Стратегия регионального развития Карачаево-Черкесской Республики в экономическом пространстве юга России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 20:53, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в разработке комплекса теоретико-методологических положений и практических рекомендаций по формированию стратегии развития субъекта федерации. В связи с этим актуальным является научное исследование, направленное на обоснование методологии разработки и реализации стратегий субъектов федерации и практических рекомендаций по развитию конкретного региона, в частности, Карачаево-Черкесской республики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 6
1.1. Сущность и научные подходы к определению понятия «регион» в экономической теории 6
1.2. Этноэкономические аспекты современной региональной политики 20
1.3. Методологические основы разработки и реализации стратегии развития региона 31
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ 53
2.1. Социально-экономическое состояние КЧР в условиях рыночной экономики 53
2.2. Факторы стратегическое развитие КЧР 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 82

Работа содержит 1 файл

диплом..docx

— 154.87 Кб (Скачать)

      Этноэкономические аспекты государственной региональной политики должны разрабатываться параллельно и с учетом концепции национальной безопасности России, стратегии регионального развития страны, механизма взаимоотношений между субъектами Федерации и центром.

      Решающее  значение в этом вопросе имеет  разработка эффективной стратегии  социально-экономического развития территории. Категория «стратегия развития региона» требует дополнительных уточнений, в связи с тем, что она трактуется весьма широко.

 

      

      1.3. Методологические  основы разработки  и реализации стратегии  развития региона

      Современный подход к методике разработки и реализации стратегии, в том числе на региональном уровне, предполагает набор нестандартных  решений на основе новых приемов  и методов раскрытия внутренних возможностей хозяйствующего субъекта в процессе реорганизации менеджмента.

      В настоящее время в отечественной  экономической литературе отсутствует  комплексное, устоявшееся понятие  «стратегия развития региона». В работах  российских и зарубежных исследователей большое внимание уделяется стратегии  развития фирмы, но практически отсутствуют  детальные научные исследования, затрагивающие стратегию развития страны и ее регионов.

      Проведение  же любого научного исследования предполагает определение, выявление сущности используемых в нем базовых понятий. Поэтому, прежде чем предлагать методику разработки и реализации стратегии развития субъекта федерации, необходимо уточнить понятие «стратегия развития региона», выявить его сущностные характеристики.

      Термин  «стратегия» (от греч.strategiaотstratos- войско иago- веду) по происхождению является военным термином. Стратегия, как высшая форма военного искусства, изучает закономерности и характер войны, разрабатывает теоретические основы планирования и ведения военных операций, занимается определением стратегических задач, вытекающих из политики.

      Стратегическое  управление - это многогранный процесс, имеющий сложную структуру содержания, в котором важное значение имеют политическое, экономическое развитие и устойчивость общества.

      Прообраз  стратегического управления - идея богатства и состоятельности  нации в её материальном производстве является ведущей и отражается ещё  в учениях русских родоначальников  экономической мысли: И.Т.Посошкова, М.В.Ломоносова, С.Ю.Витте, П.А.Столыпина, Г.В.Плеханова - они обосновывали необходимость рыночных связей между различными сферами деятельности и территориями.

      Среди зарубежных представителей экономической  науки, занимавшихся вопросами стратегии  социально-экономического развития, можно  назвать, в первую очередь, Дж. Кейнса, М.Фридмена, Ф.Хайека, Й.Шумпетера, Дж.Сороса, Д.Сакса, Л.Эрхарда, М.Блауга и др.

      Изучение  роли различных институтов в экономике  и их роль в стратегическом развитии государства анализируется в  работах учёных В.Гуткина, Р.Капелюшникова, А.Нестеренко, В.Радаева, В.Тамбовцева, А.Олейника, С.Малахова.

      Резкий  отказ от командно-административной системы и переход к рыночной экономике не породил новой, чёткой и соответствующей реалиям жизни  стратегии управления социально-экономическими процессами. Это заставило исследователей искать пути радикального повышения  качества управления на различных уровнях, что привело к анализу и  применению стратегического планирования в разработке программ социально- экономического развития государства и его регионов. К наиболее значимым в этой области  можно отнести работы О.Б.Алексеева, В.Н.Виноградова, В.В.Глущенко, Ю.В.Гусева, А.Е.Рохчина, А.Э.Яновского.

      Некоторые элементы стратегии социально-экономического развития и стратегического управления получили развитие в нашей стране в середине 1990 гг., когда в межотраслевом  регулировании российской экономики  стаи применять программно-целевые  методы. К этому периоду относятся  работы О.Б.Зайцева, В.А. Лапина, В.Н. Кириченко.

      Также появились исследования методологических проблем использования программно-целевого метода, как в сфере управления научно- техническим прогрессом, так  и в планировании народного хозяйства  в целом. Среди них можно выделить монографии Е.В.Косова, Г.Х.Попова, М.Я.Лемешева, А.И. Панченко, Б.А. Райзберга, Г.С.Поспелова.

      Важным  этапом в разработке вопросов управления стали исследования, посвящённые  стратегическому планированию и  управлению. Их авторы - А.Г. Гранберг, И.А. Ансофф, О.С. Виханский, М.И. Круглов, Ю.В. Гусев, А.Н. Петров и др. В их работах рассматриваются различные варианты процедуры формирования стратегических планов социально-экономического развития. Однако, в данных исследованиях не затрагиваются вопросы по разработке стратегии регионов, как сложных систем и неотъемлемых частей целого - государства. Хотя основные концептуальные положения стратегического менеджмента могут быть использованы для разработки стратегии развития региона.

      Рассмотрим  различные формулировки понятия  «стратегия», встречающиеся в современной  отечественной литературе. Множество из них довольно схожи между собой:

      Стратегия — это «совокупность генеральных (общих) целей и средств их достижения, определяющих направление действий на долговременную перспективу»17.

      Стратегия - это «комплекс решений, принимаемых  менеджментом на базе основополагающих принципов и правил»18.

      Стратегия - это «унифицированный, исчерпывающий, целостный план,., обеспечивающий выполнение основных задач (поставленных в рамках целей)»19.

      Стратегия - это «набор правил, которыми руководствуются  при принятии различных решений»20.

      Приведенный из экономической литературы ряд  определений понятия «стратегия»  позволяет сделать вывод о  его неоднозначности. Ни одно из определений  нельзя назвать абсолютно полным. При этом все они взаимосвязаны  и каждое определение выделяет или  подчеркивает какой-либо один аспект данной категории.

      По-нашему мнению, общим недостатком вышеуказанных  ■ трактовок является неактуальность выделения данного понятия в  условиях реформирования в социально-экономической и геополитической сферах общества.

      Так, исследователи рассматривают стратегию  только как результат планирования, как нечто зафиксированное и  устоявшееся. В последнее же время, на первый план, должно выдвигаться  новое понимание стратегии, предполагающее быструю реакцию на изменения  — как соединение рационально  выработанной стратегии и чрезвычайной стратегии, определяемой в первую очередь  шаблонами, моделями в потоке решений  и действий. То есть, такая стратегия  является результатом взаимодействия плановых и незапланированных действий.

      Исходя  из этого, можно отметить, что стратегия  развития должна быть, с одной стороны, целостной, с другой — гибким инструментом управления, допускающим коррекцию  в соответствии с изменениями  внутренней и внешней среды.

      М. Портер, крупнейший специалист современности  в области конкуренции и стратегии, предлагает понимать под стратегией «создание уникальной и выгодной позиции, предусматривающей определенный набор видов деятельности»21.

      Важность  этого определения, по нашему мнению, заключается в том, что оно  указывает на отсутствие одной абсолютно  идеальной позиции. В этом случае целью каждого хозяйствующего субъекта стало бы стремление занять ее и экономические результаты определялись бы только операционной эффективностью.

      И. Ансофф выделяет несколько отличительных особенностей стратегии22:

  • процесс выработки стратегии не завершается каким-либо немедленным действием, обычно он заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечит рост и укрепление позиций предприятия;
  • сформулированная стратегия должна быть использована для разработки стратегических проектов, ее роль состоит в том, чтобы, во- первых, сосредоточить внимание на определенных участках или возможностях, во-вторых, отбросить все остальные возможности как несовместимые со стратегией;
  • необходимость в данной стратегии отпадает, как только реальный ход событий выведет организацию на желаемое развитие.
    • Зарубежные ученые Г. Хэмел и К. Прахалад отмечают, что «суть стратегии состоит в том, чтобы создавать конкурентные преимущества на завтра быстрее, чем конкуренты смогут сымитировать те, которыми выобладаете сегодня» . Из этого определения выделим указание на адекватную времени формулу — лучший способ сохранить накопленные преимущества — совершенствовать уже имеющиеся навыки и приобретать новые.

      В связи с тем, что стратегия  формируется на стыке, с одной  стороны, четких ориентиров перспективного развития, с другой - изменяющихся факторов внутренней и внешней среды, ее можно  рассматривать как комбинацию планируемых  и экстренных управленческих по адаптации  организации, отрасли, региона, страны к новой ситуации, к новым возможностям получения конкурентных преимуществ  и новым угрозам ослабления ее конкурентных позиций.

      Применяя  указанное определение к территориально-административной единице, можно рассматривать стратегию  как модель, интегрирующую основные цели региона, ее политику и действия в единое целое. Стратегия — не просто представление о том, как  вести себя по отношению к конкуренту или противнику. Она затрагивает  более фундаментальные аспекты  природы организации как инструмента  коллективного восприятия и действия. Потенциально стратегия имеет дело со всем чем угодно: с товарами и процессами, клиентами и поставщиками, собственными интересами компании и ее социальными обязательствами, элементами управления и т.д. Правильно сформулированная стратегия позволяет упорядочить и распределить ограниченные ресурсы субъекта управления наиболее эффективным образом с учетом изменения внешней и внутренней среды.

      По-нашему мнению, наиболее приемлемым методом  рассмотрения категории «стратегия развития» представляется уже рассматриваемый  нами системный подход, поскольку  он в отличие от более «узких»  подходов объединяет разные позиции  и показывает их взаимосвязь и  взаимообусловленность.

      Проанализировав ряд определений термина «стратегия»  и учитывая выдвинутые в них различные  аспекты этого широкого понятия, на основе системного подхода предлагаем следующее определение: стратегия — модель поведения для достижения поставленных целей в перспективе. Предельно краткое определение, между тем, предполагает сложный комплекс способов и средств, интегрирующий многовариантные идеи

      развития  субъекта хозяйствования.

      Предложенная  трактовка термина «стратегия развития»  позволяет проецировать данное видение  на категорию «стратегия развития региона» — это модель социально-экономического функционирования региона, которая позволяет формулировать и анализировать альтернативные варианты наилучшего использования имеющихся в распоряжении территориально- административной единицы ресурсов и возможностей для достижения поставленных социально-экономических, политических и национально- культурных задач с целью удовлетворения общественных потребностей, повышения благосостояния населения и выполнения общегосударственных задач.

      Любая методология подразумевает наличие  определенных принципов и способов организации деятельности. Следовательно, методика разработки стратегии развития региона, основанная на системном подходе научного познания, должна соответствовать его главным принципам: целеполагания, двойственности, целостности, взаимосвязанности и взаимобусловленности, закономерностей.

        Принцип целеполагания ориентирует на то, что при исследовании системы необходимо, прежде всего, выявить цель ее функционирования. Этот принцип конструктивен при соблюдении двух условий:

  • цель должна быть сформулирована таким образом, чтобы степень ее достижения можно было оценить (задать) количественно;
  • в системе должен быть механизм, позволяющий оценить степень достижения заданной цели.

      Дадим определение цели региона как  системы — это повышение уровня жизни проживающего на его территории населения в процессе планомерного развития приоритетных отраслей региона  и формирования реального сектора  экономики, обладающего потенциалом  динамичного роста, диверсифицированной структурой производства, инновационной восприимчивостью и ориентированностью на социальные нужды населения.

Информация о работе Стратегия регионального развития Карачаево-Черкесской Республики в экономическом пространстве юга России