Торгово-промышленная палата Рф

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

События последних лет свидетельствуют о том, что, несмотря на все громогласные заявления об эффективности реформ в экономике, административному аппарату, созданному для реализации планов этих реформ, к сожалению, так и не удалось решить наиболее насущные проблемы предпринимательской деятельности. Рыночные отношения, созданные к настоящему времени в России, не предоставляют равных возможностей всем участникам рынка и не позволяют большинству предпринимателей сосредоточить свое внимание исключительно на решении текущих хозяйственных задач и на расширении своего дела

Работа содержит 1 файл

курсовая1.doc

— 495.50 Кб (Скачать)

Не обладая правом вносить в законодательные органы собственные законопроекты, ассоциации и союзы во многих случаях способны инициировать принятие одних законов  и блокирование других, то есть действовать  как эффективные группы давления. Наиболее часто в этих целях они используют средства массовой информации и своих представителей в государственных органах власти. Не стоит забывать и о том, что представители предпринимательских объединений, как правило, являются участниками, а нередко и руководителями различных консультативных органов при Правительстве РФ, в министерствах и ведомствах, и от их мнения во многом зависит содержание тех рекомендаций, которые становятся основой правительственных программ. Достаточно упомянуть о том, что представители ТПП РФ и многих отраслевых объединений предпринимателей - членов Палаты входят в состав Консультативного совета по таможенной политике при ГТК России, коллегии МАП России, правительственной комиссии по транспортной политике, Комиссии Правительства РФ по выставочно-ярмарочной деятельности, Координационного совета по разработке государственной политики в области пищевой и перерабатывающей промышленности при Минсельхозе России, Попечительского совета Федерального фонда  поддержки  малого предпринимательства и др.  Опрос социологической службы «Кассандра» объединений предпринимателей-членов ТПП РФ показал, что почти 2/3 из них за последние год-полтора принимали участие в заседаниях Правительства России, коллегий министерств и ведомств.                      

В то же время, наиболее полно интересы предпринимателей может представлять лишь Торгово-промышленная палата. В  последние годы формирование федеральной  сети и системы торгово-промышленных палат в Российской Федерации  как корпоративной основы, представляющей интересы деловых кругов, практически завершилось. Расширяется представительская функция Палат. При участии объединений предпринимателей они организуют диалог бизнеса и власти, проводят подготовку и экспертизу правовых актов на федеральном и региональном уровнях, разрабатывают, согласуют и выносят для обсуждения и принятия решений предложения по развитию предпринимательства. Руководители территориальных Палат, как правило, входят в состав экономических советов, различных комиссий, комитетов при администрациях субъектов Федерации.

Во многих Палатах (ТПП Республики Татарстан, Дальневосточная ТПП, ТПП  Восточной Сибири, Северная, Московская, Санкт-Петербургская, Тульская, Рязанская, Белгородская, Брянская, Кузбасская, Краснодарская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская ТПП) накоплен опыт по формированию консолидированной позиции деловых кругов региона в вопросах поддержки малого предпринимательства, выставочно-ярмарочной деятельности, решении иных социально-экономических проблем регионов. Территориальные Палаты участвуют в создании региональных отраслевых объединений предпринимателей, проводят совместные мероприятия, исследования, осуществляют обмен информацией, подготовку совместных документов в органы власти и т.п.

Таким образом, можно говорить о том, что на региональном уровне также в основном сформирована основа корпоративного и функционального механизма взаимоотношений между ТПП и объединениями предпринимателей, которая может обеспечить выстраивание системы отношений с союзами и ассоциациями предпринимателей федерального уровня.

К сожалению, наметившаяся некоторое  время назад тенденция к расширению взаимодействия союзов и ассоциаций на региональном уровне, несмотря на достаточно частые контакты, не приобрела устойчивого, системного характера и остается только тенденцией. Анализ свидетельствует, что пока не удается выработать универсальные формы взаимовыгодных контактов между территориальными Палатами и отраслевыми объединениями предпринимателей, действующими на федеральном уровне.

Как представляется, определенным стимулом к развитию взаимодействия территориальных  Палат и объединений предпринимателей послужит активная позиция в решении  социально-экономических проблем  регионов, занятая полномочными представителями  Президента РФ в семи федеральных округах.

Совместно с аппаратом полномочных  представителей Президента во всех федеральных  округах проводились и проводятся конференции и консультации, расширенные  заседания, семинары-совещания представителей Палат и предпринимательских объединений с участием  работников федеральных округов, и органов государственного управления на которых обсуждаются вопросы дерегулирования российской экономики, устранения административных барьеров на региональном уровне, развития региональных рынков и инфраструктур региона, а также взаимодействия государства и бизнеса.

Анализ свидетельствует, что большую  часть корпоративных членов ТПП  РФ составляют отраслевые объединения, которые с равным правом могут  быть отнесены к разряду общероссийских, то есть к «союзам союзов».

Сохраняется устойчивая положительная динамика роста членской базы: 1998 год - количество вступивших организаций 11, 1999 год - 11, 2000 год - 15. Из 37 объединений, вступивших в члены ТПП РФ за указанный  период, 29 представляют интересы определенных отраслей или видов предпринимательской деятельности, в частности:

  • 11 представляют интересы предпринимателей и предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности (Мясной союз России, Российский союз производителей соков, Российская гильдия пекарей и кондитеров, Союз сахаропроизводителей России, Союз мукомольных и крупяных предприятий, Ассоциация производителей и дистрибьюторов этилового спирта и др.);
  • 6 - транспортной отрасли (Российский автотранспортный союз, Ассоциация портов и судовладельцев речного транспорта, Ассоциация «Аэропорт» гражданской авиации, Союз российских судовладельцев и др.);
  • 3 - крупного промышленного производства (Международный союз металлургов, Союз производителей    нефтегазового    оборудования,    Союз   производителей   и   экспортеров металлостройпродукции);
  • 2 - деревообрабатывающей и лесной промышленности (Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России, Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров России);
  • 2 - текстильной и легкой промышленности (Российский межрегиональный союз предпринимателей текстильной и легкой промышленности, Союз производителей и экспортеров товаров легкой и текстильной промышленности «Союзлегтексэкспорт»).

Остальные объединения представляют интересы других видов предпринимательской или профессиональной деятельности.

О том, насколько тесно в вопросе  представления и защиты интересов делового сообщества взаимодействуют система ТПП и объединения предпринимателей, дают представление результаты социологического исследования, проведенного среди руководителей объединений предпринимателей - членов ТПП РФ в марте - апреле 2001 года социологической службой «Кассандра».

Ответы на вопросы анкет, с помощью  которых проводилось исследование давали руководители ассоциаций, имеющих длительный опыт существования. 39% опрошенных представляют объединения со стажем работы более 7 лет, 31% - от 3 до 5 лет и 23% - со стажем не превышающим 3 лет.

У каждого второго объединения (47%) членскую базу составляют предпринимательские  структуры разного масштаба - от малого до крупного бизнеса. Однако можно констатировать, что ассоциации и союзы - члены ТПП РФ отражают в первую очередь интересы малого и, особенно, среднего бизнеса. Две трети  (63%) объединений имеют в своей членской базе преимущественно юридических лиц, 13% - отстаивают интересы предпринимателей - физических лиц, а остальные - одновременно, тех и других.

Результаты  проведенного  опроса свидетельствуют,  что во  взаимоотношениях предпринимателей с  органами власти происходят позитивные перемены. Две трети опрошенных (67%) считают, что взаимодействие предпринимателей и властей укрепляется. Причем, количество таких ответов более, чем в втрое превышает число аналогичных ответов, высказанных в октябре 1998 года и вдвое - в декабре 1997 года.

Несмотря на это, благоприятные изменения, происходящие в диалоге бизнеса и властей, все еще не устраивают предпринимателей. На их взгляд, с мнением деловых кругов власти считаются пока еще только в отдельных случаях. Лишь 7% руководителей объединений полагают, что позиция их ассоциации находит понимание и отражение в деятельности органов власти. Подавляющее большинство (80%) указывает на то, что мнения предпринимателей учитываются лишь от случая к случаю.

Сказанное подтверждается примерами. Так, хорошо известна дискуссия о вступлении России в ВТО. Исследование показало, что у предпринимателей имеется свой взгляд на решение этой проблемы, который существенным образом расходится с позицией Минэкономразвития и других министерств и ведомств. Подход последних к проблеме устраивает только 7% опрошенных руководителей ассоциаций. Подавляющая часть из них (50%) поддерживают консолидированную позицию ТПП РФ и объединений предпринимателей.

В качестве другого примера, приводятся итоги взаимодействия предпринимательских  объединений с фракциями Государственной Думы. Согласно полученным результатам, наиболее благожелательные отношения в Госдуме у предпринимательских объединений - членов ТПП РФ на сегодня сложились с фракциями «Единство» (у 43%) и «Отечество-Вся Россия» (у 28%). Остальные депутатские образования, в том числе правого крыла («Союз правых сил» и «Яблоко» - их назвали по 17% опрошенных) относятся к предложениям деловых кругов с прохладцей.

Однако, судя по ответам, на нынешнем этапе предпринимательские структуры  считают для себя более актуальным укрепление контактов не столько с фракциями, сколько с Комитетами Государственной Думы и, особенно, с органами исполнительной власти, прежде всего в лице Правительства РФ.

В поддержке ТПП РФ для выхода на Правительство РФ нуждаются 60% участников опроса; на Комитеты Госдумы - 37%; на министерства, ведомства - 37%; на региональные органы власти - 33%; на Администрацию Президента РФ - 27%; на Комитеты Совета Федерации - 7%; на полпредов Президента РФ - 3%; на Фракции Госдумы - 7%. В то же время, 20% предпринимательских структур,  принявших участие в опросе, поддержка со стороны ТПП РФ в этом вопросе не требуется.

В связи с вышеизложенным представляет интерес вопрос о том, какими возможностями  располагает Представительство  ТПП РФ в Государственной Думе. Опрос показал, что треть объединений (30%) не знает о существовании такого представительства, 40% - пока не готовы четко сформулировать свой заказ для данного образования. Только 30% проявляют интерес к контактам, правда, делают это, опять же, по большей части в неопределенной форме.

Характерно, что, наряду с осознанием важности решения отраслевых проблем, среди руководителей объединений  преобладает точка зрения о плодотворности совместного подхода к решению  проблем диалога с властями.

Абсолютное большинство опрошенных (87%) настаивает на консолидации объединений  деловых союзов, на совместном лоббировании интересов в органах власти. Причем, для этого имеются и определенные предпосылки, состоящие в том, что  около 80% опрошенных засвидетельствовали, что у их ассоциаций имеются тесные горизонтальные связи с другими деловыми союзами, как по внутриотраслевому, так и по межотраслевому признаку.

В то же время, нужно учитывать, что  у предпринимательских объединений  имеется немалый собственный опыт контактов и подходов к решению своих вопросов в органах власти.

Подавляющее число руководителей  на протяжении многих лет считает  одним из действенных способов лоббирования предпринимательских интересов  участие в рабочих группах  по подготовке законопроектов, участие в заседаниях комитетов и экспертных советов Федерального Собрания. С годами возрастает понимание в необходимости участия предпринимательских объединений в заседаниях Правительства, коллегий   министерств и ведомств, в целесообразности создания инициативных совещательных органов при властных структурах.

Иными словами, предприниматели убеждаются в важности живых и оперативных  контактов с органами власти в  процессе подготовки и принятия решений  и становятся менее приверженными  «академическим» формам контактов с властями. Так, с годами падает интерес к тому, чтобы заниматься экспертизой законопроектов или приглашать представителей власти на мероприятия объединений. Сказанное не означает, что названные формы работы отвергаются вовсе. Происходит переоценка ценностей - перенос акцентов на более живые и действенные методы.

По мнению каждого второго руководителя предпринимательского объединения, сегодня  необходимо более детально изучать  и применять опыт целого ряда ассоциаций, успешно лоббирующих интересы своих членов. Это, прежде всего, Ассоциация российских банков, Всероссийский  союза  страховщиков,  а также  Российский  союз  промышленников  и предпринимателей.

Подавляющее большинство руководителей  объединений считает, что им уже  недостаточно имеющихся полномочий для плодотворного взаимодействия с властными структурами. Диалог бизнеса и власти нуждается в более четком законодательном урегулировании. Однако, в выборе путей по упорядочиванию взаимоотношений деловых кругов и представителей органов власти на сегодня пока нет единства во взглядах.

Большинство склоняется к выводу, что данную проблему можно снять  не через принятие поправок к существующему  закону «О Торгово-промышленной Палате Российской Федерации», в пользу чего высказываются только 23% респондентов, а с помощью специального закона о лоббизме (57% ответов). Руководители объединений, кроме того,  активно высказываются за принятие самостоятельного закона, регулирующего особым образом взаимоотношения объединений предпринимателей с органами власти (43%). При этом, однако, только 40% поддерживают идею  введения государственной аккредитации объединений предпринимателей (30% отвергают такой подход в корне, 17% занимают нейтральную позицию, 13% - пока не определились окончательно в данном вопросе).

Представляет интерес тот факт, что предприниматели с повышенной настороженностью стали относиться к любым попыткам проведения каких-либо «ревизий в своих рядах». Так, в 1998 году идея проведения аккредитации, по аналогии с территориальными ТПП, находила поддержку почти у каждого второго опрошенного, в то время как в 2001 году с подобным предложением согласились только 14% руководителей предпринимательских объединений.

Результаты опроса показали, что  далеко не у всех предпринимательских  объединений налажены регулярные контакты с подразделениями ТПП РФ, необходимые для решения возникающих вопросов или получения определенных услуг. Более или менее постоянно в ТПП РФ обращается каждая вторая ассоциация (50%). Каждое пятое объединение (20%) делает это от случая к случаю. Редкими потребителями себя считают 13%, а 17% вообще не видят необходимости обращаться в Палату.

Основные контакты участники опроса  имеют с Департаментом  по работе с предпринимательскими объединениями, о чем сказали 90% из них. Гораздо  реже респонденты регулярно взаимодействуют с другими структурами ТПП РФ.

Не слишком активны предпринимательские  объединения и в использовании  услуг предприятий системы ТПП  РФ. Исключение здесь составляют, пожалуй, Конгресс-центр (57% сказали, что прибегали  к его услугам) и газета «Торгово-промышленные ведомости» (37% ответов). Остальные предприятия Палаты не пользуются особым вниманием предпринимательских объединений.

Информация о работе Торгово-промышленная палата Рф