Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 17:21, дипломная работа
В современных условиях человеку приходится сталкиваться с большим числом трудных ситуаций, преодоление которых оказывает влияние на дальнейшую жизнь и нормальное функционирование личности в социуме.
Одной из таких трудных жизненных ситуаций является потеря работы. Безработица оказывает негативное влияние на физическое и психическое здоровье личности, межличностные и семейные отношения, имеет отрицательные последствия в виде деструктивных форм поведения, а также ухудшении материального, социального и профессионального статуса субъекта.
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ БЕЗРАБОТНОГО НА РЫНКЕ ТРУДА
1.1 Сущность понятия и факторы, определяющие стратегию поведения на рынке труда
1.2 Адаптивность поведения безработных
1.3 Способы и стратегии поиска работы
2 АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН НА РЫНКЕ ТРУДА ГО БОГДАНОВИЧ
2.1 Факторы, оказывающие влияние на поведение безработных граждан на рынке труда
2.2 Масштабы использования каналов поиска работы и стратегии трудоустройства безработных граждан
2.3 Влияние службы занятости на адаптивное поведение безработного
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОВ И ПОДХОДОВ К СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН НА РЫНКЕ ТРУДА
3.1 Активизация позиции безработного с помощью индивидуальных проектов личной профессиональной перспективы
3.2 Развитие навыков самопрезентации у безработных с помощью социально-психологического тренинга
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
По вышеперечисленным причинам уменьшается число трудоустроенных граждан до присвоения статуса безработного. В 2009 г. нашли работу 92 человека, в 2008 г. – 143 человека и в 2007 г. – 130 человек.
Влияние рассмотренных групп факторов проявляется в ориентации индивида на определенный статус, сферу и форму занятости, в выборе соответствующих каналов трудоустройства.
Для сравнительного анализа масштабов использования каналов поиска работы среди безработных мы используем данные:
- государственного комитета статистики России, полученные на основе обследования населения по проблемам занятости, которое проходило в 2008 г., 2009 г. и 1 полугодии 2010 года;
- данные ГУ занятости населения Свердловской области «Богдановичского центра занятости населения», полученные на основе анкетирования населения, которое проходило также в 1 полугодии 2010 года.
Данные содержат информацию о выборе поиска работы среди 6 каналов: государственная служба занятости, негосударственные агентства, использование СМИ, помощь друзей и знакомых, непосредственное обращение к работодателю и другие способы.
На рис. 2 представлена динамика выбора каналов трудоустройства в России.
Рис. 2. Выбор каналов трудоустройства в России (данные ГКС 2008-2010 гг.), % от общей численности занимающихся поиском работы
Как свидетельствуют данные Государственного комитета статистики России, на протяжении всего рассматриваемого периода личные связи были наиболее распространенным способом поиска работы: к друзьям или знакомым и к родственникам за помощью к трудоустройству обращались практически 50% всех ищущих работу. Под социальными сетями, отображенными на диаграмме, понимаются обращения к друзьям или знакомым и к родственникам.
Распространенность отдельных способов поиска работы в целом по городскому округу Богданович существенно отличается от общероссийских тенденций (таблица 5).
Таблица 5
Выбор способов работы в России и ГО Богданович Свердловской области в 1 полугодии 2010 г., % от общей численности безработных
Канал поиска работы | РФ | ГО Богданович Свердловской области |
Государственные службы занятости | 37,0 | 81,8 |
Кадровые агентства | 10,3 | 0 |
Социальные сети | 53,5 | 36,4 |
Обращение напрямую к работодателю | 22,1 | 45,5 |
Рекламные объявления | 19,2 | 26,1 |
Другое | 3,8 | 21,6 |
В ГО Богданович существенно ниже обращаемость к социальным сетям и более высокий процент обращений в государственную службу занятости и напрямую к работодателю.
На первом месте среди способов поиска работы находится служба занятости, этот канал поиска используют более 80% безработных. Как показал дальнейший анализ, женщины чаще обращаются за содействием в государственные службы занятости
На втором месте среди способов работы находятся непосредственные обращения к работодателям. Следует учитывать тот факт, что сами работодатели, согласно анкетированию 27 работодателей, проведенному в 1 полугодии 2010 г. специалистами службы занятости, используют следующие способы подбора работников: через службу занятости – 100%; через СМИ – 51%; через знакомых и родственников – 33%; через Интернет – 26%.
Поиск работы через родственников, друзей, товарищей и знакомых связан с информационной непрозрачностью самого процесса трудоустройства. И для работников (более 36% от общей численности безработных), и для работодателей (33%) обращение к родственникам и друзьям, коллегам и знакомым становится каналом, обеспечивающим доступ к необходимой информации и гарантирующим ее максимальную надежность.
К наиболее перспективным способам поиска работы, быстро набирающим популярность, относится использование Интернета. В 1 полугодии 2010 г. к нему обратилось 1/5 часть безработных.
Проанализировав анкеты безработных граждан, осуществляющих поиск работы, было выделена следующая типология стратегий:
- использование только личных связей (сетевая стратегия в чистом виде);
- использование наряду с личными связями иных способов поиска работы (сетевая смешанная стратегия);
- обращение к другим каналам трудоустройства и неиспользование социальных связей.
Типология стратегий поиска работы представлена на рис. 3.
Рис. 3. Типология стратегий трудоустройства согласно анкетирования, проведенного в 1 полугодии 2010 г., % от общей численности осуществляющих поиск работы в ГО Богданович
За весь наблюдаемый период сетевую стратегию в чистом виде реализовали чуть менее четверти всех ищущих работу респондентов, сетевую смешанную – 54%, не обращались к неформальным посредническим структурам, а использовали иные способы поиска работы около четверти респондентов.
Индивиды, реализующие стратегию трудоустройства исключительно посредством личных связей – это ранее не работавшие и не имеющие опыта работы. Они достаточно оптимистично оценивают свои шансы найти работу.
Следование сетевой смешанной стратегии предполагает обращение к социальным сетям наряду с другими способами трудоустройства – обращением в государственные службы занятости и кадровые агентства, использованием рекламных объявлений и обращением напрямую к работодателю на предприятие. К реализации данной стратегии более склонны безработные, которые уже имеют опыт работы. Индивиды, придерживающиеся сетевой смешанной стратегии поиска работы, в большей степени ощущают необходимость трудоустройства и выражают готовность приступить к работе в короткие сроки.
Стратегия использования других способов поиска работы характеризуется большей долей женщин среди ее приверженцев. Обращение к другим каналам трудоустройства обусловлено дефицитом социального капитала (отсутствием связей, которые можно было бы задействовать в поисках работы); качественными характеристиками сетей, когда возможности для трудоустройства в принципе имеются, но не удовлетворяют требованиям наемного работника.
Эффективность поиска работы, в первую очередь выражается в успешности поиска, т.е. в трудоустройстве.
Согласно проведенному анализу наибольшей популярностью среди каналов поиска работы пользуется служба занятости. Средний коэффициент трудоустройства с помощью службы занятости в анализируемом периоде составил 43,1%.
Одним из факторов, оказывающих влияние на повышение трудоустройства безработных граждан, является социальная адаптация безработного на рынке труда. Большую помощь в адаптации безработных на рынке труда оказывают специалисты ГУ Центра занятости населения г. Богдановича.
Решение задач по организации и проведению программ социальной адаптации в ГУ Центр занятости населения г. Богдановича осуществляется следующими работниками:
- специалистом по профобучению и профориентации;
- консультантами по трудоустройству:
а) консультантом по трудоустройству на первичном приеме - диспетчер-консультант;
б) консультантами по трудоустройству на вторичном приеме.
Важнейшими принципами организации работы в центре занятости населения по содействию в трудоустройстве являются индивидуальный подход к безработным гражданам и минимизация времени их трудоустройства.
В то же время в арсенале центра имеется целый ряд направлений работы, нацеленных на ускоренную психологическую, социальную, профессиональную и трудовую реабилитацию безработных, а именно: психологическая поддержка и профессиональная ориентация; подготовка, переподготовка и повышение квалификации; организация общественных работ; организация временного трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы; социальная адаптация; содействие самозанятости.
Технологическим базовым звеном, объединяющим в единое целое вышеуказанные принципы организации и направления работы центров, стала процедура профилирования безработных граждан, состоящая из двух этапов: определения профиля и определения комплекса мер по восстановлению их занятости.
Первая стадия включает в себя:
- оценку потенциала трудоустройства на основе предполагаемой длительности безработицы;
- оценку мотивации к трудоустройству безработного.
Вторая стадия предполагает определение органом службы занятости индивидуального плана действий безработного на основе данных, полученных на первой стадии профилирования и рекомендованного плана действий.
Для каждой из профильной групп подбирается оптимальный комплекс услуг.
Распределение безработных граждан по профильным группам осуществляется с учетом индивидуальных характеристик, отражающих их потенциал и мотивацию трудоустройства.
Для определения категории граждан, обратившихся за содействием в трудоустройстве, проводилось анкетирование на бланке с последующей обработкой результатов в ПК «Катарсис». После определения потенциала трудоустройства и уровня мотивации к труду автоматически осуществлялось деление клиентов на 4 профильные группы:
- группа «А» – очень активные;
- группа «Б» – активные;
- группа «В» – пассивные;
- группа «Г» – немотивированные на трудоустройство.
Образец анкеты для профилирования безработных граждан представлен в Приложении 1, критерии определения профильных групп – в Приложении Б.
Всего в центр занятости в 2009 г. обратилось 5860 граждан, ищущих работу. Профилирование было осуществлено для 4101 человека, зарегистрированного в форме №1 и относящихся к категории не занятых (69,98% от общего числа обратившихся). Распределение безработных граждан по профильным группам в 2009 году представлено на рисунке 4.
К категории «А» - очень активных отнесено 0,66% от всех спрофилированных безработных граждан (27 человек). Такие клиенты характеризуются:
- высоким жизненным тонусом;
- выраженной готовностью работать, что проявляется во внешних поведенческих признаках: клиент «отрабатывает» все вакансии, приходит на отметку раньше назначенного срока, интересуется особенностями, деталями конкретных рабочих мест;
- уверенностью в себе, высокой самооценкой, эмоциональной уравновешенностью, отсутствием тревожности;
- полным отсутствием внешних индикаторов стресса;
- выраженным стремлением к построению текущих и долгосрочных перспектив.
К категории «Б» (активные) отнесено 17,65% (724 человека). Психоэмоциональное состояние у этой категории безработных характеризуется:
- активной позицией;
- готовностью к трудовой деятельности, выраженной внешними поведенческими признаками;
- уверенностью в собственных силах, высокой самооценкой; эмоциональной уравновешенностью;
- отсутствием индикаторов стресса;
- потребностью в помощи специалиста в деле профессионального самоопределения, построения профессиональной карьеры;
- потребностью в овладении практическими знаниями, навыками по эффективному поиску работы.
Наибольшее число граждан отнесено к категории «В» (пассивные) – 52,57% (2156 человек) от всех спрофилированных. Клиент характеризуется следующими проявлениями психоэмоционального состояния:
- сниженной активностью к поиску работы – включены защитные механизмы; наличием фиксации на негативных состояниях; переживанием психотравмирующих событий;
- проявлением внешних индикаторов стресса (физиологических, эмоциональных, интеллектуальных, поведенческих);
- заниженной самооценкой, неуверенностью в себе, в своих силах по овладению новой работой и специальностью;
- значительными сложностями в профессиональном самоопределении, отсутствием целеполагания;
- потребностью не только в информационной, но и эмоциональной поддержке со стороны специалистов социальной сферы.
В группе «Г» (немотивированные и неперспективные для работодателей) оказалось 29,11% граждан (1194 человека). Представители данной категории в целом характеризуются:
- отсутствием активности к поиску работы; пессимистическими установками в прогнозировании трудоустройства и принятием ситуации отсутствия работы, что проявляется в нежелании даже знакомиться с вакансиями, поиске поводов к отказу от предлагаемой работы, нежелании взаимодействовать с работодателями;
- наличием свойственных клиенту психологических защит.
Динамика безработных граждан, объединенных наличием или отсутствием профессионального потенциала, представлена на рисунке 5.
Рис. 5. Распределение безработных граждан по обобщенным группам