Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 20:53, дипломная работа
Цель исследования заключается в разработке комплекса теоретико-методологических положений и практических рекомендаций по формированию стратегии развития субъекта федерации. В связи с этим актуальным является научное исследование, направленное на обоснование методологии разработки и реализации стратегий субъектов федерации и практических рекомендаций по развитию конкретного региона, в частности, Карачаево-Черкесской республики.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 6
1.1. Сущность и научные подходы к определению понятия «регион» в экономической теории 6
1.2. Этноэкономические аспекты современной региональной политики 20
1.3. Методологические основы разработки и реализации стратегии развития региона 31
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ 53
2.1. Социально-экономическое состояние КЧР в условиях рыночной экономики 53
2.2. Факторы стратегическое развитие КЧР 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 82
Развитие
системы осуществляется как количественно,
так и качественно. При количественном
развитии происходит простое воспроизводство
существующих элементов и объектов
системы, например, строительство торговых
объектов. После определенного накопления
количественных изменений в системе
возникает потребность в
Развитие
должно быть устойчивым, что подразумевает
длительность сохранения основных условий
для сбалансированного
Потенциал региона представляет собой не только объем принадлежащего определенной территории имущества (выраженного в различных формах), но и потенциальные возможности реализации этого имущества в регионе.
Недопустимо, чтобы развитие региона осуществлялось за счет невосполняемой эксплуатации какого-либо из основных видов потенциала — природных ресурсов, населения, существующих производственных фондов. В противном случае исчерпание данного фактора приведет к кризису развития с непредсказуемыми социально-экономическими последствиями.
С
позиции системного подхода региональную
социально-экономическую
Рассматривая же субъект федерации по аналогии с крупной фирмой, мы можем применить к нему те принципы планирования, анализа и оптимизации в динамике, которые используются при финансовом и стратегическом менеджменте фирм. Так, регион в уподоблении с корпорацией представляет собой экономического агента, действующего в определенном экономическом пространстве, которое описывает множество доступных комбинаций доходов и расходов.
Фирма всегда действует на определенных рынках, реализуя набор производимых ею товаров или услуг. Продуктом региона (реализуемым как пакет услуг) в первую очередь является деятельность по улучшению и поддержанию благосостояния граждан (включая как создание новых рабочих мест, так и развитие социально-бытовой сферы), регулирование рыночной деятельности на подконтрольной региону территории. Оплата указанных услуг осуществляется в обязательном порядке через сбор налоговых платежей.
На
территории территориально-
Рассмотрим основные сходства и различия региона и корпорации. Так, субъект федерации и крупную бизнес-структуру объединяют следующие показатели:
Действительно, ни одна крупная корпорация, как и субъект федерации не могут функционировать без наличия долгосрочных ориентиров развития. Помимо того, оба объекта сравнения в условиях рыночной экономики погружены в жесткую среду конкуренции: фирма борется за сегмент на рынке и позиционирование своего продукта, регион — за влияние в различных сферах деятельности и поощрение федерального центра в виде финансовой помощи грантов и т.д.
И
регион, и корпорация имеют, в своей
структуре и ближайшем
Наличие внешней среды в обоих случаях ведет к необходимости гибкого планирования деятельности с учетом возможных изменений внешних факторов. В свою очередь, на развитие как региона, так и корпорации влияет сложная система внутренних факторов (ресурсы, инфраструктура, человеческий капитал, инновационный потенциал и т.д.). И наконец, региональное и коммерческое управление объединяет сложная иерархичность, которая характеризуется единством традиционной (сверху- вниз) и обратной (снизу-вверх) систем принятия и исполнения решений, а также контроля над данным процессом.
Таким
образом, с точки зрения экономического
анализа существует много характеристик,
общих для регионов и фирм. Но
стоит сказать и о существенных
различиях между
Наконец, текущая политика фирмы оказывает влияние на ее источники дохода в настоящем; в случае же региона — его текущая политика оказывает влияние на будущие источники дохода. Так, как правило, снижение налоговых ставок через некоторое время приводит к росту выпуска. В свою очередь, возросший выпуск означает рост налоговых поступлений, которые могут даже превысить первоначальные (до снижения налогового бремени). Текущие действия регионального управления приводят к снижению доходов «сейчас», но эти доходы возрастают «потом». Регион активно воздействует на экономическую среду, и обратная связь происходит с определенным (часто довольно значимым) сдвигом времени. То есть отставание или опережение во времени одного экономического явления по сравнению с другим в воздействии региона на экономическую среду представляют принятие решений в региональной политике более сложной (многофакторной) задачей, нежели в корпоративном управлении.
Несмотря на имеющиеся различия между субъектом федерации и корпорацией в экономическом аспекте, проведенное сравнение позволит нам предложить адаптационный процесс стратегического инструментария корпоративного управления к региональному масштабу.
Необходимость и значимость исследований региональной политики и государственного регулирования регионального развития обусловлены сложностью территориальных проблем, спецификой развития каждого региона, интеграцией политических, экономических, социальных, этнических, экологических и других проблем. Кроме того, государственная макроэкономическая политика подвержена серьезной трансформации на уровне региона, вызывая негативные последствия и приводя зачастую к отрицательным результатам.
Исследования
регионального развития в советский
период нашего государства подчинялись
требованиям командно-
Следует
отметить, что в условиях жесткой
командно- административной системы
экономические решения о
Централизованное планирование в отличие от демократического государственного регулирования рыночной экономики являлось инструментом жесткого административного воздействия, основанного на прямых директивах и ответственности исполнителей.
Переход к рыночной экономике потребовал кардинальных изменений в экономической и политической системах страны, создания нового подхода к проблемам развития регионов, разработки принципиально новой региональной политики. Однако, региональная политика в России еще не получила должного и всестороннего обоснования. Главной причиной этого является, по нашему мнению, отсутствие регламентированных научно- обоснованных методов, способов и приемов формирования региональной политики на местах.
«Старая» региональная политика непригодна для нынешней экономики, ибо она действовала «прямыми» методами, через полностью контролируемую государством экономику в условиях отсутствия реального голоса регионов и местных органов власти. Нынешняя региональная политика может действовать в основном косвенными методами (т.е. привлекая потенциальных инвесторов) и учитывая полученные региональными органами власти широкие права в различных областях.
В 2000-х гг. экономический подъем в Российской Федерации сопровождался сохранением значительной межрегиональной дифференциации по уровню экономического развития. Производство в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации росло достаточно высокими темпами, сокращался разрыв в темпах роста валового регионального продукта (ВРП), наблюдалось снижение межрегиональных различий в росте потребительских цен. При этом сохраняется высокий уровень межрегиональных различий по душевым показателям ВРП, доходам населения, объемам инвестиций в основной капитал, бюджетной обеспеченности.
Сложилась
устойчивая тенденция концентрации
экономического потенциала в небольшом
количестве высокоразвитых регионов,
обладающих особыми преимуществами,
в первую очередь, в Москве и Тюменской
области с автономными
Системными
факторами межрегиональной
Пространственное развитие Российской Федерации характеризуется крайне неравномерным распределением инновационного потенциала и, следовательно, возможностями реализации инновационной стратегии развития. Около 70% всей инновационной продукции России, по данным 2005 г., производилось в двух федеральных округах - Центральном (Москва и Московская область) и Приволжском (Республика Татарстан, Нижегородская, Самарская области)9.
Кроме
того, существенны отличия в размерах
административно- территориальных
образований. Разница между размерами
крупнейшего и наименьшего
Таким образом, налицо неравенство территорий как по экономическому потенциалу, так и по сложившимся геополитическим особенностям.
Между
тем при всей важности региональной
политики до сих пор нет ее четкого
определения, поэтому ряд уточнений
позволит внести ясность в такие
важнейшие вопросы