Стратегия поведения безработных на рынке труда (на примере рынка труда ГО Богданович)

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 17:21, дипломная работа

Описание работы

В современных условиях человеку приходится сталкиваться с большим числом трудных ситуаций, преодоление которых оказывает влияние на дальнейшую жизнь и нормальное функционирование личности в социуме.
Одной из таких трудных жизненных ситуаций является потеря работы. Безработица оказывает негативное влияние на физическое и психическое здоровье личности, межличностные и семейные отношения, имеет отрицательные последствия в виде деструктивных форм поведения, а также ухудшении материального, социального и профессионального статуса субъекта.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ БЕЗРАБОТНОГО НА РЫНКЕ ТРУДА
1.1 Сущность понятия и факторы, определяющие стратегию поведения на рынке труда
1.2 Адаптивность поведения безработных
1.3 Способы и стратегии поиска работы
2 АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН НА РЫНКЕ ТРУДА ГО БОГДАНОВИЧ
2.1 Факторы, оказывающие влияние на поведение безработных граждан на рынке труда
2.2 Масштабы использования каналов поиска работы и стратегии трудоустройства безработных граждан
2.3 Влияние службы занятости на адаптивное поведение безработного
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОВ И ПОДХОДОВ К СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН НА РЫНКЕ ТРУДА
3.1 Активизация позиции безработного с помощью индивидуальных проектов личной профессиональной перспективы
3.2 Развитие навыков самопрезентации у безработных с помощью социально-психологического тренинга
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

МОй дипломчик.Стратегия поведения безработныхмой.doc

— 2.90 Мб (Скачать)

Биржа труда - просто еще один способ найти работу (естественно, только по специальности), наряду с другими каналами поиска.

"Кормильцы" - главный фактор, определяющий стратегию на рынке труда - обеспечение семьи. Смена мест работы подчинена желанию найти более достойный заработок. Профессия при этом также ценность, но вторичная. Если интересы семьи (реально - именно детей) требуют на какое-то время отказаться от работы, то это происходит. По преимуществу стараются работать по специальности, но в случае невозможности найти подходящее место пригодной оказывается любая работа.

Диапазон этой категории очень широк, в ней можно выделить много частных случаев и разновидностей. Так, для кого-то безработица оказывается неприятным, но, в общем, "нормальным" этапом трудовой биографии. Поддержка семьи осуществляется за счет нелегальных подработок либо заработка других членов семьи. В стратегии сочетаются и ожидание и поиск. Очень характерны разнообразные подработки.

Для других безработица оказывается настоящей ловушкой. Это, прежде всего люди, которые не могут воспринять разрушения привычной советской системы гендерных контрактов и привыкнуть к новым правилам игры. Попытки вписаться в новую систему практик оказываются неудачными, особенно если им мешают еще и структурные факторы (дискриминация по полу и возрасту). Невозможность качественно исполнять любую гендерную роль (как мужчины-кормильца, так и женщины, отдающей все силы семье) служит сильным стрессогенным фактором.

К этому же типу стратегии примыкает другой - "традиционно женский". В принципе, в его основе также лежит обслуживание интересов семьи, но в результате конкретного расклада жизненных обстоятельств (наличия в семье другого "кормильца"), на работнице не лежит первоочередная обязанность по добыванию денег. Тогда выбор места работы целиком зависит от удобного для семьи распорядка дня.

"Летуны" - стратегия предполагает частую и легкую смену рабочих мест - как по своей специальности, так и по другим, если подворачивается такая возможность. Современная ситуация на рынке труда делает уже гораздо более сложным свободное перемещение между рабочими местами, а если работники этого типа оказываются еще и под воздействием неблагоприятных структурных факторов (возраст, ухудшение здоровья, изменение конъюнктуры спроса на конкретные профессии), то они надолго становятся клиентами биржи труда. Профессиональная мотивированность у них очень слабая, других очевидных ценностей, которые легли бы в основу жизненной стратегии, также не обнаруживается. Семья или отсутствует или не является регулятором поведения. Смена работ довольно частая по самым разным мотивам: материальные притязания, конфликты, неудовлетворенность коллективом. Специальности легко меняются. Зарплата, безусловно, имеет значение, но на высокую заведомо не рассчитывают и ничего практически не предпринимают для ее повышения. Подработок тоже не ищут.

"Выпускники" - название данного типа стратегии (как, впрочем, и всех остальных) условно - речь идет об определенной категории молодых людей, попавших на биржу труда сразу после окончания средне специального или высшего учебного заведения и демонстрирующих "поисковое" по отношению к выбору работы поведение. Услугами государственной службы занятости, как правило, пользуются юноши и девушки, которым родственники по своим каналам не могут найти подходящее место работы. Собственный социальный капитал пока нулевой. Представления о предпочитаемом рабочем месте самые неопределенные. Как правило, регистрация выпускника на бирже (если это не сознательный шаг, нацеленный в основном на получение пособия или еще какие-либо специальные цели), свидетельствует о некоторой дезадаптации. Полное отсутствие опыта работы сильно снижает их конкурентоспособность на рынке труда. Поведенческие модели могут быть различными: от полностью пассивной (использование только возможностей биржи труда, нерегулярные подработки) в случае наличия какого-либо источника материальной поддержки,  до попытки переквалифицироваться, чтобы повысить свои шансы на рынке труда. Но в любом случае, как правило, стратегия носит несколько хаотичный характер и не нацелена на достижение какой-то конкретной профессиональной позиции, скорее, речь идет о поисках привлекательного рабочего места.

"Гедонисты" - поведение на рынке труда определяется поиском наиболее комфортных условий для "самореализации", которая определяется через сферу преимущественно досуговых интересов. Характерны перерывы в трудовом стаже, когда, по выражению респондента, "проедаются активы". Ключевой момент перемены мест работы — "стало неинтересно". Отсутствует ориентация на стабильную занятость, главным в работе является заработок. Благодаря интенсивной "культурной жизни" имеются довольно широкие социальные сети, которые периодически успешно задействуются с целью трудоустройства. Период безработицы воспринимается относительно спокойно, поиск работы ведется чрезвычайно вяло, преимущественно по неформальным каналам, иногда с использованием частных бирж. Семьи нет. Установки на гендерные отношения могут быть традиционными, а могут и элитарными - в любом случае они носят "теоретический" характер. Вообще, главная ценность — избранный стиль жизни, который может поддерживаться разными средствами.

"Универсалы" - главный критерий отнесения к этой группе - относительно частая, рационально мотивированная перемена рабочих мест "по собственному желанию", нередко (но не обязательно) со сменой специальности. Это тип, близкий к гедонистическому, но с гораздо меньшей "внутренней свободой". Для людей этого типа работа, в общем, не является исключительно важной жизненной ценностью, скорее, лишь фрагментом жизни (но и другие ценности не доминируют в явной форме). Они могут обходиться без работы при наличии средств к существованию. Ориентируются чаще на работу в частном секторе и на поиск работы по знакомству. Социальные сети широкие, вообще поддержание отношений с друзьями - очень важная ценность. На рынке труда хватаются далеко не за каждую работу, а только за подходящую, прежде всего, по уровню заработка. Специальность при этом второстепенна, легко меняют область деятельности, но содержание работы имеет значение: работа должна быть интересной - это ключевое слово при описании требований к возможной занятости. Явная ориентация на вертикальную карьеру отсутствует. Подработки носят эпизодический характер, их специально не ищут. Степень активности на рынке труда определяется соотношением величины пособия и привлекательности предлагаемых вакансий. Выжидательная позиция определяется отсутствием комплексов по поводу безработицы и довольно высоким уровнем требований к предполагаемому рабочему месту. Как правило, в период зарегистрированной безработицы нелегально подрабатывают. Но если источники материальной поддержки отсутствуют, то поиск работы ведется интенсивно, сразу по нескольким направлениям. При этом проявляется достаточно большая осведомленность в отношении плюсов и минусов возможных вакансий. Охотно проходят обучение по новой специальности, если только предоставляется такая возможность. Помимо формальной переквалификации, часто осваивают дополнительные навыки и операции непосредственно на рабочем месте.

Некоторые даже вынашивают планы эмиграции. В основном это поколение 30-40 летних (до 45 лет). Специфика молодежи, ориентированной на этот тип стратегии, в том, что реального профессионального опыта она не имеет, но в потенциале демонстрирует готовность переобучаться и ищет работу сразу по нескольким профессиям

В целом этот тип стратегии можно условно назвать еще и "постсоветским", поскольку он явно опирается уже на иные, по сравнению с советскими, нормативные представления о поведении на рынке труда.

Главная особенность - гибкость, мобильность, способность и желание перестраиваться применительно к обстоятельствам. В отличие от групп "стабильных" и "кормильцев", представителям этой группы свойственны более оптимистическое мировосприятие и определенная уверенность в себе. Другое отличие от двух групп "советского" типа – более высокие требования к рабочему месту. Для этой группы характерно также наличие определенной семейной "стратегии жизни", при котором функции супругов оказываются более или менее подвижными и в какой-то степени взаимозаменяемыми в интересах семьи как целого.

"Меркантильные" - главная жизненная ценность - деньги, стратегия на рынке труда целиком подчинена поиску наиболее выгодной в этом смысле работы. От "кормильцев" представители данной группы отличаются тем, что фактор семьи реально не определяет выбор стратегии, хотя наличие семьи может служить декларативным оправданием стратегии. На самом деле деньги играют роль не столько средства поддержания уровня жизни, сколько важнейшего атрибута маскулинности. Поведенческие модели на рынке труда отличаются определенной гибкостью и разнообразием: присутствует и свой бизнес, и полукриминальная деятельность. Представители этой группы могут и очень активно заниматься поиском работы, и вообще не искать ее в том случае, если получают большое пособие. Тогда безработица может являться сознательным шагом, этапом на пути поиска подходящего места. Надо сказать, что откровенная меркантильность как система ценностей демонстрируется прежде всего представителями молодого поколения - это некое новое, чисто "постсоветское" кредо.

Приведенная выше типология носит условный характер. Многие из индивидов принадлежат к "промежуточным типам", к тому же их стратегии меняются на разных стадиях их трудовой и личной биографии.

Можно выделить факторы в наибольшей степени определяющие стратегию поведения индивидов на рынке труда: институциональные, социально-демографические, биографические и эйдециональные (или ценностные) факторы.[3]

К институциональным факторам относится деятельность различных организаций, определяющих ситуацию на рынке труда: государственная служба занятости, частные биржи труда, предприятия, предоставляющие рабочие места и лишающие их (посредством сокращения). Надо заметить, что политика по отношению к безработным в настоящий момент такова, что заставляет многих из них "консервироваться" в этом состоянии. Пособие вполне конкурентоспособно по сравнению с предлагаемыми службой занятости вакансиями. На институциональном уровне фактор пола сказывается самым непосредственным образом: подавляющее большинство респонденток, реально ищущих работу, сталкивалось с открытой и откровенной дискриминацией женщин.

Социально-демографические факторы - это преимущественно образование и возраст (поскольку различия по полу являются основным предметом нашего исследования, мы во всех случаях оговариваем их специально). Дискриминация людей старшего возраста носит не менее, а, скорее, более распространенный характер, чем дискриминация по полу: практически все респонденты старше 50 лет оценивают свои шансы найти работу как малореальные. Это обстоятельство значимо для людей обоих полов.

Влияние образования не столь однозначно: с одной стороны, его наличие дает больший набор возможностей при трудоустройстве, с другой, предполагает осуществление выбора профессии в определенных сегментах рынка труда, нередко как раз в тех, где количество вакансий очень ограничено. И здесь играет роль несовпадение формального образования "по диплому" и реального профессионального уровня, а также профессиональных предпочтений.

К биографическим факторам относят наличие семьи, объем и характер социальных связей индивида. Причем семья, в зависимости от ее состава, может влиять двояко: либо давать дополнительную материальную поддержку (в случае наличия в ней других "кормильцев"), либо серьезно осложнять ситуацию, если в ней присутствуют преимущественно иждивенцы. В первом случае гораздо больше шансов, что индивид любого пола будет проявлять пассивность в поиске рабочего места и предъявлять к нему достаточно высокие требования, как в смысле заработка, так и содержания труда. Во втором - он будет гораздо сильнее мотивирован на поиск работы, но довольно часто степень его свободы в профессиональном выборе будут ограничивать специальные требования, например, близость рабочего места к дому, режим работы и т.п. У женщин объем специальных требований, как правило, бывает значительно выше, поскольку им приходится выполнять функции "работающей матери". Здесь и проходит наиболее драматический разрыв между стратегиями мужчин и женщин: положение мужчин может быть достаточно тяжелым, но редко бывает столь противоречивым по своим функциональным нагрузкам, как положение женщин. Тормозом могут выступать и идеологические мотивы, артикулированные другими членами семьи, прежде всего, мужем.

Наконец, к ценностным факторам в данном контексте относятся, прежде всего, представления о роли и ценности работы в жизни, о характере предпочитаемой профессиональной самореализации, трудовые мотивации. Надо сказать, что здесь ярко проявилась характерная вообще для исследований постсоветского времени картина: при большем или меньшем консерватизме взглядов на традиционное предназначение женщины как "хранительницы очага", совершенно независимо от них подавляющее большинство женщин характером своей стратегии демонстрирует высокую трудовую и профессиональную мотивацию и ориентацию на совмещение ролей матери и работника.

В то же время относительный консерватизм в представлениях о "должном" и "не должном" для мужчин и женщин играет достаточно существенную роль в создании специфической культурной атмосферы, при которой дискриминация по полу даже самими женщинами воспринимается с досадой, но без особого реального протеста, а мужчинами - как естественный порядок вещей.

 

1.2 Адаптивность поведения безработных

 

Способы адаптации безработных к той ситуации, в которой они оказались, можно условно разбить на две большие группы: конструктивные и неконструктивные. Критерием конструктивности является направленность на реальное и позитивное в социальном (достижение приемлемого социального статуса) и психологическом (удовлетворенность, оптимистичность, уверенность в себе) аспектах разрешение жизненной проблемы, возникшей в связи с потерей или отсутствием работы.

Опишем неконструктивные способы, которые блокируют выход человека из трудной жизненной ситуации или обеспечивают такой выход, который не приносит ему удовлетворения.

Защитное, избегающее поведение характеризуется тем, что в одних случаях человек старается не замечать тех проблем, с которыми он столкнулся, уходит в воспоминания о том, как было хорошо на прежнем месте работы, не пытается реалистично посмотреть на ситуацию. В других случаях человек всячески уходит от предложений и ситуаций, которые требуют от него усилий, настойчивости, нового взгляда.

Сознание людей, реализующих данную форму поведения, жестко охвачено сложившимися обстоятельствами, будущее предстает для них перспективой, определяемой внешними силами; они не предпринимают попыток увидеть или принять параллельных путей своего развития; нет уверенности в своей способности изменить ситуацию, более того, они полагают, что предпринимать какие-либо шаги бессмысленно. Такие люди характеризуются растерянностью и потерянностью, общение с ними оставляет впечатление общей угнетенности. Примечательно, что они нередко жалуются на хроническое недомогание, болезни, преследующие их невзгоды.

Хотя применяют к таким людям термины "психологическая защита", "избегание", фиксирующие компенсаторный (иллюзорный) характер решения жизненной проблемы, здесь в ряде случаев могут использоваться и другие понятия, например, "выученная беспомощность". Согласно М. Зелигману (фамилию данного автора также переводят как Селигман) она связана с реакцией отказа, выхода из игры, если человек убеждается в бесполезности своих усилий, которые ни к чему не приводят и ничего не изменяют[4]. Здесь большую роль играет так называемый стиль объяснения, который выступает в качестве модулятора по отношению к выученной беспомощности. То, как человек объясняет себе рядовые неприятности или серьезные поражения, определяет, сколь беспомощным или энергичным он будет.

Информация о работе Стратегия поведения безработных на рынке труда (на примере рынка труда ГО Богданович)