Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 17:21, дипломная работа
В современных условиях человеку приходится сталкиваться с большим числом трудных ситуаций, преодоление которых оказывает влияние на дальнейшую жизнь и нормальное функционирование личности в социуме.
Одной из таких трудных жизненных ситуаций является потеря работы. Безработица оказывает негативное влияние на физическое и психическое здоровье личности, межличностные и семейные отношения, имеет отрицательные последствия в виде деструктивных форм поведения, а также ухудшении материального, социального и профессионального статуса субъекта.
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ БЕЗРАБОТНОГО НА РЫНКЕ ТРУДА
1.1 Сущность понятия и факторы, определяющие стратегию поведения на рынке труда
1.2 Адаптивность поведения безработных
1.3 Способы и стратегии поиска работы
2 АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН НА РЫНКЕ ТРУДА ГО БОГДАНОВИЧ
2.1 Факторы, оказывающие влияние на поведение безработных граждан на рынке труда
2.2 Масштабы использования каналов поиска работы и стратегии трудоустройства безработных граждан
2.3 Влияние службы занятости на адаптивное поведение безработного
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОВ И ПОДХОДОВ К СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН НА РЫНКЕ ТРУДА
3.1 Активизация позиции безработного с помощью индивидуальных проектов личной профессиональной перспективы
3.2 Развитие навыков самопрезентации у безработных с помощью социально-психологического тренинга
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Этатический тип стратегии можно назвать стратегией получения социальной защиты, поскольку в этой группе выше доля женщин, а также временно не работающих по разным причинам – уходу за ребенком, по возрасту, состоянию здоровья и т.д. Для этой группы наибольшее значение имеет получение официального статуса безработного и соответствующей материальной поддержки, тем более что среди обращающихся только в государственные органы значительно ниже доля тех, кто планирует трудоустроиться в короткие сроки (за 1 месяц). В данной группе существенно ниже самооценка профессиональной квалификации, чем в среднем по совокупности. Таким образом, этатическую стратегию трудоустройства избирают преимущественно те индивиды, которые низко оценивают собственную позицию на рынке труда и рассматривают обращения в государственные органы, прежде всего, как возможность получения социальной защиты и поддержки.
Сетевая стратегия поиска работы более характерна для мужчин и представителей этнических групп. По сравнению со всей совокупностью здесь выше доля тех, кто не уверен в возможности найти работу. Социальный портрет индивидов, реализующих сетевую стратегию, выглядит, таким образом, не вполне однозначно.
Смешанная стратегия характерна для русских, имеющих работу, причем постоянную. Смешанный тип стратегии трудоустройства более склонны реализовывать пенсионеры и менее – временно незанятые по разным причинам (по здоровью, возрасту, уходу за ребенком и т.д.).
Среди реализующих смешанную стратегию поиска работы существенно ниже доля тех, кто абсолютно не уверен в возможности найти работу, и, наоборот, выше – тех, кто предполагает найти работу в короткие сроки (до 1 месяца). Здесь также ниже доля готовых немедленно приступить к работе. Смешанная стратегия трудоустройства характерна для лиц с более высокой самооценкой профессионального мастерства.
Таким образом, смешанная стратегия поиска работы характерна для индивидов, занимающих стабильную позицию на рынке труда и рассчитывающих найти / сменить работу в достаточно короткие сроки.
Комплексная стратегия трудоустройства. Здесь выше доля представителей этнических групп, а также безработных. Доля реализующих комплексную стратегию поиска работы выше среди городского населения, что обусловлено большей представленностью и доступностью различного рода посреднических структур в городской местности. При этом также больше доля готовых сразу же приступить к работе, т.е. тех, перед кем проблема трудоустройства стоит наиболее остро. Внутри этой группы существенно ниже, чем среди всех ищущих работу, самооценка профессиональной квалификации.
Комплексная стратегия трудоустройства реализуется преимущественно теми индивидами, которые имеют более низкую конкурентоспособность на рынке труда, не имеют работы, остро ощущают необходимость поиска работы.
2 АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН НА РЫНКЕ ТРУДА ГО БОГДАНОВИЧ
Совокупность факторов, оказывающих влияние на поведение, связанное с поиском работы, можно разделить на три взаимосвязанные группы, которые проявляются на трех уровнях: социентальном, локальном и индивидуальном.
На социентальном уровне процесс трудоустройства регулируется системой общественных институтов, которые структурируют повседневную деятельность и организуют взаимоотношения между людьми. К ним относится Богдановичский центр занятости населения.
За содействием в трудоустройстве в центр занятости обратилось в 2009 г. 5860 человек, что почти в 2 раза больше, чем в 2007 г. (2986 человек), в 2008 г. – 3496 человек.
Структура обратившихся граждан, претендующими на получение статуса безработного представлена в таблице 2.
Таблица 2
Структура граждан, обратившихся за содействием в трудоустройстве в ГУ Центр занятости населения г. Богдановича
Категория | 2009 | 2008 | 2007 | |||
Человек | Доля, % | Человек | Доля, % | Человек | Доля, % | |
Обратилось - всего | 5860 | 100 | 3496 | 100 | 2986 | 100 |
В т.ч. |
|
|
|
|
|
|
Незанятые граждане | 4128 | 70,4 | 1722 | 49,3 | 1362 | 45,6 |
Занятые граждане | 1732 | 29,6 | 1774 | 50,7 | 1624 | 54,4 |
Из числа обратившихся зарегистрировано в качестве безработных | 3770 | 64,33 | 1308 | 37,41 | 1086 | 36,36 |
Из них |
|
|
|
|
|
|
Молодежь 16-29 лет | 1417 | 37,58 | 562 | 42,97 | 510 | 46,96 |
Женщины | 1862 | 49,39 | 883 | 67,5 | 735 | 67,68 |
Инвалиды | 176 | 4,67 | 120 | 9,17 | 124 | 11,42 |
Сельские жители | 1220 | 32,36 | 546 | 41,74 | 507 | 46,69 |
В 2009 г. зарегистрировано в качестве безработных 3770 человек, что составило 91,33% от всех незанятых граждан и 64,33% от всех обратившихся граждан. Также в 2009 г. увеличилось более чем в 2 раза число признанных безработными женщин, молодых граждан в возрасте от 16 до 29 лет и жителей сельской местности.
В присвоении статуса безработного отказано 259 гражданам, нарушившим условия регистрации, что составило 6,3% от претендующих на получение этого статуса.
Из общего числа граждан, состоящих на учете на начало года, и обратившихся в 2009 г. (всего 6415 человек), нашли работу 2768 человек, что на 410 человек больше, чем в 2008 г. (2358 человек из 3838 человек), и на 453 человека больше, чем в 2007 г. (2315 человек из 3451 человека).
Число трудоустроенных граждан по направлениям центра занятости, как и в прошлые годы, больше, чем самостоятельно нашедших работу, что является показателем востребованности услуг службы занятости, как посредника между работодателем и ищущим работу.
Взаимодействие службы занятости с работодателями направлено на быстрое и эффективное удовлетворение потребностей работодателей, как главного партнера на рынке труда, на повышение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, повышение востребованности службы занятости.
Основными направлениями деятельности службы занятости по обеспечению потребностей работодателей являются:
- маркетинговая деятельность в сфере предоставления государственных услуг;
- проведение массовых мероприятий с участием работодателей;
- выполнение заявок работодателей по подбору кадров;
- предоставление государственных услуг по информированию работодателей.
Важной составляющей маркетинговой деятельности работников центра занятости являются визиты на предприятия. За 2009 г. 168 выходов на предприятия города помогли привлечь к сотрудничеству 63 новых работодателя, укрепить налаженные партнерские отношения. В результате в течение 2009 г. банк вакансий пополнился на 2724 вакансии (в 2008 г. – 2990 вакансий, 2007 г. – 3812).
Основные задачи, направления информационной деятельности центра занятости формируются состоянием и развитием рынка труда, потребностями работодателей и населения.
Ищущим работу гражданам предлагается воспользоваться услугами информационного киоска (таблица 3).
Таблица 3
Востребованность информационными услугами ГУ Центра занятости населения г. Богдановича
Период | Вакансии | Общественные работы | Профессиональное обучение | Выплаты | Справочная информация | Юридическое информация |
2008 г. | 8085 | 480 | 694 | 290 | 406 | 107 |
2009 г. | 12802 | 939 | 1404 | 1387 | 746 | 203 |
Услугами киоска в 2009 г. воспользовались 11253 клиента службы занятости.
Центр занятости населения постоянно поддерживает в актуальном состоянии банк данных о специалистах высокой квалификации. Он сформирован из числа безработных граждан и не состоящих на учете в службе занятости, желающих поменять место работы. За 2009 г. было зарегистрировано 78 специалистов. Банк «Специалист» значительно пополнился после сокращения работников с ООО «Богдановичский фарфоровый завод». Все чаще работодатели пользуются данными банка «Специалист». В этом помогает компьютеризированное рабочее место для работодателей.
Вступая посредником на рынке труда, служба занятости строит свою информационную политику с учетом интересов всех участников рынка труда. Удовлетворение информационных потребностей граждан и работодателей достигается систематическим информированием о законодательстве по вопросам труда и занятости, состоянии, проблемах и перспективах развития рынка труда, возможностях и государственных услугах службы занятости.
Локальный уровень представлен особенностями локального рынка труда (степень напряженности рынка труда, уровень и структура занятости, масштабы безработицы и др.) и регулирующих его институтов на местном уровне, которые в совокупности либо повышают, либо понижают шансы соискателя найти подходящую работу.
В 2009 г. уровень трудоустройства составил 43,15%, в 2008 г. – 61,53%, а в 2007 г. – 67,08%. Причиной является рост напряженности на рынке труда (таблица 4).
Таблица 4
Анализ напряженности на 1 вакансию по ГО Богданович
2009 | 2008 | 2007 | |||
Всего вакансий с начала года | Напряженность на 1 вакансию | Всего вакансий с начала года | Напряженность на 1 вакансию | Всего вакансий с начала года | Напряженность на 1 вакансию |
2724 | 2,35 | 2990 | 1,28 | 3812 | 0,9 |
В связи с тем, что предприятия района работают не стабильно, идет реорганизация, сокращения работников, задержки заработной платы, количество вакансий поступающих в центр занятости снижается. На 01.01.2010 г. потребность в работниках для замещения свободных рабочих мест составила 65 чел./мест, на 01.01.2009 г. – 88 чел./мест, на 01.01.2008 г. – 306 чел./мест. В городе ликвидировано одно из крупных предприятий – ООО «Богдановичский фарфоровый завод», где потребность в работниках всегда составляла 200-250 человек.
Одной из причин, влияющей на уровень трудоустройства является увеличение количества граждан, уволенных в связи с сокращением численности или штатов предприятий (в 2009 г. – 601 человек, в 2008 г. – 118 человек и в 2007 г. – 65 человек).
В 2009 г. 186 организаций городского округа приняли участие в формировании банка вакансий. Из общего числа партнеров 89% (167 предприятий) составили предприятия негосударственного сектора.
Продолжительность существования вакансий на конец 2009 г. составила:
- до 1 месяца – 11 ед. (17%);
- от 1 до 3 месяцев – 23 ед. (35%);
- от 3 до 6 месяцев – 19 ед. (29%);
- от 6 месяцев до 1 года – 9 ед. (14%);
- более года – 1 ед. (1,5%).
Средняя продолжительность существования вакансий в банке данных составила 2 месяца. Главной причиной задержки вакансий в банке является несоответствие профессиональной структуры безработных потребностям организаций в специалистах.
На индивидуальном уровне можно выделить такой комплексный фактор как конкурентоспособность индивида на рынке труда, который формируется под воздействием уровня образования, опыта практической работы и навыков, а также социально-демографических характеристики индивида (возраст и др.), т.е. тех характеристик, которые образуют человеческий капитал. Наличие или отсутствие социального капитала укрепляет либо понижает позиции индивида на рынке труда, расширяя или уменьшая его возможности в поиске и получении рабочего места, соответствующего его запросам.
Увеличение числа обратившихся граждан предпенсионного возраста – 316 человек в 2009 г., 171 человек в 2008 г. и в 2007 г. – 117 человек также оказывает влияние на уровень трудоустройства.
Кроме того возросло число обратившихся граждан желающих возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва: в 2009 г. – 898 человек, в 2008 г. – 442 человека и в 2007 г. – 392 человека. Но продолжает снижаться число обращений среди граждан, ранее не работающих, ищущих работу впервые: в 2009 г. – 991 человека, в 2008 г. – 1122 человека и в 2007 г. – 1514 человека.