Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 17:21, дипломная работа
В современных условиях человеку приходится сталкиваться с большим числом трудных ситуаций, преодоление которых оказывает влияние на дальнейшую жизнь и нормальное функционирование личности в социуме.
Одной из таких трудных жизненных ситуаций является потеря работы. Безработица оказывает негативное влияние на физическое и психическое здоровье личности, межличностные и семейные отношения, имеет отрицательные последствия в виде деструктивных форм поведения, а также ухудшении материального, социального и профессионального статуса субъекта.
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ БЕЗРАБОТНОГО НА РЫНКЕ ТРУДА
1.1 Сущность понятия и факторы, определяющие стратегию поведения на рынке труда
1.2 Адаптивность поведения безработных
1.3 Способы и стратегии поиска работы
2 АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН НА РЫНКЕ ТРУДА ГО БОГДАНОВИЧ
2.1 Факторы, оказывающие влияние на поведение безработных граждан на рынке труда
2.2 Масштабы использования каналов поиска работы и стратегии трудоустройства безработных граждан
2.3 Влияние службы занятости на адаптивное поведение безработного
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОВ И ПОДХОДОВ К СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН НА РЫНКЕ ТРУДА
3.1 Активизация позиции безработного с помощью индивидуальных проектов личной профессиональной перспективы
3.2 Развитие навыков самопрезентации у безработных с помощью социально-психологического тренинга
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Закономерно, что для людей, принявших данный способ адаптации, свойственны осторожность, пессимизм и пассивная выжидательная тактика с частыми обвинениями в адрес других (работодателей, службы занятости, государства в целом). Профессия не рассматривается ни как сфера приложения своих усилий, ни как инструмент интеграции в социальную структуру.
Для людей среднего возраста переживание текущей ситуации может вписываться в более широкий временной контекст, в котором они начинают чувствовать себя той частью общества, которой выпала незавидная, извне определенная судьба. Они оказались на разрыве двух миров - прежней и нынешней жизни.
Хаотический поиск - поведение без осмысления вариантов и последствий принимаемых решений. Человек берется за все, что подворачивается под руку. На первый взгляд, такое поведение может приносить определенную пользу в нынешних кризисных условиях, но, как показывают наблюдения, если оно сопряжено в резким падением заработной платы на новом месте работы, понижением социального или профессионального статуса, у людей со временем возникают тяжелые психологические состояния, аккумуляция которых может приводить к общей неудовлетворенности, агрессивности. Например, человек, который, оказавшись без работы в связи с ликвидацией организации, лихорадочно стал искать работу и устроился в учреждение, где его оклад стал в 3 раза меньше предыдущего, а работы - значительно больше. Воспитанный в духе "обязательной работы", в стрессовой ситуации он оказался неготовым к взвешиванию альтернатив, проработке своего будущего и тем самым поставил себя в отчаянное положение.
Другие сотрудники, сокращенные одновременно с ним из той же самой организации, повели себя иначе. Один совершенно определенно выбрал "рентные отношения" с государством, а другой - "накопление опыта поведения на свободном рынке труда", при этом оба оценивали свою ситуацию как гораздо менее напряженную и конфликтную, будущая перспектива не виделась им в таких мрачных тонах.
Если две предыдущие формы квалифицируются как неконструктивные, то следующие две являют собой некоторый промежуточный вариант, готовый слиться с одним из полюсов.
Поиск в условиях ограниченной информированности - обладатели этой формы поведения готовы действовать в направлении решения своих профессионально-трудовых и жизненных проблем, но явно ощущается дефицит информации, которую они могли бы использовать в своих поисках. В одних случаях это объясняется неразвитостью социальных связей (особенно у выпускников учебных заведений), в других - низким качеством имеющихся источников информации.
В целом существование данной формы поведения обусловлено отсутствием у человека инструментов (информации, личных контактов) познания и проникновения в хозяйственную жизнь, и это сдерживает его активность.
Продуктивное иждивенчество - особый вариант отношений со своим ближайшим окружением. Человек не просто делегирует ответственность за свою судьбу ближним, он использует их ресурсы, синхронно следуя за ними. В роли ближних часто оказываются родители, поскольку эта форма поведения характерна прежде всего для выпускников, попадающих в зону неопределенности между окончанием обучения и работой.
Анализируя процесс удовлетворения потребностей, в котором кроме самого субъекта участвуют другие люди, социальные, технические и природные системы. B.C. Maгун делает вывод, что нужна так называемая "парадигма соучастия", в рамках которой активность человека рассматривалась бы не сама по себе, а наряду с другими силами, участвующими в жизненном процессе[5]. Очевидно, что привлечение "других сил" может стимулировать лень и пассивность, но в нынешней социальной ситуации оно способно стать и фактором психологической устойчивости — по крайней мере, для некоторых.
Судьбы детей могут складываться по-разному, но мы вправе допустить и такой вариант развития, когда достигнутое на предыдущих стадиях единство (мотивационное, эмоциональное и т.д.) воплощается в единую трудовую историю с опекой и помощью со стороны родителей, готовностью принимать услуги и сотрудничать - со стороны молодого человека. Не случайно респонденты, относящиеся к данному типу, мыслят свое профессиональное будущее как совместную работу под руководством одного из родителей.
Продуктивное иждивенчество как форма поведения в маргинальной ситуации органично вытекает из статуса предопределенной идентичности, суть которого в следовании семейным или культурным традициям при осуществлении жизненного выбора.
Для обществ, где не приняты индивидуалистические ценности, такая идентичность признается показателем нормального личностного становления; для западного общества диапазон подобной оценки значительно уже, но, тем не менее, к отдельным социальным группам она применима.
Говоря об эффективности рассматриваемой формы поведения в процессах занятости, мы можем обозначить три сценария развития событий при утрате семейной поддержки. В одном случае развитие может идти через прогрессирующую депривацию и развитие механизмов защиты и избегания, в другом - через переживание своей отключенности от социальных ресурсов, в третьем - через становление механизмов конструктивного поведения.
Таким образом, мы подошли к описанию конструктивных форм поведения безработных.
Целенаправленное использование ресурсов своей межличностной сети - достаточно распространенная форма. К ней относятся:
- активная "инвентаризация" связей своих родственников, старых друзей, знакомых, обращение к ним за помощью;
- внутрисемейная консолидация (семейные советы и взаимная поддержка членов семьи). Следует признать, что внутрисемейная поддержка является не только важным условием преодоления жизненных тягот и неудач, но порой единственным источником энергии, питающей действия человека в трудной ситуации, позволяющей ему поддерживать свою психологическую устойчивость. Особенно наглядно это видно при сравнении семей, в которых существуют противоположные отношения одного из супругов к факту безработицы другого;
- создание референтного круга общения, в котором культивируется взаимопомощь и разного рода обмены. Сюда же следует отнести использование окружения в качестве заказчиков и потребителей своих услуг и продукции (няня для соседских детей, вязание или шитье, продажа того, что собрано в лесу или выращено на огороде и др.), что позволяет поддерживать необходимый уровень жизнеобеспечения и, что немаловажно, жизненного тонуса, пока не найдена работа. Погруженность в референтный круг общения является важной предпосылкой адаптации, стартовой площадкой для эффективных форм поведения;
- репутационная стратегия трудоустройства. Человек находит работу, зарекомендовав себя на одном из прежних мест. Основу этой формы поведения составляет ответственное участие в профессиональной межличностной сети. Стараясь качественно выполнять взятые на себя обязательства, человек формирует долгосрочные обменные отношения со своим актуальным и потенциальным окружением. Данная стратегия не является распространенной.
Обобщая, можно сказать, что рассматриваемая форма поведения предполагает занятие позиции "умного" участника межличностной сети.
Уместно указать на распространенность в России традиций солидарности и взаимопомощи среди самого населения. Например, в Великобритании безработные в значительно меньшей степени рассчитывают на помощь родственников и друзей, не говоря уже о соседях и коллегах.
Действенная конкретизация образа самого себя, своих планов и оценок происходящего, включает в себя:
- осознание и активное использование индивидуальных ресурсов. Суть механизма заключается в осознании своих индивидуальных свойств, себя в целом в качестве средства или источника достижения нужного результата, сдвига в лучшую сторону. Человека поддерживает уверенность в том, что определенный навык, специальный опыт или другая индивидуальная характеристика, например, способность сходиться с людьми, быстрая обучаемость и др., является его сильной, выигрышной стороной. Это сопровождается готовностью использовать данные индивидуальные свойства в разнообразных начинаниях даже вопреки очевидным барьерам типа возраста;
- предметность оценок, намерений, планов. Порой недостаточно знать о той области, где ты можешь чего-нибудь достичь, необходимо еще и построить конкретный путь к ней. Можно считать себя специалистом вообще, а можно видеть, какую конкретную работу ты в состоянии выполнить. Способность опредметить, конкретизировать свои планы и умения в той или иной области - важный элемент в преодолении трудностей. Человек может иметь достаточно богатый профессиональный опыт, но умение сфокусировать его на конкретной проблеме, ситуации, запросе является тем механизмом, который переводит опыт в эффективное поведение;
- накопление опыта поведения на свободном рынке труда. Опробование различных вариантов, подкрепленное успешными примерами других людей, помогает человеку выработать конструктивную позицию по отношению к неудачам, нащупать свои слабые и сильные стороны, ожидания и требования к себе и выработать в итоге эффективную стратегию поведения на рынке труда. Стратегия накопления весьма продуктивна для людей, впервые выходящих на рынок труда. На переобучение как способ накопления ресурсов и выхода из ситуации, рассчитывают немногие. В одних случаях это связано с возрастом, в других - с неверием, что такая возможность вообще может быть предоставлена службой занятости (многих безработных механизм направления на переобучение ставит в тупик, поскольку предполагает получение гарантии трудоустройства с будущего места работы), в третьих - с недостатком денежных средств, чтобы самостоятельно оплатить тот курс, который интересует больше всего. Те, кому удалось переобучиться, отмечают повышение уверенности в своих силах и положительный эффект от самой возможности "занять мозги", даже если потом не удалось найти работу.
Достраивание контекста текущей жизненной ситуации (я вижу то, чего пока нет, или то, с чем я пока не имею дела). Здесь мы выделим два механизма.
1. Отношение к трудной ситуации как совокупности шансов. Одни воспринимают себя жертвой ситуации, другие рассматривают сложившиеся и складывающиеся обстоятельства как источник новых или дополнительных шансов, которые открываются, планируются, используются самим человеком. Например, человек рассматривает предлагаемую работу как возможность установить новые социальные связи, получить новую информацию и прочее, поэтому на первом этапе для него бывает не так важна величина зарплаты.
Общая установка на поиск, выявление шансов играет существенную роль при адаптации в трудной ситуации.
Следует отметить, что приобретение "нужных" связей выполняет важную функцию в восприятии ситуации как совокупности шансов.
2. Способность видеть множество сфер приложения своих сил. Если у человека существует только одна единственная профессиональная ниша, где он реализует себя, то удар по ней парализует его мотивационную сферу, возникает убеждение, что "я ничего не могу сделать", "какой смысл что-то предпринимать?", рождается агрессия. Если же человек видит множество сфер приложения своих умений и сил, это позволяет ему легче пережить кризис, который не воспринимается как катастрофа, не возникает ощущения завершенного пути. Возможно, это является некоторым жизненным стилем.
Способность видеть несколько сфер приложения своих сил, отношение к трудной ситуации как совокупности шансов относятся, по-видимому, к «сильным» способам адаптации на рынке труда и являются одной из внутренних основ трудовой мобильности. Жизненные траектории соответствующих респондентов подтверждают данное соображение.
Оценка поведения безработных в конфликтных и спорных ситуациях осуществлена с помощью метода К. Томаса. В созданной им модели поведение человека в конфликте определяется двумя разнонаправленными факторами. Первый – это стремление к достижению, прежде всего, индивидуальных, эгоистических целей. Второй фактор – стремление достичь даже в конфликте какого-либо согласия, обеспечить социальные цели.
Если преобладают первые - “эгоистические” - тенденции, то в ситуации конфликта у человека проявляется поведенческая стратегия соперничества. Наоборот, полное преобладание социальных тенденций над индивидуальными дает стратегию приспособления. Сильная выраженность в поведении человека и той и другой тенденций формирует стратегию сотрудничества. Слабая выраженность как той, так и другой тенденций приводит к стратегии избегания. Среднее положение, когда никакой фактор не преобладает, соответствует стратегии компромисса.
Различные стратегии поведения в конфликте относительно независимы и безработные в случае возникновения спора или конфликта придерживаются, как правило, только одной определенной стратегии, не прибегая к другим. Предпочтение же определённой стратегии поведения связано с некоторыми особенностями личности безработного и его социально-трудовыми ориентациями.
1. Соперничество - безработные, придерживающиеся данной стратегии, чаще других склонны брать ответственность на себя за свои поступки и ситуацию, в которой они находятся (т.е. они понимают, что так же ответственны за создание конфликтной ситуации, как противоположная сторона). Эти люди придерживаются высоких ценностных стандартов и могут считать, что ради высших целей можно пренебречь обстоятельствами, в том числе и другими людьми. Их социально-трудовые ориентации активны, они чаще других увольняются по собственному желанию (либо в результате неудовлетворенности условиями труда, недовольства руководством, либо вследствие прямого конфликта с администрацией предприятия). Обычно они считают, что достаточно хорошо или даже лучше других приспособлены к новым условиям нашей жизни. Они мало чувствительны и эмоционально устойчивы. При этом у них выражена агрессивная реакция на объект раздражения (в конкретном случае – на инспектора, профконсультанта или в целом на всю службу занятости). Их основная задача – удовлетворить с помощью службы занятости потребность, с которой они сюда пришли (например, непременно получить пособие или оформить стаж работы). Стратегия соперничества и агрессии, демонстрируемая ими в ситуации конфликта, присуща таким безработным, по данным наблюдения, и в нормальных ситуациях. Поэтому можно предполагать, что эти люди нередко имеют акцентуированные черты личности типа психопатической или застревающей акцентуаций. Взаимодействие с ними хотя и предсказуемо по результатам, но затруднено как в интеллектуальном, так и в эмоциональном плане.