Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 20:53, дипломная работа
Цель исследования заключается в разработке комплекса теоретико-методологических положений и практических рекомендаций по формированию стратегии развития субъекта федерации. В связи с этим актуальным является научное исследование, направленное на обоснование методологии разработки и реализации стратегий субъектов федерации и практических рекомендаций по развитию конкретного региона, в частности, Карачаево-Черкесской республики.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 6
1.1. Сущность и научные подходы к определению понятия «регион» в экономической теории 6
1.2. Этноэкономические аспекты современной региональной политики 20
1.3. Методологические основы разработки и реализации стратегии развития региона 31
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ 53
2.1. Социально-экономическое состояние КЧР в условиях рыночной экономики 53
2.2. Факторы стратегическое развитие КЧР 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 82
Для
многонационального государства, каким
является Российская Федерация, учет этнической
составляющей представляется необходимым
атрибутом региональных исследований
социально-экономических
Сбалансированное воспроизводство этноэкономики в общей динамике территориально-локализованных систем приобретает особую значимость для полиэтнических высокодепрессивных регионов периферийного типа (республики Северного Кавказа, регионы Поволжья и др.)
4. Любая
стратегия, с одной стороны,
определяется четкими
5. Стратегия
развития региона — это не
только система социально-
Таким образом, стратегию развития региона необходимо рассматривать как модель его социально-экономического поведения, направленную на реализацию долгосрочных задач комплексного развития территории с учетом рационального использования положительных сторон его развития и снижения отрицательного влияния меняющихся внешних и внутренних условий.
Карачаево-Черкесская Республика расположена на юге европейской части Российской Федерации, в предгорьях северо-западного Кавказа. На севере и северо-востоке территория республики граничит со Ставропольским краем, на западе — с Краснодарским краем, на востоке — с Кабардино- Балкарской республикой. На юге граница проходит по Главному Кавказскому хребту - с Грузией и Абхазией.
Территория КЧР составляет 14,3 тыс. км и включает в себя равнинные, горные и предгорные зоны. 80% всей территории занимает горная зона. Административно-территориально республика делится на 10 районов, 2 города и 1 город городского подчинения (приложение 1). На 01.01.2007 численность населения республики составила 434,5 тыс. человек, из них 44% населения проживало в городах и 56% — в сельской местности.
В
рамках федеральной ответственности
и общероссийского
В составе народнохозяйственного комплекса республики действует 9899 зарегистрированных предприятий и организаций всех форм собственности, в том числе:
КЧР
имеет благоприятные природные
условия и разнообразные
В
горах КЧР расположены широко
известные центры международного туризма,
альпинизма и горнолыжного катания
- Домбай, Теберда, Архыз. На границе
с Кабардино-Балкарией
Недра республики богаты рудными и нерудными полезными ископаемыми. Нерудные материалы имеются в больших объемах и служат хорошей сырьевой базой для развития в республике промышленности строительных материалов.
Определенное промышленное значение имеет добыча медно- колчеданных руд с высоким содержанием меди и сопутствующего цинка.
Главное месторождение — Урупское, кроме того, в настоящее время разведаны еще шесть месторождений. Основным меднодобывающимпредприятием в отрасли является Урупский горно-обогатительный комбинат.
Кроме того, на территории КЧР выявлены месторождения золота (вблизи Рожкао) и серебра. Имеются значительные запасы полиметаллических руд (Худесское месторождение), некоторые из которых содержат медь, цинк и кобальт.
В
КЧР также расположено Кти-
Карачаево-Черкесская
Республика обладает большими запасами
пресных минеральных и
В настоящее время в республике изучены более 200 источников минеральных и питьевых вод, при этом возможности источников используются не более чем на 1,5%.
Республика богата водными ресурсами. Здесь насчитывается около 130 высокогорных озер ледникового происхождения, множество горных водопадов.
По
территории республики протекают 172 малых
и больших рек. Из них самые
крупные: Кубань, Большой и Малый
Зеленчук, Уруп, Лаба. В республике построена
и действует система Большого
Ставропольского канала, являющаяся
источником водоснабжения для
В
настоящее время Карачаево-
На
территории республики располагается
часть Кавказского
Протяженность сети автомобильных дорог общего пользования составляет 3347,2 км. Железнодорожное сообщение КЧР представлено однопутной тупиковой веткой Невинномысск - Черкесск - Усть-Джегута, протяженностью 66 км, которая на севере примыкает к магистральной железнодорожной линии Ростов — Баку.
По
природно-климатическим
Макроэкономические показатели республики
Главным
индикатором эффективности
Развитие экономики КЧР в период 2000-2008 гг. характеризуется относительно высокой динамикой роста ВРП, что отражает начало восстановительного роста народнохозяйственного комплекса республики, процессы реструктуризации и диверсификации отраслей экономики.
Однако сравнение динамики ВРП Карачаево-Черкесии и ВВП РФ (в расчете на душу населения) показывает стабильное отставание темпов роста ВРП по КЧР от среднероссийских показателей. Эта тенденция продиктована объективными экономическими причинами, в том числе невыполнением намеченных основных задач по росту объемов производства в базовых отраслях республики, формирующих ВРП. По объему валового регионального продукта в 2007 г. КЧР занимала 9 место в ЮФО.
Важными показателями социально-экономического развития регионов являются критерии, определяющие финансовое состояние субъектов Федерации с позиций бюджетов, доходов и расходов территорий.
По уровню бюджетной обеспеченности консолидированного бюджета в расчете на одного жителя КЧР с показателем в 12,9 тыс.руб/чел. находится на среднем уровне среди регионов Юга России и более чем в два раза отстает от среднероссийского уровня (30,1 тыс.руб/чел.). Низкий уровень бюджетной обеспеченности в республике связан как с недостаточным развитием экономики, так и с неэффективным изъятием налогов. Наиболее «неблагополучными» по налоговым поступлениям в КЧР являются транспорт, строительство, сфера слуг и добыча полезных ископаемых.
Анализ структуры доходной части бюджета КЧР показывает, что более 95% всех доходов составляют налоговые поступления и сборы.
Республика находится в числе аутсайдеров в ЮФО (в федеральном округе 12 регионов) по объему налоговых поступлений в бюджет государства. Основные доходные источники КЧР - это налог на прибыль предприятий и налог на доходы физических лиц. Поступления от этих налогов обеспечивают более половины поступлений в бюджет. Причем доля налога на доходы физических лиц в 2005—2010 гг. превышала 40% от собственных доходов консолидированного бюджета КЧР. Если сопоставить поступления в бюджет по этому виду налога с количеством замещенных рабочих мест, (около 93,5 тыс. человек), то можно подсчитать, что каждое рабочее место в среднем обеспечивает около 5,5 тыс. руб. налоговых поступлений в бюджет республики за год. В 2005— 2010 гг. возросла доля налога на прибыль организаций. Пятикратный рост поступлений от данного налога обеспечили инвестиции в туристический комплекс республики.
Важным показателем, характеризующим качество функционирования налоговой системы региона, является отношение задолженности по налогам к общему объему налоговых платежей. По этому показателю республика занимает 67-е место в РФ (41,6%), превышая на 9,2 процентных пункта федеральный показатель, и 10-е место в ЮФО (на 9,1 процентных пункта ниже соответствующей средней характеристики), в связи с тем, что в КБР и республике Калмыкия, занимающих 77-е и 79-е места в РФ, данный показатель равен 163,2 и 201,7%.
Отношение государственного долга к доходам бюджета, без учета финансовой помощи из федерального бюджета, позволяет выявить долговую нагрузку на бюджет, увеличивающую риск неисполнения обязательств. При среднем значении этого показателя по РФ на уровне 34,9% и по ЮФО 40% в КЧР он равен 45,1%, среди субъектов РФ республика находится на 63-м месте, в ЮФО - на 10-м месте.
По объему собственного бюджета (всех доходов региона за вычетом безвозмездных перечислений от других бюджетов) Карачаево-Черкесская Республика имеет один из самых низких показателей в РФ - 1039 млн. руб., занимая 73-е место, что соответствует примерно 6,6% от среднего показателя по стране, и в ЮФО — соответственно 9-е место и 17,2% (приложение 5).
В итоге низким является и показатель, характеризующий долю собственных доходов, без учета финансовой помощи бюджетов других уровней, в общем объеме региональных доходов. В республике он равен 26,2% (при 63,1% в среднем по РФ, 42,9% - по ЮФО), занимая 73-е место в Российской Федерации и 9-е место в Южном Федеральном округе.