Трансформация системы защиты населения в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 14:40, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является рассмотрение основных направлений развития социальной защиты Республики Казахстан в условиях рыночной экономики.

Содержание

Введение 6
1 Развитие социальной защиты населения в республике Казахстан 9
1.1 Понятие и сущность социальной защиты населения 9
1.2 Принципы и функции социальной защиты населения 13
1.3 Становление и развитие системы социальной защиты населения в Республике Казахстан 17
1.4 Основные направления развития системы социальной защиты населения в Республике Казахстан 25
2 Анализ политики социальной защиты населения в Республике Казахстан 29
2.1 Анализ состояния социальной сферы в период кризиса в РК 29
2.2 Анализ состояния социальной защиты населения (на материалах ГУ Рудненский городской отдел занятости и социальных программ) 42
2.2.1 Краткая характеристика ГУ Рудненский городской отдел занятости и социальных программ 42
2.3 Анализ показателей уровня безработицы на материалах ГУ Рудненский городской отдел занятости и социальных программ 47
2.4 Анализ современного состояния и уровня социальной защиты в г.Рудном 51
3 Мероприятия по совершенствованию государственной социальной политики в Республике Казахстан 58
3.1 Проблемы реализации социальной политики в РК 58
3.2 Пути совершенствования государственной социальной политики Республики Казахстан 59
3.3 Стратегические направления деятельности государственного учреждения Рудненский городской отдел занятости и социальных программ 62
3.4 Прогноз численности экономический активного населения г.Рудного на основе математической модели 75
Заключение 79
Список использованной литературы 80

Работа содержит 1 файл

ДР.docx

— 320.17 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

74

 

 

3.4  Прогноз  численности экономически активного  населения г. Рудного  на  основе математической модели

 

 

Одним из самых распространенных и наиболее разработанных методов прогнозирования  является метод прогнозной экстраполяции. Основная цель данного метода состоит  в выявлении и измерении закономерностей в производственной деятельности предприятия и их развития во времени. Это достигается посредством построения и анализа статистических рядов во времени.

Рядами динамики называются статистические данные, отображающие развитие изучаемого явления во времени.

В каждом ряду динамики имеются  два основных элемента:

- показатель времени  - t;

- соответствующие им  уровни развития изучаемого явления  - y.

В качестве показаний времени  в рядах динамики выбирается  период – год. 

Уровни рядов динамики отображают количественную оценку изменения  во времени изучаемого явления. Рассматриваемый  характер изучаемого явления уровни рядов динамики относится к интервальным.

Воспользовавшись  данным методом, используя процедуру  выравнивания временного ряда для выявления  основной тенденции развития (тренда), рассчитаем прогноз численности  экономически активного населения  г. Рудного  2012 года.

В таблице 12 представлены данные по численности экономически активного населения г. Рудного.

 

Таблица 12

Динамика численности  экономически активного населения  г. Рудного

В тысячах человек

Показатель

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

Численность экономически активного  населения г. Рудного

65,37

65,543

66,699

67,186

70,045

71,407

70,991


 

На рисунке 12 представлена теоретическая линейная модель, описывающая динамику исследуемого показателя. 

 

 

 

 

 

 

 

75


 

Рисунок 12. Ряд динамики численности экономически активного  населения г. Рудного и его  тренд по линейной модели

 

Рассматривая  уровни ряда как функцию времени, примем, что в данном случае развитие во времени отражено аналитической  параболой. Система уравнений имеет  следующий вид:

 

       ,                                                  ( 1 )

где  t - уровни ряда;

n - количество уровней ряда;

у - уровни эмпирического ряда;

a0, a1 , a - параметры параболы.

 

 

На рисунке 13 представлена полиномиальная модель численности экономически активного населения г. Рудного.

 

 

 

 

76


 

Рисунок 13. Ряд динамики численности экономически активного населения г. Рудного и его тренд по полиномиальной модели

 

Данная модель на 92 % описывает  динамику исследуемого показателя. Прогноз  сумм численности экономически активного  населения по полиномиальной модели:

 

У (2012 год) = 0,0337 · 64  + 0,8712 · 4 + 64,019 =  69,66 тысяч человек.

 

Экстраполяция в рядах  динамики носит не только приближенный, но и условный характер, так как  основой прогнозирования является предположение, что закономерность внутри анализируемого ряда динамики, выступающего в качестве базы прогнозирования, сохраняется и в дальнейшем. Точность прогноза зависит от того, насколько  обоснованными окажутся предположения  о сохранении на будущее действий тех факторов, которые сформировали в базисном ряду динамики его основные компоненты. Важное значение при экстраполяции  имеет продолжительность базисного  ряда динамики и сроков прогнозирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

77

 

Заключение

 

 

Представленный  в предыдущих главах анализ государственной  социальной политики в таких сферах, как здравоохранение, образование  и социальной защиты населения показал  недостатки и проблемы эффективности  реализации социальной политики. На сегодняшний  день все реформы, проводимые в области  образования, здравоохранения и  социальной защиты населения не связаны  со сменой приоритетов в государственной  социальной политике, а направлены на повышение ее эффективности.

Следует обратить внимание на такие основные аспекты государственной социальной политики, как нормативно-правовая обеспеченность, финансирование государственным  бюджетом расходов на социальные сферы, развитие сети учреждений образования, здравоохранения и т.д.

Анализ  состояние нормативной правовой базы, позволил выделить две основные сферы приложения для анализа: базовые (законные) нормативные правовые акты и надстроечные (подзаконные) акты. И если в отношении первых можно  говорить, что они достаточно проработаны  и позволяют выстроить эффективно работающую государственную социальную политику, то касательно надстроечных документов этого утверждать нельзя. Исполнение государственных гарантий и реализация государственной социальной политики связана с значительными  затруднениями, такими как недостаточностью финансирования социальных сфер, материально-техническим  устареванием учреждений систем образования, здравоохранения и социальных служб  и т.д.

Острой  проблемой остается проблема государственного финансирования социальных сфер, в  частности недостаточность, неэффективность  расходования средств на образование, здравоохранение и социальной зашиты, вызванной недостаточностью прозрачности и подотчетности как органов  государственного управления, так и  учреждениями представляющих социальные услуги и социальную помощь.

При реализации государственной социальной политики центральные государственные органы и ведомства испытывают значительные проблемы, связанные с тем, что  исполнение на местном уровне не эффективное. У государственных служащих даже есть поговорка: «Верхи (т.е. центральные  ведомства) хотят, низы (местные исполнительные органы) не могут». Также и сами центральные  органы не всегда взаимодействуют друг с другом.

При этом стоит отметить и значительные достижения в государственной социальной политике, что связано с экономическим  ростом, ростом уровня благосостояния. В первую очередь стоит отметить, что государству удалось удержать от развала функционирующими системы  образования, здравоохранения и  социальной защиты. Во - вторых, реформы  в социальных сферах в республике позволили образованию, здравоохранению  и социальной

 

78

защите достигнуть первенство функционирования их среди  социальных систем стран СНГ. Стоит  упомянуть слова Президента Республики Казахстан в послании народу Казахстана «Стратегия “Казахстан-2030”: на новом этапе развития Казахстана»: «Мы взяли курс на последовательную социальную модернизацию. И мы многого достигли».

Программа дальнейшего  углубления социальных реформ в Республике Казахстан рассчитана на 2009-2014 годы. Целью ее реализации является создание финансово устойчивой, экономически эффективной, социально справедливой трехуровневой системы социального обеспечения с распределением ответственности за социальное обеспечение между государством, работодателем и работником. Реализация намеченной цели предполагает:

-совершенствование  государственных социальных стандартов;

- превращение  прожиточного минимума в базовый  социальный индикатор и изменение  методики его исчисления;

-развитие системы  социального обеспечения.

Новизна программы  состоит в ведении базового уровня социального обеспечения, который  обеспечит гарантированный минимальный  уровень поддержки;

- изменение  подходов к социальной защите  инвалидов в целях создания  для них равных наряду с  другими гражданами условий участия  в жизни общества;

-принятие приоритетных  мер по защите материнства  и детства;

-изменение  идеологии оказания социальной  помощи.

Можно сделать  вывод, что основная задача государства  в рамках социальной политики - принимать  на себя значительную долю ответственности  за наступление определенных обстоятельств  в жизни человека - болезнь, старость, инвалидность, потеря кормильца и  др., и через систему социальной защиты населения осуществлять компенсацию, обеспечивая при этом достойный  уровень жизни.

Таким образом, система социальной защиты должна являться частью хорошо продуманной и грамотно спроектированной стратегии социального  развития страны, и, следовательно, определенным фактором экономического развития

 

 

 

 

 

 

 

 

 

79

Список использованной литературы

 

 

1. Послание Президента Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Стратегия “Казахстан-2030”: на новом этапе развития Казахстана», 2007.

2. Конституция  Республики Казахстан, 1995.

3. М.А.  Асжина, Г.Г. Чибриков. Основы экономической  теории / М.А.Асжина - М.: “Норма”, 1996 г- 287 с.

4. Социальная  политика государства в переходный  период - Алматы.: “Билим”, 1997г-134 с.

5. Энциклопедический юридический словарь - М.: 1997-700 с.

6. Н.К.  Мамырова и Ф. Акчуры., Человеческое  развитие в Казахстане:/ под ред. Н.К Мамырова, учебник - Алматы: Экономика, 2003.-  184 с.

7. Financial Times. 1999. 5 October.

8. Закон  Республики Казахстан «Об образовании», от 7 июня 1999.

9. Закон  Республики Казахстан «О системе  здравоохранения», от 4 июня 2003.

10. Закон  Республики Казахстан «О психиатрической  помощи и гарантиях прав граждан  при ее оказании», от 16 апреля 1997.

11. Закон  Республики Казахстан «О государственной  адресной социальной помощи»,  от 11 июля 2002.

12. Закон  Республики Казахстан «О пенсионном  обеспечении в Республике Казахстан», от 20 июня 1997.

13. Концепция  развития образования в Республике  Казахстан до 2015 года, от 24 февраля  2004.

14. Государственная  программа развития образования  в Республике Казахстан на 2005 -2010 гг., октябрь 2004.

15. Государственная  программа реформирования и развития  здравоохранения на 2005 - 2010 гг, октябрь  2004 г

16. Концепция  реформирования системы пенсионного  обеспечения в Республике Казахстан, от 12 мая 1997 года

17. Программа  дальнейшего углубления социальных  реформ в Республике Казахстан  на 2005-2007 годы, от 30 ноября 2004.

18. Казахстан:  обзор государственных расходов  на образование и здравоохранение.  Азиатский банк развития, 2003.

19. «Стратегия  развития сектора образования». Министерство образования и науки  и Азиатский банк развития. - Астана, 2004.

20. Национальный  Отчет о человеческом развитии  ПРООН «Образование для всех: основная цель нового тысячелетия», 2004

21. Отчет  ПРООН «Бедность в Казахстане: причины и пути преодоления», 2004.

22. Материалы  Агентства по статистике Республики  Казахстан. Серия «Социальная  сфера». - Алматы, 2002-2006.

80

23. Статистический  сборник Агентства по статистике  Республики Казахстан «Здоровье  населения Республики Казахстан  и деятельность организаций здравоохранения» - Алматы, 2006.

24. Статистический  сборник Агентства по статистике  Республики Казахстан «Образование  в Республике Казахстан» - Алматы, 2006.

25. Сайт  Министерства финансов Республики  Казахстан www.minfin.kz

26. Сайт  Министерства экономики и бюджетного  планирования www.minplan.kz

27. Сайт  Министерства здравоохранения Республики  Казахстан www.dari.kz

28. Сайт  Министерства образования и науки  Республики Казахстан www.еdu.gov.kz

29. Сайт  Парламента Республики Казахстан  www.parlam.kz

30. Сайт  Агентства по статистике Республики  Казахстан www.stat.kz

31. Сайт  Казахстанского информационного  агентства www.kazinform.kz

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

81


Информация о работе Трансформация системы защиты населения в Республике Казахстан