Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 17:21, дипломная работа
В современных условиях человеку приходится сталкиваться с большим числом трудных ситуаций, преодоление которых оказывает влияние на дальнейшую жизнь и нормальное функционирование личности в социуме.
Одной из таких трудных жизненных ситуаций является потеря работы. Безработица оказывает негативное влияние на физическое и психическое здоровье личности, межличностные и семейные отношения, имеет отрицательные последствия в виде деструктивных форм поведения, а также ухудшении материального, социального и профессионального статуса субъекта.
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ БЕЗРАБОТНОГО НА РЫНКЕ ТРУДА
1.1 Сущность понятия и факторы, определяющие стратегию поведения на рынке труда
1.2 Адаптивность поведения безработных
1.3 Способы и стратегии поиска работы
2 АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН НА РЫНКЕ ТРУДА ГО БОГДАНОВИЧ
2.1 Факторы, оказывающие влияние на поведение безработных граждан на рынке труда
2.2 Масштабы использования каналов поиска работы и стратегии трудоустройства безработных граждан
2.3 Влияние службы занятости на адаптивное поведение безработного
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОВ И ПОДХОДОВ К СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН НА РЫНКЕ ТРУДА
3.1 Активизация позиции безработного с помощью индивидуальных проектов личной профессиональной перспективы
3.2 Развитие навыков самопрезентации у безработных с помощью социально-психологического тренинга
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Из представленных данных отчетливо видно, что основными клиентами службы занятости населения являются безработные граждане, имеющие высокую профессиональную востребованность, но слабую мотивацию к труду и не востребованные на рынке труда в силу низкого профессионального уровня, т.е. клиенты категории «В» и «Г».
С учетом профилирования безработным гражданам были предложены следующие профориентационные услуги:
а) для категории «А» - очень активных:
- информирование клиента об услугах службы занятости, в т.ч. по обучению навыкам активного поиска работы;
- в зависимости от запроса клиента – индивидуальные занятия по программе социальной адаптации «Мастерские по поиску работы»;
- при условии наличия у клиента высокой квалификации (высшего или среднего профессионального образования) – включение его в группу программы «Технологическая сессия по поиску работы»;
б) для категории «Б» - активных:
- информирование об услугах службы занятости, в т.ч. по обучению навыкам активного поиска работы через программы социальной адаптации;
- проведение индивидуальных занятий по программе социальной адаптации «Мастерские по поиску работы» с гражданами, зарегистрированными в службе занятости до присвоения статуса безработного;
- направление клиента к руководителю программ социальной адаптации в случаях: личного запроса клиента, принятия решения данным специалистом по трудоустройству, предварительного запроса руководителя программ;
в) для категории «В» - пассивные»:
- проведение профконсультантом индивидуального консультирования с клиентом с целью формирования группы; при необходимости – оказание услуг по индивидуальной психологической поддержке;
- включение клиента в группы по программе социальной адаптации в целях: коррекции психоэмоционального состояния клиента, повышения у него мотивации к поиску работы и росту конкурентоспособности на рынке труда;
г) для категории «Г» - немотивированные на трудоустройство и неперспективные для работодателей:
- индивидуальное консультирование с клиентом с целью выявления причин, препятствующих трудоустройству клиента;
- направление клиента на программу социальной адаптации «Клуб ищущих работу».
Анализ работы по профилированию клиентов ГУ «Богдановичский центр занятости» за 2009 г. приведен в таблице 6.
Результаты работы с безработными гражданами в 2009 году в разрезе профильных групп представлены на рисунке 6.
Таблица 6
Анализ работы по профилированию клиентов ГУ «Богдановичский центр занятости» за 2009 г.
Показатели | Всего | В т.ч. по профильным группам | |||
А | Б | В | Г | ||
Обратилось граждан, ищущих работу | 4101 | 27 | 724 | 2156 | 1194 |
Трудоустроено | 1252 | 13 | 315 | 675 | 249 |
Из них – в течение 10 дней с момента обращения | 104 | 4 | 39 | 45 | 16 |
Направлено на профессиональное обучение | 147 | - | 19 | 76 | 52 |
Направлено на профессиональное консультирование | 757 | 1 | 95 | 426 | 235 |
Приняло участие в программах социальной адаптации | 220 | 2 | 22 | 129 | 67 |
Приняло участие в специальных программах активной политики занятости | 284 | 1 | 70 | 138 | 75 |
Приняло участие в ярмарках вакансий | 170 | 14 | 78 | 52 | 26 |
Направлено на досрочную пенсию | 24 | - | - | 9 | 15 |
Прошли комиссию по длительно состоящим на учете безработным гражданам | 48 | - | - | 26 | 22 |
Изменен профиль безработных граждан | 935 | 2 | 71 | 678 | 177 |
Состоят на учете безработные граждане на конец года | 1818 | 9 | 301 | 978 | 530 |
Рис. 6. Результаты работы специалистов службы занятости с безработными гражданами в разрезе профильных групп в 2009 году
Как видно из приведенных данных, по двум группам «А» и «Б», удалось оказать содействие в занятости (трудоустройство и профессиональная подготовка и переобучение) от 53% до 59% безработных граждан, что является неплохим результатом.
Анкетирование и собеседование с клиентом не всегда позволяет консультанту точно определить его категорию. Кроме того, у граждан, за период нахождения на учете в центре занятости, может измениться психологическое состояние, повыситься или снизиться мотивация к труду. Поэтому проводится вторичное профилирование, в результате которого подтверждался профиль клиента.
На конец 2009 г. на учете состояли 1818 безработных граждан, в отношении которых было осуществлено профилирование. Из них многочисленные категории: «В» - 978 (53,8% от состоящих на учете на конец года) и категория «Г» - 530 человек (29,15%).
В настоящее время в практической деятельности специалистов центра занятости населения г. Богдановича используются 3 программы социальной адаптации: «Клуб ищущих работу», «Технологическая сессия по поиску работы», «Мастерские поиска работы».
Программа «Клуб ищущих работу» является групповой формой работы и служит для решения проблем клиентов центра занятости населения, нуждающихся в углубленных знаниях по овладению способами активного самостоятельного поиска работы, основанному на изменении социального поведения.
Условия включения участников в программу:
- наличие у клиента целей трудоустройства при отсутствии знаний по организации поиска работы;
- наличие мотивации на трудоустройство;
- наличие востребованной специальности, профессии.
Цель программы «Клуб ищущих работу» - обучение клиента эффективному типу поведения при поиске работы.
Задачи программы:
- помощь клиенту в определении своих целей при поиске работы, исходя из ситуации на рынке труда;
- обучение клиента построению системы аргументации, исходя из профессиональных целей;
- отработка приемов эффективного поиска работы;
- создание условий для развития сети взаимопомощи и обмена информацией с другими участниками программы.
Условия проведения программы:
- групповая форма проведения (используется работа в парах) при участии и поддержке преподавателя;
- продолжительность программы – 80 часов, распределенных на 3-6 недель по 5 часов в неделю (1 день в неделю – ресурсный).
основные принципы проведения программы «Клуб ищущих работу»:
- активная, директивная и индивидуализированная педагогика;
- письменное соглашение между ведущим с каждым из участников;
- приобретение знаний и обучение вариантам поведения и их конкретная реализация;
- использование других участников в качестве фактора взаимопомощи, оценки и солидарности;
- позитивное подкрепление вариантов поведения, адаптированных к поиску работы;
- эффективная реализация мероприятий с участием работодателей.
Проведение программы проходит в 3 этапа:
- предварительный этап – организационное занятие с целью выявления добровольности и необходимости участия каждого клиента в программе Клуба, информирование участников о стратегии Клуба и используемых методах работы;
- 1 модуль – «основные занятия», целью которых является:
а) определение изменений в поведении, которые необходимо осуществить;
б) подкрепление цели трудоустройства профессиональным и внепрофессиональным опытом;
в) подготовка аргументации своей цели в процессе трудоустройства;
г) организация трудоустройства;
- 2 модуль – «дополнительные занятия» по отработке приемов поиска работы состоят из 6 тем:
а) анкета-автобиография;
б) собеседование по телефону;
в) информационные собеседования;
г) сопроводительные письма;
д) отборочные собеседования.
Программа «Технологическая сессия по поиску работы» - это краткосрочный курс для клиентов центра занятости, преимущественно имеющих высшее образование и нуждающихся в обучении навыкам организации встречи с работодателем, обсуждения условий трудоустройства и техники ведения собеседования.
Условия включения участников в программу:
- наличие у клиента целей трудоустройства при недостатке знаний по организации поиска работы;
- высокая квалификация клиента (наличие высшего или среднего профессионального образования);
- наличие мотивации на трудоустройство;
- наличие у участника востребованной профессии (специальности).
Цель программы «Технологическая сессия по поиску работы» - обучение участников навыкам активного поиска работы, умению использовать различные источники обмена информацией при организации поиска работы.
Задачи программы:
- формирование у клиента способности к анализу собственных проблем и трудностей, с которыми они сталкиваются при организации поиска работы;
- оказание помощи участникам в определении своих сильных сторон, служащих аргументами при приеме на работу;
- обучение навыкам поиска и анализа необходимой информации о предприятиях и их условиях найма;
- обучение приемам и методам взаимодействия с работодателем в ходе организации собеседования по найму.
Условия проведения программы:
- групповая форма проведения (при участии и поддержке преподавателя);
- продолжительность курса: 14 часов, распределенных на 2-3 дня.
Основные принципы проведения программы:
- создание мотивации к обучению: стремление помочь каждому клиенту в достижении поставленных целей, не выполняя его задачи вместо него;
- работа со всеми участниками в равной степени – внимательное отношение к каждому клиенту и помощь в разрешении возникших вопросов;
- стремление придать смысл – стремление довести до каждого участника смысл производимых им действий во время занятий, и места каждого действия в общей картине ожидаемого результата;
- установление «контакта» - помощь участникам в установлении связи между данной ситуацией и другими ситуациями из прошлого опыта;
- создание условий успеха – создание условий для более полного осознания участниками результатов их деятельности, предоставление средств, позволяющих оценить сделанный прогресс;
- постепенное увеличение степени трудности задачи – разделение всего комплекса деятельности участников в процессе занятий на этапы для предоставления участнику возможности добиться успеха;
- вызов желания у участников идти дальше – формирование у клиента установки преодоления трудностей вместо ухода от них, восстановление доверия у клиента к самому себе;
- поддерживание высокого уровня мотивации участников – поддержка участников в достижении поставленной цели, не позволяя клиентам ограничиваться первым успехом;
- иллюстрирование – представление всевозможных вариантов иллюстраций, всевозможных вариантов решений, схем – все то, что может помочь клиенту составить представление об организации процесса поиска работы;
- принцип «вопросов» - стимулирование клиента к самоанализу путем его мотивации на постановку вопросов, не задаваемых себе ранее.
Программа «Технологическая сессия по поиску работы» - модульная программа, состоящая из 12 тем, комбинация которых при проведении программы зависит от потребностей клиентов:
- введение (цели программы, ожидания участников от обучения по программе);
- представление (знакомство);