Стратегия регионального развития Карачаево-Черкесской Республики в экономическом пространстве юга России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 20:53, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в разработке комплекса теоретико-методологических положений и практических рекомендаций по формированию стратегии развития субъекта федерации. В связи с этим актуальным является научное исследование, направленное на обоснование методологии разработки и реализации стратегий субъектов федерации и практических рекомендаций по развитию конкретного региона, в частности, Карачаево-Черкесской республики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 6
1.1. Сущность и научные подходы к определению понятия «регион» в экономической теории 6
1.2. Этноэкономические аспекты современной региональной политики 20
1.3. Методологические основы разработки и реализации стратегии развития региона 31
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ 53
2.1. Социально-экономическое состояние КЧР в условиях рыночной экономики 53
2.2. Факторы стратегическое развитие КЧР 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 82

Работа содержит 1 файл

диплом..docx

— 154.87 Кб (Скачать)

      Принятая  стратегия должна служить основой  для разработки как долгосрочных, так и оперативных решений  по управлению развитием территории. Поэтому следует сформулировать сроки этапов ее реализации и основные параметры, которые необходимо достичь  на каждом этапе.

      Реализация  стратегии развития региона предполагает масштабную работу по обеспечению достижения стратегических целей субъекта хозяйствования на основе формирования эффективной  системы производства и широкого спектра бюджетных услуг должного качества, приводящей к обеспечению  роста интегрального показателя - роста уровня жизни населения  региона.

      В настоящее время выработка наилучшей  стратегии развития региона считается  большинством исследователей не только ключевым, но и не редко единственным фактором успеха реализации субъектом  федерации своих функций. Бесспорно, выбор адекватной стратегии во многом обусловливает успех развития региона.

      Однако  разработка стратегии — это процесс, который имеет небольшую практическую ценность. В этом отношении необходимо рассмотреть такую сторону стратегического  управления развитием как процесс  реализации стратегии, который, по некоторым  оценкам, является более значимым, чем  сама стратегия. Так, по результатам  исследования всемирно известного журнала  Fortune, 70% неудач стратегического развития связаны не с неудачной стратегией, а с неправильной ее реализацией23. Термин «неправильная» следует понимать, прежде всего, как не позволяющая эффективно реализовать стратегию, что выявляется в ходе проверки и корректировки в соответствии с изменяющимися внешними и внутренними факторами.

      Таким образом, необходимо предпочесть инструменты  реализации стратегии развития региона, которые позволят управлять всеми  ключевыми сферами выработанной стратегии, и, тем не менее, — не сбиться  с основного пути на достижение второстепенных целей. Исходя из наиболее распространенных групп критериев эффективности  регионального развития, можно прийти к выводу о том, что такие инструменты  должны обеспечивать соответственно:

  • эффективную реализацию стратегии, направленную на повышение уровня и качества жизни населения;
  • рациональное распределение имеющихся в распоряжении ресурсов;
  • эффективный контроль над реализацией стратегии развития.

      Анализ  отечественной и зарубежной специализированной литературы позволяет отметить, что  реализация стратегии — это наименее структурированный и малоизученный  раздел стратегического менеджмента. По-нашему мнению, это связано с  тем, что успех или неудача  в реализации стратегии в основном определяются не общей теорией, а  конкретными особенностями хозяйствующего субъекта, личными и профессиональными  качествами руководства, ситуацией, сложившейся  на рынке, и другими факторами. Поэтому  сценарий реализации стратегического  плана является в некотором смысле уникальным для каждой конкретной организации (региона, государства).

      Сформулируем  понятие «реализация стратегии развития» относительно региона — это экономическая политика органов государственной власти, базирующаяся на системном стратегическом планировании развития экономики региона, отдельных отраслей, сфер деятельности и территорий при оптимальном сочетании с принятием оперативных управленческих решений. Успешная реализация стратегии развития региона заключается в скоординированной деятельности заинтересованных сторон, представляющих различные сферы (власть, бизнес, население, науку, некоммерческий сектор и др.), в осуществлении собственных инициативных проектов и мероприятий, определенных органами управления стратегии развития.

      Для реализации стратегии развития региона  необходимо использовать весь комплекс механизмов и инструментов, отработанных отечественной и мировой практикой  развития региональной экономики. Обозначим  главные требования к реализации стратегии развития:

  • системность осуществляемых воздействий, предполагающая взаимоувязку действий по основным направлениям и предусматривающая оперативное отслеживание результатов, показываемых системой в целом, и внесение необходимых корректив;
  • оптимальное сочетание элементов планирования и государственного/муниципального регулирования с рыночными моделями и механизмами саморазвития;
  • дополнение универсальных механизмов и инструментов более тонкими специализированными, создаваемыми под решение конкретных задач на базе отечественных и мировых образцов инструментария и технологий управления, включая разработку новых, создаваемых специально для данного региона;
  • максимальное использование всех внутренних резервов, подключение к целевым программам различного уровня, причем не только на стадии их реализации, но и в процессе разработки, апробирования.

      Для достижения целей и решения задач  стратегии используются следующие  основные механизмы.

      Ежегодный план действий. Определение конкретных мероприятий и координация совместной деятельности участников инновационной стратегии обеспечивается за счет формирования ежегодного плана действий по реализации стратегии. Выработка плана действий основывается на приоритетах инновационной стратегии, учитывает динамику процесса реализации стратегии и изменение внешних факторов и условий.

      Компромисс  в реализации проектов. Стратегия может иметь успех только при условии достижении консенсуса между ее участниками. Консенсус при реализации стратегии — это сотрудничество заинтересованных в выполнении стратегии сторон, распределение функций и ответственности за выполнение приоритетов и задач инновационной стратегии.

      УИнтегрирование возможностей различных  программ и проектов. Необходимо согласование различных стратегических направлений и инициатив (региональные, ведомственные, межведомственные программы и проекты), выполняемых различными участниками в рамках стратегии развития, использование и одновременное усиление возможностей этих программ и проектов.

      Пилотные  акции. Разработка и реализация пилотных акций, т. е. проектов нацеленных на апробацию различных экономических или общественных механизмов, являющихся новыми для региона. Важное значение имеет участие в осуществлении пилотных акций федеральных органов власти с целью отработки методов территориального экономического развития регионов с высокой концентрацией научно- технического потенциала.

      Законодательное обеспечение. Реализация многих направлений стратегии развития потребует специального правового обеспечения, как на региональном, так и на муниципальном уровнях.

      Целевые региональные программы. Реализация приоритетов стратегии развития во многом носит комплексный характер и предусматривает государственную поддержку со стороны региональных органов власти. Меры по реализации стратегии, носящие интеграционный характер, могут быть объединены в целевые региональные программы.

      Стратегическое  управление реализацией стратегии  развития региона должно осуществляться Наблюдательным советом, который формируется из представителей органов региональной и муниципальной власти, организаций науки, образования, крупных, средних и малых компаний, некоммерческих ассоциаций и союзов предприятий и организаций.

      Основными задачами Наблюдательного совета являются:

  • определение текущих целей деятельности. Принятие ежегодного плана деятельности по реализации инновационной стратегии; 
  • текущий мониторинг реализации стратегии;
  • утверждение отчетов по мониторингу и оценке стратегии;
  • политическая поддержка реализации стратегии;
  • связь с федеральными органами государственной власти.

      Текущее управление реализацией стратегии  может осуществлять специализированная уполномоченная организация (агентство). В задачи агентства входят:

  • подготовка предложений для наблюдательного совета по планам реализации стратегии на очередной период и ее корректировке;
  • оценка степени достижения цели инновационной стратегии;
  • обеспечение деятельности наблюдательного совета;
  • обеспечение построения регионального компромисса по стратегии.

      Кроме того, в качестве механизма для  создания стратегического

      компромисса по проектам и программам стратегии  могут создаваться специальные  постоянные или временные рабочие  группы (комитеты), цели и полномочия для которых определяются Наблюдательным советом.

      Успешная  реализация стратегии развития региона  определяется не только качеством ее подготовки и наличием детального плана  реализации, но и эффективной организацией процесса мониторинга ее осуществления.

      Роль  системы мониторинга состоит  в том, чтобы позволить Наблюдательному  совету и организациям, вовлеченным  в выполнение стратегии, эффективно регулировать выполняемые проекты  и акции, корректировать проекты, не удовлетворяющие ожиданиям, изменять общий бюджет путем перехода от неуспешных проектов к более перспективным инициативам.

      Группа, осуществляющая мониторинг, должна быть сформирована в составе представителей - ключевых департаментов региональной власти (экономики, инноваций, предпринимательства, финансов), научно- исследовательского сообщества, бизнеса. Безусловно, важным является участие в мониторинге представителей органов федеральной власти.

      Основные  функции группы мониторинга:

  • подготовка и согласование с исполнителями проектов графиков выполнения проектов и процедур осуществления мониторинга, включающие в себя перечень основных этапов реализации проекта, сроки их выполнения, ожидаемые результаты, индикаторы достижения целей и критериев мониторинга;
  • осуществление мониторинга реализации стратегии посредством анализа деятельности исполнителей проекта, обзора получателей содействия (например, компаний), обзора средств, переданных исполнителям проектов (финансы, квалифицированный персонал, помещения и т. д.);
  • подготовка отчетов по результатам мониторинга, представляющих картину мероприятий и ее сравнение с планом реализации, анализ степени достижения ожидаемых результатов и конкретные рекомендации по корректировке плана реализации (улучшение, продвижение, сдвиг к другим инициативам и т.п.).

      Таким образом, по 1 главе  молено сделать следующие выводы.

    1. Необходим  системный подход к региону  как к открытому объекту исследования  и развития. Это позволит рассматривать  регион как живой организм, который  постоянно развивается и адаптируется  к окружающим условиям. Он учитывает  комплекс важнейших характеристик  региона — в том числе социально-экономическую,  политическую, институциональную, климатическую  и культурную среду, а также особенности пространственной структуры, отличной от иных территориальных единиц.

      В диссертационном исследовании мы придерживаемся позиции, при которой регион совпадает  с границами отдельного субъекта федерации.

    2. С  точки зрения системного подхода  представляется плодотворным рассмотрение  региона как открытой экономической  системы, аналогичной фирмам. Для  исследования внутренних проблем  регионов могут быть применимы  принципы, аналогичные используемым  при внутрифирменном планировании  на перспективу и при анализе  текущего финансового состояния  предприятия.

      При таком подходе территориально-административное образование может быть рассмотрено  в контексте потоков доходов  и расходов, аналогично отчету о  движении денежных средств для фирм. Могут быть сформулированы рациональные критерии удовлетворительных и наилучших сценариев бюджетного развития.

    3. Региональная  политика должна учитывать роль  этноэкономических факторов, способствующих укреплению межнациональных отношений в полиэтнических субъектах Российской Федерации.

Информация о работе Стратегия регионального развития Карачаево-Черкесской Республики в экономическом пространстве юга России