Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 20:53, дипломная работа
Цель исследования заключается в разработке комплекса теоретико-методологических положений и практических рекомендаций по формированию стратегии развития субъекта федерации. В связи с этим актуальным является научное исследование, направленное на обоснование методологии разработки и реализации стратегий субъектов федерации и практических рекомендаций по развитию конкретного региона, в частности, Карачаево-Черкесской республики.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 6
1.1. Сущность и научные подходы к определению понятия «регион» в экономической теории 6
1.2. Этноэкономические аспекты современной региональной политики 20
1.3. Методологические основы разработки и реализации стратегии развития региона 31
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ 53
2.1. Социально-экономическое состояние КЧР в условиях рыночной экономики 53
2.2. Факторы стратегическое развитие КЧР 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 82
Принятая стратегия должна служить основой для разработки как долгосрочных, так и оперативных решений по управлению развитием территории. Поэтому следует сформулировать сроки этапов ее реализации и основные параметры, которые необходимо достичь на каждом этапе.
Реализация
стратегии развития региона предполагает
масштабную работу по обеспечению достижения
стратегических целей субъекта хозяйствования
на основе формирования эффективной
системы производства и широкого
спектра бюджетных услуг
В
настоящее время выработка
Однако
разработка стратегии — это процесс,
который имеет небольшую
Таким образом, необходимо предпочесть инструменты реализации стратегии развития региона, которые позволят управлять всеми ключевыми сферами выработанной стратегии, и, тем не менее, — не сбиться с основного пути на достижение второстепенных целей. Исходя из наиболее распространенных групп критериев эффективности регионального развития, можно прийти к выводу о том, что такие инструменты должны обеспечивать соответственно:
Анализ
отечественной и зарубежной специализированной
литературы позволяет отметить, что
реализация стратегии — это наименее
структурированный и
Сформулируем понятие «реализация стратегии развития» относительно региона — это экономическая политика органов государственной власти, базирующаяся на системном стратегическом планировании развития экономики региона, отдельных отраслей, сфер деятельности и территорий при оптимальном сочетании с принятием оперативных управленческих решений. Успешная реализация стратегии развития региона заключается в скоординированной деятельности заинтересованных сторон, представляющих различные сферы (власть, бизнес, население, науку, некоммерческий сектор и др.), в осуществлении собственных инициативных проектов и мероприятий, определенных органами управления стратегии развития.
Для
реализации стратегии развития региона
необходимо использовать весь комплекс
механизмов и инструментов, отработанных
отечественной и мировой
Для достижения целей и решения задач стратегии используются следующие основные механизмы.
Ежегодный план действий. Определение конкретных мероприятий и координация совместной деятельности участников инновационной стратегии обеспечивается за счет формирования ежегодного плана действий по реализации стратегии. Выработка плана действий основывается на приоритетах инновационной стратегии, учитывает динамику процесса реализации стратегии и изменение внешних факторов и условий.
Компромисс в реализации проектов. Стратегия может иметь успех только при условии достижении консенсуса между ее участниками. Консенсус при реализации стратегии — это сотрудничество заинтересованных в выполнении стратегии сторон, распределение функций и ответственности за выполнение приоритетов и задач инновационной стратегии.
УИнтегрирование возможностей различных программ и проектов. Необходимо согласование различных стратегических направлений и инициатив (региональные, ведомственные, межведомственные программы и проекты), выполняемых различными участниками в рамках стратегии развития, использование и одновременное усиление возможностей этих программ и проектов.
Пилотные акции. Разработка и реализация пилотных акций, т. е. проектов нацеленных на апробацию различных экономических или общественных механизмов, являющихся новыми для региона. Важное значение имеет участие в осуществлении пилотных акций федеральных органов власти с целью отработки методов территориального экономического развития регионов с высокой концентрацией научно- технического потенциала.
Законодательное обеспечение. Реализация многих направлений стратегии развития потребует специального правового обеспечения, как на региональном, так и на муниципальном уровнях.
Целевые региональные программы. Реализация приоритетов стратегии развития во многом носит комплексный характер и предусматривает государственную поддержку со стороны региональных органов власти. Меры по реализации стратегии, носящие интеграционный характер, могут быть объединены в целевые региональные программы.
Стратегическое управление реализацией стратегии развития региона должно осуществляться Наблюдательным советом, который формируется из представителей органов региональной и муниципальной власти, организаций науки, образования, крупных, средних и малых компаний, некоммерческих ассоциаций и союзов предприятий и организаций.
Основными задачами Наблюдательного совета являются:
Текущее управление реализацией стратегии может осуществлять специализированная уполномоченная организация (агентство). В задачи агентства входят:
Кроме того, в качестве механизма для создания стратегического
компромисса по проектам и программам стратегии могут создаваться специальные постоянные или временные рабочие группы (комитеты), цели и полномочия для которых определяются Наблюдательным советом.
Успешная реализация стратегии развития региона определяется не только качеством ее подготовки и наличием детального плана реализации, но и эффективной организацией процесса мониторинга ее осуществления.
Роль
системы мониторинга состоит
в том, чтобы позволить
Группа, осуществляющая мониторинг, должна быть сформирована в составе представителей - ключевых департаментов региональной власти (экономики, инноваций, предпринимательства, финансов), научно- исследовательского сообщества, бизнеса. Безусловно, важным является участие в мониторинге представителей органов федеральной власти.
Основные функции группы мониторинга:
Таким образом, по 1 главе молено сделать следующие выводы.
1. Необходим
системный подход к региону
как к открытому объекту
В диссертационном исследовании мы придерживаемся позиции, при которой регион совпадает с границами отдельного субъекта федерации.
2. С
точки зрения системного
При
таком подходе территориально-
3. Региональная
политика должна учитывать