Стратегия регионального развития Карачаево-Черкесской Республики в экономическом пространстве юга России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 20:53, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в разработке комплекса теоретико-методологических положений и практических рекомендаций по формированию стратегии развития субъекта федерации. В связи с этим актуальным является научное исследование, направленное на обоснование методологии разработки и реализации стратегий субъектов федерации и практических рекомендаций по развитию конкретного региона, в частности, Карачаево-Черкесской республики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 6
1.1. Сущность и научные подходы к определению понятия «регион» в экономической теории 6
1.2. Этноэкономические аспекты современной региональной политики 20
1.3. Методологические основы разработки и реализации стратегии развития региона 31
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ 53
2.1. Социально-экономическое состояние КЧР в условиях рыночной экономики 53
2.2. Факторы стратегическое развитие КЧР 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 82

Работа содержит 1 файл

диплом..docx

— 154.87 Кб (Скачать)

      Анализ  социально-экономического состояния Карачаево-Черкесской Республики позволяет сделать ряд выводов.

      1. Республика в настоящее время  по ряду объективных и субъективных  причин не в состоянии обеспечить  конкурентоспособность собственного  хозяйства в макроэкономическом  и межрегиональном масштабе, поддержать  созданное ранее инфраструктурное  хозяйство, создать институциональную  систему включения местных локальных  ресурсов в процесс модернизации  экономики, преодолеть замкнутость  регионального и местных локальных  рынков. Возрастает разрыв в темпах  роста между экономикой КЧР  и ее рыночной инфраструктурой  и макроэкономической динамикой  РФ в целом.

  1. В КЧР до сих пор не сформировано ни одного конкурентоспособного территориального промышленного кластера (как динамичной и внутренне конкурентной сети близко локализованных предприятий, производящих одну и ту же или смежную продукцию, и совместно обеспечивающих хорошие рыночные позиции для отрасли и самих предприятий).
  2. Для территориально-хозяйственного комплекса республики характерно функционирование этноэкономики — наращивается объем равнинного и предгорного земледелия и скотоводства, а также высокогорного скотоводства, что означает возвращение к традиционному аграрному укладу КЧР, в частности ведению хозяйства в рамках отдельных домохозяйств, этнических сообществ и пр.
  3. Для преодоления сложившегося несоответствия необходим ускоренный экономический рост, максимально эффективное использование имеющегося ресурсного потенциала. Достижение этой цели возможно при решении ряда ключевых проблем в приоритетных отраслях экономики Карачаево-Черкесской Республики и реализации ряда стратегических мер по развитию региона.

 

      

      2.2. Факторы стратегическое развитие КЧР

      Предложим ряд стратегических мероприятий  в рамках реализации стратегии региона  для развития факторов роста —  отраслей хозяйства Карачаево-Черкесии, которые были определены как наиболее приоритетные в долгосрочной перспективе.

      Сельское  хозяйство

      Сельское  хозяйство является многоукладной, жизнеобеспечивающей, структурной  составляющей экономики Карачаево-Черкесской Республики, обеспечивающее население  продовольствием, а промышленность — сельскохозяйственным сырьем.

      Оценка  природно-ресурсного потенциала республики позволяет сделать вывод о  наличии большого потенциала и возможности  дальнейшего развития многопрофильного сельскохозяйственного производства и связанной с ним пищевой  промышленности.

      Но, несмотря на рост абсолютных и относительных  показателей сельскохозяйственного  производства, наблюдающийся в КЧР  в последние годы, в данной сфере  имеется ряд серьезных системных  проблем, которые не позволяют эффективно использовать имеющиеся конкурентные преимущества.

      В сельскохозяйственной отрасли трудится почти четвертая часть всех занятых  в Карачаево-Черкесской Республике. Занимая 1,2% сельскохозяйственных угодий и 1,3% пашни в Южном федеральном  округе, агропромышленный комплекс республики производит около 5% валовой сельскохозяйственной продукции Южного федерального округа. На долю сельского хозяйства в структуре валового регионального продукта республики приходится 27,4%.

      Производством сельскохозяйственной продукции в  республике занимаются около 330 сельскохозяйственных организаций и несельскохозяйственных хозяйствующих субъектов, других организаций. В то же время крупное товарное сельскохозяйственное производство продолжает сокращаться. Все большая часть продукции производится частными мелкотоварными производителями, полунатуральными и натуральными хозяйствами населения. Основными производителями сельхозпродукции являются крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, хозяйства населения, на долю которых приходится около 92% объема валовой продукции сельского хозяйства.

      За  период рыночных преобразованийв аграрном секторе (с 1991 г.) производство продукции в сельскохозяйственных организациях сократилось в 3,6 раз, в хозяйствах населения — увеличилось в 2 раза. Доля сельскохозяйственных организаций в общем объеме производства составила 8,9%. Сельскохозяйственные угодья составляют 55,8% всех земель республики, из них пашня - 24,7%. Машинно-тракторный парк сельскохозяйственных организаций за указанный период сократился более чем в 3 раза и имеет до 80% износа.

      Несмотря  на то, что крупные коллективные сельскохозяйственные организации  снизили объемы производства и ухудшилось их финансовое состояние, все же в значительной их части сохранен производственный потенциал, имеется возможность восстановления и расширения многоотраслевого производства на основе современных технологий.

      Развитие  агропромышленного комплекса следует  осуществлять путем повышения эффективности  государственного регулирования, создания благоприятных условий для всех форм предпринимательства, максимального  использования инвестиционных и  кредитных ресурсов в рамках реализации национального проекта «Развитие  АПК», главными задачами которогоявляются: развитие мясного животноводства; развитие малых форм хозяйствования в АПК.

      С целью повышения эффективности  производства, надежного продовольственного обеспечения населения, формирования рыночной инфрастуктуры в АПК и в интересах самих тружеников села необходимо направить усилия на следующие стратегические меры:

  • развитие животноводства, в том числе племенного, птицеводства и животноводческих комплексов;
  • поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств, формирование рыночной инфраструктуры на основе кооперации, совершенствование механизма государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств;
  • развитие страхования посевов и урожая сельскохозяйственных культур, а также многолетних насаждений, создание системы защиты имущественных интересов сельхоз-товаропроизводителей;
  • проведение системы мероприятий по направлению резерва руководителей и молодых специалистов в убыточные сельхозпредприятия изакреплению их на местах;

      • использование мер стимулирования для развития лизинга, в том числе  субсидирование процентной ставки по коммерческим кредитам лизинговым компаниям.

      Развитие  агропромышленного комплекса должно предусматривать дальнейшее углубление процессов межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции. Они  приобретают исключительное значение для многих хозяйств как основной выход из тяжелого экономического положения. Значительное ускорение должно получить интенсивное развитие новых организационно-хозяйственных  структур холдингового типа с интеграционными  связями.

      Интегрированные структуры помимо производителей сельскохозяйственной продукции включают в себя перерабатывающие предприятия, торговые организации, базы хранения и транспорт, предприятия  техагросервиса и др. Как показывает практика, интеграция ликвидирует лишние звенья в едином процессе воспроизводства и реализации продукции, уменьшает потери средств и времени при переходе от одной технологической стадии к другой, создает возможности лучшего использования мощностей и получения большей прибыли.

      Положительный опыт функционирования агропромышленных формирований накоплен в Краснодарском  и Ставропольском краях.

      На  создание условий для объединения  в потребительские кооперативы  сельхоз-товаропроизводителей и предприятий по переработке и хранению сельскохозяйственной продукции должно быть направлено республиканское законодательство. Суть объединения представляется в следующем: после формирования необходимых внутрихозяйственных фондов (семена, корма, натуроплата) остаток товарной продукции, например зерна, не реализуется каждым производителем самостоятельно, а сдается в рамках кооператива на элеватор. Под залог сданной продукции в банке предоставляется кредит на пополнение оборотных средств и выполнение текущих работ, а продукция реализуется в момент наибольшего спроса и, соответственно, по максимальной цене.

      Расчеты показывают, что при таком способе  реализации продукции окупаются  все затраты на хранение и обслуживание кредита, так как рынок и цену на продукцию формируют сами товаропроизводители, а не трейдеры. Кроме того, такой  способ реализации позволяет рассчитаться с кредиторами деньгами, а не продукцией по ценам, которые продиктованы кредиторами.

      Важнейшими, мы считаем, меры по расширению доступности  кредитных ресурсов для ускоренного  развития животноводства.

      В первую очередь, необходимо добиться выделения  кредитных ресурсов на льготных условиях для строительства и реконструкции  животноводческих объектов. Как правило, они выделяются на срок до 8 лет и  полностью субсидируются в размере  учетной ставки Центробанка, в том  числе 2/3 учетной ставки возмещается  из федерального бюджета, а 1/3 — из регионального. Для этого необходимо добиться включения  Карачаево- Черкесии в ряд федеральных целевых программ, разработанных Министерством сельского хозяйства России путем представления и защиты проектов бизнес-планов.

      Причем  представление подобных заявок предусматривается  только при поручительстве руководства  региона и одновременной гарантии обеспечения выполнения целевых  показателей программы: увеличения в целом по республике к завершению срока реализации производства продукции  на конкретные цифры.

      Увеличение  отчислений в бюджет сельскохозяйственными  производителями можно поэтапно обеспечить за счет:

  • в 2011-2015 гг. — повышения рентабельности сельскохозяйственных организаций, улучшения общего финансового состояния, роста доходов и конечного финансового результата сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  • в 2011-2015 гг. — завершения регистрации и постановки на налоговый учет всех физических лиц, занимающихся предпринимательством в сельском хозяйстве;
  • в 2011-2015 гг. - повышения налоговой дисциплины сельскохозяйственных товаропроизводителей.

      Поскольку ресурсов и номенклатуры продукции  республики недостаточно для создания полноценного рынка импортозамещающих  продуктов питания, стратегическая ставка на развитие сельского хозяйства  в регионе позволит обеспечить ускорение  темпов роста АПК на основе формирования крупного территориального агропромышленного  кластера на Юге России — сельскохозяйственного  региона в составе Краснодарского и Ставропольского краев, Ростовской, Волгоградской и Астраханской областей на основе:

  • долгосрочных и диверсифицированных по видам продукции и сезонам связей с международными и национальными торговыми сетями;
  • общей с Югом страны стратегии производства и сбыта.

      В долгосрочной перспективе данный сельскохозяйственный регион и образующий его ядро агропромышленный кластер будут наращивать свою конкурентоспособность  на российском и международном рынках пшеницы, риса, ранних овощей, мясных и молочных продуктов, развивая для этого не только сельское хозяйство, но и всю транспортную и торговую инфраструктуру.

      В результате выполнения в республике указанных стратегических мероприятий  за период их реализации (2012—2020 гг.):

    • объем валовой сельскохозяйственной продукции вырастет более чем в два раза (в сопоставимых ценах — в 1,4 раза);
  • снизится зависимость КЧР от внешних поставок мясомолочной продукции, возрастет загрузка перерабатывающих предприятий за счет расширения собственной сырьевой базы для перерабатывающей промышленности;
  • объем продукции пищевой промышленности вырастет в 2,1 раза (всопоставимых ценах — 1,4 раза);

    • повысится  уровень инженерного обустройства сельских населенных пунктов, будет  газифицировано более 80 тыс. домовладений, улучшится водо- и электроснабжение сельской местности республики. В  результате реализации стратегических мероприятий в Карачаево- Черкесии будет создано свыше 20 тыс. новых рабочих мест, налоговые поступления в бюджеты всех уровней возрастут в два раза.

      Туристско-рекреационные  ресурсы

      Развитие  туризма играет важную роль в улучшении  инвестиционного климата региона (государства). Во многих странах мира именно за счет туризма создаются  новые рабочие места, поддерживается высокий уровень жизни населения, создаются предпосылки для улучшения  платежного баланса.

Информация о работе Стратегия регионального развития Карачаево-Черкесской Республики в экономическом пространстве юга России