Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 18:51, курсовая работа
События последних лет свидетельствуют о том, что, несмотря на все громогласные заявления об эффективности реформ в экономике, административному аппарату, созданному для реализации планов этих реформ, к сожалению, так и не удалось решить наиболее насущные проблемы предпринимательской деятельности. Рыночные отношения, созданные к настоящему времени в России, не предоставляют равных возможностей всем участникам рынка и не позволяют большинству предпринимателей сосредоточить свое внимание исключительно на решении текущих хозяйственных задач и на расширении своего дела
На второй ступени будут находиться 10-15 горизонтальных законов, которые определят общие для всех отраслей требования безопасности - пожарные, гигиенические, биологические и другие.
Третья ступень - 450-500 вертикальных законов или отраслевых технических регламентов. В них будут содержаться обязательные требования по безопасности для каждой отрасли. В законе закреплен 7-летний срок для разработки технических регламентов, но большинство из них можно будет выработать при содействии отраслевых экспертных советов в течение года.
В результате принятия закона предприниматели получат возможность оспорить решение проверяющих организаций в суде.
Однако одним только принятием хороших законов невозможно устранить административные барьеры на пути предпринимательства. Необходимо еще следить за тем, как они исполняются.
Окончательно же эта проблема может
быть решена путем сокращение функций
контроля и надзора госаппарата
в пользу методических, экспертных,
консультационных функций, а также
передачей различным
Серьезную роль в борьбе с административными
барьерами может сыграть
В то же время, 7% участников опроса назвали передачу в ведение системы ТПП РФ ряда государственных функций нецелесообразной. Несмотря на то, что они оказались в явном меньшинстве, те доводы, которые они приводят в поддержку своей позиции, представляются достаточно вескими:
Задачу защиты предпринимателей от административных и правоохранительных структур взяла на себя Торгово-промышленная палата России. В палате создан Комитет по безопасности предпринимательской деятельности, в который уже обращаются бизнесмены с просьбой о защите. Кроме того, ТПП РФ планирует взять на себя ряд функций, которые сейчас относятся к компетенции министерств и ведомств. В частности, речь идет о передачи функции регистрации иностранных компаний в России от министерства юстиции к ТПП.
В то же время, защита предпринимателей от произвола чиновников может стать эффективной лишь в том случае, если наряду с ТПП РФ этим делом активно займутся территориальные палаты.
В этом плане интересен
опыт Брянской ТПП. По инициативе Палаты,
администрация области 12 апреля 2000
приняла постановление «Об
Борьбу с административными барьерами ведут и ТПП в других субъектах Федерации, правда, там она оказывается менее эффективной.
В Амурской области 25 августа 2000 глава Администрации принял постановление о создании при Администрации области межведомственной комиссии по устранению административных барьеров при развитии предпринимательской деятельности. В рамках комиссии при отраслевых комитетах ведут работу 9 рабочих групп, призванных оказывать поддержку хозяйствующим субъектам по вопросам необоснованного вмешательства органов государственного контроля (надзора) в деятельность субъектов предпринимательства. Заседания комиссии проводятся один раз в квартал.
В Республике Бурятия 12 июля 1999 года президент Республики принял Указ «Об упорядочении контроля за деятельностью субъектов малого предпринимательства на территории Республики Бурятия». В рамках реализации этого Указа в апреле 2000 года был создан Координационный совет контролирующих органов.
Наряду с этим Комитет по поддержке и развитию предпринимательства совместно с ВУЗами города Улан-Удэ провел исследования по административным барьерам и издал брошюру. По результатам исследований проведено заседание Консультативного совета предпринимателей при Президенте РБ по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства. Комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства подготовил Указ «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Бурятия от 12.07.99 «Об упорядочении контроля за деятельностью субъектов малого предпринимательства на территории Республики Бурятия» и постановление «О создании благоприятных условий для устойчивого развития предпринимательства в Республике Бурятия». Комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства разработал также методические рекомендации для районных администраций по вопросам поддержки и развития предпринимательства, где отражены вопросы разработки программ развития предпринимательства территории, лицензирования, государственной регистрации, оказания финансовой поддержки, предоставления льгот и т.д.
И все же, главная роль в деле дебюрократизации экономики остается за депутатами Государственной Думы, которые должны принять соответствующие законы, создадющие на всей территории страны единое правовое поле, в котором будет действовать малое предпринимательство. Недаром Президент России на встрече с депутатами Госдумы по итогам весенней сессии 2002 года отметил, что на пути малого и среднего бизнеса остаются препоны. «Их так много и они такие большие, что нам есть над чем работать». Дебюрократизацию экономики Президент России назвал одним из приоритетных направлений работы Государственной Думы.
VIII. О ВОЗМОЖНОСТЯХ МАЛОГО БИЗНЕСА ПО ДОСТУПУ К ФИНАНСОВЫМ РЕСУРСАМ
Проблема микро финансирования лежит в основе развития малого бизнеса. Краткосрочное кредитование на небольшие суммы дает предпринимателю надежду на будущее, поэтому спрос здесь очень велик и сохранится на таком уровне еще долгое время.
Представление о том, насколько
реальной считают малые предприниматели
перспективу получения
Как показывают материалы опроса, нерешенность вопросов финансового обеспечения деятельности малых предприятий является причиной пессимистических настроений среди предпринимателей.
Более 60% респондентов отнесли проблему
финансово-кредитного и инвестиционного
обеспечения малых и средних
предприятий (МСП) к числу важнейших.
Аналогичный результат был
Тем не менее, сравнивая эти результаты с результатами предыдущих опросов, можно говорить о незначительных позитивных сдвигах в финансовой сфере. К примеру, в опросе, проведенном службой «Кассандра» на I Съезде представителей малых предприятий в 1996 году, более 70% делегатов (то есть на 10 % больше) давали финансовым условиям оценку «плохо». В то же время, по сравнению с 1996 годом, значительно (с 29% до 18%) сократилось число положительных оценок.
Пессимизм предпринимателей порождается непоследовательной политикой властей в сфере поддержки малого предпринимательства. В связи с этим подавляющее большинство опрошенных (69%) настаивали не только на четком обозначении нормальных общих «правил игры», но и считали необходимым добиваться их неукоснительного исполнения не только от малого бизнеса, но и, прежде всего, от властных структур. То же самое относится и к сфере финансовой поддержки МСП.
За последние годы было принято много нужных законодательных решений в области усиления финансово-кредитного обеспечения малого бизнеса, что, соответственно, нашло отражение в результатах различных опросов. Так, в упоминавшемся уже опросе на I Съезде представителей МП на необходимость принятия законодательных актов, касающихся регулирования финансовых вопросов, указывали почти 90% респондентов. Сегодня ситуация сместилась в другую плоскость, и большинство (55%) полагает, что действенной мерой стало бы надлежащее исполнение уже принятых законов. Сказанное, тем не менее, не означает, что нормативно-правовая база в части финансового обеспечения не требует ее дальнейшего развития.
Это подтверждается размышлениями предпринимателей о наиболее вероятных источниках финансовой поддержки малых и средних предприятий. Прежде всего, обращает на себя внимание то, что на протяжении уже нескольких лет сохраняется неизменной преимущественная ориентация на собственные средства.
В числе внешних финансовых источников для бизнеса наиболее привлекательным является частное кредитование. В 2000 году приоритетным его называли 32%, в 2001 году - 28%, в 2002 году - 39% респондентов. Финансовые поступления по другим каналам считаются менее вероятными.
С годами, в отношениях малого бизнеса и банков, к сожалению, почти ничего не меняется. Как и в прошлые годы, на банковский кредит надеются чуть более 20% представителей МСП.
Причем, неудовлетворенность
В 1996 году на I Съезде представителям малого бизнеса вопрос задавался иначе: ожидают ли предприниматели усиления финансовой поддержки со стороны КБ? И ответ вновь был отрицательным (64% сказали «нет»). Наконец, более 70% предпринимателей, опрошенных в прошлом году, отметили, что не рассчитывают на активизацию участия кредитных ресурсов КБ в долевом финансировании своих бизнес-проектов. Следовательно, пессимистичный настрой предпринимателей со временем не изменился.
Сказанное, тем не менее, не означает, что ситуация бесперспективна. Предприниматели указывают на намечающуюся активизацию деятельности банковских учреждений в сфере малого бизнеса. Так, по сравнению с 1996 годом, на 15% выросло число предложений новых банковских услуг от кредитных организаций.
Со временем накапливается опыт решения вопросов кредитного обеспечения заемных средств. Как показал опрос, сегодня банки идут, например, на такие виды обеспечения, как залог товаров и товарных документов (41% ответов) или залог приобретаемого оборудования (28% ответов). Хотя, часто предприниматели вынуждены серьезно рисковать. Каждый третий опрошенный (33%) в качестве распространенного вида кредитного обеспечения назвал личное имущество, а каждый четвертый (24%) – собственный бизнес.
Для нормализации практики
кредитного обеспечения более 40% респондентов
считают оправданной реализацию
идеи создания для
МСП залогово-гарантийных