Стратегия регионального развития Карачаево-Черкесской Республики в экономическом пространстве юга России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 20:53, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в разработке комплекса теоретико-методологических положений и практических рекомендаций по формированию стратегии развития субъекта федерации. В связи с этим актуальным является научное исследование, направленное на обоснование методологии разработки и реализации стратегий субъектов федерации и практических рекомендаций по развитию конкретного региона, в частности, Карачаево-Черкесской республики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 6
1.1. Сущность и научные подходы к определению понятия «регион» в экономической теории 6
1.2. Этноэкономические аспекты современной региональной политики 20
1.3. Методологические основы разработки и реализации стратегии развития региона 31
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ 53
2.1. Социально-экономическое состояние КЧР в условиях рыночной экономики 53
2.2. Факторы стратегическое развитие КЧР 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 82

Работа содержит 1 файл

диплом..docx

— 154.87 Кб (Скачать)

      Развитие  системы осуществляется как количественно, так и качественно. При количественном развитии происходит простое воспроизводство  существующих элементов и объектов системы, например, строительство торговых объектов. После определенного накопления количественных изменений в системе  возникает потребность в качественном развитии, в переходе на новый уровень. Так, когда торговые точки перестают соответствовать потребностям населения, или свободного места для их строительства не остается, возникает либо остановка в развитии" торговой сети поселения, либо начинается строительство более крупных торговых объектов, которые будут представлять качественно новый этап в развитии.

      Развитие  должно быть устойчивым, что подразумевает  длительность сохранения основных условий  для сбалансированного воспроизводства  многостороннего потенциала территории.

      Потенциал региона представляет собой не только объем принадлежащего определенной территории имущества (выраженного  в различных формах), но и потенциальные  возможности реализации этого имущества  в регионе.

      Недопустимо, чтобы развитие региона осуществлялось за счет невосполняемой эксплуатации какого-либо из основных видов потенциала — природных ресурсов, населения, существующих производственных фондов. В противном случае исчерпание данного фактора приведет к кризису развития с непредсказуемыми социально-экономическими последствиями.

      С позиции системного подхода региональную социально-экономическую систему  можно рассматривать в качестве рыночного агента, реализующего аналогично коммерческой корпорации на подконтрольной территории «свой продукт». Экономическая  политика региона связана прямыми  и обратными связями с состоянием его экономической среды, что  делает принятие решений о бюджетной  политике сложнейшей многофакторной задачей. Ее решение требует создания динамической модели, позволяющей учитывать большинство  факторов.

      Рассматривая  же субъект федерации по аналогии с крупной фирмой, мы можем применить  к нему те принципы планирования, анализа  и оптимизации в динамике, которые  используются при финансовом и стратегическом менеджменте фирм. Так, регион в уподоблении  с корпорацией представляет собой экономического агента, действующего в определенном экономическом пространстве, которое описывает множество доступных комбинаций доходов и расходов.

      Фирма всегда действует на определенных рынках, реализуя набор производимых ею товаров  или услуг. Продуктом региона (реализуемым  как пакет услуг) в первую очередь  является деятельность по улучшению  и поддержанию благосостояния граждан (включая как создание новых рабочих  мест, так и развитие социально-бытовой  сферы), регулирование рыночной деятельности на подконтрольной региону территории. Оплата указанных услуг осуществляется в обязательном порядке через  сбор налоговых платежей.

      На  территории территориально-административного  образования (по существу, на рынке  товара региона) его пакет услуг  в краткосрочном периоде будет  потребляться вне зависимости от качества услуг и стоимости пакета. Таким образом, административное образование  представляет собой сверхмонополиста, власть которого в краткосрочном периоде практически не ограничена. Однако в долгосрочном периоде монопольная власть муниципалитета гораздо ниже. Резкие шаги могут привести к уходу потребителей с рынка (перемещению бизнеса и миграции населения из региона).

      Рассмотрим  основные сходства и различия региона  и корпорации. Так, субъект федерации  и крупную бизнес-структуру объединяют следующие показатели:

    1. наличие долгосрочных целей развития;
    2. большое количество людей — население (потребители) и управляющий аппарат (сотрудники);
    3. конкурентная среда функционирования;
    4. наличие нескольких групп, заинтересованных в разных вариантах развития региона/корпорации;
    5. динамичная внешняя среда;
    6. сложная внутренняя среда/структура;
    7. многоуровневая система управления.

      Действительно, ни одна крупная корпорация, как  и субъект федерации не могут  функционировать без наличия  долгосрочных ориентиров развития. Помимо того, оба объекта сравнения в  условиях рыночной экономики погружены  в жесткую среду конкуренции: фирма борется за сегмент на рынке  и позиционирование своего продукта, регион — за влияние в различных  сферах деятельности и поощрение  федерального центра в виде финансовой помощи грантов и т.д.

      И регион, и корпорация имеют, в своей  структуре и ближайшем окружении  различные заинтересованные стороны, влияющие на принятие решение в той  или иной области. Так, фирма принимает  знаковые решения под влиянием собственников/акционеров, членов совета директоров, нанятых  сотрудников высшего звена. Регион в ряде вопросов учитывает чаяния населения, влияние бизнеса, рекомендации федеральной власти. Следовательно, регион и бизнес-структуру объединяет стремление к согласованности интересов  заинтересованных сторон.

      Наличие внешней среды в обоих случаях  ведет к необходимости гибкого  планирования деятельности с учетом возможных изменений внешних  факторов. В свою очередь, на развитие как региона, так и корпорации влияет сложная система внутренних факторов (ресурсы, инфраструктура, человеческий капитал, инновационный потенциал и т.д.). И наконец, региональное и коммерческое управление объединяет сложная иерархичность, которая характеризуется единством традиционной (сверху- вниз) и обратной (снизу-вверх) систем принятия и исполнения решений, а также контроля над данным процессом.

      Таким образом, с точки зрения экономического анализа существует много характеристик, общих для регионов и фирм. Но стоит сказать и о существенных различиях между административным образованием и фирмой как экономическими агентами. И тот, и другой экономический  агент действуют в определенной экономической среде как сложные системы с обратной связью. Однако существенно различается степень их воздействия на эту среду. Воздействие фирмы на среду всегда менее значимо. Помимо этого, в долгосрочном плане деятельность фирм всегда более гибка, между ними всегда возникнуть конкуренция.

      Наконец, текущая политика фирмы оказывает  влияние на ее источники дохода в  настоящем; в случае же региона —  его текущая политика оказывает  влияние на будущие источники  дохода. Так, как правило, снижение налоговых  ставок через некоторое время  приводит к росту выпуска. В свою очередь, возросший выпуск означает рост налоговых поступлений, которые  могут даже превысить первоначальные (до снижения налогового бремени). Текущие  действия регионального управления приводят к снижению доходов «сейчас», но эти доходы возрастают «потом». Регион активно воздействует на экономическую  среду, и обратная связь происходит с определенным (часто довольно значимым) сдвигом времени. То есть отставание или опережение во времени одного экономического явления по сравнению с другим в воздействии региона на экономическую среду представляют принятие решений в региональной политике более сложной (многофакторной) задачей, нежели в корпоративном управлении.

      Несмотря  на имеющиеся различия между субъектом  федерации и корпорацией в  экономическом аспекте, проведенное  сравнение позволит нам предложить адаптационный процесс стратегического инструментария корпоративного управления к региональному масштабу.

 

      

      1.2. Этноэкономические аспекты современной региональной политики

      Необходимость и значимость исследований региональной политики и государственного регулирования  регионального развития обусловлены  сложностью территориальных проблем, спецификой развития каждого региона, интеграцией политических, экономических, социальных, этнических, экологических  и других проблем. Кроме того, государственная  макроэкономическая политика подвержена серьезной трансформации на уровне региона, вызывая негативные последствия  и приводя зачастую к отрицательным  результатам.

      Исследования  регионального развития в советский  период нашего государства подчинялись  требованиям командно-административной системы, сдерживая полноту и  прозрачность региональных исследований. Формирование производственных и территориальных  пропорций развития народного хозяйства  осуществлялось при недооценке рыночных отношений, приоритетном выполнении задач  военно-промышленного комплекса  и освоения природных ресурсов, экспортной ориентации в ущерб социальной сфере.

      Следует отметить, что в условиях жесткой  командно- административной системы  экономические решения о размещении производства находились в компетенции  центральных ведомств, которые являлись полновластными распорядителями земли, ее недр и всех видов ресурсов. Единовластие обеспечивало согласование национальных интересов общества в целом и  его региональных составляющих.

      Централизованное  планирование в отличие от демократического государственного регулирования рыночной экономики являлось инструментом жесткого административного воздействия, основанного  на прямых директивах и ответственности  исполнителей.

      Переход к рыночной экономике потребовал кардинальных изменений в экономической  и политической системах страны, создания нового подхода к проблемам развития регионов, разработки принципиально новой региональной политики. Однако, региональная политика в России еще не получила должного и всестороннего обоснования. Главной причиной этого является, по нашему мнению, отсутствие регламентированных научно- обоснованных методов, способов и приемов формирования региональной политики на местах.

      «Старая»  региональная политика непригодна для  нынешней экономики, ибо она действовала  «прямыми» методами, через полностью  контролируемую государством экономику  в условиях отсутствия реального  голоса регионов и местных органов  власти. Нынешняя региональная политика может действовать в основном косвенными методами (т.е. привлекая  потенциальных инвесторов) и учитывая полученные региональными органами власти широкие права в различных  областях.

      В 2000-х гг. экономический подъем в  Российской Федерации сопровождался  сохранением значительной межрегиональной  дифференциации по уровню экономического развития. Производство в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации росло достаточно высокими темпами, сокращался разрыв в темпах роста валового регионального продукта (ВРП), наблюдалось снижение межрегиональных различий в росте потребительских цен. При этом сохраняется высокий уровень межрегиональных различий по душевым показателям ВРП, доходам населения, объемам инвестиций в основной капитал, бюджетной обеспеченности.

      Сложилась устойчивая тенденция концентрации экономического потенциала в небольшом  количестве высокоразвитых регионов, обладающих особыми преимуществами, в первую очередь, в Москве и Тюменской  области с автономными округами, на долю которых приходится треть  общероссийского ВРП. В десяти ведущих  субъектах Российской Федерации  производится более половины объема ВРП страны. Изменение территориальных пропорций в пользу лидирующих регионов во многом явилось результатом роста цен на минерально-сырьевые ресурсы, в первую очередь, на нефть и газ, определявших рост доходов в регионах8.

      Системными  факторами межрегиональной дифференциации являются также пространственные дисбалансы: в развитии инфраструктуры; между  объемами и структурой инвестиций, необходимых для реализации общенациональных целей развития, и инвестиционными  намерениями потенциальных инвесторов.

      Пространственное  развитие Российской Федерации характеризуется  крайне неравномерным распределением инновационного потенциала и, следовательно, возможностями реализации инновационной  стратегии развития. Около 70% всей инновационной  продукции России, по данным 2005 г., производилось  в двух федеральных округах - Центральном (Москва и Московская область) и Приволжском (Республика Татарстан, Нижегородская, Самарская области)9.

      Кроме того, существенны отличия в размерах административно- территориальных  образований. Разница между размерами  крупнейшего и наименьшего субъектов  федерации составляет около 1000 раз.

      Таким образом, налицо неравенство территорий как по экономическому потенциалу, так и по сложившимся геополитическим особенностям.

      Между тем при всей важности региональной политики до сих пор нет ее четкого  определения, поэтому ряд уточнений  позволит внести ясность в такие  важнейшие вопросы государственного регулирования, как учет региональных проблем в направлениях деятельности федеральных и региональных органов  власти и управления.

Информация о работе Стратегия регионального развития Карачаево-Черкесской Республики в экономическом пространстве юга России