Торгово-промышленная палата Рф

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

События последних лет свидетельствуют о том, что, несмотря на все громогласные заявления об эффективности реформ в экономике, административному аппарату, созданному для реализации планов этих реформ, к сожалению, так и не удалось решить наиболее насущные проблемы предпринимательской деятельности. Рыночные отношения, созданные к настоящему времени в России, не предоставляют равных возможностей всем участникам рынка и не позволяют большинству предпринимателей сосредоточить свое внимание исключительно на решении текущих хозяйственных задач и на расширении своего дела

Работа содержит 1 файл

курсовая1.doc

— 495.50 Кб (Скачать)

О значении работы по информационному  обеспечению бизнеса говорилось и на IV съезде ТПП РФ в выступлении Президента Палаты Евгения Примакова.

Однако работа по представлению  и защите  интересов   делового сообщества ведется не только в ТПП  РФ, но и в территориальных Палатах.

 

Деятельность  ТПП РФ по усилению взаимодействия территориальных палат с органами власти в целях лоббирования интересов бизнеса и координации проводимых мероприятий

 

Вопросы взаимодействия и сотрудничества с органами власти и управления занимают все большее место в деятельности ТПП РФ и территориальных торгово-промышленных Палат.

Развитию процесса усиления межрегиональных  связей, укрепления взаимодействия с  органами власти служат проводимые в  Рязани, Москве и Ярославле заседания  Ассоциации ТПП Центра России. В  их работе принимают участие руководители исполнительной власти субъектов Федерации, Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия «Центральная Россия». Итогом одной из таких встреч явилось принятие совместного плана работы Палат и органов власти в рамках ассоциаций областей Центральной России, решение о ежегодном проведении межрегиональной выставки «Экспортные возможности Центра России», которые в целом успешно выполняются.

Одним из важных межрегиональных мероприятий, ежеквартально проводимым в Палатах  Юга России, является Конгресс ТПП Северного Кавказа. В работе Конгресса принимают участие 10 руководителей ТПП региона, представители глав администраций субъектов Федерации региона, Ассоциации социально-экономического сотрудничества республик, краев и областей Северного Кавказа. Во многом благодаря работе Конгресса, созданы межрегиональный лизинговый центр и третейский суд. Участники Конгресса регулярно обсуждают вопросы взаимодействия Палат с органами власти, принимают соответствующие решения и рекомендации.

Работа в данном направлении ведется и в других регионах страны.

Руководители ТПП включаются в  состав комиссий и комитетов, действующих  при органах законодательной  и исполнительной власти, межрегиональных  ассоциаций экономического сотрудничества и взаимодействия. Например, президент Ярославской ТПП Валерий Лавров введен в состав Координационного совета Ассоциации межрегионального сотрудничества (МАС) «Центральная Россия», президент Смоленской ТПП Олег Лукирич является постоянным участником работы Координационного совета МАС по внешнеэкономической деятельности. В целях более эффективного взаимодействия с представительными органами власти в Кировской областной думе аккредитован первый вице-президент Вятской ТПП, официальным представителем Палаты в городской думе является начальник юридической службы. В Тверской ТПП организован институт советников-консультантов по промышленности при администрации области, который работает уже более пяти лет. Три депутата законодательного собрания города Твери входят в состав Правления Тверской Палаты. В ТПП Владимирской области разработана система уполномоченных представителей Палаты в районных центрах. В большинстве случаев они являются работниками администрации области и районов. На регулярной основе проводятся встречи предпринимателей с депутатами Государственной Думы РФ в Брянской, Тульской, Тверской, Кузбасской, Вятской, Дальневосточной, Омской ТПП, ТПП города Тольятти.

Повышение роли территориальных Палат  в решении экономических проблем  регионов, расширение их участия в  разработке и реализации конкретных программ и проектов, направленных на развитие предпринимательства, является особенностью современного этапа развития системы ТПП России. Взаимодействие территориальных Палат и власти способствует повышению деловой активности. Это же создает условия для более полной   реализации   уставных   функций. Так, Дальневосточная   Палата   выиграла   тендер,    объявленный администрацией края, на совместное участие в регистрации субъектов хозяйственной деятельности на территории края.  В Краснодарском и Хабаровском краях Палаты успешно исполняют эту роль вместе с органами власти. По инициативе Краснодарской ТПП, Центрально-Сибирской ТПП органы государственной власти этих субъектов Федерации приняли решения о 100-процентной экспертизе импортных товаров, поступающих на реализацию в их территории.

Имеется значительное число примеров успешного взаимодействия системы  ТПП с органами государственной  и муниципальной властей. Территориальные  Палаты берут на себя часть функций  по лицензированию деятельности предприятий, валютно-экспортному контролю, таможенным процедурам, организации работы третейских судов, активно участвуют в деятельности межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Федерации.

Практика показывает, что к приоритетным направлениям взаимодействия с органами власти относятся:

- формирование нормативно-правовой  базы предпринимательства;

- создание единого межрегионального  информационного пространства;

    • организация внешнеэкономического сотрудничества и межрегиональных связей;
    • поддержка малого бизнеса;
    • подготовка кадров и персонала предприятий;
    • реализация региональных программ (паспортизация хозяйствующих субъектов, организация конкурсов и тендеров, реструктуризация предприятий и т.д.).

В 2000-2001 годах торгово-промышленные Палаты стали одними из основных организаторов конференций и консультаций по вопросам регулирования российской экономики,  устранения  административных  барьеров  на  региональных  рынках, взаимодействия государства и бизнеса. Такие мероприятия с участием представителей Президента РФ в федеральных округах проведены в Дальневосточном, Центральном, Поволжском, Южном округах.

Так, в городе Самара состоялось расширенное заседание  Правления ТПП Самарской области  с участием депутатов Государственной  Думы от Самарской области. Обсуждались наиболее эффективные формы взаимодействия деловых кругов Самарской области с администрацией области, их участие в законотворческом процессе, лоббировании интересов членов Палаты через представителей депутатского корпуса в Государственной Думе.

Встречи с руководителями администраций субъектов Федерации,  районов и городов состоялись в ходе работы Комиссии Правления  ТПП РФ по аккредитации торгово-промышленных Палат в Оренбургской, Омской, Волгоградской  областях, городах Новороссийске, Ейске Краснодарского края, городе Тольятти.

В ТПП РФ периодически  проводятся совещания руководителей  торгово-промышленных Палат межрегиональных  ассоциаций. Так, на одном из таких  совещаний руководители ассоциаций «Центральная Россия» и «Черноземье» обсудили итоги встречи полномочного представителя Президента Российской Федерации по Центральному федеральному округу Георгия Полтавченко с руководителями предприятий, предпринимателями, вопросы развития торгово-промышленных палат, их взаимодействие с органами государственной власти, оказания поддержки малому и среднему бизнесу. С целью объединения усилий, координации деятельности в решении общих задач руководители Палат приняли решение о создании союза торгово-промышленных Палат Центрального федерального округа.

 

Эффективность работы торгово-промышленных палат по защите интересов предпринимателей

 

Имеется немало примеров эффективной  работы территориальных палат по защите интересов предпринимателей. Пожалуй, наиболее ярким примером последнего времени являются шаги Рязанской ТПП по защите предприятий от действий монополистов-энергетиков.

Полтора года назад компания «Рязаньэнерго» приняла решение  об изменении тарифов, что фактически означало повышение цены на электроэнергию на 50%. Рязанская ТПП, зная о том, что предприятия недовольны политикой местных монополистов, вместе с территориальным антимонопольным управлением провела «круглый стол»: «Пути взаимодействия монополистов и потребителей. Тогда же было принято решение о создании при Рязанской ТПП общественного комитета по энергетике. Совместно с антимонопольным управлением была разработана широкомасштабная акция против монополиста. Она была проведена  как раз в тот период, когда «Рязаньэнерго» предложила предприятиям подписать двусторонние договоры на очень невыгодных условиях. Рязанская ТПП проинформировала все крупные предприятия (их это касалось больше всего), что идет экономическая и юридическая экспертиза договора, и попросила приостановить подписание договоров. После этого монополист согласился на переговоры. В итоге был выработан документ, который в большей или меньшей мере устраивал всех.

Это не единственный пример того, как, благодаря активным действиям  Рязанской ТПП,  удалось отстоять интересы предпринимателей. Несколько  лет назад, в тот период когда в экономике страны денежная масса не покрывала и пятой части товарной массы и предприятиям приходилось широко использовать бартер, субъектам Федерации от правительства России поступила рекомендация отменить уплату налогов путем зачетов. В ответ на эту рекомендацию правительства Рязанская ТПП организовала «круглый стол», принять участие в котором пригласила 50 директоров предприятий, администрацию области, облдуму. В результате обсуждения участники этого заседания пришли к мнению, что процедура, рекомендованная правительством, является для области преждевременной. Реальная возможность платить налоги в полной мере появилась у предприятий толко два года спустя.

О том, насколько эффективной  является работа территориальных торгово-промышленных палат в масштабах России, дают представление ответы участников опроса руководителей территориальных ТПП, который провела в период с 15 по 25 мая 2002 года социологическая служба «Кассандра». Анкета содержала широкий круг вопросов, касающихся текущего состояния дел в Палатах и дальнейших перспектив развития системы ТПП РФ в целом.

Ответы на предложенную анкету поступили  из территориальных Палат всех семи федеральных округов. Заполненные  анкеты, поступили как из ТПП, действующих  в административных центрах субъектов  Федерации, так и из ТПП административных образований субъектов РФ (34% анкет). Подавляющее большинство ТПП (84%), принявших участие в опросе, состоят в ТПП РФ уже долгие годы: у одной половины из них членский стаж составляет 7-9 лет, а у другой - превышает 10 лет. 12% ТПП вошли в состав ТПП РФ в период с 1996 по 1998 год и их стаж составляет 4-6 лет. Остальные территориальные ТПП (4%) являются членами Российской Палаты менее 4-х лет.

Часть вопросов касалась проблемы эффективности  защиты интересов предпринимательства. Ниже приводятся мнения участников опроса по этой проблеме.

66 % опрошенных выразили полное  или частичное недовольство  политикой государства в отношении предпринимательства. Это на 13 % меньше, чем в 2000 году. В то же время полностью довольны этой политикой лишь 2 % опрошенных.

По мнению участников опроса, в  наибольшей мере интересам развития предпринимательства отвечает деятельность таких министерств, как Минэкономразвития и МАПа (соответственно, 37 и 42 %). В то же время, почти 30 % опрошенных оказались не в состоянии дать положительную оценку деятельности, хотя бы одного из министерств.

Против идеи создания Министерства малого бизнеса РФ высказался 51% опрошенных. Часть участников опроса выразила мнение, что  достаточно принять соответствующие  законы и малый бизнес поднимется сам. Другие подчеркнули, что всю  работу с малым бизнесом должна взять на себя система ТПП РФ, уже давно существующая в стране.

Участники опроса весьма пессимистично  оценили перспективы борьбы с  административными барьерами для  бизнеса. 52% высказали опасение, что  все решения останутся на бумаге, а 34% выразили уверенность, что в результате такой борьбы появятся новые барьеры. 

Осуществляемую в России деятельность по отстаиванию интересов малого и среднего предпринимательства  в органах власти 73% опрошенных считают  стихийной и неупорядоченной.

56% участников опроса выразили  полное или частичное неудовлетворение  тем, как их  ТПП удается  решать в регионе вопросы развития предпринимательства. И это, несмотря на то, что, по мнению 71% опрошенных, интерес к деятельности их ТПП со стороны органов власти растет. Впрочем, по мнению 73%  администрации регионов оказывают лишь незначительное содействие деятельности местных ТПП.

Систематическое взаимодействие с  руководством органов власти региона  в вопросах реализации конкретных региональных экономических программ имеется  у 32% (в 2000 году – 36%), а в вопросах создания местной законодательной  и нормативной базы – у 19% (в 2000 году – 11%). В то же время 59% взаимодействуют по этим вопросам с руководством органов власти своего региона лишь от случая к случаю.

Полное или частичное  содействие деятельности территориальных  ТПП со стороны законодательного собрания региона получают 44%. В то же время, 51% практически не получает никакого содействия. Стоит ли удивляться в этом случае, что в 59% регионов нормативно-правовая база предпринимательства не изменяется, а в 22% регионов она ухудшается.

В последние год-полтора наиболее часто использовались следующие формы взаимодействия территориальных ТПП с властями:

    • персональные контакты с руководством властных структур – 95%;
    • проведение совещаний, форумов предпринимателей с участием органов власти – 83%;
    • участие в заседаниях исполнительных органов власти – 68%;
    • участие в заседаниях комитетов и советов законодательных органов – 51%;
    • создание инициативных совещательных органов при властных структурах -  49%;
    • участие в рабочих группах по подготовке законопроектов – 46%;
    • представление докладов, аналитических материалов в органы власти -  44%;
    • экспертиза законопроектов членами ТПП – 39%;
    • контакты с представительствами полпреда Президента по своему федеральному округу – 39%.

В то же время, недостаточно активно  ведется работа с депутатами Госдумы. 51% участников опроса имеет рабочие контакты только с некоторыми депутатами, избранными от их региона в Госдуму.

Несмотря на все вышеизложенное, спрос на услуги территориальных  ТПП растет у 93% участников опроса.

 

Роль торгово-промышленных палат в диалоге отечественного бизнеса с властью

 

Мировой опыт свидетельствует, что вакуум, существующий между законодательными и исполнительными органами власти, с одной стороны, и предпринимательством с другой, с максимальной эффективностью может заполнить организация, обладающая легитимным правом законодательной экспертизы. Такой организацией по праву является гибкая и универсальная система ТПП РФ с входящими в нее объединениями предпринимателей и территориальными торгово-промышленными Палатами. Именно их деятельность служит важнейшим фактором в диалоге отечественного бизнеса с властью, во многом влияющем на экономическую, промышленную и инвестиционную политику, развитие рыночных отношений, улучшение условий хозяйствования. Палаты являются уникальным организационным механизмом, способным увязывать баланс интересов различных отраслей и субъектов предпринимательской деятельности, которые могут входить и зачастую входят в противоречие при разработке общеэкономических законопроектов, мер таможенно-тарифного регулирования, формировании позиции России по вопросу присоединения к ВТО.

Информация о работе Торгово-промышленная палата Рф