Трансформация системы защиты населения в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 14:40, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является рассмотрение основных направлений развития социальной защиты Республики Казахстан в условиях рыночной экономики.

Содержание

Введение 6
1 Развитие социальной защиты населения в республике Казахстан 9
1.1 Понятие и сущность социальной защиты населения 9
1.2 Принципы и функции социальной защиты населения 13
1.3 Становление и развитие системы социальной защиты населения в Республике Казахстан 17
1.4 Основные направления развития системы социальной защиты населения в Республике Казахстан 25
2 Анализ политики социальной защиты населения в Республике Казахстан 29
2.1 Анализ состояния социальной сферы в период кризиса в РК 29
2.2 Анализ состояния социальной защиты населения (на материалах ГУ Рудненский городской отдел занятости и социальных программ) 42
2.2.1 Краткая характеристика ГУ Рудненский городской отдел занятости и социальных программ 42
2.3 Анализ показателей уровня безработицы на материалах ГУ Рудненский городской отдел занятости и социальных программ 47
2.4 Анализ современного состояния и уровня социальной защиты в г.Рудном 51
3 Мероприятия по совершенствованию государственной социальной политики в Республике Казахстан 58
3.1 Проблемы реализации социальной политики в РК 58
3.2 Пути совершенствования государственной социальной политики Республики Казахстан 59
3.3 Стратегические направления деятельности государственного учреждения Рудненский городской отдел занятости и социальных программ 62
3.4 Прогноз численности экономический активного населения г.Рудного на основе математической модели 75
Заключение 79
Список использованной литературы 80

Работа содержит 1 файл

ДР.docx

— 320.17 Кб (Скачать)

 

Содержание 

Введение

6

1 Развитие социальной защиты населения  в республике Казахстан

9

1.1 Понятие и сущность социальной  защиты населения

9

1.2 Принципы и функции социальной  защиты населения

13

1.3 Становление и развитие системы  социальной защиты населения  в Республике Казахстан

17

1.4 Основные направления развития  системы социальной защиты населения  в Республике Казахстан

25

2 Анализ политики  социальной защиты  населения в Республике Казахстан

29

2.1 Анализ состояния социальной  сферы в период кризиса в  РК

29

2.2 Анализ состояния социальной  защиты населения (на материалах ГУ Рудненский городской отдел занятости и социальных программ)

42

2.2.1 Краткая характеристика ГУ Рудненский  городской отдел занятости и  социальных программ

42

2.3 Анализ показателей уровня безработицы  на материалах  ГУ Рудненский  городской отдел занятости и  социальных программ

47

2.4  Анализ современного состояния  и уровня социальной защиты  в г.Рудном

51

3 Мероприятия по совершенствованию  государственной социальной политики  в Республике Казахстан

58

3.1 Проблемы реализации социальной  политики в РК

58

3.2 Пути совершенствования государственной   социальной политики Республики  Казахстан

59

3.3 Стратегические направления деятельности  государственного учреждения  Рудненский  городской отдел занятости и  социальных программ

62

3.4 Прогноз численности экономический  активного населения г.Рудного  на основе математической модели 

75

Заключение

79

Список использованной литературы

80


 

Введение

 

 

Социальная защита - это  система, призванная обеспечивать определенный уровень доступа к жизненно необходимым  благам и определенный уровень благосостояния граждан, которые в силу неблагоприятных  обстоятельств (старость, состояние  здоровья, потеря кормильца или работы) не могут быть экономически активными  и обеспечивать себя доходами путем  участия в достойно оплачиваемом труде.

Международная организация  труда, членом которой является Казахстан, определяет систему социальной защиты как комплекс мер, включающий в себя:

- стимулирование стабильной, оплачиваемой трудовой деятельности;

- предотвращение и компенсацию  части доходов в случае возникновения  основных социальных рисков с  помощью механизмов социального  страхования; 

- предоставление механизмов  социальной помощи, предназначенной  для уязвимых групп населения,  не являющихся участниками системы  социального страхования; 

- доступ граждан к основным  правам и услугам, таким как  образование и медицинская помощь.

 Актуальность  дипломной работы заключается в том, что на нынешнем этапе постсоветского развития Казахстана ключевым направлением долгосрочной социально-экономической политики государства стало последовательное улучшение качества и уровня жизни населения на основе повышения конкурентоспособности национальной экономики.

 Теоретической и методологической основой дипломной работы послужили многие положения, изложенные в трудах известных российских и казахстанских ученых.

Целью дипломной  работы является рассмотрение основных направлений развития социальной защиты Республики Казахстан в условиях рыночной экономики.

Количественные показатели систем социальной защиты в значительной степени определяются уровнем экономического развития, а степень солидарности между лицами, участия государственных  институтов и уровень стимулирования находятся во взаимосвязи с выбранной  социально - экономической моделью.

В силу исторических, культурных, политических и иных факторов в государствах одинакового уровня развития существуют разные степени солидарности в организации  систем социальной защиты и разные степени участия государственных  институтов.

Полная солидарность предполагает отсутствие взаимосвязи между взносом  и выплатой, когда право на получение  зависит не от взноса, а определяется с момента наступления рискового  случая. Финансовая нагрузка

6

ложится на всех налогоплательщиков, а право на получение социальной защиты имеют все граждане. В такой  системе механизмом перераспределения  доходов и единственным источником финансирования является государственный  бюджет, а в качестве регулятора выступает государство. Системы, основанные на принципе полной солидарности, обычно предоставляют одинаковый, как правило, минимальный уровень социальной защиты всем гражданам. При ограниченной солидарности право на получение  выплаты зависит от взноса человека. Как правило, такая система финансируется  за счет отчислений работников и работодателей, а право на получение выплат в  зависимости от взноса имеют только те граждане, которые производили  отчисления (или за которых они  производились работодателем). Такие  системы обычно предоставляют дополнительную защиту определенной группе населения, например, работникам формального сектора  или конкретного трудового коллектива. Кроме того, существуют системы, в  которых солидарность отсутствует, где каждый гражданин отчисляет  персонифицированные взносы, от которых  напрямую зависят выплаты при  наступлении социальных рисков.

Среди стран с максимальным государственным участием в системе  социальной защиты следует отметить Францию, Италию, Бельгию, Германию, Австрию, Японию. Минимальное участие государства, передача большинства инструментов социальной защиты частному рынку распространено в ряде стран Латинской Америки. В большинстве стран - США, Великобритании, Аргентине, Голландии, Дании, Швеции, Польше, Латвии - используется смешанная система. Как правило, системы с полной солидарностью - государственные, персонифицированные  системы накопительного характера  преимущественно частные, а при  ограниченной солидарности обычно используется смешанная система, предполагающая участие как государственных, так  и частных институтов. Как показывает международный опыт, степень участия  государственных институтов влияет на такие основные показатели, как  охват населения и административные расходы. Более высокие административные расходы на содержание системы социального  страхования - в частных системах, более низкие - в государственных  и смешанных. В государственных  системах обеспечен почти полный охват трудоспособного населения, высок уровень охвата в смешанных  системах, относительно низок в частных  системах.

В Казахстане завершается  переход к рыночной экономике. Изменение  экономических отношений требует  построения адекватной системы социальной защиты.

На начальном этапе  переходного периода государство  было вынуждено заниматься текущими вопросами социальной защиты с учетом влияния новых, неизвестных ранее  экономических факторов: инфляции, бюджетного дефицита, спада производства, увеличения доли неформального сектора  экономики.

 

7

Предпринятые шаги в социальной сфере, обусловленные особенностями  переходного периода, носили фрагментарный  характер, являясь скорее ответной реакцией на решения хотя и весьма сложных, но все же текущих проблем, за исключением внедрения накопительной  пенсионной системы и замены натуральных  льгот денежными выплатами.

Несмотря на проведенные  преобразования, в данный момент система  социальной защиты характеризуется  сложностью и недостаточной системностью законодательства, адресностью и  прозрачностью, низкими стимулами  к участию в системе.

Благоприятные изменения в экономике в последние  годы и предпринимаемые меры по обеспечению  устойчивого роста позволяют  перейти к созданию комплексной  системы социальной защиты.

Смысл и значение системы  социальной защиты населения состоит  в том, чтобы с помощью нормативно-правовых, экономических, финансовых, социально-психологических  и организационно-технических средств  осуществить поддержку и помощь нуждающимся в этом. Амортизация  шоковых мероприятий, принятых для  быстрого перевода экономики и политической системы в новое русло в  Казахстане, не была осуществлена в  полной мере и своевременно.

На стадии становления  и развития находится система  социальной защиты населения Казахстана, ведется активный поиск ее оптимальной  структуры.

Стабильная социально-политическая обстановка в стране зависит не только от доброй воли народа, но и от своевременных  целенаправленных мер правительства  по смягчению, нейтрализации и устранению тяжелых недугов социальных проблем. Запись в Конституции Республики Казахстан о том, что Казахстан  «утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством»  означает, помимо прочего, что государство  берет на себя обязательства перед  народом по созданию условий для  налаживания самим же народом  его собственной жизни – в  масштабах семьи, трудовых коллективов  и общества  в целом.

Функции по осуществлению  этих мероприятий в нашем городе возложены на Государственное учреждение «Рудненское городское управление труда, занятости и социальной защиты населения».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

1 Развитие  социальной защиты населения  в Республике Казахстан

 

1.1 Понятие и сущность социальной защиты населения

 

 

Неотъемлемыми факторами любой  нормально функционирующей социальной системы является социальная защита и социально-экономическая поддержка  населения.

Формирование и развитие рыночной экономики привело к выделению  социальной защиты населения в самостоятельный  вид деятельности, которая приобрела  новый смысл и значение, прежде всего, как защита от неблагоприятных  воздействий рыночных отношений. Система  социальной защиты, как показывает практика, вовлечена в систему  рынка и является его неотъемлемым элементом. Социальная поддержка тех, кто объективно не имеет возможности  обеспечить себе достойный уровень  жизни, это, по существу, необходимая  плата за возможность предпринимательской  деятельности и получение дохода в стабильном обществе.

Объективная реальность, обусловленная  логикой развития рыночных отношений, выдвигает на первый план формирование научно обоснованной системы социальной защиты и социальной поддержки населения, ее наиболее уязвимых слоев. Необходимость  создания этой системы обусловлена  рядом факторов.

Одним из основополагающих факторов, действующих в рамках общества и  определяющих содержание социальной поддержки  населения, является определённая система  отношений собственности и права. Именно частная собственность обуславливает  независимость гражданского общества от государства, делает человека полноценным  субъектом и гарантирует необходимые  условия его социальной жизнедеятельности. Однако в каждом обществе есть определенная часть населения, которая не имеет  собственности и не в состоянии  трудиться в силу объективных  причин: болезни, нетрудоспособности вследствие старости или возраста, не позволяющего человеку вступить в сферу производственных отношений (дети), последствия экологических, экономических, и военных конфликтов, стихийных бедствий, и т.д. Эти  категории населения не выживут  без защиты и социальной помощи государства, когда главным фактором производства и распределения все в большей  степени становится капитал. Государство  объективно заинтересовано в поддержке  социально уязвимых слоев населения  по нескольким причинам:

- государство, провозгласившее  себя цивилизованным, обязано обеспечить  населению достойный уровень  жизни;

- всякое государство заинтересовано  в расширенном воспроизводстве  квалифицированной рабочей силы;

 

 

9

- социально-экономическая поддержка  неимущих нивелирует экономическое  состояние различных групп и  слоев населения.

Социальная защита – это система  законодательных, социально-экономических  и морально-психологических гарантий, средств и мер, благодаря которым  создаются равные для членов общества условия, препятствующие неблагоприятным  воздействиям среды на человека, обеспечивающие достойные и социально приемлемое качество их жизни.

Характерным для современного этапа  является быстрое развитие методологии  и методики социальной защиты населения, что имеет важнейшее практическое и теоретическое значение. Необходимо отметить, что под методологией социальной защиты понимается система принципов  и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, направленной против ситуаций риска  в нормальной жизни граждан, таких, как болезнь, безработица, старость, инвалидность, смерть кормильца и  другие, а под методикой – совокупность приемов, методов исследования и  операций практического и теоретического освоения социальной защиты населения  как системы.

Система социальной защиты населения  на современном этапе включает в  себя:

– социальное обеспечение;

– социальное страхование; 

– социальную поддержку (помощь).

Центральным субъектом социальной защиты является государство. Человек, нуждающийся в социальной защите – одновременно и субъект и  объект социальной защиты.

Объектами социальной защиты являются социальные институты в лице конкретных социальных организаций, учреждений, систем (образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости, труда, культуры, спортивно-оздоровительного комплекса).

Основными формами социальной защиты являются законодательно определенные социальные гарантии и их удовлетворение на основе базовых стандартов и программ; регулирование доходов и расходов населения; социальное страхование; социальное вспомоществование; социальные услуги; целевые социальные программы.

Термин «социальная защита»  имеет различные значения. В новых  экономических условиях он заменил  термин «социальное обеспечение», использовавшийся в советской экономике, где он характеризовал специфическую организационно-правовую форму социальной защиты, осуществляемую непосредственно государством.

Информация о работе Трансформация системы защиты населения в Республике Казахстан