Становление социально-ориентированной экономики в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 09:10, курсовая работа

Описание работы

Целями работы являются:
изучить теоретические основы и описать существующие на сегодняшний день модели социальной рыночной экономики;
определить, что можно позаимствовать для себя из опыта других стран (Швеция, Германия);
показать состояние нашей экономики на сегодняшний день и изложить некоторые пути ее становления и оздоровления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА И ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 4
2. СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА 10
3. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Работа содержит 1 файл

Социально-ориентированная экономика.doc

— 187.00 Кб (Скачать)

      Еще один принцип социальной рыночной экономики  представлен механизмом общественно-частного партнерства (ОЧП), или социального  партнерства (СП). Сегодня социальное партнерство становится одним из ведущих принципов организации социально-экономических систем. В основе социального партнерства лежит идея толерантного отношения к «другим», терпеливого и настойчивого поиска компромисса между предрасположенными к конфронтации социальными группами; институт общественно-частного партнерства отражает высокий уровень развития политической культуры общества. Общественно-частное партнерство – это, собственно, выход рыночных отношений за границы экономики в сферу социальных отношений: государство, муниципалитеты, продавцы и покупатели рабочей силы договариваются об условиях «сделки» как равноправные участники социального контракта. Более того, широкий рыночный контекст «сделки» включает ресурсы внеэкономических и неэкономических сфер жизнедеятельности общества и человека – различные виды капитала, социокультурные поля, коды и внутренние правила «habitus» разнородных жизненных сред социума (П. Бурдье). 

2. СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ  СОЦИАЛЬНОГО РЫНОЧНОГО  ХОЗЯЙСТВА

 

      Президент Фонда Людвига Эрхарда О. Шлехт отмечает, что идея социального рыночного хозяйства была выдвинута, исходя из гуманистических и христианско-социальных принципов, как свободная и гуманная альтернатива центрально планируемой командно-административной государственной экономике и чистому капитализму (laissez-faire). Это обстоятельство особенно значимо для создания высокоразвитого во всех отношениях общества – ни одна модель развития экономики его не учитывает. Кроме этого, принимается во внимание тот факт, что экономика не может функционировать, исходя из того, что человек в первую очередь стремится удовлетворять собственные экономические потребности. Чем выше уровень развития общества, тем большую значимость приобретает необходимость удовлетворения потребностей социальных. В определенной степени именно этой необходимостью и обусловлен уровень общественного развития.

      Шведская  модель организации экономической  и политической жизни позволяет  выделить те принципы, которые обеспечили этой стране развитие на протяжении длительного времени без социальных потрясений, глубоких политических конфликтов, обеспечивая при этом высокий уровень жизни и социальных гарантий для большинства населения. Назовем главные из них:

  • высокий уровень развития политической культуры, кооперационный характер отношений между разными слоями и группами населения и политическими партиями, сложившийся на основе взаимного понимания коренных интересов, признания их законного характера  и готовности решать даже самые острые вопросы на основе соц. приемлемых компромиссов и научной экспертизы (кооперационная культура) в экономической сфере – высокая конкурентоспособность промышленности, базирующаяся на создании особого сектора экономики, основанного на интеграции между наукой, образованием и производством, на взаимодействии госинститутов с частным бизнесом, сотрудничестве или даже сращивании крупных предприятий с малыми и средними в крупные единые научно-производстввенные системы, функционирующие как будто самостоятельно, интеграции различных сфер деятельности, начина от производства новых знаний до их освоения инновационным предпринимательством и крупномасштабного тиражирования освоенных образцов изделий (инновационный климат);
  • в социальной области – возрастание среди традиционных факторов производства (труд – капитал – технологии – природные ресурсы) значения человеческого фактора – высококвалифицированного, творческого характера труда, которое получило выражение в концепции “человеческого капитала” и соц. направленности экономического развития страны, обеспечивающей высокий уровень политической и экономической стабильности общества и вызывающей к жизни могучие созидательные силы социума шведского типа (социальная ориентация).

      Основанный  на этих принципах шведский тип организации  жизни общества обеспечивает высокий уровень экономической эффективности и высокие жизненные и экологические стандарты. Экономически эта модель базируется на получении своеобразной “технологической ренты”, получаемой страной на внутреннем и мировом рынках за высокое качество и инновационность продукции.

      Опыт  Швеции интересен в том отношении, что в ее социально-экономической  практике общие закономерности развития социально  ориентированной рыночной системы хозяйства, присущие любым  другим странам на стадии постиндустриального общества, проявились исключительно ярко и выпукло.

      Шведская  разновидность государства всеобщего  благоденствия получила развитие в  результате перехода страны на кейнсианские принципы управления экономикой. В  шведском “доме для народа” высокий  уровень жизни и социальной защищенности, которые обеспечивают для большинства населения, сочетается с почти полной занятостью, а социальное обеспечение, финансируемое за счет широкомасштабного перераспределения через налоги и госбюджет высокой доли доходов населения, носит универсальный характер.

      В Швеции налог на доходы физических лиц варьируется от 31%, если он не превышает 170 тыс. крон, до 51% за пределами  этого порогового минимума. Корпоративный  налог был снижен с 50%в 1980-х гг. до 25% в настоящее время. Налог на НДС был введен в Швеции в 1969г. И составляет в среднем 25%1. Шведскому государству удалось на протяжении длительного времени сочетать полную занятость и соцзащиту с высокой экономической эффективностью и быстрым ростом производительности труда.

      Швеции принадлежит приоритет по многим начинаниям социально-экономического плана: в проведении активной политики выравнивания доходов и высокой доли перераспределения через госбюджет национального продукта, выработке курса на эгалитарное общество всеобщего благоденствия; организации социального диалога; перехода от политики потребительского отношения к окружающей человека природной среде к экологически дружественной политике промышленного развития через ужесточение норм загрязнения и других экологических стандартов, запрет на строительство АЭС.

      Первая  в 20 веке реформа шведской социально-экономической  системы была проведена в 1930-е  гг. Выход из кризиса, как и во всех капиталистических странах, был  найден в усилении государственного регулирования и осуществлен путем повышения распределительных функций госбюджета при усилении социального обеспечения.

      Один  из основателей шведского варианта концепции социального рыночного  хозяйства – Г. Мюрдаль справедливо  связал прогресс в экономическом  и индустриальном развитии с прогрессом социальным, а трудности в достижении роста объяснял отсталостью и архаичностью общественных структур.

      Согласно  его концепции экономический  кризис, если он принимает затяжной характер, должен служить двигателем изменения своей структуры общественных и политических отношений, функций полит. институтов, как это и произошло в Швеции в 1930-е гг. и было продолжено в послевоенные годы.

      Шведский  опыт показывает, что экономическая  система, которая позволяет компенсировать высококвалифицированный и интенсивный труд, создающий высококачественную и инновационную продукцию или услуги, возрастающим уровнем жизни, пробуждает и вводит в действие на пользу экономическому и общественному развитию могучие созидательные силы общества. Тот крупный общественный сдвиг в сторону социально ориентированного рыночного хозяйства, который начался в Швеции в 1930-х гг. и был продолжен в 1960-1970-ее гг., обеспечил мощный подъем и поныне, потребовав в начале 1990-х гг. некоторой перенастройки политико-экономического механизма.

        Экономическое регулирование в  Швеции имеет достаточно всеобъемлющий  и широкий характер: государство  контролирует не только доходы  и прибыли, но и использование  капитала, рабочей силы, а также  цены через антимонопольное законодательство  и специальные ведомства, такие, как Ведомство по делам цен и картелей, Суд по делам антикарательного регулирования, специфический юридический институт - специальное доверенное лицо – омбудсмен, которое следит за соблюдением правил свободной конкуренции. Швеция имеет большой опыт регулирования цен, контроля за конкуренцией и введения ограничений на несправедливую торговую практику. В послевоенные годы государство регулировало цены преимущественно через антимонопольное законодательство, а также через установление технических нормативов, таможенного и импортного регулирования, выделение субсидий, предназначенных для поддержания приемлемых для потребителей цен и тарифов, контроль над экономической деятельностью муниципалитетов. В связи с расширением конкуренции из-за внешнеторговой либерализации и присоединения к ЕС, а также снижением инфляции в шведской экономике и произошел отказ от контроля над ценами, так как он стал попросту излишним. Кроме того, свободу проведения ценовой политики и введения контроля над ценами теперь ограничивают правила ЕС: ведь Швеция инкорпорировала в свое законодательство 1400 общеевропейских норм. Де регуляция экономической жизни, характерная для Швеции в 1990-х гг., восстановление экономического роста, повышение состязательности со стороны внешних торгово-экономических партнеров, снижение инфляции - все это снизило потребности в государственном регулировании цен в стране. В настоящее время контроль в Швеции над ценами осуществляется в основном при помощи антимонопольного законодательства.

      Государственный бюджет Швеции подтверждает, что шведская экономическая система ориентирована на достижение социальных целей: обеспечение относительной эгалитарности, понимаемой как уменьшение при помощи налогов резкой дифференциации доходов, уменьшение бедности при обеспечении полной занятости. Более 50% ВВП страны проходит перераспределение через государственный бюджет, в том числе более 2/3 этой части валового продукта страны направляется на услуги социальной направленности, включая бесплатное здравоохранение, образование и др.

        Гуманность шведской социальной  политики проявляется и в том,  что работодатели 43% фонда заработной  платы отчисляют в фонды пенсионного  страхования, а пособия по болезни  или уходу за ребенком выплачиваются  в размере 90% заработка2.

        Новшеством, существенно продвигавшим Швецию по пути социализации, было предложение шведских профсоюзов (еще в 1970-х гг.) создать контролируемые профсоюзами и финансируемые за счет налогов инвестиционные фонды трудящихся, которые приняли бы на себя руководство шведскими корпорациями.

      После многочисленных дебатов и колебаний  предложение было реализовано в  смягченном варианте одновременно с  мерами реорганизации государственной  пенсионной системы в 1993 г., однако уже  в следующем году оно было дезавуировано  буржуазно ориентированным правительством.

      В системе государственного регулирования  экономики страны нашли отражение  идеи рациональной централизованной экономики  и социального планирования, развитые Г.Мюрдалем. Кооперативный характер отношений между предпринимателями, политической элитой и трудящимися выразился в том, что был найден компромисс глобального характера. Они взаимно признали следующие уступки друг другу: рабочее движение отказалось от проведения широкомасштабной национализации, а шведские работодатели признали за социал-демократами право на проведение социально ориентированных реформ и трансформацию Швеции в государство всеобщего благоденствия. Сложилась своеобразная политическая культура мирного разрешения конфликтов на основе консенсуса, исключающего подчинение одной стороны другой.

      В последние 50 лет у власти находились почти все время социал-демократические  правительства. Стабильность социальной направленности шведской экономической  системы показывает динамика изменения  цен. Например, за период 1980-1990-х гг. цены на акции выросли в 10 раз, на жилые помещения - в 5, на офисные помещения - в 4, в то время как на потребительские товары - только в 2 раза.

      Когда шведская модель социально ориентированной  экономики достигла зрелости, стали  проявляться некоторые негативные черты: появилась безработица, замедлились темпы экономического роста, снизилась эффективность, ослабились стимулы к интенсивному, высококачественному труду. И опять-таки и политический истеблишмент, и широкие слои трудящихся проявили солидарность в том, что взаимно согласились на корректировку модели организации и функционирования шведского общества. Эта перенастройка началась в 1990-е гг., как раз накануне присоединения к ЕС. Шведское законодательство было отрегулировано в соответствии с неолиберальными принципами, получившими применение в Евросоюзе: были несколько сокращены расходы на социальные нужды, что привело к незначительному снижению уровня жизни отдельных слоев населения (однако не более, чем на 10%), были уменьшены корпоративные налоги - сначала с 50 до 30%, а затем до 25%3 - что имело целью стимулировать инвестиции и поддерживать полную занятость. В начале 1990-х гг. проводилась жесткая антиинфляционная политика, продолжались реформы по линии ужесточения требований к получателям социальных выплат, улучшения условий деятельности для малых и средних предприятий, уменьшения налогов на имущество. За 1991-1996 гг. в Швеции было осуществлено около 300 изменений правил в системе социального обеспечения и 50 изменений в правила регулирования рынка труда. В результате своевременно предпринятой корректировки экономической политики удалось переломить начавшийся в стране кризис, выразившийся в сокращении ВВП Швеции в период с 1991 по 1993 гг. Уже с 1994 г. начался промышленный и экономический рост: с 1994 по 1996 гг. ежегодный прирост составил 2,8%4. Динамика производительности труда, превышающая средние для стран-участниц ОЭСР показатели, подтвердила, что направление реформы по-шведски было выбрано правильно.

      Экономическая реформа Швеции в начале 1990-х гг. позволила также провести структурную трансформацию экономики: из-за дерегулирования повысилась конкурентность на внутреннем рынке, снизилась доля традиционных отраслей и повысилась доля наукоемких производств, особенно экспортоориентированных - фармацевтики и электроники. Выросла степень концентрации совокупного промышленного потенциала: 25 крупных компаний контролируют 80%5 совокупного промышленного производства в стране. В период 1991 -1994 гг. несоциалистическое правительство приватизировало ряд государственных компаний. Ускорился рост инновационных процессов. Шведская социально-политическая система, на первый взгляд, выглядит довольно идеальной не только в сравнении с белорусской, но и в международном сопоставлении, представляя собой этакий остров мирного разрешения всех политических и социальных  конфликтов, позволяя сочетать высокую экономическую эффективность с социальным равенством, экологической защитой и промышленными инновациями. Но реальность иная: растет дефицит государственного бюджета и безработица, внушает тревогу размер внешнего долга, имеются структурные проблемы. Шведская модель в условиях интернационализации и глобализации подвергается испытаниям на прочность, и не исключена дальнейшая трансформация всех ее политических и экономических институтов. Шведские эксперты считают, что страна нуждается в серьезных институциональных реформах.

Информация о работе Становление социально-ориентированной экономики в Республике Беларусь