Стратегия регионального развития Карачаево-Черкесской Республики в экономическом пространстве юга России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 20:53, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в разработке комплекса теоретико-методологических положений и практических рекомендаций по формированию стратегии развития субъекта федерации. В связи с этим актуальным является научное исследование, направленное на обоснование методологии разработки и реализации стратегий субъектов федерации и практических рекомендаций по развитию конкретного региона, в частности, Карачаево-Черкесской республики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 6
1.1. Сущность и научные подходы к определению понятия «регион» в экономической теории 6
1.2. Этноэкономические аспекты современной региональной политики 20
1.3. Методологические основы разработки и реализации стратегии развития региона 31
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ 53
2.1. Социально-экономическое состояние КЧР в условиях рыночной экономики 53
2.2. Факторы стратегическое развитие КЧР 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 82

Работа содержит 1 файл

диплом..docx

— 154.87 Кб (Скачать)

      Один  из родоначальников науки регионоведения, Э.Б. Алаев, дал следующее развернутое определение: «Региональная политика государства - сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, то есть связанная со взаимоотношениями между государством и районами, а также районов между собой»10.

      В этом определении в сущности сформулировано понятие региональной политики советского государства - с командно-административным типом экономики. В странах с рыночной экономикой региональная политика определяется как «...политика, нацеленная на устранение значительных несоответствий показателей безработицы или дохода на душу населения в разных регионах»11.

      Ситуация  в России принципиально изменилась после того, как страна выделилась в самостоятельное государство  и начала коренную реорганизацию  экономики, переводя ее на рыночные рельсы. Рассмотрим аспекты новой ситуации, повлиявшие на содержание региональной политики. Во-первых, резкое сокращение государственной собственности  и ликвидация централизованной системы  управления хозяйством сделали невозможным  планомерное размещение производительных сил. Во-вторых, основным субъектов  региональной политики впервые стали  субъекты федерации. В-третьих, формирование новых федеративных отношений привело  к значительному увеличению полномочий субъектов, что предопределило необходимость:

  • учета интересов регионов и их согласования с общегосударственными интересами;
  • распределения функций по реализации региональной политики между

          федеральным и региональным уровнями управления12.

      Эти и другие особенности вызвали  необходимость формирования новых  представлений о содержании региональной политики. Наиболее радикальное из них заключается в том, что  России необходима принципиально новая региональная политика, формирующаяся на уровне субъектов федерации. Так, Центр региональной политики Института социально-экономических проблем РАН предлагает следующую формулировку: «Под региональной политикой понимается новое общественное явление, которое зарождается и развивается в результате экономического и политического реформирования, прежде всего на региональном уровне, в форме самосознания региональной общности, имеющей возможность создавать собственные органы власти и управления и руководствоваться в своем социально-экономическом развитии интересами региона»13.

      По-нашему мнению, такая формулировка не отражает сущности региональной политики, а  представляется слишком размытой и  неконкретной. Более взвешенная, хотя по-прежнему слишком общая трактовка  концепции региональной политики была выработана на парламентских слушаниях  в Государственной Думе в середине 1990-х: «региональная политика — это  правовая, экономическая, социальная деятельность центрального и регионального управления по оптимизации взаимодействия Федерации  и регионов для достижения максимально  эффективного развития как страны в  целом, так и регионов» .

      Действующие в настоящее время «Основные  положения региональной политики в  Российской Федерации» содержат следующее  определение: «под региональной политикой  в Российской Федерации понимается система целей и задач органов  государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также  механизм их реализации».

      Отметим, что все вышеуказанные трактовки  региональной политики не учитывают  важного для ряда регионов аспекта  — национально-культурных различий.

      Между тем, для нашего многонационального государства учет этнической составляющей представляется необходимым атрибутом  региональных исследований социально-экономических  процессов. Этнический фактор - один из главных в ряде движущих сил, определяющих процессы регионализации России.

      В процессе интеграции региональных частей формирующегося хозяйственного комплекса  макрорегионов России (в рамках федеральных  округов) необходимо преодолеть существенные разрывы ресурсного, инвестиционного, социального и этнокультурного  характера. Чем больше эти разрывы, тем меньше возможность реализации программно-целевого развития единого  хозяйственного пространства макрорегиона, выше угрозы и риски возникновения  конфликтов как между отдельными регионами, так и внутри них.

      Подэтноэкономикой понимается проявление многообразия эволюционных путей хозяйственного развития различных ветвей человечества в соответствии с внешними условиями, доступными ресурсами и сформированными факторами производства14.

      Сбалансированное  воспроизводство этноэкономики в общей динамике территориально-локализованных систем приобретает особую значимость для полиэтнических высокодепрессивных регионов периферийного типа — республики Северного Кавказа, регионы Поволжья и др.

      Как правило, полиэтнические регионы имеют  структуру экономики, в которой  традиционные и исторически сложившиеся  формы хозяйствования (этноэкономика) составляют значительный ее сегмент. Развитие этноэкономики наряду с формально закрепленными нормами и правилами хозяйственной деятельности в большой степени регулируется внеэкономическими и неадминистративными социальными институтами, предстающими в виде соблюдения требований традиций, обычаев, авторитета родственных и общинных связей.

      Ухудшение социально-экономической ситуации в регионе, спад производства, рост уровня безработицы, бедности, невыплаты  заработной платы — эти чисто  экономические проблемы могут стать  побудительным толчком к попыткам повысить статус региона, а в своем  крайнем проявлении могут привести к национальному сепаратизму.

      С другой стороны, фактором сепаратизма  может стать не только низкий уровень  экономического развития, но, как ни странно, и высокий. Во втором случае более богатые регионы могут  стремиться освободиться от "балласта", или на первый план выходят политические, культурные, религиозные, исторические и другие движущие силы. Но, как правило, экономическое процветание усиливает  межэтническое сотрудничество. Следовательно, для создания условий для стабилизации национальных отношений требуется  политика, направленная не только на создание системы поддержки для слаборазвитых  территорий, но и на экономический  рост в целом.

      Низкая  эффективность экономической политики, проводимой в целях модернизации хозяйства полиэтнических регионов, обусловлена в; значительной степени недооценкой роли этноэкономики как сегмента национального хозяйства, обеспечивающего экономическую устойчивость этносов даже в условиях экономического кризиса.

      Таким образом, эффективная региональная политика должна быть нацелена на преодоление  хозяйственной раздробленности, на создание общероссийского хозяйственного комплекса, на обеспечение стабильности в стране путем согласования частных, групповых (в том числе национальных, этноэкономических) и общественных интересов путем выработки стратегий регионального экономического развития.

      Опираясь  на анализ различных  позиций, представленных в научной литературе и учитывая этноэкономический аспект, определим содержание региональной политики как деятельность государства по регулированию экономического, социального, этнополитического и экологического развития страны в пространственном аспекте.

      С учётом данного определения выделим  следующие функции региональной политики.

      Функция регионального управления и развития — общая функция региональной политики, главной задачей которой является воспроизводство региона как социально-экономической системы. Её реализация осуществляется посредством планирования, учёта, контроля и регулирования организационно-экономических процессов на данной территории.

      Хозяйствующая функция — своим воздействием должна обеспечивать достижение устойчивого экономического роста, эффективное использование производственного и научного потенциала, создание в регионе рыночной конъюнктуры и конкуренции, а также его инвестиционной привлекательности.

      Демографическая функция — направлена на активизацию социальных факторов, влияющих на естественный прирост, обеспечение полной занятости населения, формирование трудового потенциала региона.

      Экологическая функция — сюда входит решение проблем, связанных с согласованием естественных воспроизводственных циклов биосферы и экономических циклов регионального воспроизводства, совершенствование качества окружающей среды, снижение материалоёмкости производства, очистка сточных вод и т.д.

      Социально-бытовая  функция — к её составляющим можно отнести жилищное строительство, уровень здравоохранения, образования в регионе.

      Этнополитическая  функция - решение национально-культурных и этнополитических вопросов не путем обособления, а путем обеспечения надлежащих социально-экономических условий для жизни народов всех национальностей в многонациональных регионах, особенно там, где национальности имеют тенденцию расселяться локально, концентрироваться.

      Этноэкономика как составляющая региональной политики и будучи типичным хозяйственным укладом традиционной экономики, устойчиво сохраняет свои позиции, обнаруживая высокую жизнеспособность на постиндустриальной стадии общественного развития. Благодаря своим специфическим ресурсам, тесной связи с традиционным хозяйственно- бытовым укладом этноса, она обладает значительными адаптационными свойствами и функционирует наряду с доминирующими в рыночной экономике корпоративным и государственным секторами.

      Подчеркивая роль этноэкономики в хозяйственной жизни традиционных этнических сообществ, согласимся с мнением академика В.В. Ивантера, обращающего внимание на те социальные издержки, которые несет современное общество в тех, случаях, когда не учитывается роль этноэкономики в жизни традиционных этносов, особенно там, где этот уклад является системообразующим в структуре хозяйственных укладов национальной экономики. В качестве исторического факта В.В. Ивантер привел пример непреодолимых проблем советской миссии в Афганистане, провал миссии США в Ираке, сложность российской политики на Северном Кавказе, конфликт между Грузией и Абхазией, Азербайджаном и Нагорным Карабахом и т.д.

      Таким образом, этноэкономика выступает реальным и значимым элементом хозяйственной структуры современного общества и как объект экономического анализа требует органичного сочетания традиционных методов исследования и смежных сторон жизнедеятельности этносов: истории, культуры, этнографии, демографии и т.д.

      Очертания трактовки этноэкономики сформировались достаточно давно. Так, в середине XX в. ученый Г. Мюрдаль одним из первых обратил внимание на специфическую устойчивость рутин общественно- хозяйственной жизни к различного рода трансформациям . По его словам, многие реформы были обречены на провал вследствие элементарного невнимания своих инициаторов к глубинным основам народной хозяйственной жизни15.

      «Если представить себе многослойность структуры  хозяйственной жизни народов, то в самых ее нижних слоях сохраняются  и продолжают функционировать архаичные  экономические отношения, унаследованные от предшествующих эпох»16.

      Действительно, важность таких архаичных экономических  отношений заключается в следующем:

  • обеспечение преемственности и взаимосвязи всех слоев структуры народной хозяйственной жизни, предохраняя от чрезмерных новаций и легковесных реформ;
  • обеспечение выживания простейших субъектов хозяйственной жизни (домохозяйств, местных сообществ и т.д.).

      Другими словами, в случае банкротства градообразующего предприятия, отсутствия выделения  помощи из бюджета и т.д., результаты этноэкономических отношений (урожай, стройматериалы, утварь собственного производства) могут стать единственными ресурсами для индивида.

      Таким образом, этноэкономикаспособна обеспечить' решение следующих проблем региональной политики в рыночных условиях:

    1. развитие человеческих качеств в их специфических этнических параметрах, наследующих культурно-историческое богатство народов;
    2. развитие этноэкономики как потенциально экологически прогрессивной сферы, содействующей решению проблем охраны природы;
    3. обеспечение занятости и социальной устойчивости для значительной части населения, неспособной адаптироваться к условиям глобального рынка.

      Продуманная региональная экономическая политика в перспективе позволила бы решать национальные вопросы не путем обособления, а путем обеспечения надлежащих социально-экономических условий  для жизни народов всех национальностей  в многонациональных регионах, особенно там, где национальности имеют тенденцию  расселяться локально, концентрироваться.

Информация о работе Стратегия регионального развития Карачаево-Черкесской Республики в экономическом пространстве юга России