Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 18:51, курсовая работа
События последних лет свидетельствуют о том, что, несмотря на все громогласные заявления об эффективности реформ в экономике, административному аппарату, созданному для реализации планов этих реформ, к сожалению, так и не удалось решить наиболее насущные проблемы предпринимательской деятельности. Рыночные отношения, созданные к настоящему времени в России, не предоставляют равных возможностей всем участникам рынка и не позволяют большинству предпринимателей сосредоточить свое внимание исключительно на решении текущих хозяйственных задач и на расширении своего дела
Не обладая правом
вносить в законодательные
В то же время, наиболее полно интересы предпринимателей может представлять лишь Торгово-промышленная палата. В последние годы формирование федеральной сети и системы торгово-промышленных палат в Российской Федерации как корпоративной основы, представляющей интересы деловых кругов, практически завершилось. Расширяется представительская функция Палат. При участии объединений предпринимателей они организуют диалог бизнеса и власти, проводят подготовку и экспертизу правовых актов на федеральном и региональном уровнях, разрабатывают, согласуют и выносят для обсуждения и принятия решений предложения по развитию предпринимательства. Руководители территориальных Палат, как правило, входят в состав экономических советов, различных комиссий, комитетов при администрациях субъектов Федерации.
Во многих Палатах (ТПП Республики Татарстан, Дальневосточная ТПП, ТПП Восточной Сибири, Северная, Московская, Санкт-Петербургская, Тульская, Рязанская, Белгородская, Брянская, Кузбасская, Краснодарская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская ТПП) накоплен опыт по формированию консолидированной позиции деловых кругов региона в вопросах поддержки малого предпринимательства, выставочно-ярмарочной деятельности, решении иных социально-экономических проблем регионов. Территориальные Палаты участвуют в создании региональных отраслевых объединений предпринимателей, проводят совместные мероприятия, исследования, осуществляют обмен информацией, подготовку совместных документов в органы власти и т.п.
Таким образом, можно говорить о том, что на региональном уровне также в основном сформирована основа корпоративного и функционального механизма взаимоотношений между ТПП и объединениями предпринимателей, которая может обеспечить выстраивание системы отношений с союзами и ассоциациями предпринимателей федерального уровня.
К сожалению, наметившаяся некоторое
время назад тенденция к
Как представляется, определенным стимулом
к развитию взаимодействия территориальных
Палат и объединений
Совместно с аппаратом полномочных
представителей Президента во всех федеральных
округах проводились и
Анализ свидетельствует, что большую часть корпоративных членов ТПП РФ составляют отраслевые объединения, которые с равным правом могут быть отнесены к разряду общероссийских, то есть к «союзам союзов».
Сохраняется устойчивая положительная динамика роста членской базы: 1998 год - количество вступивших организаций 11, 1999 год - 11, 2000 год - 15. Из 37 объединений, вступивших в члены ТПП РФ за указанный период, 29 представляют интересы определенных отраслей или видов предпринимательской деятельности, в частности:
Остальные объединения представляют интересы других видов предпринимательской или профессиональной деятельности.
О том, насколько тесно в вопросе представления и защиты интересов делового сообщества взаимодействуют система ТПП и объединения предпринимателей, дают представление результаты социологического исследования, проведенного среди руководителей объединений предпринимателей - членов ТПП РФ в марте - апреле 2001 года социологической службой «Кассандра».
Ответы на вопросы анкет, с помощью
которых проводилось
У каждого второго объединения (47%) членскую базу составляют предпринимательские структуры разного масштаба - от малого до крупного бизнеса. Однако можно констатировать, что ассоциации и союзы - члены ТПП РФ отражают в первую очередь интересы малого и, особенно, среднего бизнеса. Две трети (63%) объединений имеют в своей членской базе преимущественно юридических лиц, 13% - отстаивают интересы предпринимателей - физических лиц, а остальные - одновременно, тех и других.
Результаты проведенного опроса свидетельствуют, что во взаимоотношениях предпринимателей с органами власти происходят позитивные перемены. Две трети опрошенных (67%) считают, что взаимодействие предпринимателей и властей укрепляется. Причем, количество таких ответов более, чем в втрое превышает число аналогичных ответов, высказанных в октябре 1998 года и вдвое - в декабре 1997 года.
Несмотря на это, благоприятные изменения, происходящие в диалоге бизнеса и властей, все еще не устраивают предпринимателей. На их взгляд, с мнением деловых кругов власти считаются пока еще только в отдельных случаях. Лишь 7% руководителей объединений полагают, что позиция их ассоциации находит понимание и отражение в деятельности органов власти. Подавляющее большинство (80%) указывает на то, что мнения предпринимателей учитываются лишь от случая к случаю.
Сказанное подтверждается примерами. Так, хорошо известна дискуссия о вступлении России в ВТО. Исследование показало, что у предпринимателей имеется свой взгляд на решение этой проблемы, который существенным образом расходится с позицией Минэкономразвития и других министерств и ведомств. Подход последних к проблеме устраивает только 7% опрошенных руководителей ассоциаций. Подавляющая часть из них (50%) поддерживают консолидированную позицию ТПП РФ и объединений предпринимателей.
В качестве другого примера, приводятся итоги взаимодействия предпринимательских объединений с фракциями Государственной Думы. Согласно полученным результатам, наиболее благожелательные отношения в Госдуме у предпринимательских объединений - членов ТПП РФ на сегодня сложились с фракциями «Единство» (у 43%) и «Отечество-Вся Россия» (у 28%). Остальные депутатские образования, в том числе правого крыла («Союз правых сил» и «Яблоко» - их назвали по 17% опрошенных) относятся к предложениям деловых кругов с прохладцей.
Однако, судя по ответам, на нынешнем
этапе предпринимательские
В поддержке ТПП РФ для выхода на Правительство РФ нуждаются 60% участников опроса; на Комитеты Госдумы - 37%; на министерства, ведомства - 37%; на региональные органы власти - 33%; на Администрацию Президента РФ - 27%; на Комитеты Совета Федерации - 7%; на полпредов Президента РФ - 3%; на Фракции Госдумы - 7%. В то же время, 20% предпринимательских структур, принявших участие в опросе, поддержка со стороны ТПП РФ в этом вопросе не требуется.
В связи с вышеизложенным представляет интерес вопрос о том, какими возможностями располагает Представительство ТПП РФ в Государственной Думе. Опрос показал, что треть объединений (30%) не знает о существовании такого представительства, 40% - пока не готовы четко сформулировать свой заказ для данного образования. Только 30% проявляют интерес к контактам, правда, делают это, опять же, по большей части в неопределенной форме.
Характерно, что, наряду с осознанием
важности решения отраслевых проблем,
среди руководителей
Абсолютное большинство
В то же время, нужно учитывать, что
у предпринимательских
Подавляющее число руководителей на протяжении многих лет считает одним из действенных способов лоббирования предпринимательских интересов участие в рабочих группах по подготовке законопроектов, участие в заседаниях комитетов и экспертных советов Федерального Собрания. С годами возрастает понимание в необходимости участия предпринимательских объединений в заседаниях Правительства, коллегий министерств и ведомств, в целесообразности создания инициативных совещательных органов при властных структурах.
Иными словами, предприниматели убеждаются в важности живых и оперативных контактов с органами власти в процессе подготовки и принятия решений и становятся менее приверженными «академическим» формам контактов с властями. Так, с годами падает интерес к тому, чтобы заниматься экспертизой законопроектов или приглашать представителей власти на мероприятия объединений. Сказанное не означает, что названные формы работы отвергаются вовсе. Происходит переоценка ценностей - перенос акцентов на более живые и действенные методы.
По мнению каждого второго руководителя предпринимательского объединения, сегодня необходимо более детально изучать и применять опыт целого ряда ассоциаций, успешно лоббирующих интересы своих членов. Это, прежде всего, Ассоциация российских банков, Всероссийский союза страховщиков, а также Российский союз промышленников и предпринимателей.
Подавляющее большинство руководителей объединений считает, что им уже недостаточно имеющихся полномочий для плодотворного взаимодействия с властными структурами. Диалог бизнеса и власти нуждается в более четком законодательном урегулировании. Однако, в выборе путей по упорядочиванию взаимоотношений деловых кругов и представителей органов власти на сегодня пока нет единства во взглядах.
Большинство склоняется к выводу, что данную проблему можно снять не через принятие поправок к существующему закону «О Торгово-промышленной Палате Российской Федерации», в пользу чего высказываются только 23% респондентов, а с помощью специального закона о лоббизме (57% ответов). Руководители объединений, кроме того, активно высказываются за принятие самостоятельного закона, регулирующего особым образом взаимоотношения объединений предпринимателей с органами власти (43%). При этом, однако, только 40% поддерживают идею введения государственной аккредитации объединений предпринимателей (30% отвергают такой подход в корне, 17% занимают нейтральную позицию, 13% - пока не определились окончательно в данном вопросе).
Представляет интерес тот факт, что предприниматели с повышенной настороженностью стали относиться к любым попыткам проведения каких-либо «ревизий в своих рядах». Так, в 1998 году идея проведения аккредитации, по аналогии с территориальными ТПП, находила поддержку почти у каждого второго опрошенного, в то время как в 2001 году с подобным предложением согласились только 14% руководителей предпринимательских объединений.
Результаты опроса показали, что далеко не у всех предпринимательских объединений налажены регулярные контакты с подразделениями ТПП РФ, необходимые для решения возникающих вопросов или получения определенных услуг. Более или менее постоянно в ТПП РФ обращается каждая вторая ассоциация (50%). Каждое пятое объединение (20%) делает это от случая к случаю. Редкими потребителями себя считают 13%, а 17% вообще не видят необходимости обращаться в Палату.
Основные контакты участники опроса имеют с Департаментом по работе с предпринимательскими объединениями, о чем сказали 90% из них. Гораздо реже респонденты регулярно взаимодействуют с другими структурами ТПП РФ.
Не слишком активны