Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 17:21, дипломная работа
В современных условиях человеку приходится сталкиваться с большим числом трудных ситуаций, преодоление которых оказывает влияние на дальнейшую жизнь и нормальное функционирование личности в социуме.
Одной из таких трудных жизненных ситуаций является потеря работы. Безработица оказывает негативное влияние на физическое и психическое здоровье личности, межличностные и семейные отношения, имеет отрицательные последствия в виде деструктивных форм поведения, а также ухудшении материального, социального и профессионального статуса субъекта.
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ БЕЗРАБОТНОГО НА РЫНКЕ ТРУДА
1.1 Сущность понятия и факторы, определяющие стратегию поведения на рынке труда
1.2 Адаптивность поведения безработных
1.3 Способы и стратегии поиска работы
2 АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН НА РЫНКЕ ТРУДА ГО БОГДАНОВИЧ
2.1 Факторы, оказывающие влияние на поведение безработных граждан на рынке труда
2.2 Масштабы использования каналов поиска работы и стратегии трудоустройства безработных граждан
2.3 Влияние службы занятости на адаптивное поведение безработного
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОВ И ПОДХОДОВ К СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН НА РЫНКЕ ТРУДА
3.1 Активизация позиции безработного с помощью индивидуальных проектов личной профессиональной перспективы
3.2 Развитие навыков самопрезентации у безработных с помощью социально-психологического тренинга
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
После посещения программ социальной адаптации повысилось положительное отношение к переобучению.
Таким образом, накопившийся опыт практической работы и ее объективная результативность, а также отзывы участников курсов социальной адаптации, оценка работодателей – партнеров службы занятости свидетельствуют об экономической и социальной значимости программ социальной адаптации граждан на рынке труда, а значит, и о целесообразности и необходимости их проведения для безработных граждан.
3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОВ И ПОДХОДОВ К СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ БЕЗРАБОТНЫХГРАЖДАН НА РЫНКЕ ТРУДА
Профессиональная перспектива предполагает следующие основные компоненты:
- осознание ценности честного, общественно полезного труда (нравственная основа самоопределения);
- осознание необходимости получения специальной профессиональной подготовки (а также постоянного повышения квалификации и самообразования);
- общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране и прогнозирование ее изменения (представление о приоритетах в труде);
- общая ориентировка в мире профессионального труда (макроинформационная основа самоопределения);
- выделение дальней профессиональной цели (мечты) и ее согласование с другими жизненными ценностями (досуговыми, личностными и т. д.);
- построение системы ближайших целей как этапов и путей к дальней цели;
- знание выбираемых целей - конкретных профессий, учебных заведений и мест трудоустройства (микроинформационная основа самоопределения);
- представление о внешних препятствиях на пути к целям и знание способов их преодоления;
- представление о внутренних препятствиях (собственных недостатков) на пути к целям и знание способов работы над собой;
- система резервных профессиональных вариантов;
- начало практической реализации профессиональной перспективы, что предполагает неизбежную и постоянную коррекцию первоначально составленных планов.
В целом можно выделить следующие основные составляющие профессионального самоопределения: ценностнонравственную, информационную, эмоциональную (привлекательность профессиональных вариантов), моральноволевую (побуждающую действовать), планировочную (выделение профессиональных целей, этапов их достижения и системы резервных вариантов) и контрольнокорректировочную (постоянное переосмысление и улучшение профессиональных перспектив).
Важнейшее направление работы с безработными гражданами – помощь в составлении ими индивидуальных проектов личной профессиональной перспективы (ЛПП). Одна из функций проектов ЛПП в процессе адаптации состоит в том, что они позволяют структурировать цели.
Составление проекта включает осознание мотивов, определение целей и собственно разработку проекта. Необходимыми условиями разработки являются передача консультантом безработному набора способов действия и принятие безработным личной ответственности за решения, определяющие его судьбу. Оба условия должны быть выполнены в процессе адаптации, так как способность брать на себя ответственность у безработного перед адаптацией, как правило, отсутствует.
Цели и проекты ЛПП позволяют мотивации найти социальное преломление, помогают безработному интегрироваться в профессиональную социальную группу.
Важнейший момент адаптации (связанный, в частности, и с разработкой проекта ЛПП) – осмысление жизненного опыта безработного гражданина. Опыт является одним из источников эволюции мотивации, его осмысление помогает понять, почему мотивация изменяется, уменьшается и исчезает. Но с другой стороны, мотивация изменяет восприятие и осмысление опыта.
Необходимо иметь в виду, что то или иное видение своей жизни (вплоть до отбора вспоминаемых фактов) может настолько сильно зависеть от преобладающих в данный момент мотивов, что в начале и в конце работы с клиентом приходится иметь дело как бы с разными людьми, прожившими совершенно разную жизнь. Помочь клиенту «раскрыться», увидеть в своем прошлом не только негативное (как бы обусловливающее и оправдывающее нынешнее состояние), но и позитивное, нацеливающее на активную жизненную позицию, – задача психолога, ведущего процесс адаптации. Возрождение самоуважения у клиента – это первый шаг на пути к его успеху, возвращению в активную трудовую жизнь.
Поэтому для клиента необходимо, в первую очередь, освоение способов познания себя: научиться не бояться себя и полюбить себя таким, какой есть, научиться позитивно, воспринимать действительность, находить приемлемый и достойный выход из сложных жизненных ситуаций (все это входит в понятие «снова научиться жить»).
Наиболее эффективный способ воздействия на безработного – формирование мотивации каждого через мнение группы, так как группа выступает в роли посредника, своеобразного связующего звена между личной мотивацией и потребностями социума. Работа в группе используется как средство «знакомства» клиента с собой через зеркальное отражение от другого, как инструмент для создания и воссоздания динамических связей, организации оперативной психологической взаимопомощи под наблюдением психолога. Занятия в группе воспитывают коммуникативную компетентность и тренируют поведение в ситуации «здесь и теперь».
Общая структура программы может быть представлена следующим образом:
- самопознание – вербализация процессов, осознанных безработным;
- генерация и выработка концепции – проектирование личной профессиональной перспективы;
- планирование действий – тренинг выполнения действий.
На первом этапе адаптации запрос на самопознание безработного преобладает над запросом на профессиональное самоопределение. Сначала идет накопление знаний о себе, потом об окружающем мире и о себе в окружающем мире.
Поэтому в начальной фазе адаптационной программы технология поиска работы отходит на второй план. Первичен запрос: «Кто я такой? Каков мой резерв?». На данном этапе необходима индивидуальная и групповая работа с безработными гражданами по следующим направлениям:
- укрепление уверенности в себе, помощь в поиске и оценке сильных сторон личности;
- формирование мотивации к достижению;
- формирование умения строить общение;
- освоение способов поведения в ситуации «здесь и теперь»;
- приобретение навыков самоопределения;
- выработка позитивного отношения к возможности трудоустройства и готовности изменить свою ситуацию.
Второй этап – профессиональное самоопределение и обучение методам поиска работы.
Важно в минимальный промежуток времени предоставить клиенту максимум детальной информации о путях, открытых перед ним, оказать помощь в составлении плана действий, которые приведут к трудоустройству, большое значение имеет практическая отработка в процессе проведения занятий знаний и навыков поиска работы.
Человек, потерявший работу, испытывает ряд трудностей (особенно, если он очень долго не может найти себе новый источник заработков). И это проблемы не только материального, но и психологического характера: падает самооценка человека, возникают депрессивные настроения. Поэтому задача современных социальных служб сводиться не только к оказанию помощи в поиске работы или переподготовки человека в актуальные на данный момент профессии, но и снятия депрессивных тенденций, повышения уверенности человека в его способности самостоятельно решить свои насущные проблемы - найти интересную и перспективную работу.
Одним из направлений работы с безработным человеком является создание ему позитивного имиджа. Удачно созданный имидж способен выполнять следующие функции:
- терапевтическая функция. Если имидж сформирован правильно, он вызывает позитивную реакцию, как у окружающих людей, так и у самого человека. Следовательно, у человека повышается настроение, а при более частой позитивной реакции окружающих и самооценка;
- функция самовыражения. Сознательное формирование имиджа дает возможность человеку выразить себя как уникальную личность - подчеркнуть свои уникальные (значимые для человека) черты, донести для окружающих свое индивидуально-личностное своеобразие;
- функция психологической защиты. Самопрезентация помогает человеку замаскировать свои недостатки и сделать акцент на достоинствах, т.е. человек скрывает какую-то часть себя (которую он не хотел бы демонстрировать другим), демонстрируя только то, что он хочет демонстрировать. (Конечно, человек не может контролировать все свои проявления, но он может научиться контролировать хотя бы большую их часть);
- функция достижения целей. Позитивный имидж способствует достижению намеченных целей, т.к. благодаря хорошему мнению человеку легче более эффективно построить свои взаимоотношения с коллективом (человеком) для реализации своих намерений. В ситуации приема на работу правильно сформированный имидж будет как бы «говорить» работодателю, что перед ним именно тот человек, который ему нужен;
- функция социального тренинга. Создавая имидж, человек адаптируется к той социальной роли, которую он намерен выполнять. Он сознательно или стихийно корректирует собственные проявления, приспосабливая их к выполнению групповых ролей;
- функция социально-символического опознавания. Посредством имиджа индивид демонстрирует членам группы свою готовность к социальным интеракциям и выполнению соответствующих ролей, со своей стороны. Другие же члены группы благодаря имиджу опознают в индивиде потенциального партнера.
Таким образом, если научить безработного человека основам формирования своего позитивного имиджа, развить у него важные для этого навыки то, с одной стороны он сможет добиться поставленной цели (устроиться на работу, завоевать уважение в коллективе), а с другой, как следствие, улучшиться его настроение, повыситься самооценка и возникнет уверенность в собственный силах.
Развить же навыки, необходимые для успешной самопрезентации можно с помощью социально-психологического тренинга.
Цель семинара-тренинга "Самопрезентация личных и профессиональных качеств" - обучение знаниям, умениям и навыкам самопрезентации.
Задачи программы:
- обучение умениям и навыкам установления контактов;
- обучение этике делового взаимодействия;
- помощь в обретении собственного речевого стиля;
- обучение языку телодвижений.
Содержательные аспекты работы в программе "Самопрезентация личных и профессиональных качеств".
Самое главное в эффективной самопрезентации - добиться того, чтобы у объекта самопрезентации в момент расставания с субъектом возникло ощущение, что без дальнейшего сотрудничества никак не обойтись, возникла своего рода зависимость. Чтобы владеть ситуацией общения в полной мере - субъект должен владеть широким спектром знаний, умений и навыков. Практически никогда не достаточно при завязывании сотрудничества иметь лишь специальные, профессиональные способности, опыт, но и необходимо иметь определенный набор личных качеств. Исходя из контекста предлагаемой программы, можно предложить следующий набор данных качеств:
- умение быстро и точно распознавать свойства и состояние конкретного человека;
- умение располагать к себе мимикой, пантомимикой, интонациями и риторическими оборотами;
- умение связно объяснить, ненавязчиво показать конкретному человеку те новые возможности, которые он получит после начала сотрудничества;
- умение показать навыки делового взаимодействия с тем, чтобы продемонстрировать свою способность ценить своё и чужое время, оптимальным образом организовывать деловую деятельность.
На развитие этих умений, а также на получение соответствующих знаний, которые призваны, с одной стороны, способствовать развитию определенных умений и навыков в дальнейшей самостоятельной деятельности клиента, а, с другой стороны, призваны помогать клиенту в анализе конкретных ситуаций и составлении программы собственных действий.
Особенностью форм и методов проведения занятий по программе "Самопрезентация личных и профессиональных качеств" является то, что все занятия по программе "Самопрезентация личных и профессиональных качеств" должны происходить в виде традиционного семинара-тренинга, то есть происходит чередование:
а) изложения проблемного материала, обсуждения его;
б) закрепления этого материала в виде разнообразных тренинговых мероприятий.
К особенностям (то есть тому, что не является неспецифическим при проведении семинаров и тренингов) занятий по данной программе можно отнести следующее:
- использование видеоаппаратуры для записи эпизодов тренинга;
- использование учебных видеоматериалов;
- выдача вспомогательных печатных материалов (образцы листков самопрезентации, перечни необходимых упражнений и пр.) и материалов, репрезентирующих ситуацию семинара-тренинга.