Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 22:57, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение проблем и путей совершенствования организационной структуры управления на примере НУЗ «Отделенческая больница на ст. Кемерово ОАО РЖД».
Поставленная цель предполагает последовательное решение следующих задач:
1. Изучение основных подходов к построению организационных структур, их типологии.
2. Изучение основных методов исследования организационных структур управления.
3. Изучение успешного российского и зарубежного опыта применения организационных структур управления на современном предприятии
4. Формирование общей характеристики исследуемого предприятия и основных направлений его деятельности.
5. Анализ финансового и хозяйственного состояния предприятия.
6. Изучение действующей на исследуемом предприятии организационной структуры.
7. Выявление проблем в области распределения полномочий, существующих связей подчинения.
8. Поиск путей совершенствования организационной структуры.
9. Оценка эффективности деятельности предприятия и разработка рекомендаций по устранению выявленных недостатков.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования и применения организационной структуры……………………………………………………..7
1.1. Организационная структура: понятие, ее виды, их типология и подходы к формирования……………………………………………….7
1.2. Методы исследования организационных структур…………16
1.3. Российский и зарубежный опыт использования организационных структур………………………………………………23
Глава 2. Анализ хозяйственно-финансовой деятельности НУЗ «Отделенческая больница на ст. Кемерово ОАО РЖД»……………………...30
2.1. Общая характеристика деятельности и основные направления его деятельности…………………………………………………………..30
2.2. Анализ хозяйственно-экономической деятельности………..35
2.3. Анализ финансового состояния НУЗ «Отделенческая больница на ст. Кемерово ОАО РЖД»………………………………….40
Глава 3. Исследование организационной структуры управления организацией на примере НУЗ «Отделенческая больница на ст. Кемерово ОАО РЖД»……………………………………………………………………….49
3.1. Характеристика действующей организационной структуры управления……………………………………….………………………..49
3.2. Анализ распределение полномочий и ответственности…………….......................................................................54
3.3. Исследование действующей организационной структуры....56
Глава 4. Предложения и рекомендации по улучшению деятельности учреждения……………………………………………………………………….72
Заключение……………………………………………………………......78
Перечень использованных источников информации…………………..80
Приложения……………………………………………………………….83
- планирование показателей работы стационара (сроки пребывания в стационаре, работы койки, оборот койки);
- планирование финансово-хозяйственной деятельности стационара;
- планирование обучения и повышения квалификации персонала в стационаре.
Заместитель по поликлиническому разделу работы:
- планирование объемов медицинской помощи поликлиники;
- планирование финансово-хозяйственной деятельности поликлиники
- планирование обучения и повышения квалификации персонала в поликлинике.
Главный бухгалтер планирует расходы и доходы учреждения в предстоящем периоде (составление сметы расходов и доходов).
Заместитель главного врача по экономическим вопросам, в области планирования, занимается анализом расходов и доходов в прошедшем периоде, на основании которого прогнозирует основные финансовые показатели деятельности учреждения для составления среднесрочных плановых показателей хозяйственной деятельности учреждения. Выработка финансовой стратегии больницы.
Заместитель главного врача по кадрам:
- планирование потребности в персонале;
- планирование повышения квалификации кадров и тематических усовершенствований, сертификационных циклов;
- прогнозирование кадрового состава.
Мотивация (принятие решений и издание приказов о премировании сотрудников, аттестация сотрудников относительно занимаемой должности и принятие решения о нематериальном стимулировании на основании итогов аттестации, установление ставок заработной платы).
В НУЗ «Отделенческая больница на ст. Кемерово ОАО РЖД » используются следующие способы материального стимулирования работников:
1. заработная плата
2. планы дополнительных выплат
3. оплаченный отпуск
4. оплата кратковременной нетрудоспособности
5. обеспечение работников рабочей одеждой.
6. скидки на услуги, оказываемые НУЗ «Отделенческая больница на ст. Кемерово ОАО РЖД ».
7. Различные виды страхования работников.
Мотивирование работников осуществляется главным врачом и службой управления персоналом. Планы по мотивированию работников согласовываются с учредителем НУЗ «Отделенческая больница на ст. Кемерово ОАО РЖД ». Заместитель главного врача по кадрам совместно с главным врачом осуществляет составление тарификационных списков.
Организация (организация командировок, семинаров, распределение должностных полномочий, организация методического обеспечения медицинской деятельности). В учреждении распределение функций, делегирование полномочий, установление ответственности между управляющими работниками, происходит на основании должностных инструкций.
Оперативное управление на исследуемом предприятии осуществляется заместителями главного врача, в некоторых случаях главным врачом учреждения.
Деятельность по оперативному управлению заключается в решении возникающих проблем в процессе работы.
При организации деятельности предприятия используются следующие принципы:
- детализация целей фирмы, выявленных в результате планирования
- определение видов деятельности по достижению этих целей
- четкое разделение труда.
Заместители главного врача выполняют функции организации согласно направленности деятельности возглавляемых ими подразделений.
Заместитель главного врача по медицинской части выполняет следующие функции:
1. Организует оказание лечебно-диагностической помощи больным, находящимся в стационаре в любое время суток и дней недели.
2. Организует и обеспечивает проведение научно-практических и клинико-анатомических конференций; семинаров и декадников для врачей, клинических разборов больных.
3. Организует консультации и возглавляет консилиумы врачей-специалистов больницы и приглашает консультантов из других лечебно-профилактических учреждений.
Заместитель главного врача по клинико-экспертной работе:
1. Организует работу по контролю качества медицинской деятельности больницы, ее подразделений и отдельных специалистов.
2. Проводит раз в квартал врачебные конференции по вопросам заболеваемости с временной и стойкой утратой трудоспособности с разбором наиболее характерных ошибок врачей при проведении экспертизы нетрудоспособности.
Заместитель главного врача по поликлиническому разделу работы:
1. Организует работу по лечебно-профилактической деятельности поликлиники, ее подразделений и отдельных специалистов.
2. Обеспечение условия для эффективной работы по организации квалифицированной специализированной медицинской помощи населению в поликлинике и на дому.
Заместитель главного врача по экономическим вопросам:
1. Организация проведения аналитической работы в больнице.
2. Обеспечение повышения эффективности работ, рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
3. Организация работ по нормированию всех видов затрат.
Заместитель главного врача по кадрам:
1. Обеспечивает соответствие кадров требованиям, установленным для занятия конкретных должностей.
2. Организует совместно с руководителями подразделений больницы проверки состояния трудовой дисциплины, выполнения сотрудниками правил внутреннего трудового распорядка.
3. Обеспечивает контроль за сохранностью кадровых документов.
Координация (координирует работу подразделений, обеспечение взаимосвязи между подразделениями, распределение ресурсов между подразделениями ).
Заместители главного врача координируют работу в подчиненных им подразделениях.
Заместитель главного врача по медицинской части:
1. Согласовывает графики дежурств заведующих отделениями и лечащих врачей в больнице, в том числе в выходные и праздничные дни.
2. Согласовывает графики работы врачей и среднего медицинского персонала.
Заместитель главного врача по экономическим вопросам занимается обеспечением своевременного представления главному врачу информации об экономических результатах деятельности учреждения.
Контроль (контроль качества оказываемых медицинских услуг, соответствия персонала занимаемой должности, контроль предоставления бухгалтерской, статистической отчетности в соответствующие органы, контроль выполнения приказов и распоряжений, соблюдения правил внутреннего распорядка и санитарно-гигиенических норм, правил охраны труда и техники безопасности). На исследуемом предприятии существует предварительный контроль, текущий и заключительный.
Предварительный контроль заключается в проверке готовности рабочих мест, проверке внешнего вида работников, соответствии санитарно-гигиеническим нормам.
Текущий контроль заключается в контроле за ходом работы, за правильностью выполнения поставленных заданий.
И заключительный контроль состоит в проверке качества оказываемых услуг.
Предварительный и текущий контроль осуществляют заместители главного врача, заключительный контроль – главный врач.
Контроль осуществляется ежедневно, в течении всего дня.
К необъективности контроля может привести невнимательность руководителя, личный конфликт руководителя и подчиненного.
Заместители, совместно с главным врачом контролируют работу подразделений.
Заместитель главного врача по медицинской части контролирует порядок приема и выписки больных, а также их перевода в другие лечебно-профилактические учреждения.
Заместитель по клинико-экспертной работе систематически проводит проверку качества, полноты обследования, своевременности и обоснованности направления, больных на клинико-экспертную комиссию (КЭК), осуществляет контроль за выполнением медико-экономических стандартов оказания медицинской помощи, за реализацией конечных результатов обследования и лечения, за проведением экспертизы временной нетрудоспособности.
Заместитель главного врача по поликлиническому разделу работы систематически проводит проверку качества, полноты обследования, своевременности и обоснованности лечения больных, осуществляет контроль за выполнением медико-экономических стандартов оказания медицинской помощи, за реализацией конечных результатов обследования и лечения.
Заместитель главного врача по экономическим вопросам осуществляет контроль работы подразделений по вопросам планирования, учета и анализа их деятельности.
2. Состав и количество функций управления.
Проанализируем состав и количество функций управления в следующих подразделениях.
Поликлиническое отделение выполняет функции:
1. Оказание плановой и экстренной амбулаторно-поликлинической помощи прикрепленному населению.
2. Оказание медицинской помощи на дому.
3. Оказание медицинской помощи в центрах амбулаторной хирургии.
Стационарное отделение:
Оказание медицинской помощи соответствующего профиля (хирургического, терапевтического и т.д.). Существуют следующие этапы оказания медицинской помощи стационарным отделением:
1. Кратковременного пребывания.
2. Интенсивного лечения.
3. Долечения с круглосуточным пребыванием.
Экономическая служба:
1. Выработка финансовой стратегии больницы.
2. Внедрение в практику работы учреждения экономических методов управления, направленных на совершенствование оказания помощи обслуживаемому населению.
3. Разработка принципов и схемы финансирования подразделений медицинского учреждения.
4. Разработка и оценка планово – экономических показателей работы служб и подразделений.
5. Разработка мероприятий по обеспечению режима экономии, выявления резервов, предупреждения потерь и непроизводительных расходов.
Отдел кадров:
1. Подготовка совместно с главным врачом и руководителями заинтересованных подразделений больницы проекты приказов и оформляет иные документы о приеме, переводах, перемещениях, поощрении, увольнении сотрудников, а также о привлечении их к дисциплинарной и материальной ответственности.
2. Организация совместно с руководителями подразделений больницы проверки состояния трудовой дисциплины, выполнения сотрудниками правил внутреннего трудового распорядка.
3. Участие в высвобождении работников, подготовке проектов приказов о реорганизации, изменения штата и (или) численности сотрудников.
4. Участие в составлении графиков отпусков по подразделениям.
5. Учет стажа сотрудников.
6. Участие в составлении тарификационных списков.
7. Учет личного состава работников больницы по подразделениям,
8. Своевременное и в полном объеме представление необходимых сведений о работниках учреждений в страховую компанию, билетное бюро, военно-учетное бюро и проч. организации.
В данном блоке было выявлено соответствие наименования подразделения выполняемой работе. Каждое подразделение выполняет функции, строго определенные руководством учреждения, которые нашли свое отражение в должностных инструкциях, положениях о подразделении. Исключением являются функции, выполняемые непосредственно главным врачом. Некоторые из этих функций было бы целесообразно перепоручить соответствующему подразделению. Главный врач выполняет функции, связанные с маркетингом, так как в исследуемом учреждении отсутствует отдел маркетинга. Помимо маркетинговых функций, главный врач выполняет подбор и расстановку кадров, несмотря на то, что в учреждении существует отдел кадров, сотрудники данного отдела осуществляют оперативную текущую работу, выдвигая на рассмотрение главного врача свои предложения. Что касается соответствия масштаба подразделения численности, то в результате методов социологического исследования (наблюдение, опрос руководителей и персонала) можно сделать вывод о соответствии масштаба подразделений численности работающего персонала.
3. Количество уровней управления.
В исследуемом учреждении можно выделить три уровня управления. Первый уровень представлен руководителем учреждения – главным врачом. Второй уровень – это заместители главного врача и главный бухгалтер. Третий уровень представлен следующими категориями работников: заведующий хирургическим отделением; заведующий терапевтическим отделением, заведующий гинекологическим отделением, заведующий кардиологическим отделением, заведующий отделением восстановительного лечения, заведующий эндоскопическим отделением, заведующий патологоанотомическим отделением, заведующий отделением звуковой диагностики, заведующий отделением ультразвуковой диагностики, заведующий диагностической лабораторией, заведующий бактериальной лабораторией.
Следует отметить, что численность административно-
4. Номенклатура управленческих решений и их трудоемкость:
Номенклатуру управленческих решений в исследуемом учреждении можно представить в следующем виде:
Информация о работе Теоретические аспекты формирования и применения организационной структуры