Стратегия регионального развития Карачаево-Черкесской Республики в экономическом пространстве юга России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 20:53, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в разработке комплекса теоретико-методологических положений и практических рекомендаций по формированию стратегии развития субъекта федерации. В связи с этим актуальным является научное исследование, направленное на обоснование методологии разработки и реализации стратегий субъектов федерации и практических рекомендаций по развитию конкретного региона, в частности, Карачаево-Черкесской республики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 6
1.1. Сущность и научные подходы к определению понятия «регион» в экономической теории 6
1.2. Этноэкономические аспекты современной региональной политики 20
1.3. Методологические основы разработки и реализации стратегии развития региона 31
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ 53
2.1. Социально-экономическое состояние КЧР в условиях рыночной экономики 53
2.2. Факторы стратегическое развитие КЧР 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 82

Работа содержит 1 файл

диплом..docx

— 154.87 Кб (Скачать)

      Принцип двойственности означает, что система должна рассматриваться и как часть системы более высокого уровня и в то же время как система, включающая в себя системы низшего порядка.

      При этом цель - как категория внешняя  по отношению к системе - ставится ей системой более высокого уровня, как категория внутренняя — формируется  во внутренней среде системы.

      Цель  функционирования субъектов Российской Федерации с одной стороны  подчинена решению задач функционирования системы более высокого уровня - государства, с другой стороны учитывает  интересы муниципальных образований, как систем более низкого уровня. Поэтому одним из элементов стратегии  развития региона должно быть определение  роли и места исследуемого объекта  в вышестоящей системе (федеральном  округе, стране) и взаимодействие региона с его территориальными составляющими (городами, сёлами, посёлками и т.д.).

      Принцип целостности требует рассматривать систему • как нечто выделенное из совокупности других объектов, выступающее целым по отношению к окружающей среде, имеющее свои специфические функции и развивающееся по свойственным ему законам. При этом надо отметить, что свойства системы — не просто сумма свойств ее элементов. Тем самым подразумевается возможность того, что система обладает особыми свойствами, которых может не быть у отдельных элементов.

      Принцип взаимосвязанности  и взаимообусловленности: выступая в окружающем социально-экономическом пространстве как единый объект, регион включает в себя ряд элементов, признаков и особенностей, которые необходимо исследовать в совокупности, во взаимосвязи и взаимодействии друг с другом для того, чтобы определить направления эффективного функционирования системы.

      Принцип выявления закономерностей обязывает опираться на показатели системы в прошедшем и текущем периодах, выявляя проблемы, тенденции, закономерности их развития в будущем, а также пути решения соответствующих задач. Прогнозирование деятельности региона как системы в будущем является необходимым условием того, что принятые решения по совершенствованию экономической политики обеспечат эффективное функционирование системы в течение заданного времени

      Соблюдение  данных принципов при разработке и реализации »стратегии, по-нашему мнению, позволит:

  • определить оптимальную стратегию развития региона, так как детально продуманная стратегия и интегрирующая в себе все необходимые элементы организация ее выполнения являются залогом эффективного функционирования системы управления в перспективе;
  • учесть, что цели деятельности социально-экономических систем в значительной степени определяются условиями внешней среды и установками управляющих;
  • сформировать взаимосвязь разработанной стратегии и сформулированных конкретных задач, обладающих способностью к измерению;
  • выявить наличие тесной взаимосвязи между стратегией развития и направлениями деятельности региона;
  • ориентировать регион на решение ключевых задач, от достижения которых зависит его развитие и расширение присутствия на межрегиональных рынках;
  • органично увязать намеченные цели с имеющимися ресурсами, требующимися для достижения поставленных задач;
  • осуществить адаптивный характер стратегического управления, т.е. способность предвидеть изменения внешней и внутренней среды региона. Все это позволяет сформировать концептуальную схему выработкистратегии развития того или иного изучаемого объекта (организации, отрасли, корпоративной структуры, региона, страны) с учетом основополагающих элементов.

      Мы  считаем, что системное мышление будет не только способствовать развитию новых представлений о стратегическом развитии региона, но и обеспечит  разработку полезных средств и приемов, значительно облегчающих принятие управленческих решений, использование  более совершенных систем планирования и контроля. Таким образом, системный  подход позволяет нам комплексно оценить хозяйственную деятельность и деятельность системы управления на уровне конкретных характеристик. Это  поможет анализировать любую  ситуацию в пределах отдельно взятой системы. Применение системного подхода  позволяет наилучшим образом  организовать процесс принятия решений  на всех уровнях в системе управления.

      Отметим также, что системный научный  подход не всегда возможно полноценно и успешно использовать в исследовании и управлении применительно к  стратегии развития региона. Причина  кроется в том, что такие крупномасштабные системы, как регион, очень сложны. Нелегко уяснить те многие способы, при помощи которых внешняя среда>-влияет на развитие территории. Взаимодействие множества подсистем внутри региона также не прослеживается полностью. Границы систем устанавливать зачастую затруднительно, слишком широкое определение приведет к накоплению дорогостоящих и непригодных данных, а слишком узкое - к частичному решению проблем. Не всегда можно с точностью определить информацию, необходимую в будущем. Кроме того, даже если наилучшее и логичное решение в конкретной ситуации будет найдено, оно, возможно, будет невыполнимо. Тем не менее, системный подход дает возможность глубже понять организацию деятельности и процесс стратегического управления регионом.

      Итак, долгосрочный план развития любой территориальной  социально- экономической системы  целесообразно оформлять в виде стратегии развития, содержащей совокупность принципиальных направлений долгосрочного развития. Главное назначение такой стратегии — служить основой для принятия как краткосрочных, так и долгосрочных решений. Отсюда следует, что стратегия развития региона не является ни планом, ни программой, ни прогнозом будущих действий. Одной из главных ее задач является решение проблем региона как системы. Поэтому цели и определяемые ими пути развития должны быть ориентированы на решение выявленных проблем развития. Исходя из этого, стратегия регионального развития позволяет обеспечить единство решений, ориентируя их на повышение эффективности работы системы в целом. Когда общество находит решение заложенных в стратегии проблем, или изменяется их характер, возникает необходимость в создании новой стратегии.

      Под проблемой понимается не просто нехватка или избыток какого-либо ресурса, но систематически воспроизводящаяся  диспропорция между различными аспектами  развития. При устойчивом воспроизведении  в регионе на каждом новом этапе  той или иной диспропорции возникает  необходимость во внешнем корректирующем воздействии или в координации  усилий всех элементов системы по устранению дисбаланса. К важнейшим  типам проблем можно отнести  следующие.

    1. Несоответствие в требованиях к развитию региона как элемента вышестоящей системы и как целостной самостоятельной системы. Проблема возникает, когда внешние цели, задаваемые вышестоящим уровнем управления, вступают в противоречие с целями и потребностями населения нижестоящей системы.
    2. Диспропорции между отдельными функциональными подсистемами, затрудняющие исполнение основных целей системы. Например, недостаточная развитость транспортной системы в регионе не позволит населению и грузам перемещаться по территории с необходимой оперативностью.
    3. Диспропорции внутри подсистем, затрудняющие реализацию функций отдельных подсистем. Например, из-за очень малой доли общественного транспорта и высокой доли личного транспорта транспортная система в целом работает недостаточно эффективно.

      4. Несоответствие масштаба, качества  и сложности организационных  структур системы масштабам или  качеству ее развития. Если первые  три проблемы можно отнести  к разряду технических, имеющих  решение в виде поддержания  необходимых пропорций между  функциональными подсистемами в  рамках определенных безопасных  параметров, то четвертая проблема  существенно сложнее для выявления  и нахождения путей ее решения.  Она возникает в процессе развития  системы, когда старые объекты  инфраструктуры и организации  не удовлетворяют возросшим потребностям. Например, в деревне, разросшейся  до крупного поселения, для  обеспечения нормальной работы будет недостаточно вырыть десяток новых колодцев, а потребуется использовать качественно новый элемент — водопроводную башню и систему водопровода. Или на каком-то этапе развития городу потребуется строительство не новых медпунктов, а специализированных клиник.

      Целью создания стратегии развития региона  является создание механизмов управления, которые должны гибко реагировать на возможные изменения ситуации в обществе, т.е. стратегия должна адаптировать развитие к внешним изменениям. Внутренние процессы должны ориентироваться на цели стратегии, а не на решение текущих местных задач. Для реализации стратегии выделяются определенные этапы развития и специфические задачи с точки зрения создания необходимых предпосылок для дальнейшего развития. Стратегия должна быть ориентирована не на простое наращивание потребления ресурсов, а на повышение эффективности использования существующего потенциала.

      Обобщая исследования в области стратегического  управления как в организациях, так и на региональном уровне можно выделить четыре основных этапа разработки стратегии развития.

    1. Анализ проблем:
  • выявление системных диспропорций и вызывающих их факторов;
  • анализ механизмов возникновения и воспроизводства диспропорций;
    • установление связей и взаимозависимостей между проблемами территории;
  • выявление ключевых проблем, деление проблем на внешние, характерные для всей страны, и внутренние, присущие только данной конкретной территории;
  • определение границ возможного вмешательства властей данного уровня управления для решения возникших проблем;
  • установление факторов, воздействуя на которые можно разрешить проблемы;
  • установление время, необходимое для решения той или иной проблемы;
  • если в результате анализа выявлены проблемы, возникшие из-за диспропорций во внешних по отношению к данному территориальному уровню механизмах, то они фиксируются и с кратким анализом передаются на вышестоящие уровни, вместе со своим видением оптимального разрешения.

    2. Формулирование  целей:

  • на основе произведенного анализа внутренних проблем производится формирование множества целей развития;
  • осуществляется проверка сформулированных целей на предмет непротиворечивости друг другу, а также целям развития вышестоящих уровней;
  • производится выработка максимального числа направлений, на которых возможно достижение поставленных целей;
  • осуществляется анализ альтернативных источников ресурсов, хозяйственных рычагов, структурных сдвигов, экономических и иных стимулов, их возможное комбинирование и последовательность использования для достижения целей;

      Таким образом, одновременно с разработкой  возможных направлений достижения каждой цели формируются и обосновываются требования к ее реализационным механизмам. Общая цель данного этапа —  выделение наиболее существенных мер  и обеспечение достаточной концентрации ресурсов на приоритетных направлениях, предотвращая их распыление.

      3. Оценка возможных последствий

      На  данном этапе производится анализ стратегии  с позиции:

  • достижения ранее сформулированных целей;
  • изменения состояния решаемых проблем территории;
  • возможного возникновения новых проблем и обострения существующих.

      Оценка  последствий предполагает выявление  возможной реакции всех элементов  системы данного уровня на оказываемые  стратегические воздействия. Данный процесс  может быть оптимизирован с помощью  всестороннего моделирования последствий  реализации различных стратегий. При  моделировании ситуации целесообразно  учитывать возможную реакцию  не только внутренних элементов системы, но и возможную реакцию вышестоящих  и соседних и органов управления. Если оценка показывает, что сформулированные цели недостижимы, нужно уточнить поставленные цели, решаемые проблемы, изменить стратегии  или изменить сроки достижения поставленных целей. В результате из множества  допустимых стратегий отбираются только те, которые удовлетворяют целям  по качеству последствий.

  1. Выбор оптимальной стратегии

      Производится  сопоставительный анализ всех отобранных допустимых сценариев стратегии. Выбор  осуществляется с помощью системы  критериев, отражающих:

  • эффективность использования ресурсов;
  • универсальность стратегии, т.е. возможность адаптации к изменениям во внешней среде;
  • комплексность развития;
  • реализуемость основных функций данного уровня.

      На  данном этапе необходимо предусмотреть  несколько сценариев реализации стратегии, которые применяются  в зависимости от прогнозируемых изменений внешних условий в  тех или иных границах. Следует  провести оценку вероятности и размера  подобных изменений во внешней среде  и соответственно предусмотреть  возможные корректировки стратегии  в процессе ее реализации в зависимости  от того, какой сценарий реализуется  в действительности. Соответственно, необходимо наметить и оценить резервы, обеспечивающие достижение сформулированных целей, несмотря на возможные неблагоприятные изменения внешней среды. Кроме того, следует сформулировать возможные события, наступление которых будет означать необходимость полного пересмотра концепции развития.

Информация о работе Стратегия регионального развития Карачаево-Черкесской Республики в экономическом пространстве юга России