Теоретические аспекты формирования и применения организационной структуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 22:57, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение проблем и путей совершенствования организационной структуры управления на примере НУЗ «Отделенческая больница на ст. Кемерово ОАО РЖД».
Поставленная цель предполагает последовательное решение следующих задач:
1. Изучение основных подходов к построению организационных структур, их типологии.
2. Изучение основных методов исследования организационных структур управления.
3. Изучение успешного российского и зарубежного опыта применения организационных структур управления на современном предприятии
4. Формирование общей характеристики исследуемого предприятия и основных направлений его деятельности.
5. Анализ финансового и хозяйственного состояния предприятия.
6. Изучение действующей на исследуемом предприятии организационной структуры.
7. Выявление проблем в области распределения полномочий, существующих связей подчинения.
8. Поиск путей совершенствования организационной структуры.
9. Оценка эффективности деятельности предприятия и разработка рекомендаций по устранению выявленных недостатков.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования и применения организационной структуры……………………………………………………..7
1.1. Организационная структура: понятие, ее виды, их типология и подходы к формирования……………………………………………….7
1.2. Методы исследования организационных структур…………16
1.3. Российский и зарубежный опыт использования организационных структур………………………………………………23
Глава 2. Анализ хозяйственно-финансовой деятельности НУЗ «Отделенческая больница на ст. Кемерово ОАО РЖД»……………………...30
2.1. Общая характеристика деятельности и основные направления его деятельности…………………………………………………………..30
2.2. Анализ хозяйственно-экономической деятельности………..35
2.3. Анализ финансового состояния НУЗ «Отделенческая больница на ст. Кемерово ОАО РЖД»………………………………….40
Глава 3. Исследование организационной структуры управления организацией на примере НУЗ «Отделенческая больница на ст. Кемерово ОАО РЖД»……………………………………………………………………….49
3.1. Характеристика действующей организационной структуры управления……………………………………….………………………..49
3.2. Анализ распределение полномочий и ответственности…………….......................................................................54
3.3. Исследование действующей организационной структуры....56
Глава 4. Предложения и рекомендации по улучшению деятельности учреждения……………………………………………………………………….72
Заключение……………………………………………………………......78
Перечень использованных источников информации…………………..80
Приложения……………………………………………………………….83

Работа содержит 1 файл

диплом 2.doc

— 856.00 Кб (Скачать)

Пассивный эксперимент состоит в простом отслеживании реакции системы на изменения, происходящие во внешней среде. Здесь фиксируется способность или неспособность системы к адаптации и дальнейшей приемлемой деятельности.

Активный эксперимент позволяет не только выявить свойства системы, но и выработать недостающие.

Этапы рефлексивного анализа:

-         Изучение реакции системы на искусственно созданное изменение. На основе полученных результатов прогнозируется поведение системы в более сложных условиях внешнего воздействия.

-         Разработка и исследование сложных рефлексов системы. Изучение действий системы в процессе отработки сложного внешнего воздействия, разработка процедур контроля и обратных связей между управленческими и исполнительными звеньями организации.

В процессе рефлексивного анализа необходимо выявлять неадекватные неэффективные реакции системы, а также реакции с недопустимо большим запаздыванием. Для устранения подобных явлений необходима разработка корректирующих мер.

Параметрическое исследование системы управления.

При параметрическом методе проводятся исследования анализируемого объекта по восьми параметрам:

1. Состав и содержание функций управления:

-         обоснование функций управления;

-         уточнение содержания функций управления;

-         оптимизация распределения управленческих функций.

2. Состав и количество функций управления:

-         соответствие наименования подразделения содержанию выполняемой работы;

-         соответствие масштаба данного подразделения численности его работников.

3. Количество уровней управления:

-         общая численность персонала, административно-управленческий персонал, его динамика.

-         масштаб подразделений и степень централизации управления;

-         уровень организации труда и производства.

4. Номенклатура управленческих решений и их трудоемкость: выявляется состав необходимых управленческих решений, исследуются информационные потоки на входе и выходе каждого подразделения и организации в целом.

5. Численность различных категорий должностных групп служащих. Рассматривается соответствие численности руководителей, специалистов, технических исполнителей, трудоемкости выполняемых работ по стадиям процесса принятия решения.

6. Степень централизации функций управления в целом по организации. Определяется соотношение между централизацией и децентрализацией принятия решений по конкретным функциям управления.

7. Квалификационный состав руководителей, специалистов и служащих, а также уровень соотношения их заработной платы. Сравниваются фактические параметры, характеризующие конкретных работников по специальности, образованию, стажу, заработной платы с соответствующим требуемым уровнем по нормативным документам и возможностям организации.

8. Изучение затрат рабочего времени специалистов и служащих.. Осуществляется методами аналогичными изучению затрат рабочего времени. Такими методами могут быть: фотография рабочего времени, хронометраж, самофотография и моментальные наблюдения.

Факторный анализ систем управления.

Факторный анализ осуществляется блоками, помогающими установить определенную последовательность анализа различных аспектов деятельности системы управления.

Выделяется три крупных блока факторного анализа:

1. Блок выявления «узких мест»:

-         анализ технико-экономических показателей деятельности организации;

-         анализ влияния обслуживания рабочих мест на выполнение функций управления;

-         выявление функций управления, являющихся «узким местом».

2. Блок принятия решений:

-         решение задач в рамках автоматизированной системы управления;

-         решение задач организационным методом.

3. Блок анализа функциональных систем, являющихся «узким местом»:

Данный блок содержит аспект установления наибольшего затруднения и разработки положений по его ликвидации. Затем начинается процесс технико-экономического обоснования предлагаемых решений.

Метод организационного моделирования представляет собой разработку формализованных математических, графических, машинных и других отображений распределения полномочий и ответственности в организации, являющихся базой для построения, анализа и оценки различных вариантов организационных структур по взаимосвязи их переменных. Можно назвать несколько основных типов организационных моделей:

     математико-кибернетические модели иерархических управленческих структур, описывающие организационные связи и отношения в виде систем математических уравнений и неравенств;

     графоаналитические модели организационных систем, представляющие собой сетевые, матричные и другие табличные и графические отображения распределения функций, полномочий, ответственности, организационных связей. Они дают возможность анализировать их направленность, характер, причины возникновения, оценивать различные варианты группировки взаимосвязанных видов деятельности в однородные подразделения, «проигрывать» варианты распределение прав и ответственности между разными уровнями руководства и т.п. Примерами могут служить «метасхемные» описания материальных, информационных, денежных потоков совместно с управленческими действиями.

     натурные модели организационных структур и процессов, заключающиеся в оценке их функционирования в реальных организационных условиях. К ним относиться организационные эксперименты – заранее спланированные и контролируемые перестройки структур и процессов в реальных организациях; лабораторные эксперименты – искусственно созданные ситуации принятия решений и организационного поведения; управленческие игры – действия практических работников;

     математико-статистические модели зависимостей между исходными факторами организационных систем и характеристиками организационных структур. Они построены на основе сбора, анализа и обработки эмпирических данных об организациях, функционирующих в сопоставимых условиях.

В практике управления исследование действующей системы имеет немаловажное значение, на его основе осуществляется совершенствование системы управления с целью повышения эффективности работы предприятия как целостной системы.

 

 

 

 

1.3. Российский и зарубежный опыт использования организационных структур.

 

Организационную структуру российского предприятия рассмотрим на примере московского офиса компании VDI.

Vested Development Inc. (VDI) – независимая международная компания, предоставляющая услуги по разработке, реинжинирингу и сопровождению заказного программного обеспечения. Успешно работая на протяжении 9 лет на американском и европейском рынках, компания приобрела уникальный опыт и знания, зарекомендовав себя как поставщика сложнейших бизнес-решений для различных вертикалей экономики. Заказчиками VDI являются крупнейшие корпорации, входящие в Global 2000, такие, как Siemens, Nestle и Mars. Компания VDI успешно выполнила более 400 различных проектов – от систем управления документами и бизнес-процессами, до корпоративных информационных систем и интернет-решений.

После слияния с компанией ЕРАМ в сентябре 2006 года VDI работает в составе ЕРАМ Systems и специализируется в таких индустриях, как финансы, авиаперевозки, нефть, газ, металлургия, телекоммуникации, используя сертифицированную в соответствие с международными стандартами качества ISO:9001 и стандартами СММI-Level 4 собственную методологию управления рабочими процессами.

VDI - проектно-ориентированная организация. Это означает, что управление компанией строится вокруг проектных групп, составляющих ячейки компании. Такая структура имеет много преимуществ по сравнению с традиционной организационной структурой, состоящей из отделов.

Проектная команда - это независимая самостоятельная группа. Течение проекта определяется выполнением процедур и требований заказчика. Ядро проектной группы состоит из следующих членов:

      менеджер проекта.

      менеджер по работе с заказчиками

      дизайнер / архитектор

      ведущий разработчик

      ведущий тестировщик.

      Сотрудники, работающие на месте заказчика (старшие специалисты соответствующих ступеней проекта)

Эта проектная группа полностью выполняет проект.

Менеджер проекта

Этот человек полностью отвечает за проект, являясь главным управляющим, и несет персональную ответственность за успех проекта.

Менеджер проекта осуществляет следующие функции:

1.      Управление проектом

2. Управление задачами

3. Управление ресурсами

4. Поставки

5. Проектная отчетность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1 Организационная структура проектной группы Vested Development Inc.

 

Дизайнер/Архитектор

Дизайнер несет ответственность за разработку требований и проектной документации, а также за внесение необходимых изменений в ходе проекта.

Обязанности дизайнера / архитектора:

       Разработка проектных требований (при необходимости);

      Разработка проектной документации;

      Управление командой дизайнеров при разработке документации;

      Разработка перечня задач для дизайнеров, работающих над проектом;

      Ознакомление и одобрение документов, подготовленных дизайнерами;

      Отчет о разработанных дизайнерами задачах;

      Формулирование требований по улучшению дизайна, замечания, улучшение дизайна;

      Корректировка процесса разработки в соответствии с требованиями и проектной документацией.

Ведущий разработчик

Ведущий разработчик несет ответственность за выполнение проекта в соответствии с ранее разработанными требованиями и проектной документацией.

Обязанности:

      Разработка кода, основанного на проектной документации;

      Управление другими разработчиками;

      Разработка перечня задач для разработчиков, работающих над проектом;

      Проверка и одобрение кода, подготовленного разработчиками;

      Отчет о состоянии поставленных задач;

      Сборка готового продукта из частей программного кода, предоставляемого членами группы;

      Подготовка отчета о состоянии программного продукта.

Ведущий тестировщик

Ведущий тестировщик несет ответственность за тестирование проекта в соответствии ранее разработанными требованиями и проектной документацией.

Обязанности:

      Разработка программ тестирования, основанных на проектной документации;

      Управление остальными тестировщиками;

      Разработка перечня задач для тестировщиков, работающих в проекте;

      Проверка и анализ результатов тестирования, представленных тестировщиками.

Данную структуру управления целесообразно использовать в ситуации, когда перед организацией стоит задача осуществления сложного проекта в установленные сроки с заданным уровнем качества.

Организационную структуру зарубежного предприятия рассмотрим на примере компании Rich’s (региональная сеть универмагов со штаб-квартирой в Атланте, штат Джорджия).

Американские универмаги традиционно являлись семейными предприятиями, что предопределило особенности их организации — руководящие должности распределялись в соответствии с пожеланиями занятых в бизнесе членов семьи. Однако в 1930-х гг. большинство универмагов перешло на более рациональную организационную структуру, в которой работники объединяются по сферам деятельности: стратегической, управлению товаром, управлению магазинами и управлению персоналом.

У основной массы региональных сетей универмагов организационная структура выглядит следующим образом:  вице-президенты , ответственные за конкретные товары, магазины и административные задачи, подчиняются председателю правления и президенту фирмы. Большинство менеджеров и работников подразделений работают в магазинах, разбросанных по всему географическому региону, в котором могут быть один-два распределительных центра. Руководители высшего звена (старшие менеджеры) и работники товарного отдела, отдела кадров и маркетинга работают в штаб-квартире фирмы. Товарный отдел отвечает за закупки товаров, предназначенных для продажи, и контроль за тем, чтобы их качество, стиль, ассортимент и цены соответствовали стратегии фирмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              Рисунок 2 - Структура компании Rich’s.

 

  Структура товарного отдела Rich’s:  каждый вице-президент отвечает за конкретные категории товаров и подчиняется непосредственно председателю (члену совета директоров) — руководителю, ответственному за все, связанное с товаром, операции. Ключевыми менеджерами товарного отдела являются специалисты по закупкам. Каждый из них отвечает за свою товарную категорию, например одежду для девочек размеров от 7 до 14 или товары для грудных детей. У специалиста по закупкам могут быть один-два помощника, находящихся либо в его подчинении, либо на том же уровне организационной структуры. Специалисты по закупкам отбирают товары и устанавливают на них цены. Они определяют, что будет храниться и продаваться в каждом магазине, и несут ответственность за прибыли и убытки, связанные с их деятельностью. Торговый отдел отвечает за деятельность магазинов, включая продажу товаров и предоставление сервисных услуг. За каждый магазин отвечает менеджер, или управляющий.

Информация о работе Теоретические аспекты формирования и применения организационной структуры