Теоретические аспекты формирования и применения организационной структуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 22:57, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение проблем и путей совершенствования организационной структуры управления на примере НУЗ «Отделенческая больница на ст. Кемерово ОАО РЖД».
Поставленная цель предполагает последовательное решение следующих задач:
1. Изучение основных подходов к построению организационных структур, их типологии.
2. Изучение основных методов исследования организационных структур управления.
3. Изучение успешного российского и зарубежного опыта применения организационных структур управления на современном предприятии
4. Формирование общей характеристики исследуемого предприятия и основных направлений его деятельности.
5. Анализ финансового и хозяйственного состояния предприятия.
6. Изучение действующей на исследуемом предприятии организационной структуры.
7. Выявление проблем в области распределения полномочий, существующих связей подчинения.
8. Поиск путей совершенствования организационной структуры.
9. Оценка эффективности деятельности предприятия и разработка рекомендаций по устранению выявленных недостатков.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования и применения организационной структуры……………………………………………………..7
1.1. Организационная структура: понятие, ее виды, их типология и подходы к формирования……………………………………………….7
1.2. Методы исследования организационных структур…………16
1.3. Российский и зарубежный опыт использования организационных структур………………………………………………23
Глава 2. Анализ хозяйственно-финансовой деятельности НУЗ «Отделенческая больница на ст. Кемерово ОАО РЖД»……………………...30
2.1. Общая характеристика деятельности и основные направления его деятельности…………………………………………………………..30
2.2. Анализ хозяйственно-экономической деятельности………..35
2.3. Анализ финансового состояния НУЗ «Отделенческая больница на ст. Кемерово ОАО РЖД»………………………………….40
Глава 3. Исследование организационной структуры управления организацией на примере НУЗ «Отделенческая больница на ст. Кемерово ОАО РЖД»……………………………………………………………………….49
3.1. Характеристика действующей организационной структуры управления……………………………………….………………………..49
3.2. Анализ распределение полномочий и ответственности…………….......................................................................54
3.3. Исследование действующей организационной структуры....56
Глава 4. Предложения и рекомендации по улучшению деятельности учреждения……………………………………………………………………….72
Заключение……………………………………………………………......78
Перечень использованных источников информации…………………..80
Приложения……………………………………………………………….83

Работа содержит 1 файл

диплом 2.doc

— 856.00 Кб (Скачать)


Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические аспекты формирования и применения организационной структуры……………………………………………………..7

1.1. Организационная структура: понятие, ее виды, их типология и подходы к формирования……………………………………………….7

1.2. Методы исследования организационных структур…………16

1.3. Российский и зарубежный опыт использования организационных структур………………………………………………23

Глава 2. Анализ хозяйственно-финансовой деятельности НУЗ «Отделенческая больница на ст. Кемерово ОАО РЖД»……………………...30

2.1. Общая характеристика деятельности и основные направления его деятельности…………………………………………………………..30

2.2. Анализ хозяйственно-экономической деятельности………..35

2.3. Анализ финансового состояния НУЗ «Отделенческая больница на ст. Кемерово ОАО РЖД»………………………………….40

Глава 3. Исследование организационной структуры управления организацией на примере НУЗ «Отделенческая больница на ст. Кемерово ОАО РЖД»……………………………………………………………………….49

3.1. Характеристика действующей организационной структуры управления……………………………………….………………………..49

3.2. Анализ распределение полномочий и ответственности…………….......................................................................54

3.3. Исследование действующей организационной структуры....56

Глава 4. Предложения и рекомендации по улучшению деятельности учреждения……………………………………………………………………….72

Заключение……………………………………………………………......78

Перечень использованных источников информации…………………..80

Приложения……………………………………………………………….83

        

 

                                                Ведение.

В настоящее время происходит реформирование отношений в здравоохранении. Лечебным учреждениям приходится вести свою деятельность в условиях рынка медицинских услуг. Сокращаются объемы финансирования за счёт средств государственного бюджета, не оплачивается оказание медицинской помощи в условиях обязательного медицинского страхования в связи с нехваткой средств в территориальных фондах ОМС. Всё это отрицательно сказывается на экономическом положении лечебных учреждений. В большинстве случаев лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) предоставлены сами себе, и далеко не всем удается выжить. Множество поликлиник, стационаров, медико-санитарных частей не смогли адаптироваться к рыночным отношениям и закрываются. Для обеспечения нормальной жизнедеятельности перед ЛПУ стоит задача перехода на новый механизм хозяйствования, на основе перестройки или совершенствования организационной структуры управления, что указывает на актуальность выбранной темы дипломной работы.

Целью дипломной работы является изучение проблем и путей совершенствования организационной структуры управления на примере НУЗ «Отделенческая больница на ст. Кемерово ОАО РЖД».

       Поставленная цель предполагает последовательное решение следующих задач:

1. Изучение основных подходов к построению организационных структур, их типологии.

2. Изучение основных методов исследования организационных структур управления.

3. Изучение успешного российского и зарубежного опыта применения организационных структур управления на современном предприятии

4. Формирование общей характеристики исследуемого предприятия и основных направлений его деятельности.

5. Анализ финансового и хозяйственного состояния предприятия.

6. Изучение действующей на исследуемом предприятии организационной структуры.

7. Выявление проблем в области распределения полномочий, существующих связей подчинения.

8. Поиск путей совершенствования организационной структуры.

9. Оценка эффективности деятельности предприятия и разработка рекомендаций по устранению выявленных недостатков.

    Объект исследования- организационная структура управления НУЗ «Отделенческая больница на ст. Кемерово ОАО РЖД».

    Предмет исследования- проблемы в организационной структуре НУЗ «Отделенческая больница на ст. Кемерово ОАО РЖД».

Проблемы исследования, разработки и внедрения организационных структур управления нашли широкое отражение в зарубежной экономический литературе в трудах М. Альберта, И. Ансоффа, П. Друкера, Дж. Маккорта, М. Мескона, Дж. Обер-Крие, Дж. Преффера, М. Портера, Г. Р. Саланчика, П. С. Толберта, Ф. Хедоури, А. Хоскинга и других.

В отечественной экономической литературе проблемам исследования, разработки и внедрения организационных структур управления предприятиями и организациями посвящены работы А. Р. Алавердова, А. В. Бандурина, В. Р. Веснина, И. Н. Герчиковой, В. В. Глухова, В. В. Глущенко, С. Д. Ильенковой, А. Р. Каньковской, М. Г. Лапусты, О. Т. Лебедева, З. П. Румянцевой, Э. Е. Старобинского и многих других.

 

При исследовании организационной структуры современного предприятия на базе НУЗ «Отделенческая больница на ст. Кемерово ОАО РЖД»  были применены следующие методы:

1. Экономический анализ результатов деятельности предприятия.

         2. Рефлексивный анализ системы;

3. Параметрическое исследование системы управления;

4. Факторный анализ системы управления;

5. Социологические исследования систем управления;

Информационной базой исследования является:

      устав НУЗ «Отделенческая больница на ст. Кемерово ОАО РЖД»;

      бухгалтерская финансовая отчетность НУЗ «Отделенческая больница на ст. Кемерово ОАО РЖД»;

      штатное расписание НУЗ «Отделенческая больница на ст. Кемерово ОАО РЖД»;

      «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 № 5481 1.

      Конституция РФ.

      Закон РФ от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в РФ».

      ФЗ от 22.06.1998 № 86 ФЗ «О лекарственных средствах».

      Постановление правительства РФ от 09.11.2001 № 782 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства».

      «Типовые правила обязательного медицинского страхования граждан». ( утв. ФФОМС 03.10.2003 № 3856/30-3/4).

      Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197 ФЗ.

      Постановление правительства РФ от 13.01.1996 № 27 «Об утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями».

      Закон «об утверждении территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на территории Кемеровской области» от 26.12.07.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты формирования и применения организационной структуры.

 

1.1. Понятие организационной структуры, ее виды, их типология и подходы к формированию.

 

Эффективность достижения целей организации, реализации ее стратегии, взаимодействия с внешней средой в значительной мере определяются правильностью построения структуры организации.

Структура организации характеризует ее внутреннее строение и представляет собой совокупность взаимосвязанных звеньев, выполняющих закрепленные за ними функции.[1] 

Структура организации должна быть ориентирована на реализацию ее стратегии. Так как периодически стратегия и планы меняются, то и организационная структура требует адекватных изменений.

В структуре управления организацией выделяются следующие элементы: звенья (отделы), уровни (ступени) управления и связи – горизонтальные и вертикальные[2].

К звеньям управления относятся структурные подразделения, а также отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления, либо их часть. В основе образования звена управления лежит выполнение отделом определенной функции управления.

Под уровнем управления понимается совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в системе управления организацией[3].

В любой организации между уровнями управления существуют управленческие отношения и связи: по вертикали – отношения подчинения и руководства, по горизонтали – отношения равноправного кооперирования с целью совместной реализации общих задач и функций.

Согласно существующей теории и практике, существуют два подхода к построению организационных структур: механистический и органический подходы.

Механистические подход характеризуется использованием формальных правил и процедур, централизованным принятием решений, узко определенной ответственностью в работе и жесткой иерархией власти в организации. С такими характеристиками организация может эффективно действовать в том случае, когда используются рутинная технология (низкая неопределенность того, когда, где и как выполнять работу) и имеется несложное и нединамичное внешнее окружение. В механистическом подходе человек рассматривается как ресурс.

На основании механистического подхода строятся бюрократические организационные структуры.

Бюрократическая организационная структура характеризуется высокой степенью разделения труда, развитой иерархией управления, цепью команд, наличием многочисленных правил и норм поведения персонала и подбором кадров по их деловым и профессиональным качествам.

Главными недостатками бюрократической организационной структуры являются следующие:

                     Ограниченные возможности использования управленческого персонала всех уровней в решении вопросов стратегического управления;

                     Недостаточное использование потенциала работника, ограниченное большим количеством правил и процедур;

                     Наличие противоречий между элементами структуры и несогласованность их действий в процессе адаптации к изменяющимся условиям;

К механистическим структурам относят: линейные, функциональные, линейно-функциональные и дивизиональные структуры. Каждый тип структуры имеет свои преимущества и недостатки, которые приобретают свою значимость в зависимости от условий функционирования организации.

Линейные организационные структуры.

При линейной структуре каждое звено и каждый подчиненный имеет одного руководителя, через которого по одному каналу проходят все команды управления. Специализация руководителей отсутствует. Каждый руководитель наделяется необходимыми полномочиями для принятия решений в рамках своей компетенции и несет полную ответственность за порученный участок работы (Прилож.1 ).

Преимущества линейной организационной структуры:

1.      Высокий уровень исполнительской дисциплины за счет четкого распределения полномочий и ответственности  в соответствии с закрепленным за менеджером участком работы.

2.      Сбалансированность полномочий, предоставляемых менеджеру для осуществления управленческих функций и ответственности за результаты порученного участка работы.

3.      Единство и четкость распорядительства.

   Недостатки линейной организационной структуры:

1.      Высокие требования к квалификации руководителя.

2.      Ориентация руководителя на решение текущих задач своего подразделения в ущерб общей стратегии развития организации. 

3.      Недостаточная гибкость линейной структуры, обусловленная необходимостью согласования с вышестоящим руководством вопросов, выходящих за рамки компетенции данного руководителя.

Использование линейной структуры эффективно в небольших торговых предприятиях с численностью персонала 10-15 человек, торгующих товарами повседневного спроса стабильного ассортимента.

Функциональные организационные структуры.

Функциональное управление осуществляется некоторой совокупностью подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ, необходимых для принятия решений в системе линейного управления. В данной структуре управленческий персонал группируется по отдельным видам деятельности. Конкретные характеристики и черты деятельности того или иного подразделения соответствуют наиболее важным направлениям деятельности всей организации (Прилож. 2).

Преимущества функциональной организационной структуры:

1.      Повышение качества принимаемых решений за счет специализации управленческой деятельности.

2.      Рост квалификации управленческого персонала за счет специализации в узкой области деятельности.

3.      Отсутствие дублирования в реализации функциональных сфер деятельности.

Недостатки функциональной организационной структуры:

1.      Не обеспечивает направленности усилий функциональных подразделений на реализацию общих целей и задач организации.

Информация о работе Теоретические аспекты формирования и применения организационной структуры