Стратегия поведения безработных на рынке труда (на примере рынка труда ГО Богданович)

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 17:21, дипломная работа

Описание работы

В современных условиях человеку приходится сталкиваться с большим числом трудных ситуаций, преодоление которых оказывает влияние на дальнейшую жизнь и нормальное функционирование личности в социуме.
Одной из таких трудных жизненных ситуаций является потеря работы. Безработица оказывает негативное влияние на физическое и психическое здоровье личности, межличностные и семейные отношения, имеет отрицательные последствия в виде деструктивных форм поведения, а также ухудшении материального, социального и профессионального статуса субъекта.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ БЕЗРАБОТНОГО НА РЫНКЕ ТРУДА
1.1 Сущность понятия и факторы, определяющие стратегию поведения на рынке труда
1.2 Адаптивность поведения безработных
1.3 Способы и стратегии поиска работы
2 АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН НА РЫНКЕ ТРУДА ГО БОГДАНОВИЧ
2.1 Факторы, оказывающие влияние на поведение безработных граждан на рынке труда
2.2 Масштабы использования каналов поиска работы и стратегии трудоустройства безработных граждан
2.3 Влияние службы занятости на адаптивное поведение безработного
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОВ И ПОДХОДОВ К СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН НА РЫНКЕ ТРУДА
3.1 Активизация позиции безработного с помощью индивидуальных проектов личной профессиональной перспективы
3.2 Развитие навыков самопрезентации у безработных с помощью социально-психологического тренинга
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

МОй дипломчик.Стратегия поведения безработныхмой.doc

— 2.90 Мб (Скачать)

По окончании каждого семинара-тренинга в рамках программы "Самопрезентация личных и профессиональных качеств" каждому участнику по его желанию можно выдать справку о том, что он прошел этот семинар-тренинг.  

Вся программа состоит из четырёх этапов, причем каждый из них обладает высокой степенью самостоятельности, направлен на решение независящих от содержания других этапов проблем, то есть парциален. При желании клиент может сделать заказ на свое участие не во всей программе, а только в некоторых этапах либо же в одном.

На один этап отводится 5 часов времени с одним перерывом.

Каждое занятие (этап) состоит из четырех-пяти шагов. Продолжительность одного шага составляет около одного часа. Каждый шаг состоит из двух составляющих: просвещающей и реализационной - примерно по 30 минут каждая. В просвещающей части выдается определенная информация, закрепление которой происходит в реализационной части.

Первый этап посвящен изучению языка телодвижений: смысла отдельных жестов, смысла комбинаций жестов, контекстного смысла, а также того, как наилучшим образом располагать к себе людей.

Второй этап направлен на совершенствование вербальных возможностей клиентов: развитие акустических характеристик речи, владение интонациями и риторическими оборотами.

Третий этап направлен на изменение стереотипа общения и установления социальных контактов, а именно на развитие умения и навыков самоотдачи в общении и вообще во взаимодействии с другими людьми, то есть на переход от своих проблем и потребностей к интересам партнера.

Четвертый этап полностью посвящен этике деятельности профессионального и организационного плана: тому, как наилучшим образом презентовать себя заочно, навыкам деловой этики, аксессуарам делового человека и пр.

В рамках социально-психологического тренинга человек должен получить следующие знания и умения.

1) Понимание самого феномена имиджа и специфики его функционирования.

Имидж человека – это образ, который формируется в сознании и подсознании у других людей о коммуникаторе в процессе общения. Этот образ (представление) имеет знаковую природу - во внешнем облике человека и в той среде, которую он продуцирует содержаться знаки. Эти знаки (а точнее, значимые для данной аудитории знаки) реципиенты интерпретируют  и выводят определенное умозаключение о личности. Процесс интерпретации подвержен влиянию различных механизмов, факторов и эффектов, имеющих место в процессе социального восприятия.

2) Из каких компонентов формируется имидж, т.е. по каким направлениям его нужно формировать для того, чтобы образ получился гармоничным и не противоречивым. Можно выделить следующие компоненты, по которым происходит процесс «считывания» информации о субъекте восприятия:

- голос человека (вербальный и невербальный аспект);

-  экспрессивное поведение (жесты, походка, мимика и др.);

-  телосложение человека (его габитус);

- социальное оформление личности (в широком смысле слова как одежда и аксессуары);

- запахи, исходящие от человека (естественные и искусственные запахи);

-  окружение (социальное и материальное окружение).

3) Развитие важных качеств, необходимых для успешной самопрезентации.

Выделяют следующие блоки навыков и качеств личности, необходимые для успешной самоподачи.

1. Общие самопрезентационные умения. Это умения:

- четко представлять задачу самоподачи в общении,

- прогнозировать ее результат,

-формировать оптимальный имидж в жизнедеятельности и соответствующую ему стратегию визуальной самоподачи «я»,

-гибко строить процесс самоподачи «я» в соответствии с меняющимися ситуативными параметрами общения,

-достигать поставленной цели общения.

2. Социально-перцептивные умения по «считыванию» информации на визуальном уровне в общении:

- интерпретировать сигнально-знаковые элементы системы «габитус»,

- интерпретировать сигнально-знаковые элементы системы «костюм»,

- интерпретировать сигнально-знаковые элементы системы «кинесика».

3. Экспрессивно-импрессивные умения, проявляющиеся в решении вопросов самораскрытия «я» и управления впечатлением:

- владение семиотической системой «габитус»,

- использование семиотической системы «костюм»,

- владение кинетическими средствами общения.

4. Умения ситуативно-адекватного использования приемов визуальной самоподачи: 

- владение социально-культурными нормами визуально-коммуникативного этикета,

- адекватное ситуации использование визуальных сигнально-знаковых средств в общении,

- гибкое использование различных тактик, соответствующих общей стратегии самоподачи «я»,

-саморегулирование процесса визуально-коммуникативной  самоподачи в соответствии с ситуацией и реакцией партнера по общению,

- владение необходимым соотношением визуальных знаковых средств с речью. 

4) Технология формирования имиджа.

Можно выделить несколько этапов, которых необходимо придерживаться при  формировании имиджа.

1. Определение целей, которых безработный хочет добиться. ( В нашем случае устроится на работу, получить позитивную оценку со стороны коллектива).

2. Изучение своих особенностей. Индивидуально-психологические и типологические особенности личности  влияют на то, какие знаки человек продуцирует, насколько он способен ими управлять, и как хорошо у него развита способность с саморефлексии. Зная свои особенности их можно корректировать определенным образом или развивать.

3. Определение адресата. Обязательно необходимо понимать для какой конкретной аудитории формируется данный имидж. Надо понять какова их система требований, каков идеальный образ у них сложился о представителе данной профессии, и какой их предшествующий опыт  общения с данной профессиональной категорией.

4. Формулировка общего впечатления. Необходимо сформулировать то общее впечатление, которое должно возникнуть у других людей о данном человеке. (В рамках устройства на работу это могут быть такие качества как ответственный, коммуникабельный, деловой и т.п.) При этом вся информация, исходящая от человека должна подчеркивать данные качества и никоем образом им не противоречить. В противном случае противоречивая информация воспримется реципиентом как боле значимая, чем вся остальная.

5. Создание «текстового» сообщения. Изучив все вышеперечисленные особенности необходимо определить, какие знаки необходимо продуцировать во всех компонентах имиджа: визуальных и не визуальных. Все знаки должны гармонировать друг с другом, создавая текст, вызывающий однозначное понимание. Также важно определить какими средствами и способами вы их будете продуцировать (через слухи, вербальную или невербальную информацию, через  рассказы о вас других людей и др.)

Таким образом, наряду с проведением различных социальных мероприятий с целью оказания помощи людям, потерявшим работу, также необходимо формировать у них навыки самопрезентации для того, чтобы они могли успешно (адекватно) подавать себя в социуме и таким образом продуктивно решать свои проблемы. Следует отметить, что позитивный имидж способствует повышению самооценки и возникновению чувства уверенности в собственных силах, в способности самостоятельно решать свои проблемы, что повышает общий позитивный настрой. Таким образом, тренинг по имиджу может являться своеобразным профилактическим мероприятием, позволяющим предупредить развитие иждивенческих настроений среди безработных.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Исследование, проведенное в рамках данной работы, позволило сформулировать следующие теоретические и практические выводы.

Проблема поиска работы  безработными гражданами является следствием неполноты информации и неопределенности, которые существуют на рынке труда. Процесс поиска работы является важной составляющей функционирования этого рынка. Он обеспечивает пересечение требований работника к рабочему месту с реальными возможностями, которые предоставляет работодатель.

Институциональная структура рынка предполагает, что поиск работы безработными гражданами может происходить различными способами. Наиболее распространенные из них следующие: обращение в органы государственной службы занятости; обращение в негосударственные агентства: помощь друзей и знакомых; помощь родственников; непосредственное обращение к работодателю; просмотр объявлений о вакансиях или размещение объявлений о поиске работы в средствах массовой информации, в том числе в Интернете.

На выбор отдельных каналов поиска работы и интенсивность процесса поиска работы влияют социально-демографические (пол, национальная принадлежность, уровень образования, возраст), профессионально-трудовой статус (статус занятости, острой необходимости трудоустройства, размер заработной платы, профессионально-должностной статус), объем социального капитала, оценка собственной позиции на рынке труда и экономические факторы (влияние локальных рынков труда).

В рамках работы был проведен  анализ  поведения безработных граждан по городскому округу Богданович, включающий в себя анализ масштабов использования каналов поиска работы и стратегии трудоустройства безработных граждан, а также мероприятия, проводимые службой занятости населения по социальной адаптации безработных граждан. В ходе анализа были выявлены следующие проблемы.

Во-первых, увеличение количества обратившихся в Центр занятости населения за содействием в трудоустройстве повлияло на рост признанных безработными более уязвимые слои населения: женщин, молодых граждан от 16 до 29 лет, жителей сельской местности и граждан предпенсионного возраста.

Во-вторых, снижение трудоустройства безработных граждан, связанное с ростом напряженности на рынке труда Богдановичского района.

В-третьих, безработные граждане используют несколько каналов поиска работы: государственную службу занятости, социальные сети, обращение напрямую к работодателям, объявления в СМИ и другие. На первом месте среди способов поиска работы находится служба занятости, этот канал поиска используют более 80% безработных. На втором месте среди способов работы находятся непосредственные обращения к работодателям (45,5%).

В-четвертых, выделена следующая типология стратегий, используемая безработными гражданами при поиске работы: использование только личных связей (сетевая стратегия в чистом виде); использование наряду с личными связями иных способов поиска работы (сетевая смешанная стратегия); обращение к другим каналам трудоустройства и неиспользование социальных связей. Сетевую стратегию в чистом виде реализовали чуть менее четверти всех ищущих работу респондентов, сетевую смешанную – 54%, не обращались к неформальным посредническим структурам, а использовали иные способы поиска работы около четверти зарегистрированных в Центре занятости населения безработных граждан.

В-пятых, для активизации социальной адаптации безработных на рынке труда работниками службы занятости используется профилирование безработных на 4 группы: группа «А» – очень активные; группа «Б» – активные; группа «В» – пассивные; группа «Г» – немотивированные на трудоустройство. С учетом профилирования предлагаются профориентационные услуги безработным. В практической деятельности специалистов центра занятости населения г. Богдановича используются 3 программы социальной адаптации: «Клуб ищущих работу», «Технологическая сессия по поиску работы», «Мастерские поиска работы».

В-шестых, участие в программах социальной адаптации принимает только лишь около 6% от числа признанных безработными.

Итогом работы стала разработка направлений по совершенствованию методов и подходов к социальной адаптации безработных граждан на рынке труда г. Богдановича, включающих активизацию позиции безработных граждан с помощью индивидуальных проектов личной профессиональной перспективы и развития навыков самопрезентации с помощью социально-психологического тренинга.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.                  Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуации и психологическая защита // Психологический журнал. - 1994. - Т. 15. - № 1.-  С. 3–17.

2.                  Гимпельсон В. Уволенные работники на рынке труда: поиск новой работы и механизмы социальной адаптации // Социально-трудовые исследования. Вып. 4: Формирование рынка труда и социальная мобильность в России. – М.: ИМЭМО РАН, 1996. – С. 5-28.

3.                  Гимпельсон В. Уволенные работники на рынке труда: влияние локуса контроля на восстановление занятости // Социологический журнал. – 1995. – № 2. – С. 123-140.

4.                  Годовой отчет Государственного учреждения занятости населения Свердловской области «Богдановичский центр занятости населения» за 2009 год.

5.                  Гордиенко А.А., Пошевнев Г.С., Плюснин Ю.М. Структура поведения безработного // Социологические исследования. – 1996. - № 11.

6.                  Гордон Л.А. Социальная адаптация в современных условиях // Социологические исследования. – 1994. - № 8-9. – С. 3-15.

7.                  Гычев А.В., Грицкевич Н.К., Кононова М.Е. Особенности психологических защитных механизмов и совладающего поведения у безработных (гендерный аспект) // Вестник ТГПУ. – 2010. - № 2 (92).

8.                  Кабалина В. Институты посредничества при трудоустройстве и перспективы политики на рынке труда // Отчеты грантополучателей конкурса «Социальная политика: реалии XXI века». Канал доступа: http:www.socpol.ru/grantprog/zip/kabal99.zip.

Информация о работе Стратегия поведения безработных на рынке труда (на примере рынка труда ГО Богданович)