Стратегия поведения безработных на рынке труда (на примере рынка труда ГО Богданович)

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 17:21, дипломная работа

Описание работы

В современных условиях человеку приходится сталкиваться с большим числом трудных ситуаций, преодоление которых оказывает влияние на дальнейшую жизнь и нормальное функционирование личности в социуме.
Одной из таких трудных жизненных ситуаций является потеря работы. Безработица оказывает негативное влияние на физическое и психическое здоровье личности, межличностные и семейные отношения, имеет отрицательные последствия в виде деструктивных форм поведения, а также ухудшении материального, социального и профессионального статуса субъекта.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ БЕЗРАБОТНОГО НА РЫНКЕ ТРУДА
1.1 Сущность понятия и факторы, определяющие стратегию поведения на рынке труда
1.2 Адаптивность поведения безработных
1.3 Способы и стратегии поиска работы
2 АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН НА РЫНКЕ ТРУДА ГО БОГДАНОВИЧ
2.1 Факторы, оказывающие влияние на поведение безработных граждан на рынке труда
2.2 Масштабы использования каналов поиска работы и стратегии трудоустройства безработных граждан
2.3 Влияние службы занятости на адаптивное поведение безработного
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОВ И ПОДХОДОВ К СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН НА РЫНКЕ ТРУДА
3.1 Активизация позиции безработного с помощью индивидуальных проектов личной профессиональной перспективы
3.2 Развитие навыков самопрезентации у безработных с помощью социально-психологического тренинга
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

МОй дипломчик.Стратегия поведения безработныхмой.doc

— 2.90 Мб (Скачать)

2. Избегание - безработные, предпочитающие в конфликте такую стратегию, имеют для этого серьёзные личностные основания: они постоянно обеспокоены проблемой индивидуальной безопасности (как физической безопасности, так и вопросами здоровья) и стремятся сохранить и поддерживать надёжные социальные связи. Именно поэтому им во всех случаях важнее избежать конфликта при любых обстоятельствах, нежели пойти на него. Социально-трудовая активность таких безработных снижена, их чаще увольняют по сокращению штатов. Можно предполагать, что за этим стоит низкое стремление к самоутверждению и проявлению себя в работе. Эти люди, скорее всего не будут искать работы, по-прежнему рассчитывая на то, что их “устроят”, обеспечат работой. Естественно, что эти безработные чувствуют себя плохо приспособленными к новым экономическим условиям, они теряются перед необходимостью выбирать активный стиль деятельности. Поэтому они испытывают стресс и демонстрируют повышенную эмоциональную чувствительность, которая может проявляться как в отрицательно окрашенных аффективных реакциях, так и в поведении типа “раздражительной слабости” или самозащиты, но не в агрессивных реакциях.

3. Компромисс - безработные, выбирающие подобную стратегию конфликтного поведения, имеют для этого глубинные причины, коренящиеся, по-видимому, в их основных жизненных ориентациях. Для них очень важна индивидуальная безопасность и защищенность, а также прочность и устойчивость социальных связей. Приоритет этих ценностей снижает их социально-трудовую активность и заставляет придерживаться компромиссной стратегии. Основные причины увольнения таких безработных – сокращение штатов и ликвидация предприятия. Они эмоционально чувствительны, находятся в стрессе и подавлены нынешней экономической ситуацией. В то же время им не свойственна выраженная агрессия и фрустрация (неадекватная агрессивная реакция на какое-либо препятствие достижения цели).

4. Приспособление - безработные, придерживающиеся стратегии приспособления, имеют сниженную активность, в том числе подавленные трудовые мотивации. Это может быть причиной их увольнения по сокращению штатов. Их приспособительная реакция сочетается со сниженной враждебностью и повышенной тенденцией к самозащите. Среди таких безработных велика доля людей с расстройствами эмоциональной сферы и нервно-психическими нарушениями, что делает их раздражительными и склонными к отрицательно окрашенным аффективным реакциям. Проблемы здоровья, безопасности, индивидуальной защищенности, прочности семейных связей для них являются важнейшими. Поэтому они не проявляют высокой активности в поисках работы и предпочитают больше полагаться на помощь извне, прежде всего со стороны специалиста службы занятости.

5. Сотрудничество - безработные со стратегией сотрудничества меньше других склонны переносить ответственность с себя на других, в отношении к жизнеустройству они демонстрируют наиболее зрелые реакции. В выборе жизненных ценностей они ориентируются на ценности высшего порядка, характеризующие их стремление к самоутверждению в обществе и трудовой деятельности (работа, активная жизнь, общественное признание) и к самореализации в творчестве, познании и понимании себя и других. Поэтому они проявляют высокую социальную и трудовую активность, часто увольняются с прежней работы по собственному желанию ради более полной реализации себя как личности. Они считают себя достаточно приспособленными к новым условиям жизни. Во взаимодействиях с людьми им не свойственны агрессивные или фрустрационные реакции, они не склонны к чрезмерной самозащите, их эмоциональное состояние благоприятно. Все эти особенности характера и поведения делают таких безработных “любимыми клиентами” службы занятости, взаимодействие с которыми не доставляет хлопот инспектору или профконсультанту. Правда, их доля в общей массе безработных всё-таки слишком мала.

 

1.3 Способы и стратегии поиска работы

 

Всю совокупность посреднических структур можно разделить на две группы: формальные и неформальные институты.

Под формальными посредниками понимаются государственные и частные службы занятости, разного рода СМИ (прежде всего печатные и электронные), частные агентства по трудоустройству.

Выделенные каналы поиска работы обладают различными характеристиками и возможностями для поиска.

Государственные службы занятости ориентированы преимущественно на оказание помощи безработным и выполняют функцию социальной защиты, оказывают различного рода консультационные услуги. Современное состояние государственных органов содействия трудоустройству предполагает два возможных пути их развития.[6] Первый – это дальнейшая деградация службы занятости, перевод ее в разряд «конторы», оказывающей социальную помощь безработным и обслуживающей любые категории населения, которые государство объявит уязвимыми. Второй путь – это, наоборот, укрепление позиций государственной службы занятости как института рынка труда, развитие и модернизация ее главных функций при работе с основными клиентами – безработными, как это делается в развитых странах.

Частные агентства по трудоустройству в настоящее время обслуживают небольшой сегмент рынка труда, но представляют собой активно развивающуюся сферу деятельности. Данный вид посреднических структур развит в основном в крупных городах. Отличительной чертой их деятельности является то, что подбор персонала осуществляется на платной основе. Негосударственные агентства в большей степени ориентированы на профессии, наиболее востребованные на рынке труда, профессии среднего уровня, специалистов, или рабочие профессии массового спроса.

Печатные и электронные СМИ также относятся к формальным институтам посредничества, но существенным отличием данного канала трудоустройства от государственных и частных служб занятости является его относительная «безличность», функционирование его преимущественно как информационного пространства. С помощью этого канала трудоустройства поиск работы можно осуществлять практически «не вставая с дивана». На виртуальных порталах, посвященных поиску работы или сотрудников, размещают объявления о свободных вакансиях не только предприятия, но кадровые агентства. Объявления о вакансиях в СМИ – наиболее быстрый и демократичный способ поиска работы, однако информация о работниках и рабочих местах здесь весьма ограничена и не всегда достоверна.[7] К тому же любой желающий может разместить здесь свое резюме, которое мгновенно станет доступным потенциальному работодателю.

С точки зрения ищущего работу, СМИ как канал поиска требуют определенных затрат времени и денег, но эти затраты, как правило, не слишком значительны. При этом в СМИ, как правило, больше представлены вакансии среднего уровня, больше вакансий специалистов и меньше вакансий рабочих, вакансии массовых профессий среднего и нижнего уровня должностной иерархии.

К неформальным институтам (социальным сетям) относится использование личных связей в процессе трудоустройства, которое имеет две основные формы: предоставление информации о рабочем месте, получение дополнительной помощи в трудоустройстве в форме рекомендаций и/или протекций (именно эти ситуации можно отнести к пробелам в функционировании формальных посредников). Вторая форма предполагает, что рекомендатель помогает встретиться с «нужными» людьми и пройти все формальные процедуры оформления либо прямую помощь при устройстве на работу. В случае протекции рабочее место практически гарантировано соискателю.[8] Типы связей, которые могут быть задействованы в процессе трудоустройства, обычно разделяют на две группы: родственные и связи по знакомству, среди которых можно выделить профессиональные связи.[9] В случае прямой протекции чаще используются родственные связи, в случае предоставления информации – менее тесные, дружеские связи или связи по знакомству.

Эффективность социальных сетей при поиске работы зависит от экономической ситуации, от того, какое служебное и профессиональное положение занимают друзья, насколько прочно их экономическое положение. Поэтому можно ожидать, что ухудшение экономической ситуации снижает ценность этого канала поиска, так как менее благоприятная экономическая ситуация существенно сужает возможности дружеского трудоустройства.

Формальные и неформальные посредники являются одновременно и взаимозамещающими, и взаимодополняющими структурами. В силу своей формализованности такие институты посредничества, как государственные службы занятости, кадровые агентства и СМИ, просто не могут обеспечить наемных работников и работодателей всеобъемлющей информацией друг о друге. Однако при слабости этих каналов трудоустройства широкая распространенность использования личных связей в процессе поиска работы размывает рыночный обмен и препятствует формированию конкурентной среды.

Прямые обращения соискателя к работодателю, минуя посредников, образуют особый способ трудоустройства. К «издержкам» свободного найма следует отнести недостаток информации о рабочем месте и условиях занятости.[10] Такой способ поиска характерен для низкоквалифицированных работников, обладающих невысокой конкурентоспособностью на рынке труда.[11]

Сравнительные характеристики каналов поиска работы представлены в таблице 1.

Процесс поиска работы предполагает построение (выбор) стратегии поиска — устойчивого рационального способа действий для достижения цели. Стратегия поиска может быть чистой, когда используется только один канал поиска, или смешанной, когда используется несколько каналов поиска, или даже все возможные каналы.

 

Таблица 1

Сравнительные характеристики каналов поиска работы

 

Канал поиска

Затраты времени

Стоимость

Профессиональная специализированность

Дополнительные возможности

ГСЗ

Высокие

бесплатно, для безработных снижение

издержек за счет пособия

в большей степени рабочие

специальности, специальности

относительно невысокой

квалификации.

нет (для

безработных

участие

в программах)

Негосударственные

Агентства

Высокие

относительно высокая

в большей степени специалисты с

высшим образованием, среднего

должностного уровня.

Нет

Друзья

Невысокие

Бесплатно

Универсальный

Протекция

Родственники

Невысокие

Бесплатно

Универсальный

Протекция

Обращение

на предприятие

Высокие

Бесплатно

Универсальный

Нет

СМИ

Невысокие

Невысокая

специалисты среднего должностного

уровня, рабочие специальности

массового спроса

Нет

 

 

Стратегия поиска — это не только выбор определенного канала поиска работы. Построение стратегии поиска включает в себя определение многих параметров процесса поиска. К таким параметрам можно отнести следующие:

- выбор вида стратегии — чистая или смешанная;

- выбор количества используемых каналов;

- выбор типа канала / каналов — формальные и / или неформальные каналы поиска;

- выбор конкретных каналов поиска работы;

- определение частоты обращения к выбранным каналам поиска;

- определение продолжительности процесса поиска в целом и в рамках выбранной стратегии (т.е. изменение набора используемых каналов поиска через определенные периоды поиска).

В отличие от каналов, которые не являются абсолютными альтернативами, а, следовательно, их выбор не является взаимно независимым, стратегии поиска работы представляют собой независимые альтернативы поиска работы (в один момент времени может использоваться только одна стратегия поиска работы).

Наиболее распространены четыре вида стратегии трудоустройства: этатический, сетевой, смешанный и комплексный (рис. 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Типология стратегий поиска работы

 

Этатический тип стратегии характеризуется обращениями только в государственную службу занятости. Такая стратегия трудоустройства наименее популярна, ее придерживается лишь каждый десятый соискатель вакансий.

Вторая стратегия характеризуется преимущественным использованием сетевых ресурсов (родственных и дружеских связей). Данную стратегию реализует примерно каждый пятый среди активно ищущих работу.

Самой распространенной является смешанная стратегия. Для нее характерно совмещение обращений к социальным сетям с обращениями напрямую к работодателю либо к рекламным объявлениям в СМИ.

Последняя стратегия трудоустройства может быть охарактеризована как комплексная, поскольку сочетает в себе привлечение всех возможных ресурсов, обращение ко всем каналам трудоустройства. Данную группу составляют 20% всех занимающихся поиском работы.

Выбор стратегии трудоустройства непосредственно не связан с длительностью безработицы и опытом поиска.

Рассмотрим характерные особенности типов стратегий.

Информация о работе Стратегия поведения безработных на рынке труда (на примере рынка труда ГО Богданович)