Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 09:10, курсовая работа
Целями работы являются:
изучить теоретические основы и описать существующие на сегодняшний день модели социальной рыночной экономики;
определить, что можно позаимствовать для себя из опыта других стран (Швеция, Германия);
показать состояние нашей экономики на сегодняшний день и изложить некоторые пути ее становления и оздоровления.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА И ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 4
2. СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА 10
3. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
Еще один принцип социальной рыночной экономики представлен механизмом общественно-частного партнерства (ОЧП), или социального партнерства (СП). Сегодня социальное партнерство становится одним из ведущих принципов организации социально-экономических систем. В основе социального партнерства лежит идея толерантного отношения к «другим», терпеливого и настойчивого поиска компромисса между предрасположенными к конфронтации социальными группами; институт общественно-частного партнерства отражает высокий уровень развития политической культуры общества. Общественно-частное партнерство – это, собственно, выход рыночных отношений за границы экономики в сферу социальных отношений: государство, муниципалитеты, продавцы и покупатели рабочей силы договариваются об условиях «сделки» как равноправные участники социального контракта. Более того, широкий рыночный контекст «сделки» включает ресурсы внеэкономических и неэкономических сфер жизнедеятельности общества и человека – различные виды капитала, социокультурные поля, коды и внутренние правила «habitus» разнородных жизненных сред социума (П. Бурдье).
Президент Фонда Людвига Эрхарда О. Шлехт отмечает, что идея социального рыночного хозяйства была выдвинута, исходя из гуманистических и христианско-социальных принципов, как свободная и гуманная альтернатива центрально планируемой командно-административной государственной экономике и чистому капитализму (laissez-faire). Это обстоятельство особенно значимо для создания высокоразвитого во всех отношениях общества – ни одна модель развития экономики его не учитывает. Кроме этого, принимается во внимание тот факт, что экономика не может функционировать, исходя из того, что человек в первую очередь стремится удовлетворять собственные экономические потребности. Чем выше уровень развития общества, тем большую значимость приобретает необходимость удовлетворения потребностей социальных. В определенной степени именно этой необходимостью и обусловлен уровень общественного развития.
Шведская модель организации экономической и политической жизни позволяет выделить те принципы, которые обеспечили этой стране развитие на протяжении длительного времени без социальных потрясений, глубоких политических конфликтов, обеспечивая при этом высокий уровень жизни и социальных гарантий для большинства населения. Назовем главные из них:
Основанный на этих принципах шведский тип организации жизни общества обеспечивает высокий уровень экономической эффективности и высокие жизненные и экологические стандарты. Экономически эта модель базируется на получении своеобразной “технологической ренты”, получаемой страной на внутреннем и мировом рынках за высокое качество и инновационность продукции.
Опыт Швеции интересен в том отношении, что в ее социально-экономической практике общие закономерности развития социально ориентированной рыночной системы хозяйства, присущие любым другим странам на стадии постиндустриального общества, проявились исключительно ярко и выпукло.
Шведская
разновидность государства
В Швеции налог на доходы физических лиц варьируется от 31%, если он не превышает 170 тыс. крон, до 51% за пределами этого порогового минимума. Корпоративный налог был снижен с 50%в 1980-х гг. до 25% в настоящее время. Налог на НДС был введен в Швеции в 1969г. И составляет в среднем 25%1. Шведскому государству удалось на протяжении длительного времени сочетать полную занятость и соцзащиту с высокой экономической эффективностью и быстрым ростом производительности труда.
Швеции принадлежит приоритет по многим начинаниям социально-экономического плана: в проведении активной политики выравнивания доходов и высокой доли перераспределения через госбюджет национального продукта, выработке курса на эгалитарное общество всеобщего благоденствия; организации социального диалога; перехода от политики потребительского отношения к окружающей человека природной среде к экологически дружественной политике промышленного развития через ужесточение норм загрязнения и других экологических стандартов, запрет на строительство АЭС.
Первая в 20 веке реформа шведской социально-экономической системы была проведена в 1930-е гг. Выход из кризиса, как и во всех капиталистических странах, был найден в усилении государственного регулирования и осуществлен путем повышения распределительных функций госбюджета при усилении социального обеспечения.
Один
из основателей шведского варианта
концепции социального
Согласно
его концепции экономический
кризис, если он принимает затяжной
характер, должен служить двигателем
изменения своей структуры
Шведский
опыт показывает, что экономическая
система, которая позволяет
Экономическое регулирование в
Швеции имеет достаточно
Государственный бюджет Швеции подтверждает, что шведская экономическая система ориентирована на достижение социальных целей: обеспечение относительной эгалитарности, понимаемой как уменьшение при помощи налогов резкой дифференциации доходов, уменьшение бедности при обеспечении полной занятости. Более 50% ВВП страны проходит перераспределение через государственный бюджет, в том числе более 2/3 этой части валового продукта страны направляется на услуги социальной направленности, включая бесплатное здравоохранение, образование и др.
Гуманность шведской
Новшеством, существенно продвигавшим Швецию по пути социализации, было предложение шведских профсоюзов (еще в 1970-х гг.) создать контролируемые профсоюзами и финансируемые за счет налогов инвестиционные фонды трудящихся, которые приняли бы на себя руководство шведскими корпорациями.
После многочисленных дебатов и колебаний предложение было реализовано в смягченном варианте одновременно с мерами реорганизации государственной пенсионной системы в 1993 г., однако уже в следующем году оно было дезавуировано буржуазно ориентированным правительством.
В
системе государственного регулирования
экономики страны нашли отражение
идеи рациональной централизованной экономики
и социального планирования, развитые
Г.Мюрдалем. Кооперативный характер
отношений между
В
последние 50 лет у власти находились
почти все время социал-
Когда
шведская модель социально ориентированной
экономики достигла зрелости, стали
проявляться некоторые
Экономическая реформа Швеции в начале 1990-х гг. позволила также провести структурную трансформацию экономики: из-за дерегулирования повысилась конкурентность на внутреннем рынке, снизилась доля традиционных отраслей и повысилась доля наукоемких производств, особенно экспортоориентированных - фармацевтики и электроники. Выросла степень концентрации совокупного промышленного потенциала: 25 крупных компаний контролируют 80%5 совокупного промышленного производства в стране. В период 1991 -1994 гг. несоциалистическое правительство приватизировало ряд государственных компаний. Ускорился рост инновационных процессов. Шведская социально-политическая система, на первый взгляд, выглядит довольно идеальной не только в сравнении с белорусской, но и в международном сопоставлении, представляя собой этакий остров мирного разрешения всех политических и социальных конфликтов, позволяя сочетать высокую экономическую эффективность с социальным равенством, экологической защитой и промышленными инновациями. Но реальность иная: растет дефицит государственного бюджета и безработица, внушает тревогу размер внешнего долга, имеются структурные проблемы. Шведская модель в условиях интернационализации и глобализации подвергается испытаниям на прочность, и не исключена дальнейшая трансформация всех ее политических и экономических институтов. Шведские эксперты считают, что страна нуждается в серьезных институциональных реформах.
Информация о работе Становление социально-ориентированной экономики в Республике Беларусь