Торгово-промышленная палата Рф

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

События последних лет свидетельствуют о том, что, несмотря на все громогласные заявления об эффективности реформ в экономике, административному аппарату, созданному для реализации планов этих реформ, к сожалению, так и не удалось решить наиболее насущные проблемы предпринимательской деятельности. Рыночные отношения, созданные к настоящему времени в России, не предоставляют равных возможностей всем участникам рынка и не позволяют большинству предпринимателей сосредоточить свое внимание исключительно на решении текущих хозяйственных задач и на расширении своего дела

Работа содержит 1 файл

курсовая1.doc

— 495.50 Кб (Скачать)

Действие закона распространяется на все юридические лица, за исключением  казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций. Закон регулирует отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.

С целью предотвратить злоупотребления, в законе вводится новый механизм ответственности арбитражного управляющего и контроля за его деятельностью. С 1 июля вводится модель саморегулируемых организаций, определяющих механизмы коллективной материальной ответственности, что позволяет защищать интересы арбитражного управляющего.

В законе подтверждается участие государства в процессе проведения процедуры банкротства. В нем также прописывается ряд процедурных норм, которые не позволят проводить банкротство слишком быстро: на любой стадии можно прекратить процедуру банкротства, расплатившись с долгами.

С принятием закона устанавливается  новый баланс взаимоотношений в  процессе банкротства и остается меньше возможностей для злоупотреблений  в этой области.

21 июня 2002 года Государственная Дума приняла в третьем, окончательном чтении, закон «О третейских судах в Российской Федерации». Закон регулирует порядок образования и деятельности третейских судов на территории Российской Федерации.

В соответствии с законом, в России могут образовываться постоянно  действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора. Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями - юридическими лицами и действуют при этих организациях - юридических лицах.

    1. Приоритетные направления нормотворческой деятельности

 

Перечень того, что необходимо сделать  в нормотворческом процессе для  создания  нормальных условий предпринимательской  деятельности в России принятыми  законами не исчерпывается. В связи с этим в Программе деятельности Торгово-промышленной палаты Российской Федерации на 2002-2004 годы намечены два направления нормотворческой деятельности.

Первое – это  совершенствование  нормативно-правовой базы  
предпринимательства на федеральном, региональном и отраслевом уровнях. Оно предусматривает:

  • непосредственное участие представителей ТПП РФ, территориальных ТПП и объединений предпринимателей – членов ТПП РФ в разработке наиболее важных кодифицированных законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам социально-экономического развития государства;
  • участие в подготовке и содействие скорейшему принятию федеральных и региональных законов, предусматривающих устранение барьеров в развитии предпринимательства, а также создание реальных механизмов защиты прав предпринимателей, содействие образованию системы общественного контроля в этой сфере;
  • создание и функционирование в ТПП РФ эффективной системы независимой экспертной оценки проектов законов и иных нормативных правовых актов, затрагивающих интересы предпринимателей, а также реализации выводов и предложений, содержащихся в экспертных заключениях ТПП РФ;
  • участие представителей ТПП РФ, территориальных палат и объединений предпринимателей – членов ТПП РФ в парламентских слушаниях, в работе экспертных советов и профильных комитетов Государственной Думы и Совета Федерации по актуальным вопросам разработки и совершенствования законодательства, имеющим наиболее важное значение для экономики страны.

 К таким вопросам  относятся:

  • подготовка пакета нормативных правовых актов, направленных на передачу торгово-промышленным палатам ряда государственных функций на принципах саморегулирования, а также на предоставление палатам налоговых льгот;
  • сопровождение прохождения в Государственной Думе и участие в доработке проекта нового Таможенного кодекса Российской Федерации;
  • участие в подготовке и сопровождении в Государственной Думе проектов новых глав второй части Налогового кодекса РФ и законопроектов, направленных на изменение налогового законодательства, в целях облегчения налогового бремени на субъекты предпринимательской деятельности, в первую очередь на организации малого и среднего бизнеса, а также упрощения системы учета и налоговой отчетности;
  • подготовка предложений по совершенствованию бюджетного, валютного законодательства, участие в разработке и сопровождении в Государственной Думе законопроектов «О валютном регулировании и валютном контроле» (новая редакция), Валютного кодекса Российской Федерации;
  • Участие в подготовке нормативных правовых актов, направленных на совершенствование правовых условий для развития рынка ценных бумаг, механизмов управления ценными бумагами - «О переводном и простом векселе», «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», «Об особенностях доверительного управления ценными бумагами» и ряда других;
  • участие в процессе приведения законодательства Российской Федерации, регулирующего  внешнеэкономическую деятельность,  в  соответствие с принципами и нормами Всемирной торговой организации. Обеспечение в обязательствах России при вступлении в ВТО максимального учета интересов российских предпринимателей;
  • сопровождение в Государственной Думе и участие в доработке проектов федеральных   законов «Об электронном документе» и «Об электронной торговле», участие в подготовке законопроектов и проектов подзаконных актов, направленных на развитие электронного бизнеса, информационного обеспечения деятельности субъектов предпринимательства;
  • участие в разработке части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, проектов федеральных законов «О коммерческой тайне», «О внесении изменений и дополнений в Патентный закон Российской Федерации», «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О государственных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» и других нормативных правовых актов по вопросам создания и оборота объектов интеллектуальной собственности и защиты прав их обладателей;
  • участие   в   нормативно-правовом   обеспечении  деятельности саморегулируемых   организаций,   а   также   организаций   объединений работодателей;
  • участие в подготовке и сопровождении нормативных правовых актов в рамках проводимой в стране   пенсионной реформы и реформы медико-социального страхования, а также по вопросам инвестирования пенсионных средств и управления ими;
  • участие в доработке и сопровождении законопроектов, направленных на реформирование земельных отношений, развитие и поддержку отечественной агропромышленной сферы - «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», «О кредитной кооперации», «О финансовом оздоровлении неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций и их реформировании» и ряда других;
  • сопровождение и участие в доработке нормативных правовых актов по вопросам реформирования естественных монополий, в том числе в железнодорожном транспорте и электроэнергетике;
  • участие в разработке и сопровождении нормативных правовых актов по вопросам   технического   регулирования,   совершенствования   системы стандартизации и подтверждения соответствия товаров (работ, услуг) нормативным требованиям, сертификации. Подготовка проекта федерального закона «О предотгрузочной инспекции (экспертизе) в Российской Федерации»;
  • участие в подготовке законодательных актов, направленных на реформирование  жилищно-коммунального  комплекса,  развитие  системы ипотечного кредитования. Участие в доработке и сопровождении в Государственной Думе нового Жилищного кодекса Российской Федерации;
  • проведение целенаправленной работы по развитию нормативной правовой  базы,  регламентирующей  деятельность  малых  предприятий, учитывающей  специфические  условия  деятельности  субъектов  малого предпринимательства и направленной на усиление их государственной поддержки;
  • подготовка   законодательных   инициатив,   направленных   на совершенствование    законодательства    по    вопросам    осуществления государственного   контроля   (надзора)   за   деятельностью   субъектов предпринимательской деятельности, а также государственной регистрации юридических лиц, недвижимого имущества и сделок с ним;
  • подготовка предложений по нормативно-правовому обеспечению дальнейшей дебюрократизации экономики, устранению административных барьеров в развитии предпринимательства, участие в доработке и сопровождении в Государственной Думе законопроекта «Об административных процедурах»;
  • подготовка   законодательных   инициатив,   направленных   на совершенствование законодательства в сфере конкуренции и ограничения монополистической деятельности на товарных рынках. Участие в подготовке и сопровождении законопроекта «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О конкурсах на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд»;
  • участие в подготовке и сопровождении законопроектов «О морских портах   в   Российской   Федерации»,   «О   транспортно-экспедиционной деятельности», «О внесении изменений и дополнений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации», «О внесении изменений и дополнений в Воздушный кодекс Российской Федерации» и ряд других законопроектов, направленных на развитие и совершенствование транспортной инфраструктуры;
  • подготовка   законодательных   инициатив,   направленных   на совершенствование законодательства в сфере   страхового дела, оценочной деятельности, товарной экспертизы;
  • участие в разработке нормативных правовых актов в сфере экологии и защиты окружающей среды;
  • доработка и сопровождение в Государственной Думе законопроекта «Об упаковке и упаковочных отходах»;
  • подготовка предложений, направленных на совершенствование отношений собственности, управления собственностью, участие в доработке и сопровождении законопроекта «О договорах концессии с российскими и (или) иностранными инвесторами», «О сервитутах», «О внесении изменений в главу 54 «Договор коммерческой концессии» Гражданского кодекса Российской Федерации»;
  • выработка предложений, направленных на совершенствование правового    регулирования    корпоративного    управления,    подготовка соответствующих законодательных инициатив;
  • Изучение практики применения нового Трудового кодекса Российской Федерации, организация обсуждения возникающих у работодателей проблем и внесение предложений по его изменению;
  • подготовка предложений по совершенствованию законодательства в сфере   консенсуального   разрешения   экономических   споров   между предпринимателями. Сопровождение законопроекта «О внесении изменений и дополнений в приложение II к Закону Российской Федерации «О международном коммерческом арбитраже» (о подведомственности споров Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате Российской Федерации) и ряда других;
  • подготовка предложений по вопросам совершенствования законодательства о спорах между государством и частными инвесторами.

Второе направление нормотворческой деятельности – это совершенствование нормативно-правовой базы деятельности торгово-промышленных палат, объединений предпринимателей. Оно предусматривает проведение анализа эффективности реализации законодательства РФ о торгово-промышленных палатах, а также разработку и внесение в Государственную Думу предложений о внесении дополнений и изменений в Закон Российской Федерации «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» отражающих современное состояние и возможности торгово-промышленных палат. В новой редакции Закона предполагается:

  • более полно определить право торгово-промышленных палат на участие в нормотворческом процессе, а также механизм, при котором наиболее важные документы, регулирующие предпринимательскую деятельность, в обязательном порядке проходят экспертизу в торгово-промышленных палатах с направлением в соответствующие органы экспертных заключений (официальных отзывов), обязательных к рассмотрению при решении вопроса о принятии указанных актов;
  • урегулировать взаимоотношения между палатами различного уровня (федеральной – субъектов Федерации - муниципальных образований) и их членами, конкретизировать положения в части создания, реорганизации и ликвидации палат и роли в этих процессах ТПП РФ;
  • закрепить положение о том, что торгово-промышленные палаты – это особая форма некоммерческой организации;
  • определить новые функции и направления деятельности, реализуемые торгово-промышленными палатами, такие, как: организация работы в сфере управления инвестиционными, коммерческими и иными предпринимательскими рисками, обеспечение безопасности предпринимательства, содействие в привлечении инвестиций в экономику Российской Федерации и их защита; оценка деловой репутации хозяйствующих субъектов; оценка различных видов собственности; выдача карнетов АТА – международных таможенных документов для временного ввоза-вывоза товаров и определение порядка их оформления и выдачи; предоставление иностранным фирмам и организациям (их представительствам) услуг, необходимых для осуществления их деятельности; участие в организации и проведении конкурсов и тендеров по закупке продукции и услуг для государственных и муниципальных нужд; экспертиза внешнеторговых документов, выполнение и удостоверение аутентичности переводов с и на иностранные языки, аккредитация и ведение реестра аккредитованных в России представительств и филиалов иностранных фирм;
  • определить характер взаимоотношений ТПП с федеральными и региональными органами власти, муниципальными органами, законодательно оформив положение, что федеральные и региональные органы власти и органы местного самоуправления могут передавать торгово-промышленным палатам свои функции в области регулирования предпринимательской деятельности (выдача лицензий, разрешений, патентов).

VII. БОРЬБА С АДМИНИСТРАТИВНЫМИ БАРЬЕРАМИ

 

Борьба с административными  барьерами является одним из аспектов деятельности по совершенствованию и развитию правовой базы. В то же время это достаточно специфичная область деятельности, напрямую затрагивающая интересы коррумпированных чиновников и поэтому она заслуживает отдельного рассмотрения.

Административные барьеры  отрицательно сказываются на формировании рыночных отношений в масштабах  страны:

    • усиливается регионализация местных рынков и укрепляется локальный монополизм товаропроизводителей;
    • ограничивается самостоятельность хозяйствующих субъектов, ущемляется свобода экономической деятельности;
    • возникают препятствия для межрегионального перетока товаров, услуг, финансовых средств;
    • снижаются общие объемы производства при росте цен в результате введения дополнительных налогов, запретов или квот на продажу продукции;
    • усложняются  начальные условия  для   создания  новых предпринимательских структур.

По мнению ТПП РФ и территориальных  палат, возможность преодолеть административные барьеры на пути развития  малого предпринимательства  появится в том случае, если удастся обеспечить:

    • равные возможности хозяйствования на товарных рынках, включая правовую регламентацию вопросов порядка и процедуры предоставления лицензий, а также государственной помощи в виде субсидий, льгот, гарантий или иных преимуществ для отдельных хозяйствующих субъектов;
    • повсеместное использование конкурсных принципов размещения государственного и муниципального заказов;
    • устранение региональной   обособленности товарных рынков и расширение товарообмена путем ликвидации созданных барьеров для входа на рынок новых хозяйствующих субъектов и развитие системы, не допускающей принятия антирыночных административных решений;
    • усиление контроля за принятием решений исполнительными органами власти по реализации актов своих законодательных органов.

Импульс решению этой проблемы удалось придать лишь, благодаря  тому, что на протяжении нескольких последних лет на всех съездах  и конференциях торгово-промышленных палат и объединений предпринимателей постоянно обсуждался вопрос о необходимости снижения административных барьеров, препятствующих развитию предпринимательства. (А II Всероссийская конференция представителей малых предприятий, состоявшаяся в Москве 21 марта 2001 года, была целиком посвящена всестороннему анализу природы и путей преодоления этих барьеров.) Только так удалось убедить Правительство РФ разработать пакет законопроектов, направленных на «дебюрократизацию» экономики. Более того, присутствовавший на II Всероссийской конференции представителей малых предприятий председатель Правительства Российской Федерации Михаил Касьянов, признал необходимость создания в рамках действующего при Правительстве Совета по предпринимательству, который сформирован из представителей крупного отечественного бизнеса, секции, представляющей интересы малого предпринимательства. Иными словами, он признал правильность позиции, которую долго отстаивали ТПП РФ и объединения малых предпринимателей.

И тем не менее, хотя соответствующие  решения были приняты еще в июле прошлого года, секция работу еще не начала. В июне 2001 года создана правительственная комиссия по преодолению административных барьеров. Несмотря на то, что комиссия функционирует, малый бизнес не почувствовал реальных результатов. В августе 2001 г. был принят пакет законов по дебюрократизации экономики, но прошел еще почти год, прежде чем эти законы обрели реальную силу. Однако, сколько времени потребуется на то, чтобы они реально заработали, - неизвестно.

1 июля 2002 года вступил в силу последний из триады антибюрократических законов – «О государственной регистрации юридических лиц».  В соответствии с этим документом, с 1 июля 2002 года функции государственной регистрации юридических лиц возлагаются на Министерство по налогам и сборам. Два других – «О лицензировании отдельных видов деятельности» и «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» - действуют уже в течение нескольких месяцев, однако реальной пользы они пока не принесли. Более того, возникли определенные трудности с разработкой положения о лицензировании отдельных видов деятельности. Из существующих более 80 положений на сегодня приняты только три.

Тем не менее, борьба за дебюрократизацию экономики продолжается.

17 мая 2002 года Госдума  приняла во втором чтении проект  закона «О внесении изменений  в статьи 169 и 171 Уголовного кодекса  РФ». Изменения вносятся в части  государственной регистрации юридических  лиц в связи с вступлением  в силу соответствующего закона. В документе уточняется ответственность, за неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонение от их регистрации, неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи, ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы, а равно незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения.

Законопроект уточняет статью 169, предусматривающую  ответственность за воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности.

Логическим продолжением первого  пакета законов по дебюрократизации, принятого в 2001 году, является проект закона «Об основах технического регулирования в РФ». Он уже разработан группой экспертов при администрации президента и в ближайшее время будет рассмотрен Госдумой России в первом чтении.  Согласно концепции рабочей группы, система технического регулирования будет иметь 3-ступенчатую структуру. На вершине пирамиды, будет находиться рамочный закон «Об основах технического регулирования в Российской Федерации». Закон  делит технические требования на обязательные - так называемые технические регламенты и на добровольные - стандарты.

Информация о работе Торгово-промышленная палата Рф