Трансформация системы защиты населения в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 14:40, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является рассмотрение основных направлений развития социальной защиты Республики Казахстан в условиях рыночной экономики.

Содержание

Введение 6
1 Развитие социальной защиты населения в республике Казахстан 9
1.1 Понятие и сущность социальной защиты населения 9
1.2 Принципы и функции социальной защиты населения 13
1.3 Становление и развитие системы социальной защиты населения в Республике Казахстан 17
1.4 Основные направления развития системы социальной защиты населения в Республике Казахстан 25
2 Анализ политики социальной защиты населения в Республике Казахстан 29
2.1 Анализ состояния социальной сферы в период кризиса в РК 29
2.2 Анализ состояния социальной защиты населения (на материалах ГУ Рудненский городской отдел занятости и социальных программ) 42
2.2.1 Краткая характеристика ГУ Рудненский городской отдел занятости и социальных программ 42
2.3 Анализ показателей уровня безработицы на материалах ГУ Рудненский городской отдел занятости и социальных программ 47
2.4 Анализ современного состояния и уровня социальной защиты в г.Рудном 51
3 Мероприятия по совершенствованию государственной социальной политики в Республике Казахстан 58
3.1 Проблемы реализации социальной политики в РК 58
3.2 Пути совершенствования государственной социальной политики Республики Казахстан 59
3.3 Стратегические направления деятельности государственного учреждения Рудненский городской отдел занятости и социальных программ 62
3.4 Прогноз численности экономический активного населения г.Рудного на основе математической модели 75
Заключение 79
Список использованной литературы 80

Работа содержит 1 файл

ДР.docx

— 320.17 Кб (Скачать)

 

15

собственных средств социальной защиты. Это особенно важно, когда речь идет о социально-демократических, профессиональных и иных группах населения, региональных общностях.

Принципом социальной защиты является ее многосубъектность. Важнейший субъект  социальной защиты населения – государство. Оно разрабатывает и осуществляет социальную политику в области социальной защиты, стремится сделать ее сильной  и эффективной, учитывает региональные факторы при ее проведении. Реализуя свои важнейшие функции – целеполагания  и организационного воздействия  на социальные процессы в обществе, эффективного регулирования и контроля социальной сферы, - государство обеспечивает минимальный уровень социальных гарантий, создает социально гарантированные  условия для жизнедеятельности  людей, поддерживает оптимальные отношения  между доходами активной части населения  и нетрудоспособных граждан, минимальными размерами оплаты труда, пенсий, стипендий, социальных пособий и величиной  прожиточного минимума, создает условия  для укрепления здоровья населения, роста его образованности и культуры, решения жилищных проблем. Государство  влияет на функционирование системы  социальной защиты населения, утверждая  государственный бюджет, а также  бюджеты других находящихся в  государственной собственности  источников финансирования.

Эффективным элементом их воздействия  на решение вопросов социальной защиты населения являются коллективные договоры, которые в условиях рыночных отношений  становятся основным документом хозяйствования. Реализуя социально защитные функции, профсоюзы обеспечивают необходимые  производственные и социальные условия  для жизнедеятельности членов коллектива их социальной защиты. Практика социального  партнерства государства с профсоюзными организациями, предпринимателями  становится важным условием активизации  их роли в социальной помощи и поддержке  нуждающимся членам.

Субъектом социальной защиты населения  являются общественные объединения, обеспечивающие общественную поддержку и заинтересованное участие миллионов граждан в  создании и функционировании современной  модели социальной защиты.

Еще один субъект социальной защиты – работодатели. Они обеспечивают обязательные условия социальной помощи и поддержки наемных работников (минимальный уровень заработной платы, обязательное страхование по установленным нормативам, пенсионное, социальное, медицинское, по безработице, социальные выплаты и компенсации, относимые на фонд оплаты труда, и другие). Возможности работодателей в качестве активных субъектов социальной защиты используются далеко не в полную меру. Располагая значительными финансовыми ресурсами, многие из них могут создавать на своих предприятиях рабочие места, развивать социальные блага – бесплатные

 

16

путевки, выдачу долгосрочных беспроцентных  кредитов и так далее.

Названные принципы выражают объективные  закономерности развития общества, его  социально-экономической жизни, но имеют и субъективную сторону. Они  реализуются в процессе создания и развития системы социальной защиты, в процессе реализации функций социальной защиты и обогащения их новым содержанием. Функции – это относительно самостоятельные, но тесно связанные между собой  виды деятельности по социальной защите человека, оказавшегося в трудной  жизненной ситуации. Важнейшими из них являются:

- экономическая;

- хозяйственно-бытовая;

- психолого-педагогическая;

- социально-медицинская;

- юридическая;

- культурно-досуговая;

- организации труда и другие.

В процессе развития системы социальной защите населения функции меняются, наполняются новым содержанием  за счет инновационных технологических  приемов, комплексности оказываемых  услуг и расширения сферы их применения, повышения профессионализма специалистов.

В этом находит отражение процесс  освоения нового содержания деятельности по социальной защите, его все более  четкая ориентация на оказание многосторонней поддержки нуждающегося человека, обеспечение  его личного участия в разрешении возникших проблем и трудностей, совершенствование отношений между  людьми в рамках различных систем помощи населению.

 

 

1.3 Становление  и развитие системы социальной  защиты населения

в Республике Казахстан

 

 

 

20 лет назад Казахстан  под руководством Главы государства,  Лидера Нации Н.А. Назарбаева  приступил к построению независимого  государства. Становление системы  социальной защиты населения,  как и всей страны в целом,  происходило в сложных условиях трансформации общественно-экономических отношений.

От советских времен Казахстан  унаследовал систему предоставления льгот, распространявшихся более чем  на 40 категорий граждан. Не соответствовала  требованиям рыночной экономики  и пенсионная система. Ее характерными чертами в тот  период были:  обезличенность пенсионных взносов, большое число лиц, выходивших на пенсию по льготному возрасту, а также несвоевременные отчисления взносов в пенсионный фонд. В качестве примера приведу такой факт: на 1 апреля 1997 года накопились долги перед

17

пенсионерами по выплате пенсий в сумме около 500 млн. долларов США.

Одним словом,  социальная сфера Казахстана требовала коренного реформирования. В результате, государство взяло курс на создание новой модели системы социальной защиты и социального обеспечения, адекватной условиям рыночной экономики. Старт был дан в 1995 году, когда президентским указом была вначале принята программа действий Правительства Республики Казахстан по углублению реформ на 1996-1998 годы, а затем, в частности, указ, имеющий силу закона, «О льготах и социальной защите участников, инвалидов Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним». А в 1996 году принимается решение о постепенном повышении пенсионного возраста.

В первую очередь была реформирована пенсионная система. В соответствии с «Концепцией реформирования пенсионной системы» с 1 января 1998 года вступил в силу Закон «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан». Новый закон предусматривал, впервые среди стран СНГ,  переход от солидарной к накопительной пенсионной системе.

Сегодня, в результате проведенных реформ сформирована инфраструктура нового пенсионного  рынка - активно действуют 11 накопительных пенсионных фондов (НПФ). Число вкладчиков в них составило более 8,1 млн. человек. За прошедшие годы  ими произведены выплаты на сумму 36,1 млрд. тенге. При этом, государство продолжает выполнять обязательства по выплате солидарных пенсий, пенсионные права которых были заработаны до реформирования. Особо необходимо отметить, что с 2005 года введены базовые пенсионные выплаты.

По итогам последних 11 лет  (2000–2011 годы):

  • минимальный размер пенсий  возрос почти в 7 раз (с 3 500 до 24 047 тенге);
  • средний размер – в 8 раз (с 4 462 до 36 205 тенге);
  • максимальный – в 6,4 раза (с 8 156 до 52 226 тенге).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

 

Рисунок 1. Минимальные и средние размеры  пенсий по некоторым странам СНГ  на 2011 год

 

Также, положительная  динамика просматривается и в  изменении структуры совокупного коэффициента замещения дохода пенсионными выплатами. Если  в 2007 году он составлял 33,9%, то в 2011 году данный индикатор достиг 44,5%, что превышает минимальные нормы  МОТ.

В сфере социальной помощи основные преобразования связаны с:

  • монетизацией и заменой натуральных льгот, выплатой специальных государственных пособий в денежной форме 17 категориям населения;
  • введением адресной социальной помощи (далее – АСП) для оказания поддержки малообеспеченным семьям, доходы которых ниже установленной черты бедности (40% от прожиточного минимума - ПМ).

 

19

Рисунок 2. Поддержка социально уязвимых категорий населения

 

Оказание АСП корреспондируется с использованием активных форм преодоления бедности населения. Как видно на рисунке 2, если в 2002 году, когда она вводилась, 44,5% трудоспособного населения имели доходы ниже ПМ, то к 2010 году их доля сократилась до 6,5%.

Также в рамках монетизации льгот, взамен прежней льготной оплаты коммунальных услуг, были введены жилищные пособия. Данный вид выплат назначается семьям, доля расходов которых на оплату жилищно–коммунальных услуг составляет более 10 % от совокупного  дохода семьи.

Реформирование социальной сферы было бы неполным без создания системы обязательного социального  страхования. Эта дополнительная форма социальной защиты работающего населения внедрена с 2005 года, и охватывает такие социальные риски, как:

  • утрата трудоспособности;
  • потеря кормильца;
  • потеря работы;
  • потеря дохода в связи с беременностью и родами (с 2008 года);
  • потеря дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года (с 2008 года).

 

 

 

 

Рисунок 3. Динамика соотношения социальных выплат на случай утраты трудоспособности из АО «ГФСС» и государственных социальных пособий по инвалидности

 

20

  Как показано на рисунке 3, если в 2005 году средний размер социальных выплат на случай утраты трудоспособности составлял порядка 32% от среднего размера пособия по инвалидности, то  к 2010-му данный показатель повысился до 45%.

  Аналогичную картину можно увидеть и по социальным выплатам на случай потери кормильца. Так, если в 2005 году средний размер таких выплат составлял 39% от среднего размера социальных пособий по данному социальному риску, то  к 2010-му данный показатель повысился до 66%.

 С 2006 года, по поручению Главы государства, внедрена комплексная система поддержки семей с детьми, предусматривающая выплату единовременного пособия на рождение ребёнка; пособие по уходу за ребенком по достижении им возраста одного года для всех семей; пособие на детей до 18 лет из малообеспеченных семей.

 Таблица 1

           Социальная поддержка населения

Наименование

2007

2009

2010

2011

Социальное страхование по беременности, родам и материнству (2005г)

Пособие родителям воспитывающих  детей-инвалидов-1 МЗП

1

2

3

4

5

Единовременное пособие на рождение ребенка:

- на первого, второго,  третьего

- на четвертого и более  детей

16380 тенге

38880 тенге

42390 тенге

70650 тенге

45360 тенге

75600 тенге

Пособие по уходу за ребенком до 1 года:

- на первого

- на второго

- на третьего

- на четвертого и более  детей

3276 тенге

3822 тенге

4368 тенге

4914 тенге

6480 тенге

7128 тенге

7776 тенге

8424 тенге

7772 тенге

9185 тенге

10 598 тенге

12011 тенге

8316 тенге

9828 тенге

11340 тенге

12 852 тенге

Пособие детям до 18 лет из малообеспеченных детей

1092 тенге

1296 тенге

1413 тенге

1512 тенге

Специальное государственное пособие  для награжденных многодетных матерей

4269 тенге

5055 тенге

8478 тенге

9240 тенге


 21

Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

5

Пособие родителям, опекунам, воспитывающим  детей-инвалидов

   

14952 тенге

15999 тенге


 

 

Как видно  из таблицы 1, социальная поддержка материнства и детства в Казахстане дифференцирована по пяти направлениям, размеры которых динамично растут.

Новым видом  социальных выплат с 2010 года является пособие родителям, опекунам, воспитывающим детей-инвалидов в размере одной минимальной заработной платы.

Данные  меры благотворно повлияли на демографическую ситуацию и повышение рождаемости в стране. Так, если в 2003 году в стране родились 248 тыс. детей, то в 2010 году количество новорожденных увеличилось почти в 1,5 раза (366,2 тыс. детей).

В результате проведенных реформ в Казахстане выстроена трехуровневая система социальной защиты населения.

По всем основным видам социальных рисков задействовано  участие государства, работодателей  и населения. Так, по риску наступления старости:

  • на базовом уровне государство обеспечивает всем пенсионерам и инвалидам, достигшим пенсионного возраста выплату базовой пенсии, независимо от стажа работы и прежнего дохода;
  • на обязательном солидарном уровне выплачиваются солидарные пенсии; на обязательном накопительном уровне – пенсии из накопительных пенсионных фондов (далее - НПФ);
  • на добровольном уровне осуществляются пенсионные выплаты, сформированные на основе добровольных взносов

По рискам инвалидности и потери кормильца:

  • на базовом уровне – выплачиваются социальные пособия по инвалидности и на случай потери кормильца;
  • на обязательном уровне – производятся соответствующие социальные выплаты из ГФСС и страховые выплаты из компаний по страхованию жизни;
  • на добровольном уровне – добровольные страховые выплаты.

Схожий  комплексный подход реализован и  по таким рискам, как:

  • потеря работы;
  • материнство и детство;
  • бедность.

 

22

Как известно, диалектика развития предполагает наличие  процесса перманентного преодоления  проблем. Казахстан, как  и другие государства, имеет в социально-трудовой сфере ряд нерешенных актуальных вопросов.  К их числу можно отнести следующие:

Информация о работе Трансформация системы защиты населения в Республике Казахстан