Стратегия регионального развития Карачаево-Черкесской Республики в экономическом пространстве юга России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 20:53, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в разработке комплекса теоретико-методологических положений и практических рекомендаций по формированию стратегии развития субъекта федерации. В связи с этим актуальным является научное исследование, направленное на обоснование методологии разработки и реализации стратегий субъектов федерации и практических рекомендаций по развитию конкретного региона, в частности, Карачаево-Черкесской республики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 6
1.1. Сущность и научные подходы к определению понятия «регион» в экономической теории 6
1.2. Этноэкономические аспекты современной региональной политики 20
1.3. Методологические основы разработки и реализации стратегии развития региона 31
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ 53
2.1. Социально-экономическое состояние КЧР в условиях рыночной экономики 53
2.2. Факторы стратегическое развитие КЧР 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 82

Работа содержит 1 файл

диплом..docx

— 154.87 Кб (Скачать)

      Создание  благоприятного инвестиционного климата  является приоритетной задачей социально-экономического развития туристско- рекреационного комплекса любого региона.

      Для реализации в Карачаево-Черкесии поставленных задач исключительно важное значение приобретает наличие законодательства, обеспечивающего прозрачность инвестиционного процесса, стабильность правового поля, защиту прав инвестора как собственника и льготные условия функционирования предприятий в период реализации инвестиционного проекта. В связи с этим необходимо продолжить работу по совершенствованию республиканского законодательства, стимулирующего инвестиционную деятельность.

      В соответствии с заключениями специалистов, курортные районы Карачаево-Черкесской Республики по своим природно-географическим и ландшафтным условиям не только уступают, но во многом и превосходят  такие общепризнанные курортные  зоны, как австрийские, швейцарские  и французские Альпы. Основу туристского  потенциала Карачаево-Черкесской Республики составляют известные курорты Теберда, Домбай, Архыз, насчитывающие всего  лишь около 50 гостиничных объектов, находящихся в разном состоянии, общей рабочей емкостью около 4 тыс. мест. Однако туристский потенциал  КЧР используется крайне недостаточно.

      Структура услуг в туристической отрасли  Карачаево-Черкесской Республики определена летней и зимней сезонностью. Продолжительность  зимнего сезона составляет 4 месяца (середина декабря — середина апреля), с потенциальной возможностью продления  горнолыжного сезона вплоть до круглогодичного. Продолжительность летнего сезона составляет около 4 месяцев (конец мая - сентябрь).

      Основным  зимним турпродуктом, который необходимо развивать как наиболее перспективное  направление туристической отрасли  республики, является горнолыжный отдых, а также горный туризм и альпинизм.

      Архыз - наиболее перспективная зона развития горнолыжного отдыха,по своим потенциальным возможностям превосходящим многие горнолыжные курорты мира. Инвестиционный проект «Туристско- спортивно-оздоровительный комплекс «Архыз» предусматривает создание массового современного туристско- рекреационного комплекса мирового класса, сочетающего зимние и летние виды туризма. Проект включает строительство сети канатных дорог на южной экспозиции хребта Бишира-Ахуба и северо-восточной зоне плато. Общая площадь освоения горнолыжной зоны составляет 160 км , средняя протяженность трасс 6-9 км. Инвестиционные издержки (в размере 107 млн. долл. США) включают разработку проекта, поставку и монтаж оборудования: двух гондольных канатных дорог протяженностью 3 км каждая, 12 кресельных канатных дорог протяженностью 3 км каждая, 9 буксировочных канатных дорог: 6 протяженностью по 1 км и 3 — по 0,5 км. Проект также предполагает строительство двух гостиничных комплексов в пос. Архыз и в районе урочища Лунная Поляна общей емкостью 4 тыс. мест.

      Основные  летние турпродукты, которые можно  развивать в республике, могут  быть разбиты на три группы.

  1. Семейный отдых, молодежный и детский отдых. Весьма разнообразный растительный и животный мир наличие большого числа историко-культурных и экскурсионных объектов, возможность организации конных и пешеходных экскурсии определяют большие возможности по организации этих видов отдыха.
  2. Санаторно-курортное лечение. Развитие этого продукта достаточно перспективно, так как лечебно-оздоровительный потенциал Карачаево- Черкесии не уступает КавМинводской группе. Тем не менее, материальная база и инфраструктура достаточно слабы (всего два санатория и два пансионата). Необходимо учесть, что развитие этого направления не является высоко затратным (возможна частичная конверсия имеющихсятуробъектов) и вполне может стать значительным сегментом туристского бизнеса республики.

      3. Возможны различные  виды активного  туризма и отдыха (альпинизм,  горные походы, рафтинг  — сплав по  горным рекам,  конные походы, пейнтбол, парапланеризм, горный велосипед и т.д.). Необходимо заметить, что старая материальная база, при небольших инвестициях в осуществление ремонтных работ и привлечение персонала, является основой для развития и этого направления.

      Таким образом, для роста притока туристов в живописные места Карачаево-Черкесской Республики необходимо грамотно и сбалансировано распределять имеющиеся бюджетные  средства, предназначенные для поддержки  отрасли и привлекать потенциальных  инвесторов к соучастию в развитии комплекса.

      Для эффективного вложения государственных  и внебюджетных средств должна применяться  система оценки по определению приоритетных объектов для инвестирования, включающая следующие показатели:

  • инвестиционная эффективность;
  • потребительский потенциал;
  • ресурсный потенциал.

      Показатель  инвестиционной эффективности оценивает  прирост добавленной стоимости  или объема производства в фирме  на единицу капиталовложений.

      Потребительский потенциал определяется уровнем  спроса на услуги и продукцию предприятия.

      Ресурсный потенциал учитывает состояние  производственной базы фирмы (уровень  износа основных средств, степень загрузки производственных мощностей), обеспеченность кадровыми ресурсами.

      На  основе обозначенного набора факторов формируется сводная оценка инвестиционной привлекательности объекта инвестирования.

      В среднесрочной перспективе  необходима разработка и принятие комплексной программы развития санаторно-курортного и туристического комплекса Карачаево-Черкесской Республики на период до 2012 г.,

      включающей:

  • I этап — создание предпосылок для повышения инвестиционной привлекательности курортов республики. Это проекты по развитию транспортной, энергетической и инженерной инфраструктур, а также подготовка «зеленых площадок» для инвесторов на горных курортах Домбай и Архыз;
  • II этап — вовлечение частного капитала в развитие курортно- туристического бизнеса и современной индустрии отдыха и развлечений: строительство новых отелей высокой категории обслуживания, создание туристических, конноспортивных и горнолыжных комплексов, охотничьих хозяйств, введение новых туристических маршрутов и т.д.

      Одним из важнейших направлений развития туризма является формирование современной  маркетинговой стратегии продвижения  курортно-туристического продукта на внутреннем и международном рынках, которая включает:

  • реализацию рекламно-информационных программ и кампаний в средствах массовой информации, организацию презентаций туристических и рекреационных возможностей КЧР;
  • организацию сети информационных центров для российских и иностранных туристов в местах прохождения наибольших туристических потоков, проведение ознакомительных поездок по туристическим центрам республики для журналистов, в том числе и иностранных;
  • создание современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, в том числе менеджеров высшего управленческого звена туристско-гостиничного бизнеса.

      Эффективное развитие курортов и туризма позволит к 2020 г. увеличить поток туристов и рекреантов до 500 тыс. человек в год, услуги курортно-туристического комплекса — почти в два раза, создать дополнительно свыше 16 тыс. рабочих мест, а также обеспечить, с одной стороны, рост налоговых отчислений в бюджеты различных уровней в 2,4 раза, с другой стороны — развитие смежных отраслей экономики (пищевая промышленность, строительство, торговля и общепит, бытовое обслуживание, услуги пассажирского транспорта).

      Кроме того, обеспечение курортов края транспортной, энергетической и инженерной инфраструктурами создаст условия для привлечения  российских и зарубежных инвесторов в развитие туристического бизнеса. На каждый рубль бюджетных средств, вложенных на I этапе (2010—2011 гг.), предполагается на II этапе (2012-2016 гг.) привлечь частный капитал для развития индустрии отдыха и туризма.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      1. Предложенная формулировка понятия  «региональная политика» учитывает  роль этноэкономических факторов, способствующих укреплению межнациональных отношений в полиэтнических субъектах Российской Федерации.

      В ходе наблюдающихся в настоящее  время трансформационных процессов, направленных на усиление межрегионального социально- экономического сотрудничества, необходимы усилия по преодолению существенных разрывов различного характера. С увеличением  этих разрывов снижается вероятность  успешного развития единого хозяйственного пространства государства, появляются угрозы возникновения различного рода конфликтов как между отдельными регионами, так и внутри них.

      Таким образом, для многонационального государства, каким является Российская Федерация, необходимым атрибутом региональных исследований социально-экономических  процессов представляется учет этнической составляющей.

      Сбалансированное  воспроизводство этноэкономики в общей динамике территориально-локализованных систем приобретает особую значимость для полиэтнических высокодепрессивных регионов периферийного типа (республики Северного Кавказа, регионы Поволжья и др.).

      Подэтноэкономикой понимается проявление многообразия эволюционных путей хозяйственного развития различных ветвей человечества в соответствии с внешними условиями, доступными ресурсами и сформированными факторами производства.

      Как правило, полиэтнические регионы имеют  структуру экономики, где традиционные и исторически сложившиеся формы  хозяйствования (этноэкономика) составляют значительный ее сегмент. Развитие этноэкономики наряду с формально закрепленными нормами и правилами хозяйственной деятельности в большой степени регулируется внеэкономическими и неадминистративными социальными институтами, предстающими в виде соблюдения требований традиций, обычаев, авторитета родственных и общинных связей.

      Низкая  эффективность экономической политики, проводимой в целях модернизации хозяйства полиэтнических регионов, обусловлена в значительной степени  недооценкой роли этноэкономики как сегмента национального хозяйства, обеспечивающего экономическую устойчивость этносов даже в условиях экономического кризиса.

      Следовательно, эффективная региональная политика должна быть нацелена на преодоление  хозяйственной раздробленности  и межрегиональной дифференциации путем согласования частных, групповых, общественных, в том числе этнополитических (этноэкономических) интересов.

      Нами  предложено определение понятия «региональная политика», учитывающее этнический аспект, — это деятельность государства по регулированию экономического, социального, этнополитического и экологического развития страны в пространственном аспекте.

      2. Группировка регионов ЮФО по социально-экономическому положению позволяет выделить общие характеристики включенных в группу регионов, выявить факторы, воздействующие на их развитие, определить сходные для них стратегические направления региональной политики.

      Позиции регионов «в стадии трансформации», в  число которых включена и Карачаево-Черкесская Республика, отличаются от других субъектов  ЮФО:

  • меньшей численностью занятых в экономике при существенно меньшем удельном весе безработных;
  • высоким для округа уровнем фондовооруженности труда;
  • относительно низкими уровнями инвестиционной активности и воспроизводства основных фондов;
  • невысокими среднедушевыми доходами населения;
  • достаточно привлекательными условиями для жизни (экологическая ситуация, демографическая обстановка, образовательный уровень).

      В условиях значительной зависимости  экономик северокавказских республик  от трансфертов из вышестоящего бюджета  необходимо принять меры по повышению  эффективности расходования бюджетных  средств в данных субъектах федерации, а именно:

  • выработать новую систему распределения финансовой помощи, которая будет основываться на показателях социально-экономического развития регионов. Для этого необходимо составить методику ежегодного составления федерального (для субъектов) и регионального (для муниципалитетов) рейтингов эффективности деятельности органов власти по социально-экономическому развитию территорий и использованию региональных ресурсов;

Информация о работе Стратегия регионального развития Карачаево-Черкесской Республики в экономическом пространстве юга России