и работников);
  • в обеспечении достойного труда, вбирающего в себя, прежде всего, безопасность труда;
  • укреплении социального диалога.

В настоящее время идет работа по его совершенствованию в 3 направлениях:

  • улучшения национальных стандартов оплаты и охраны труда;
  • усиления защиты прав работников в рамках введения стратегии управления рисками;
  • усиления института социального партнерства.

В целом, названный комплекс мер нацелен  на совершенствование современной  законодательной базы, необходимой  для обеспечения 

24

конкурентоспособности страны в глобальном пространстве.

В Послании народу Казахстана 28 января 2011 года «Построим будущее вместе» Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым отмечено: «Мы чётко определили наши планы по индустриализации и технологическому развитию экономики. Главная цель наших программ - укрепить благосостояние народа.» 

Мы твердо уверены в том, что достижение амбициозных целей по социальной модернизации общества возможно лишь на основе построения индустриально-инновационной экономики. При этом, безусловно, социальная система должна гибко реагировать на цикличное развитие экономики. На нивелирование турбулентных явлений как раз и направлена новая социальная политика.


1.4 Основные  направления развития системы  социальной защиты населения  Республики Казахстан

 

 

Благоприятные изменения в экономике в последние  годы и предпринимаемые меры по обеспечению  устойчивого роста позволяют  перейти к созданию комплексной  системы социальной защиты при наступлении  социальных рисков. В этой связи  была разработана новая концепция социальной защиты населения с учетом приоритетов и возможностей Казахстана в настоящем и будущем. Основные направления развития системы социальной защиты базируются на анализе международного опыта и современного состояния. Согласно которой предлагается построение такой системы, которая соответствует рыночным условиям и способствует формированию стимулов к стабильной оплачиваемой трудовой деятельности с более высоким уровнем охвата населения при минимальных затратах на администрирование. Новая система будет смешанной и включит в себя элементы как солидарной, так и персонифицированной систем, как обязательного, так и добровольного страхования и предназначена для обеспечения социальной защиты населения от основных рисков, с которыми может столкнуться человек в течение своей жизни. Основополагающие цели и задачи новой системы социальной защиты должны содержать элементы по поддержанию экономического роста; справедливость в предоставлении защиты при наступлении рисковых случаев всем гражданам; эффективное функционирование и максимально полный охват населения. Законодательство, регулирующее социальную сферу, будет сформировано на основе социальных рисков. Предлагаемая к реализации система социальной защиты должна быть:

справедливой - реализация прав на социальную защиту должна быть легко доступной для потенциальных получателей. Гарантированный государством минимальный объем пособий должен предоставлять равный уровень выплат

25

при одинаковых социальных рисках независимо от трудового стажа и заработка. В то же время дополнительный уровень защиты должен зависеть от продолжительности и размера участия в системе каждого конкретного человека; стимулирующей индивидуальную ответственность каждого гражданина, а не его зависимость от государства. В целом, все трудоспособные граждане должны стремиться быть ответственными за свое

собственное будущее и благосостояние своих  семей; действенной - пособия должны обладать адресностью, то есть предоставляться тем, кто имеет на это право и наиболее нуждается в них; эффективной, то есть прозрачной и хорошо управляемой, низкозатратной и простой. Основные компоненты системы должны гибко регулироваться; доступной, то есть за определенный срок обеспечить максимально полный охват населения.

С учетом вышеизложенного предполагается организовать систему социальной защиты на основе социальных рисков, включающую в себя следующие элементы защиты:

  • государственные выплаты за счет средств бюджета всем гражданам на одинаковом уровне в зависимости от социальных рисков;
  • обязательное социальное страхование на первом этапе за счет отчислений работодателей и в перспективе также за счет работников;
  • накопительную пенсионную систему; социальную помощь и специальные государственные программы поддержки определенных категорий граждан за счет средств бюджета.

          Кроме того, будет поощряться осуществление гражданами добровольного страхования на случай наступления социальных рисков. Учитывая специфику Казахстана, на основе международного опыта при рассмотрении институциональной базы системы социальной защиты предпочтение должно быть отдано смешанной системе, при которой эффективно используются возможности как государственных, так и частных институтов. Для более эффективного управления и контроля над всеми социальными выплатами должна быть разработана общегосударственная система персональной идентификации и национальная база данных с присвоением каждому гражданину персонального идентификационного кода. Широкомасштабное социальное обеспечение материнства и детства будет одним из приоритетов всей системы социальной защиты государства. В перспективе по мере совершенствования системы социальной защиты будет расширен перечень социальных рисков, при наступлении которых возникает необходимость в социальной защите. Так, в целях поддержки демографических процессов рождение и воспитание детей будут рассматриваться как ситуация, нуждающаяся в социальной защите. В качестве поддержки будут вводиться единовременные пособия при рождении ребенка и дополнительные пособия семьям, воспитывающим несовершеннолетних детей. Предполагается разработка мероприятий по решению проблем инвалидности, по осуществлению государственной поддержки производств для нужд инвалидов,

26

обеспечению внедрения государственных стандартов, обеспечивающих доступ инвалидов к основным правам и услугам. Будут приняты меры по развитию индивидуальных программ профилактики социальных рисков и реабилитации инвалидов (медицинская, социальная, профессиональная), созданию системы социальной, трудовой адаптации инвалидов, оказанию содействия интеграции инвалидов в общество. Данные предложения найдут отражение в разрабатываемой Программе реабилитации инвалидов на 2002-2005 годы.

Адресная  социальная помощь будет предоставляться  только самым незащищенным слоям населения на основе реальных критериев нуждаемости. Кроме того, будут разработаны специальные программы, нацеленные на предоставление дополнительной защиты определенной группе лиц – ветеранам войны, инвалидам и многодетным матерям. Важным моментом в общих подходах к реформированию социальной защиты является повышение роли социальных нормативов, поэтапное увеличение и приближение минимальной заработной платы к уровню прожиточного минимума. Размер социальных выплат будет рассчитываться исходя из норматива, имеющего реальную социально-экономическую природу. С целью предотвращения и сокращения вероятности возникновения социальных рисков государство будет предпринимать меры превентивного характера. Для предотвращения риска потери работы, а также в целях стимулирования обретения гражданами стабильной оплачиваемой трудовой деятельности государство будет совершенствовать программы создания рабочих мест. Для предотвращения риска нанесения вреда здоровью и жизни граждан при исполнении трудовых обязанностей будет усилен контроль государства за соблюдением трудового законодательства и законодательства по охране труда. С целью снижения риска наступления инвалидности предполагается совершенствовать систему оказания медицинской помощи, в том числе через совершенствование механизмов ее финансирования. Принципы обеспечения выплат уже назначенным на момент внедрения социального страхования получателям государственных пособий по возрасту, по случаю потери кормильца и трудоспособности не претерпят изменений. Предполагается повышение уровня участия в системе социальной защиты не только каждого конкретного гражданина, но и социальных партнеров Правительства - профессиональных союзов трудящихся и объединений работодателей, поскольку все системы социальной защиты прямо или косвенно финансируются за счет средств работников и работодателей.

Социальная  защита населения входит в систему  мер социальной политики государства  и направлена на соблюдение социальных прав человека, что проявляется в  системе приоритетов и механизмов по реализации законодательно закрепленных правовых, экономических и социальных гарантий граждан. Наиболее часто социальную защиту населения определяют как  систему законодательных, социально-экономических  и морально-психологических гарантий, средств и мер, благодаря которым  создаются равные для членов общества условия, препятствующие неблагоприятным 

Информация о работе Трансформация системы защиты населения в Республике Казахстан