Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 14:40, дипломная работа
Целью дипломной работы является рассмотрение основных направлений развития социальной защиты Республики Казахстан в условиях рыночной экономики.
Введение 6
1 Развитие социальной защиты населения в республике Казахстан 9
1.1 Понятие и сущность социальной защиты населения 9
1.2 Принципы и функции социальной защиты населения 13
1.3 Становление и развитие системы социальной защиты населения в Республике Казахстан 17
1.4 Основные направления развития системы социальной защиты населения в Республике Казахстан 25
2 Анализ политики социальной защиты населения в Республике Казахстан 29
2.1 Анализ состояния социальной сферы в период кризиса в РК 29
2.2 Анализ состояния социальной защиты населения (на материалах ГУ Рудненский городской отдел занятости и социальных программ) 42
2.2.1 Краткая характеристика ГУ Рудненский городской отдел занятости и социальных программ 42
2.3 Анализ показателей уровня безработицы на материалах ГУ Рудненский городской отдел занятости и социальных программ 47
2.4 Анализ современного состояния и уровня социальной защиты в г.Рудном 51
3 Мероприятия по совершенствованию государственной социальной политики в Республике Казахстан 58
3.1 Проблемы реализации социальной политики в РК 58
3.2 Пути совершенствования государственной социальной политики Республики Казахстан 59
3.3 Стратегические направления деятельности государственного учреждения Рудненский городской отдел занятости и социальных программ 62
3.4 Прогноз численности экономический активного населения г.Рудного на основе математической модели 75
Заключение 79
Список использованной литературы 80
15
собственных средств социальной защиты. Это особенно важно, когда речь идет о социально-демократических, профессиональных и иных группах населения, региональных общностях.
Принципом социальной защиты является
ее многосубъектность. Важнейший субъект
социальной защиты населения – государство.
Оно разрабатывает и
Эффективным элементом их воздействия
на решение вопросов социальной защиты
населения являются коллективные договоры,
которые в условиях рыночных отношений
становятся основным документом хозяйствования.
Реализуя социально защитные функции,
профсоюзы обеспечивают необходимые
производственные и социальные условия
для жизнедеятельности членов коллектива
их социальной защиты. Практика социального
партнерства государства с
Субъектом социальной защиты населения являются общественные объединения, обеспечивающие общественную поддержку и заинтересованное участие миллионов граждан в создании и функционировании современной модели социальной защиты.
Еще один субъект социальной защиты – работодатели. Они обеспечивают обязательные условия социальной помощи и поддержки наемных работников (минимальный уровень заработной платы, обязательное страхование по установленным нормативам, пенсионное, социальное, медицинское, по безработице, социальные выплаты и компенсации, относимые на фонд оплаты труда, и другие). Возможности работодателей в качестве активных субъектов социальной защиты используются далеко не в полную меру. Располагая значительными финансовыми ресурсами, многие из них могут создавать на своих предприятиях рабочие места, развивать социальные блага – бесплатные
16
путевки, выдачу долгосрочных беспроцентных кредитов и так далее.
Названные принципы выражают объективные закономерности развития общества, его социально-экономической жизни, но имеют и субъективную сторону. Они реализуются в процессе создания и развития системы социальной защиты, в процессе реализации функций социальной защиты и обогащения их новым содержанием. Функции – это относительно самостоятельные, но тесно связанные между собой виды деятельности по социальной защите человека, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Важнейшими из них являются:
- экономическая;
- хозяйственно-бытовая;
- психолого-педагогическая;
- социально-медицинская;
- юридическая;
- культурно-досуговая;
- организации труда и другие.
В процессе развития системы социальной защите населения функции меняются, наполняются новым содержанием за счет инновационных технологических приемов, комплексности оказываемых услуг и расширения сферы их применения, повышения профессионализма специалистов.
В этом находит отражение процесс
освоения нового содержания деятельности
по социальной защите, его все более
четкая ориентация на оказание многосторонней
поддержки нуждающегося человека, обеспечение
его личного участия в
1.3 Становление и развитие системы социальной защиты населения
в Республике Казахстан
20 лет назад Казахстан
под руководством Главы
От советских времен Казахстан
унаследовал систему
17
пенсионерами по выплате пенсий в сумме около 500 млн. долларов США.
Одним словом, социальная сфера Казахстана требовала коренного реформирования. В результате, государство взяло курс на создание новой модели системы социальной защиты и социального обеспечения, адекватной условиям рыночной экономики. Старт был дан в 1995 году, когда президентским указом была вначале принята программа действий Правительства Республики Казахстан по углублению реформ на 1996-1998 годы, а затем, в частности, указ, имеющий силу закона, «О льготах и социальной защите участников, инвалидов Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним». А в 1996 году принимается решение о постепенном повышении пенсионного возраста.
В первую очередь была реформирована пенсионная система. В соответствии с «Концепцией реформирования пенсионной системы» с 1 января 1998 года вступил в силу Закон «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан». Новый закон предусматривал, впервые среди стран СНГ, переход от солидарной к накопительной пенсионной системе.
Сегодня, в результате проведенных реформ сформирована инфраструктура нового пенсионного рынка - активно действуют 11 накопительных пенсионных фондов (НПФ). Число вкладчиков в них составило более 8,1 млн. человек. За прошедшие годы ими произведены выплаты на сумму 36,1 млрд. тенге. При этом, государство продолжает выполнять обязательства по выплате солидарных пенсий, пенсионные права которых были заработаны до реформирования. Особо необходимо отметить, что с 2005 года введены базовые пенсионные выплаты.
По итогам последних 11 лет (2000–2011 годы):
18
Рисунок 1. Минимальные и средние размеры пенсий по некоторым странам СНГ на 2011 год
Также, положительная динамика просматривается и в изменении структуры совокупного коэффициента замещения дохода пенсионными выплатами. Если в 2007 году он составлял 33,9%, то в 2011 году данный индикатор достиг 44,5%, что превышает минимальные нормы МОТ.
В сфере социальной помощи основные преобразования связаны с:
19
Рисунок 2. Поддержка социально уязвимых категорий населения
Оказание АСП корреспондируется с использованием активных форм преодоления бедности населения. Как видно на рисунке 2, если в 2002 году, когда она вводилась, 44,5% трудоспособного населения имели доходы ниже ПМ, то к 2010 году их доля сократилась до 6,5%.
Также в рамках монетизации льгот, взамен прежней льготной оплаты коммунальных услуг, были введены жилищные пособия. Данный вид выплат назначается семьям, доля расходов которых на оплату жилищно–коммунальных услуг составляет более 10 % от совокупного дохода семьи.
Реформирование социальной
сферы было бы неполным без создания
системы обязательного
Рисунок 3. Динамика соотношения социальных выплат на случай утраты трудоспособности из АО «ГФСС» и государственных социальных пособий по инвалидности
20
Как показано на рисунке 3, если в 2005 году средний размер социальных выплат на случай утраты трудоспособности составлял порядка 32% от среднего размера пособия по инвалидности, то к 2010-му данный показатель повысился до 45%.
Аналогичную картину можно увидеть и по социальным выплатам на случай потери кормильца. Так, если в 2005 году средний размер таких выплат составлял 39% от среднего размера социальных пособий по данному социальному риску, то к 2010-му данный показатель повысился до 66%.
С 2006 года, по поручению Главы государства, внедрена комплексная система поддержки семей с детьми, предусматривающая выплату единовременного пособия на рождение ребёнка; пособие по уходу за ребенком по достижении им возраста одного года для всех семей; пособие на детей до 18 лет из малообеспеченных семей.
Таблица 1
Социальная поддержка населения
Наименование |
2007 |
2009 |
2010 |
2011 | ||
Социальное страхование по беременности, родам и материнству (2005г) |
Пособие родителям воспитывающих детей-инвалидов-1 МЗП | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | ||
Единовременное пособие на рождение ребенка: - на первого, второго, третьего - на четвертого и более детей |
16380 тенге |
38880 тенге |
42390 тенге 70650 тенге |
45360 тенге 75600 тенге | ||
Пособие по уходу за ребенком до 1 года: - на первого - на второго - на третьего - на четвертого и более детей |
3276 тенге 3822 тенге 4368 тенге 4914 тенге |
6480 тенге 7128 тенге 7776 тенге 8424 тенге |
7772 тенге 9185 тенге 10 598 тенге 12011 тенге |
8316 тенге 9828 тенге 11340 тенге 12 852 тенге | ||
Пособие детям до 18 лет из малообеспеченных детей |
1092 тенге |
1296 тенге |
1413 тенге |
1512 тенге | ||
Специальное государственное пособие для награжденных многодетных матерей |
4269 тенге |
5055 тенге |
8478 тенге |
9240 тенге |
21
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Пособие родителям, опекунам, воспитывающим детей-инвалидов |
14952 тенге |
15999 тенге |
Как видно из таблицы 1, социальная поддержка материнства и детства в Казахстане дифференцирована по пяти направлениям, размеры которых динамично растут.
Новым видом социальных выплат с 2010 года является пособие родителям, опекунам, воспитывающим детей-инвалидов в размере одной минимальной заработной платы.
Данные меры благотворно повлияли на демографическую ситуацию и повышение рождаемости в стране. Так, если в 2003 году в стране родились 248 тыс. детей, то в 2010 году количество новорожденных увеличилось почти в 1,5 раза (366,2 тыс. детей).
В результате проведенных реформ в Казахстане выстроена трехуровневая система социальной защиты населения.
По всем основным видам социальных рисков задействовано участие государства, работодателей и населения. Так, по риску наступления старости:
По рискам инвалидности и потери кормильца:
Схожий комплексный подход реализован и по таким рискам, как:
22
Как известно, диалектика развития предполагает наличие процесса перманентного преодоления проблем. Казахстан, как и другие государства, имеет в социально-трудовой сфере ряд нерешенных актуальных вопросов. К их числу можно отнести следующие:
Информация о работе Трансформация системы защиты населения в Республике Казахстан