Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 18:51, курсовая работа
События последних лет свидетельствуют о том, что, несмотря на все громогласные заявления об эффективности реформ в экономике, административному аппарату, созданному для реализации планов этих реформ, к сожалению, так и не удалось решить наиболее насущные проблемы предпринимательской деятельности. Рыночные отношения, созданные к настоящему времени в России, не предоставляют равных возможностей всем участникам рынка и не позволяют большинству предпринимателей сосредоточить свое внимание исключительно на решении текущих хозяйственных задач и на расширении своего дела
Теоретически существует второе направление - взаимодействие с базовыми предприятиями крупного и среднего бизнеса. Но здесь шансы не очень велики: во-первых, крупные предприятия в России сформированы так, что имеют в своей системе весь комплекс основных, вспомогательных и обслуживающих производств и служб; во-вторых, многие крупные предприятия имеют колоссальные объемы просроченной кредиторской и дебиторской задолженности. По этой причине малый бизнес не заинтересован сотрудничать с ними.
Наконец, существует еще одна причина, сдерживающая развитие малых предприятий. Это – возможность выйти на рынок в качестве «индивидуала» - предпринимателя без образования юридического лица (ПБОЮЛ). Индивидуальные предприниматели имеют массу экономических (трудовых, налоговых, финансовых, учетных) преимуществ, поэтому существует реальный коммерческий смысл перерегистрации малых предприятий в индивидуальные. В настоящее время этот процесс перешел в активную стадию и является основной причиной снижения числа малых предприятий.
Итоги минувших лет развития малого предпринимательства таковы: неравномерное распределение малых предприятий по регионам, крайне ограниченная сфера деятельности по отраслям экономики, снижение численности малых предприятий.
Очевидно, что такое состояние дел не может не беспокоить Торгово-промышленную палату, 75% членов которой являются малые и средние предприятия.
В то же время приходится признать,
что при действующем
II. ОБЪЕДИНЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И СИСТЕМА ТПП РФ, СОЗДАННЫЕ ДЛЯ ЛОББИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСОВ БИЗНЕСА В ОРГАНАХ ВЛАСТИ
Характерные черты организаций, созданных для защиты интересов делового сообщества
Переход от системы централизованного государственного планирования к рыночным отношениям сопровождался разрывом старых хозяйственных связей. В этих условиях у предпринимателей возникла необходимость объединить свои усилия. Результатом этого стал процесс создания отраслевых ассоциаций и объединений. Декларируемые при создании союзов цели и задачи находили отклик у руководителей предприятий, поэтому количество союзов и ассоциаций начало возрастать в геометрической прогрессии. В результате дошло до абсурда: в каждой отрасли имеются десятки союзов. А всего за годы рыночных реформ в России было зарегистрировано около двух тысяч объединений предпринимателей федерального, межрегионального и регионального уровней. Не все они смогли утвердиться и занять достойное место в деловом сообществе. Отсутствие четких целей, организационного опыта, ресурсных возможностей и общественного признания привело к тому, что многие из них деградировали и развалились. Однако даже те организации, которым удалось сохраниться, не проявляют существенной активности.
Типы собой отраслевых союзов в России
Несмотря на многообразие, большинство существующих российских отраслевых союзов и ассоциаций можно отнести к одному из трех типов.
Первый тип организации обычно возглавляется бывшим руководителем отрасли, который по различным причинам не вписался в новые условия хозяйствования. Предприятия первоначально входили в такие союзы благодаря авторитету руководителя и находились в них больше по инерции.
Второй тип организации – по сути, коммерческие структуры, существующие под видом отраслевого союза или ассоциации. Подобного рода организации занимаются перепродажей продукции учредителей, ведут исключительно коммерческие проекты и имеют мало общего с функциями отраслевого союза.
Третий тип организаций
Причины слабости отечественных отраслевых союзов и перспективы усиления их позиций
Основная причина слабости отечественных отраслевых союзов заключается в том, что органы государственной власти России все еще не воспринимают отраслевые союзы в качестве структур, с мнением которых необходимо считаться. Никакого реального влияния на проводимую государством политику в своей отрасли союзы и ассоциации оказать не могут.
Второй причиной является слабое понимание некоторыми союзами стратегии, а главное - тактики своей деятельности. Имеют место абстрактные Декларации о «лоббировании интересов предприятий». Многие отраслевые союзы не имеют четкого плана деятельности и ограничиваются популистскими акциями.
Третья причина является неизбежным следствием первых двух - финансовая слабость российских отраслевых союзов. Большинство руководителей союзов говорит о том, что сознание руководства российских предприятий не доросло до необходимости финансовой поддержки своего отраслевого объединения.
Рассматривая перспективы российских отраслевых объединений нельзя не остановиться на системе принятия решений в экономической сфере.
До недавнего времени каждый
представитель российского
К сожалению, многие негативные вопросы в исполнительной власти не решены и сегодня. Нищенская зарплата и неуверенность в завтрашнем дне заставляют работать в интересах отдельных структур даже тех чиновников, которые изначально не были ангажированы. Да и как может быть иначе? Чиновнику, получающему зарплату от государства эквивалентную 200 долларам, поручается защита интересы этого государства в крупных частных компаниях, его обязывают голосовать по вопросам, цена которых исчисляется десятками миллионов долларов. Уровень оплаты труда российского министра, заместителя министра или начальника департамента равен оплате мелкого клерка в крупной компании. Естественно, что такая ситуация не стимулирует защиту государственных интересов и провоцирует чиновников входить в альянсы с этими крупными компаниями.
Аналогичная ситуация и в законодательной сфере. Не секрет, что олигархи финансировали избирательные кампании, как политических партий, так и депутатов по одномандатным округам. Понятно, что в этих условиях отраслевые союзы не были нужны ни олигархам, ни правительству. Все вопросы решались в кулуарах. Поэтому были слабы союзы и ассоциации, власть слышала исключительно голос олигархов.
Нынешняя российская власть пытается
изменить ситуацию. Провозглашен принцип
равноудаленности олигархов. Практическим
следствием такой политики стало
вхождение наиболее крупных российских
бизнесменов в бюро правления
Российского союза промышленник
Еще одним признаком усиления роли общественных промышленных объединений стало избрание авторитетного российского политика Евгения Примакова президентом Торгово-промышленной Палаты. ТПП планомерно и успешно работает с союзами и ассоциациями. При ТПП активно действует Совет отраслевых объединений, в состав которого входят представители практически всех отраслей промышленности. РСПП в этом смысле несколько отстает от ТПП. Так, в состав рабочих групп, созданных при РСПП, не предложено войти представителям отраслевых союзов.
В состав ТПП РФ в настоящее
время входит свыше 20 тысяч предприятий
различных организационно-
Кроме того, система Торгово-промышленных
Палат располагает 22 территориальными
торгово-промышленными
Изменения, происходящие в экономике, политике и сфере государственного управления, создают реальные предпосылки для консолидации предпринимательства, укрепления взаимодействия бизнеса и власти, повышения роли торгово-промышленных Палат и других общественных организаций предпринимателей в процессе выработки и реализации стратегии социально-экономического развития России. Учитывая это, ТПП РФ подписала с 89 другими предпринимательскими союзами Соглашение о совместной деятельности общероссийских общественных и некоммерческих объединений товаропроизводителей, промышленников, предпринимателей и работодателей. Соглашение предусматривает активное содействие хозяйствующим субъектам в консолидации усилий для защиты своих интересов, обеспечение приоритетного развития реального сектора экономики страны.
Несмотря на существующие
проблемы, в целом система
Большинство объединений предпринимателей, являющихся членами ТПП РФ, находятся на этапе интенсивного развития. Они демонстрируют примеры высокой организованности и играют заметную роль в развитии различных отраслей или видов предпринимательской деятельности, ориентируясь на выражение конкретных интересов предпринимателей, объединенных общим рынком товаров или услуг, и имеющих общие интересы и потребности. Это, в частности, транспортные ассоциации, союзы парфюмерно-косметической, текстильной и легкой промышленности, ассоциации малого бизнеса, страховые и банковские объединения, аграрно-промышленные союзы и ассоциации и другие.
Социологические опросы предпринимателей, публикации в средствах массовой информации и специальные исследования показывают, что деловое сообщество пришло к осознанию необходимости дальнейшей самоорганизации, консолидации и поиска новых путей упрочения позиций бизнеса во взаимодействии с федеральными и региональными органами государственной власти и воздействия на власть с целью принятия законодательных и нормативных актов, регламентирующих предпринимательскую деятельность и направленных на утверждение в России цивилизованного, безопасного и социально-ответственного бизнеса.
Для всей совокупности торгово-промышленных Палат, как отмечал на IV съезде ТПП РФ ее Президент Е.М.Примаков, сегодня наиболее рельефно, как представляется, выглядят три задачи.
Первая относится, главным образом, к крупным предпринимателям. Нужно способствовать тому, чтобы они сосредоточили свой интерес на диверсификации вложений в отечественное производство. Средства, накопленные в том числе, за счет операций в сырьевом секторе, уже инвестируются в обрабатывающие отрасли, инфраструктуру. Это - чрезвычайно важно для России, в том числе для обновления основных фондов предприятий, физический и моральный износ которых очевиден. Финансовому комитету ТПП следует в этой связи рекомендовать меры, которые бы стимулировали невывоз капиталов за границу. Должна внедряться такая практика, которая позволит предпринимателю не обходить запреты, что и происходит, а «раскрепостит» предпринимателя, даст импульс для вложений в российскую экономику.
Конечно, для развития реального сектора экономики требуется создание механизма возвращения тех огромных средств, которые ушли за рубеж, мобилизации больших сумм, накопленных населением и лежащих пока мертвым грузом. Беспрепятственное развитие российского бизнеса невозможно без четко работающей судебно-правовой системы, которая обеспечивает надежную защиту от любых посягательств на законные права и интересы предпринимателей. Сейчас, как известно, Госдума завершает процесс принятия Закона «О третейских судах». В таких условиях мы тем более обязаны повысить эффективность работы третейских судов, функционирующих при Палатах. Это важно и для крупного предпринимательства, в частности, по той причине, что Евросоюз и США заявили о намерении рассматривать торговые споры с российскими экспортерами по правилам ВТО, то есть с привлечением независимых арбитражных посредников. Палата должна обеспечить оперативную подготовку нашего судейского корпуса к решению этих новых и крайне непростых требований.
Вторая задача – создание
лучших условий для малого бизнеса в России.
Правительство приняло программу, кстати,
уже пятую, по малому бизнесу. Государственный
Совет Российской Федерации разработал
концепцию развития малого предпринимательства.
Этой теме была посвящена III Всероссийская
конференция представителей малого предпринимательства,
созванная нами в апреле с.г.
Хорошо работает Комитет ТПП по малому
бизнесу. В Палате создан отдел, который
специально занимается проблемами малого
предпринимательства. ТПП РФ открыта для
всестороннего сотрудничества в этой
области – именно, не противопоставления,
а сотрудничества, – с организациями «ОПОРы»
и в центре и на местах.