Стратегия регионального развития Карачаево-Черкесской Республики в экономическом пространстве юга России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 20:53, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в разработке комплекса теоретико-методологических положений и практических рекомендаций по формированию стратегии развития субъекта федерации. В связи с этим актуальным является научное исследование, направленное на обоснование методологии разработки и реализации стратегий субъектов федерации и практических рекомендаций по развитию конкретного региона, в частности, Карачаево-Черкесской республики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 6
1.1. Сущность и научные подходы к определению понятия «регион» в экономической теории 6
1.2. Этноэкономические аспекты современной региональной политики 20
1.3. Методологические основы разработки и реализации стратегии развития региона 31
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ 53
2.1. Социально-экономическое состояние КЧР в условиях рыночной экономики 53
2.2. Факторы стратегическое развитие КЧР 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 82

Работа содержит 1 файл

диплом..docx

— 154.87 Кб (Скачать)

      Для многонационального государства, каким  является Российская Федерация, учет этнической составляющей представляется необходимым  атрибутом региональных исследований социально-экономических процессов.

      Сбалансированное  воспроизводство этноэкономики в общей динамике территориально-локализованных систем приобретает особую значимость для полиэтнических высокодепрессивных регионов периферийного типа (республики Северного Кавказа, регионы Поволжья и др.)

    4. Любая  стратегия, с одной стороны,  определяется четкими ориентирами  (целями и задачами), а с другой - формируется и реализуется с  учетом влияния факторов внутренней  и внешней среды. Как правило,  чем выше нестабильность внешних  факторов, тем больше требуется экстренных управленческих решений по адаптации субъекта (организации, отрасли, региона, страны) к новой ситуации. Стратегия должна формироваться таким образом, чтобы существовала возможность ее коррекции в процессе реализации.

    5. Стратегия  развития региона — это не  только система социально- экономических  мероприятий, но и более широкое  явление, которое включает в  себя систему взаимоотношений  и взаимодействия между различными  институтами общества и слоями  населения, в центре которой  находится ее главная цель  — благосостояние человека.

      Таким образом, стратегию развития региона  необходимо рассматривать как модель его социально-экономического поведения, направленную на реализацию долгосрочных задач комплексного развития территории с учетом рационального использования  положительных сторон его развития и снижения отрицательного влияния  меняющихся внешних и внутренних условий.

 

      

      ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ  И СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

      2.1. Социально-экономическое  состояние КЧР  в условиях рыночной  экономики

      Карачаево-Черкесская Республика расположена на юге европейской  части Российской Федерации, в предгорьях северо-западного Кавказа. На севере и северо-востоке территория республики граничит со Ставропольским краем, на западе — с Краснодарским краем, на востоке — с Кабардино- Балкарской республикой. На юге граница проходит по Главному Кавказскому хребту - с Грузией и Абхазией.

      Территория  КЧР составляет 14,3 тыс. км и включает в себя равнинные, горные и предгорные зоны. 80% всей территории занимает горная зона. Административно-территориально республика делится на 10 районов, 2 города и 1 город городского подчинения (приложение 1). На 01.01.2007 численность населения республики составила 434,5 тыс. человек, из них 44% населения проживало в городах и 56% — в сельской местности.

      В рамках федеральной ответственности  и общероссийского народнохозяйственного  комплекса Карачаево-Черкесия выполняет  функции:

  • макроэкономическую — как хозяйствующий субъект, участник общероссийского рынка, субъект межбюджетных отношений;
  • рекреационную — как регион с уникальным курортно-рекреационным комплексом, являющимся отраслью хозяйственной специализации в системе общероссийского разделения труда;
  • геостратегическую — как регион на южном фланге геостратегических интересов России;
  • приграничную - как регион, имеющий границы с Закавказьем (Грузией и Абхазией).

      В составе народнохозяйственного  комплекса республики действует 9899 зарегистрированных предприятий и  организаций всех форм собственности, в том числе:

  • в промышленности 1477 (14,4 % от всей численности);
  • в строительстве 696 (7%);
  • в сельском хозяйстве 1577 (16 %);
  • в транспорте и связи 237 (2,4 %);
  • торговле и сфере питания 3198 (32,3 %);
  • в банковско-кредитной сфере действуют 7 коммерческих банков и 5 филиалов банков;
  • в сфере высшего среднего и профессионального образования — 18 учебных учреждений;
  • на территории республики (Зеленчукский район) действует крупнейший в Европе радиотелескоп РАТАН-600, Астрофизическая обсерватория РАН, радиоинтерферометрический комплекс «Квазар-кво».

      КЧР имеет благоприятные природные  условия и разнообразные природные  ресурсы для экономического развития.

      В горах КЧР расположены широко известные центры международного туризма, альпинизма и горнолыжного катания - Домбай, Теберда, Архыз. На границе  с Кабардино-Балкарией расположена  самая высокая вершина Кавказа - Эльбрус (5642 м). Через Марухский, Клухорский перевалы и перевал Дамхурц имеется выход к побережью Черного моря.

      Недра республики богаты рудными и нерудными  полезными ископаемыми. Нерудные материалы  имеются в больших объемах  и служат хорошей сырьевой базой  для развития в республике промышленности строительных материалов.

      Определенное  промышленное значение имеет добыча медно- колчеданных руд с высоким  содержанием меди и сопутствующего цинка.

      Главное месторождение — Урупское, кроме того, в настоящее время разведаны еще шесть месторождений. Основным меднодобывающимпредприятием в отрасли является Урупский горно-обогатительный комбинат.

      Кроме того, на территории КЧР выявлены месторождения  золота (вблизи Рожкао) и серебра. Имеются  значительные запасы полиметаллических  руд (Худесское месторождение), некоторые из которых содержат медь, цинк и кобальт.

      В КЧР также расположено Кти-Тебердинское месторождение вольфрама с рудным запасом 16 млн. т. Среднее содержание в руде основного вольфрамового компонента (0,46%) соответствует международным стандартам.

      Карачаево-Черкесская Республика обладает большими запасами пресных минеральных и термальных лечебных вод. Потенциал экологически чистых уникальных водных ресурсов КЧР  является важнейшим стратегическим ресурсом и формирует значительные конкурентные преимущества республики перед другими регионами.

      В настоящее время в республике изучены более 200 источников минеральных  и питьевых вод, при этом возможности  источников используются не более чем  на 1,5%.

      Республика  богата водными ресурсами. Здесь  насчитывается около 130 высокогорных озер ледникового происхождения, множество  горных водопадов.

      По  территории республики протекают 172 малых  и больших рек. Из них самые  крупные: Кубань, Большой и Малый  Зеленчук, Уруп, Лаба. В республике построена  и действует система Большого Ставропольского канала, являющаяся источником водоснабжения для Ставропольского  края.

      В настоящее время Карачаево-Черкесская Республика является одним из наиболее крупных поставщиков дикорастущего  лекарственного сырья и готовой  продукции для фармацевтических предприятий Российской Федерации.

      На  территории республики располагается  часть Кавказского государственного биосферного природного заповедника. В целях сохранения, воспроизводства  и восстановления численности редких и ценных видов животных, в КЧР в 2001 г. организовано 9 заказников. Общая площадь лесного фонда республики составляет 432 тыс. га, из них покрытая лесом 416 тыс. га. По запасам древесины Карачаево-Черкесская Республика занимает 2 место в ЮФО после Краснодарского края.

      Протяженность сети автомобильных дорог общего пользования составляет 3347,2 км. Железнодорожное  сообщение КЧР представлено однопутной тупиковой веткой Невинномысск - Черкесск - Усть-Джегута, протяженностью 66 км, которая на севере примыкает к магистральной железнодорожной линии Ростов — Баку.

      По  природно-климатическим условиям КЧР  близка к другим республикам Северного  Кавказа - КБР, Северной Осетии, Ингушской, Чеченской и Адыгее. Обладая площадью, приблизительно в два раза большей, чем Северная Осетия и Адыгея, и  располагая примерно одинаковой территорией  с Кабардино-Балкарией, КЧР имеет  численность населения, примерно равную республикам Адыгея и Ингушетия, на 60% ниже, чем в PCO-Алании и в два раза меньше, чем в Кабардино-Балкарии.

      Макроэкономические  показатели республики

      Главным индикатором эффективности экономического развития региона является валовый  региональный продукт (ВРП) — показатель, измеряющий валовую добавленную  стоимость, определяемый путем исключения из суммарной валовой продукции  объемов ее промежуточного потребления.

      Развитие  экономики КЧР в период 2000-2008 гг. характеризуется относительно высокой  динамикой роста ВРП, что отражает начало восстановительного роста народнохозяйственного  комплекса республики, процессы реструктуризации и диверсификации отраслей экономики.

      Однако  сравнение динамики ВРП Карачаево-Черкесии и ВВП РФ (в расчете на душу населения) показывает стабильное отставание темпов роста ВРП по КЧР от среднероссийских показателей. Эта тенденция продиктована объективными экономическими причинами, в том числе невыполнением намеченных основных задач по росту объемов производства в базовых отраслях республики, формирующих ВРП. По объему валового регионального продукта в 2007 г. КЧР занимала 9 место в ЮФО.

      Важными показателями социально-экономического развития регионов являются критерии, определяющие финансовое состояние  субъектов Федерации с позиций  бюджетов, доходов и расходов территорий.

      По  уровню бюджетной обеспеченности консолидированного бюджета в расчете на одного жителя КЧР с показателем в 12,9 тыс.руб/чел. находится на среднем уровне среди регионов Юга России и более чем в два раза отстает от среднероссийского уровня (30,1 тыс.руб/чел.). Низкий уровень бюджетной обеспеченности в республике связан как с недостаточным развитием экономики, так и с неэффективным изъятием налогов. Наиболее «неблагополучными» по налоговым поступлениям в КЧР являются транспорт, строительство, сфера слуг и добыча полезных ископаемых.

      Анализ  структуры доходной части бюджета  КЧР показывает, что более 95% всех доходов составляют налоговые поступления  и сборы.

      Республика находится в числе аутсайдеров в ЮФО (в федеральном округе 12 регионов) по объему налоговых поступлений в бюджет государства. Основные доходные источники КЧР - это налог на прибыль предприятий и налог на доходы физических лиц. Поступления от этих налогов обеспечивают более половины поступлений в бюджет. Причем доля налога на доходы физических лиц в 2005—2010 гг. превышала 40% от собственных доходов консолидированного бюджета КЧР. Если сопоставить поступления в бюджет по этому виду налога с количеством замещенных рабочих мест, (около 93,5 тыс. человек), то можно подсчитать, что каждое рабочее место в среднем обеспечивает около 5,5 тыс. руб. налоговых поступлений в бюджет республики за год. В 2005— 2010 гг. возросла доля налога на прибыль организаций. Пятикратный рост поступлений от данного налога обеспечили инвестиции в туристический комплекс республики.

      Важным  показателем, характеризующим качество функционирования налоговой системы  региона, является отношение задолженности  по налогам к общему объему налоговых  платежей. По этому показателю республика занимает 67-е место в РФ (41,6%), превышая на 9,2 процентных пункта федеральный показатель, и 10-е место в ЮФО (на 9,1 процентных пункта ниже соответствующей средней характеристики), в связи с тем, что в КБР и республике Калмыкия, занимающих 77-е и 79-е места в РФ, данный показатель равен 163,2 и 201,7%.

      Отношение государственного долга к доходам  бюджета, без учета финансовой помощи из федерального бюджета, позволяет  выявить долговую нагрузку на бюджет, увеличивающую риск неисполнения обязательств. При среднем значении этого показателя по РФ на уровне 34,9% и по ЮФО 40% в КЧР  он равен 45,1%, среди субъектов РФ республика находится на 63-м месте, в ЮФО - на 10-м месте.

      По  объему собственного бюджета (всех доходов  региона за вычетом безвозмездных  перечислений от других бюджетов) Карачаево-Черкесская Республика имеет один из самых низких показателей в РФ - 1039 млн. руб., занимая 73-е место, что соответствует примерно 6,6% от среднего показателя по стране, и  в ЮФО — соответственно 9-е  место и 17,2% (приложение 5).

      В итоге низким является и показатель, характеризующий долю собственных  доходов, без учета финансовой помощи бюджетов других уровней, в общем  объеме региональных доходов. В республике он равен 26,2% (при 63,1% в среднем по РФ, 42,9% - по ЮФО), занимая 73-е место  в Российской Федерации и 9-е место  в Южном Федеральном округе.

Информация о работе Стратегия регионального развития Карачаево-Черкесской Республики в экономическом пространстве юга России