Торгово-промышленная палата Рф

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

События последних лет свидетельствуют о том, что, несмотря на все громогласные заявления об эффективности реформ в экономике, административному аппарату, созданному для реализации планов этих реформ, к сожалению, так и не удалось решить наиболее насущные проблемы предпринимательской деятельности. Рыночные отношения, созданные к настоящему времени в России, не предоставляют равных возможностей всем участникам рынка и не позволяют большинству предпринимателей сосредоточить свое внимание исключительно на решении текущих хозяйственных задач и на расширении своего дела

Работа содержит 1 файл

курсовая1.doc

— 495.50 Кб (Скачать)

Теоретически существует второе направление - взаимодействие с базовыми предприятиями крупного и среднего бизнеса. Но здесь шансы не очень велики: во-первых, крупные предприятия в России сформированы так, что имеют в своей системе весь комплекс основных, вспомогательных и обслуживающих производств и служб; во-вторых, многие крупные предприятия имеют колоссальные объемы просроченной кредиторской и дебиторской задолженности. По этой причине малый бизнес не заинтересован сотрудничать с ними.

Наконец, существует еще одна причина, сдерживающая развитие малых предприятий. Это – возможность выйти на рынок в качестве «индивидуала» - предпринимателя без образования юридического лица (ПБОЮЛ).  Индивидуальные предприниматели имеют массу экономических (трудовых, налоговых, финансовых, учетных) преимуществ, поэтому существует реальный коммерческий смысл перерегистрации малых предприятий в индивидуальные. В настоящее время этот процесс перешел в активную стадию и является основной причиной снижения числа малых предприятий.

Итоги минувших лет развития малого предпринимательства таковы: неравномерное распределение малых предприятий по регионам, крайне ограниченная сфера деятельности по отраслям экономики, снижение численности малых предприятий.

 

Очевидно, что такое  состояние дел не может не беспокоить Торгово-промышленную палату, 75% членов которой являются малые и средние предприятия.

 

В то же время приходится признать, что при действующем экономическом  и правовом механизме возможность  значительного прогресса в развитии малого предпринимательства весьма сомнительна. Благоприятные условия для развития могут быть созданы лишь благодаря реализации комплекса мер по введению льготного налогообложения, дебюрократизации экономики и создания равных условий работы для всех участников рынка. При существующей обособленности малых и средних предприятий эти задачи невозможно решить без наличия организации, которая могла бы представлять эти предприятия во властных структурах и лоббировать их интересы.

 

II. ОБЪЕДИНЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И СИСТЕМА ТПП РФ, СОЗДАННЫЕ ДЛЯ ЛОББИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСОВ БИЗНЕСА В ОРГАНАХ ВЛАСТИ

 

Характерные черты  организаций, созданных для защиты интересов делового сообщества

 

Переход от системы централизованного  государственного планирования к рыночным отношениям сопровождался разрывом старых хозяйственных связей.  В этих условиях у предпринимателей возникла необходимость объединить свои усилия.  Результатом этого стал процесс создания отраслевых ассоциаций и  объединений. Декларируемые при создании союзов цели и задачи находили отклик у руководителей предприятий, поэтому количество союзов и ассоциаций начало возрастать в геометрической прогрессии. В результате дошло до абсурда: в каждой отрасли имеются десятки союзов.  А всего за годы рыночных реформ в России было зарегистрировано около двух тысяч объединений  предпринимателей федерального, межрегионального и регионального уровней. Не все они смогли утвердиться и занять достойное место в деловом сообществе. Отсутствие четких целей, организационного опыта, ресурсных возможностей и общественного признания привело к тому, что многие из них деградировали и развалились. Однако даже те организации, которым удалось сохраниться, не проявляют существенной активности.

 

Типы собой отраслевых союзов в России

 

Несмотря на многообразие, большинство  существующих российских отраслевых союзов и ассоциаций можно отнести к одному из трех типов.

Первый тип организации обычно возглавляется бывшим руководителем отрасли, который по различным причинам не вписался в новые условия хозяйствования. Предприятия первоначально входили в такие союзы благодаря авторитету руководителя и находились в них больше по инерции.

Второй тип организации –  по сути, коммерческие структуры, существующие под видом отраслевого союза  или ассоциации. Подобного рода организации  занимаются перепродажей продукции учредителей, ведут исключительно коммерческие проекты и имеют мало общего с функциями отраслевого союза.

Третий тип организаций возглавляется  действующим руководителем предприятия. Союз пользуется инфраструктурой и возможностями завода (НИИ, КБ), поэтому такое объединение обычно имеет неплохую базу. Недостатком такого союза является сильная занятость руководителя оперативными вопросами своего предприятия и невозможность полноценно заниматься работой в отраслевом объединении.

 

Причины слабости отечественных отраслевых союзов и перспективы усиления их позиций

 

Основная причина слабости отечественных отраслевых союзов заключается  в том, что органы государственной  власти России все еще не воспринимают отраслевые союзы в качестве структур, с мнением которых необходимо считаться. Никакого реального влияния на проводимую государством политику в своей отрасли союзы и ассоциации оказать не могут.

Второй  причиной является слабое понимание некоторыми союзами стратегии, а главное - тактики своей деятельности. Имеют место абстрактные Декларации о «лоббировании интересов предприятий». Многие отраслевые союзы не имеют четкого плана деятельности и ограничиваются популистскими акциями.

Третья причина является неизбежным следствием первых двух - финансовая слабость российских отраслевых союзов. Большинство руководителей союзов говорит о том, что сознание руководства российских предприятий не доросло до необходимости финансовой поддержки своего отраслевого объединения.

Рассматривая перспективы российских отраслевых объединений нельзя не остановиться на системе принятия решений в экономической сфере.

До недавнего времени каждый представитель российского крупного капитала самостоятельно решал свои вопросы во всех органах государственной  власти. Борис Березовский, Владимир Гусинский, Роман Абрамович и многие другие предприниматели, которых принято называть олигархами, не нуждались ни в каких союзах. Все они имели непосредственный выход на первых лиц  государства. Не секрет, что многие  финансово-промышленные группы расставляли на ключевые nocты в исполнительной власти своих представителей, чтобы они отслеживали их интересы. При доминировании той или иной группировки, в российской власти все было относительно стабильно. Перестановки вице-премьеров и министров начинались тогда, когда обострялась борьба между олигархическими кланами.

К сожалению, многие негативные вопросы  в исполнительной власти  не решены и сегодня. Нищенская зарплата и  неуверенность в завтрашнем дне  заставляют работать в интересах отдельных структур даже тех чиновников, которые изначально не были ангажированы.  Да и как может быть иначе? Чиновнику, получающему зарплату от государства эквивалентную 200 долларам, поручается защита интересы этого государства в крупных частных компаниях, его обязывают голосовать по вопросам, цена которых исчисляется десятками миллионов долларов. Уровень оплаты труда российского министра, заместителя министра или начальника департамента равен оплате мелкого клерка в крупной компании. Естественно, что такая ситуация не стимулирует защиту государственных интересов и провоцирует чиновников входить в альянсы с этими крупными компаниями.

Аналогичная ситуация и в законодательной  сфере. Не секрет, что олигархи финансировали  избирательные кампании, как политических партий, так и депутатов по одномандатным округам. Понятно, что в этих условиях отраслевые союзы не были нужны ни олигархам, ни правительству. Все вопросы решались в кулуарах.   Поэтому были слабы союзы и ассоциации, власть слышала исключительно голос олигархов.

Нынешняя российская власть пытается изменить ситуацию. Провозглашен принцип  равноудаленности олигархов. Практическим следствием такой политики стало  вхождение наиболее крупных российских бизнесменов в бюро правления  Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) – структуру, которая ранее считалась оплотом так называемых «красных директоров». Аркадий Вольский даже подвергался критике за то, что большинство в РСПП получил крупный и, что характерно, частный бизнес. Однако через некоторое время начал на глазах меняться принцип взаимоотношений власти с крупным бизнесом. Вместо кулуарной работы власти с отдельными олигархами, как это было в период президентства Бориса Ельцина, президент начал регулярно встречаться с представителями общественной организации - РСПП.

Еще одним признаком усиления роли общественных промышленных объединений  стало избрание авторитетного российского  политика Евгения Примакова президентом  Торгово-промышленной Палаты. ТПП планомерно и успешно работает с союзами  и ассоциациями. При ТПП активно действует Совет отраслевых объединений, в состав которого входят представители практически всех отраслей промышленности. РСПП в этом смысле несколько отстает от ТПП. Так, в состав рабочих групп, созданных при РСПП, не предложено войти представителям отраслевых союзов.

В состав ТПП РФ в настоящее  время входит свыше 20 тысяч предприятий  различных организационно-правовых форм и направлений бизнеса; 155 территориальных  и местных торгово-промышленных Палат (82 – Палаты субъектов Федерации, 73 – Палаты муниципальных образований; 119 объединений предпринимателей федерального и свыше 300 союзов и ассоциаций регионального уровней; 15 акционерных обществ, внешнеэкономических объединений и предприятий федерального значения; 250 различных фирм на местах, оказывающих специализированные услуги российским и зарубежным предпринимателям; 23 комитета ТПП РФ по различным направлениям деятельности и отраслям предпринимательства,  450 комитетов, комиссий, советов и других общественных формирований территориальных Палат по различным направлениям и проблемам бизнеса;  16 представительств ТПП РФ в 15 странах.

Кроме того, система Торгово-промышленных Палат располагает 22 территориальными торгово-промышленными Палатами, прошедшими добровольную аккредитацию в ТПП РФ на соответствие и компетентность в выполнении ими функций и услуг, предусмотренных законодательством и уставными документами; системой «ТПП Эксперт», объединяющей 449 экспертов из 100 Палат и 5 экспертных организаций; 7 территориальными торгово-промышленными Палатами, имеющими в своем составе экспертные организации, аккредитованные в системе «ТПП Эксперт»; 6 учебными центрами подготовки и переподготовки экспертов по товарной экспертизе и одним Региональным центром качества по подготовке менеджеров по качеству, аудиторов системы качества, преподавателей менеджмента качества. Помимо этого созданы и функционируют: система стандартизации Торгово-промышленной Палаты Российской Федерации, внесенная в базу данных Федерального фонда стандартов и включающая 56 введенных в действие стандартов; система «ТПП Оценщик», включающая 71 специалиста из 41 ТПП;  Международный коммерческий арбитражный суд, Морская арбитражная комиссия, Ассоциация диспашеров, Третейский суд при ТПП РФ; более 60 третейских судов, при территориальных ТПП;   Фонд поддержки и развития торгово-промышленных Палат, аккумулирующий средства, направляемые на финансирование межрегиональных и региональных проектов и программ развития;  издания ТПП РФ и территориальных Палат. 

Изменения, происходящие в экономике, политике и сфере государственного управления, создают реальные предпосылки для консолидации предпринимательства, укрепления взаимодействия бизнеса и власти, повышения роли торгово-промышленных Палат и других общественных организаций предпринимателей в процессе выработки и реализации стратегии социально-экономического развития России. Учитывая это, ТПП РФ подписала с 89 другими предпринимательскими союзами Соглашение о совместной деятельности общероссийских общественных и некоммерческих объединений товаропроизводителей, промышленников, предпринимателей и работодателей. Соглашение предусматривает активное содействие хозяйствующим субъектам в консолидации усилий для защиты своих интересов, обеспечение приоритетного развития реального сектора экономики страны.

Несмотря на существующие проблемы, в целом система предпринимательских  объединений становится более упорядоченной  и организованной, происходит углубление и диверсификация их отраслевой направленности. На передний план их деятельности выходят проблемы совершенствования существующих структур и механизмов, поиск оптимальных размеров, стратегии и пропорций организационного развития.

Большинство объединений предпринимателей, являющихся членами ТПП РФ, находятся  на этапе интенсивного развития. Они  демонстрируют примеры высокой организованности и играют заметную роль в развитии различных отраслей или видов предпринимательской деятельности, ориентируясь на выражение конкретных интересов предпринимателей, объединенных общим рынком товаров или услуг, и имеющих общие интересы и потребности. Это, в частности, транспортные ассоциации, союзы парфюмерно-косметической, текстильной и легкой промышленности, ассоциации малого бизнеса, страховые и банковские объединения, аграрно-промышленные союзы и ассоциации и другие.

Социологические опросы предпринимателей, публикации в средствах  массовой информации и специальные  исследования показывают, что деловое  сообщество пришло к осознанию необходимости  дальнейшей самоорганизации, консолидации и поиска новых путей упрочения позиций бизнеса во взаимодействии с федеральными и региональными органами государственной власти и воздействия на власть с целью принятия законодательных и нормативных актов, регламентирующих предпринимательскую деятельность и направленных на утверждение в России цивилизованного, безопасного и социально-ответственного бизнеса.

Для всей совокупности торгово-промышленных Палат,  как отмечал на IV съезде ТПП РФ ее Президент Е.М.Примаков, сегодня наиболее рельефно, как представляется, выглядят три задачи.

Первая относится, главным образом, к крупным предпринимателям. Нужно способствовать тому, чтобы они сосредоточили свой интерес на диверсификации вложений в отечественное производство. Средства, накопленные в том числе, за счет операций в сырьевом секторе, уже инвестируются в обрабатывающие отрасли, инфраструктуру. Это - чрезвычайно важно для России, в том числе для обновления основных фондов предприятий, физический и моральный износ которых очевиден. Финансовому комитету ТПП следует в этой связи рекомендовать меры, которые бы стимулировали невывоз капиталов за границу. Должна внедряться такая практика, которая позволит предпринимателю не обходить запреты, что и происходит, а «раскрепостит» предпринимателя, даст импульс для вложений в российскую экономику.

Конечно, для развития реального сектора экономики требуется создание механизма возвращения тех огромных средств, которые ушли за рубеж, мобилизации больших сумм, накопленных населением и лежащих пока мертвым грузом. Беспрепятственное развитие российского бизнеса невозможно без четко работающей судебно-правовой системы, которая обеспечивает надежную защиту от любых посягательств на законные права и интересы предпринимателей. Сейчас, как известно, Госдума завершает процесс принятия Закона «О третейских судах». В таких условиях мы тем более обязаны повысить эффективность работы третейских судов, функционирующих при Палатах. Это важно и для крупного предпринимательства, в частности, по той причине, что Евросоюз и США заявили о намерении рассматривать торговые споры с российскими экспортерами по правилам ВТО, то есть с привлечением независимых арбитражных посредников. Палата должна обеспечить оперативную подготовку нашего судейского корпуса к решению этих новых и крайне непростых требований.

Вторая задача – создание лучших условий для малого бизнеса в России. Правительство приняло программу, кстати, уже пятую, по малому бизнесу. Государственный Совет Российской Федерации разработал концепцию развития малого предпринимательства. Этой теме была посвящена III Всероссийская конференция представителей малого предпринимательства, созванная нами в апреле с.г.  
Хорошо работает Комитет ТПП по малому бизнесу. В Палате создан отдел, который специально занимается проблемами малого предпринимательства. ТПП РФ открыта для всестороннего сотрудничества в этой области – именно, не противопоставления, а сотрудничества, – с организациями «ОПОРы» и в центре и на местах.

Информация о работе Торгово-промышленная палата Рф