Становление социально-ориентированной экономики в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 09:10, курсовая работа

Описание работы

Целями работы являются:
изучить теоретические основы и описать существующие на сегодняшний день модели социальной рыночной экономики;
определить, что можно позаимствовать для себя из опыта других стран (Швеция, Германия);
показать состояние нашей экономики на сегодняшний день и изложить некоторые пути ее становления и оздоровления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА И ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 4
2. СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА 10
3. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Работа содержит 1 файл

Социально-ориентированная экономика.doc

— 187.00 Кб (Скачать)

      Опыт  многих государств, вставших на путь преобразования своей экономики, показал, что для эффективного развития недостаточно создать необходимые экономические и технико-технологические условия. Требуется активное участие государства в качестве партнера в реализации субъектами хозяйствования этих условий. При этом сделаны важные выводы о неприемлемости как модели развития страны с доминирующей ролью государства, так и о принципиальной невозможности обеспечения прогресса в экономическом развитии без эффективного государства, а также вывод о том, что общественное благосостояние не может быть достигнуто лишь с помощью механизмов рыночной системы с ее множеством изъянов по отношению к эффективному распределению ресурсов, решению социальных и экологических проблем, безопасному развитию.

      Разработчики  “Концепции социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 года” считают, что стратегией трансформации государственности страны на перспективу должно стать повышение роли государства по поддержанию экономического и социального благосостояния; сочетание и гармонизация различных механизмов рыночного, государственного и общественного регулирования для обеспечения стабильного развития на основе надежных гарантий в исполнении законов, партнерства, активного участия граждан в совместном формировании государственной политики через различные общественные группы и государственные институты.

      Для реализации этого стратегического  направления в условиях ограниченности ресурсов функции государства в  ближайший период должны быть приведены  в соответствие с его потенциалом. Поэтому предусматривается уточнить круг выполняемых государством функций, прежде всего, по обеспечению жизненно важных экономических и социальных потребностей общества, это:

      обеспечение гарантий прав и свобод личности, прав собственника и субъекта хозяйствования; формирование устойчивой макроэкономической ситуации, включающей эффективное функционирование финансовых учреждений; проведение активной внешнеэкономической политики, направленной на развитие интеграционных связей со странами ближнего и дальнего зарубежья; инвестиции в социальное обеспечение и развитие инфраструктуры общегосударственного значения; обеспечение гарантий минимума благ и услуг совместного пользования (образование, здравоохранение, культура, коммуникации и другие жизнеобеспечивающие блага и услуги); поддержка социально незащищенных групп населения; охрана окружающей среды; формирование рациональных территориальных пропорций воспроизводства и комплексное развитие производительных сил регионов; обеспечение национальной безопасности страны; создание правовой базы и обеспечение неукоснительного ее соблюдения.

      В ближайшие годы представляется целесообразным завершить кодификацию законодательства, регулирующего основные виды общественных отношений, в первую очередь, социально-экономических  и трудовых, при условии сближения и унификации правовых систем Беларуси и России и приведения национального законодательства в соответствие с общепризнанными принципами международного права.

      Не  только теория, но и состоявшийся опыт формирования социальной рыночной экономики в ряде стран Запада позволяют вывести некоторые основные принципы этого вида экономической системы.

      Во-первых, социальная рыночная экономика может  быть реализована только на основе права, в правовом государстве, где  утверждается всеобщее уважение общепринятых законов, особенно в сфере экономики.

      Во-вторых, принцип свободы экономической  деятельности в рамках существующих законов. Каждый свободен выбирать свое дело и трудиться на его благо, взять на себя экономическую ответственность  за результаты.

      В-третьих, принцип полной занятости трудоспособного  населения, который разными методами должно обеспечивать государство.

      В-четвертых, принцип установления социальных гарантий, равных для всех возможностей.

      В-пятых, принцип социальной справедливости для всех слоев населения и граждан.

      В-шестых, принцип социальной защиты людей, оказавшихся  незащищенными.

      В-седьмых, принцип устойчивости экономического роста как материальной основы для  всеобщего и справедливого благосостояния.

      В-восьмых, принцип социального партнерства, означающий равноправные и равноответственные отношения между нанимателями, работниками и государством.

      И, в-девятых, принцип социальной ответственности  граждан за экономическую эффективность  своей и общей деятельности, за свой образ жизни.

      Исходя  из таких принципов, можно представить  основные функции рассматриваемой  экономической системы.

      Если  вспомнить, что общей функцией любой  экономической системы является обеспечение материальных условий  жизнеспособности общества, то она, естественно, остается главной функцией и социальной рыночной экономики. Тогда другими, специфическими ее функциями будут:

      удовлетворение  социальных потребностей общества и  граждан; обеспечение социальной справедливости; обеспечение роста материального  и духовного благосостояния всех слоев общества в меру экономического роста; социальное умиротворение, смягчение социальных противоречий.

      Главными  составляющими (компонентами) социальной рыночной экономики при таком  представлении являются рыночное хозяйство  и социальная сфера.

      Их  соотношение, т.е. структура не может  обозначиться строго, поскольку будет, несомненно, зависеть от конкретных условий  реализации (от страны, ее развитости, потенциала, менталитета и т.п.)

      Не  зря до сих пор в литературе не утихает спор о том, где в этой формуле (социальная рыночная экономика) ставить акцент, чего в ней больше? Двойственность понятия имеет свои минусы и плюсы. Плюс, видимо, прежде всего в том, что эта формула позволяет варьировать, создавать модели, которые на разной “почве” взрастят более (или менее) крупные и яркие экономические и социальные плоды.

      В Республике Беларусь очень мало промышленно  значимых полезных ископаемых, но есть все  необходимые условия для  сельскохозяйственного производства. По показателю наличия земельных  ресурсов на душу населения Беларусь занимает четвертое место среди стран СНГ —  0,56 гектара пахотных земель, что ниже лишь показателей России, Украины и Казахстана. В то же время этот показатель значительно выше, чем в среднем по ЕС, — около 0,2 гектара земель на душу населения (до присоединения новых стран в 2004 г.).

      Ни  одна страна в мире, даже с самой  высокоразвитой рыночной экономикой, не рискует оставаться без современного сельскохозяйственного производства. На нынешнем этапе основным направлением в строительстве социально ориентированного рыночного хозяйства в Республике Беларусь являются возрождение и развитие села. Кроме надежного обеспечения страны продовольствием, реформирование села открывает благоприятные перспективы для развития предпринимательства, причем, и это самое главное, в реальном секторе экономики придает ускорение формированию конкурентной среды и переходу к эффективным рыночным отношениям.

      Оценка, анализ и прогнозирование национального  богатства становятся важными инструментами  формирования современной модели белорусского социального рыночного хозяйства. Это объясняется следующими обстоятельствами. Во-первых, в совокупном потреблении населения заметно возрастает роль накопляемых благ. Во-вторых, в богатстве получают отражение количественные и качественные параметры состояния природной среды, которое становится значимым приоритетом социально-экономического развития. В-третьих, в каком-то смысле преодолевается извечное «отчуждение» богатства от человека, богатство все более становится не только выражением некоего запаса вещных благ, противостоящих человеку, но и показателем уровня развития как самой сущности человека, так и преобразованной им внешней природной среды. 

      Республика  Беларусь последовательно реализует  избранную модель социально ориентированной рыночной экономики.

      Достигнуты  высокие темпы ее развития. Валовой  внутренний продукт в расчете  на душу населения по паритету покупательной  способности увеличится за текущее  пятилетие почти на 70 процентов, а производительность труда на одного занятого в экономике — с 19,2 тыс. долларов США в 2005 году до 26,2 тыс. долларов США в 2010 году.

      При этом на результаты выполнения данной Программы существенное влияние  оказали изменения условий импорта  энергоресурсов и повышение цен  на них, ухудшение других внешних факторов, обусловленных влиянием мирового финансово–экономического кризиса.

      В 2006 — 2010 годах в развитии экономики  можно условно выделить три этапа (докризисный, кризисный, посткризисный).

      В первые три года пятилетки наблюдались  высокие темпы роста: среднегодовые темпы прироста ВВП составили 9,5 процента, продукции промышленности — 10,5, инвестиций в основной капитал — 23,8, реальной заработной платы — 12,1 процента.

      Мировой финансово–экономический кризис оказал отрицательное влияние на социально–экономическое развитие страны, обусловив замедление темпов роста ВВП и заработной платы в 2009 году относительно 2008 года (темпы роста ВВП составили 100,2 процента, реальной заработной платы — 100,1 процента) и снижение промышленного производства (98 процентов к уровню 2008 года).

      Особенно  его негативные последствия проявились в 2009 году в сфере внешнеэкономической  деятельности республики: экспорт снизился до 67,1 процента к уровню 2008 года. Дефицит  достиг значительной для Беларуси величины в 11,4 процента от ВВП.

      Вместе  с тем благодаря своевременно принятым антикризисным мерам и  применению гибкого государственного регулирования экономики темпы  падения производства были меньшими, чем в других странах СНГ. К  концу 2009 года удалось приостановить  кризисные процессы и в целом по экономике выйти на пусть и незначительный, но прирост ВВП.

      Беларусь  существенно продвинулась по пути создания инновационной экономики. На 1 августа 2010 г. создано 105 новых производств, модернизировано и реконструировано 255 действующих предприятий, внедрено 359 новых технологий. Освоен выпуск многих видов импортозамещающей продукции. В настоящее время республика экспортирует бесшовные горячекатаные трубы, железнодорожные вагоны, автобусы, зерноуборочные комбайны, полированное стекло, микроволновые печи, автоматические стиральные машины.

      Ускоренными темпами осваивается выпуск новой  высококачественной продукции, что  сказалось на увеличении экспорта промышленных товаров, которые в настоящее  время поставляются более чем  в 140 стран мира. Объем экспортных поставок увеличится в 2010 году по сравнению с 2005 годом в 3 раза.

      Активно проводится модернизация электроэнергетики  республики. В 2006 — 2010 годах реализован 21 проект, в том числе модернизация энергоблоков на Лукомльской ГРЭС, Минской ТЭЦ–3, Гродненской ТЭЦ–2, Лидской ТЭЦ. Построено 6 мини–ГЭС и 3 ТЭЦ на местных видах топлива, введено в эксплуатацию более 1,4 тыс. котлоагрегатов на местных видах топлива.

      Все это позволило увеличить долю местных возобновляемых энергоресурсов в балансе котельно–печного топлива с 16,8 процента в 2005 году до 20,5 процента в 2010 году, сэкономить за счет энергосберегающих мероприятий более 8,5 млн. тонн условного топлива, что составляет 4,5 процента от валового потребления топливно–энергетических ресурсов за пятилетие.

      Валовой объем производства зерна за текущее  пятилетие достиг 38 млн. тонн, что  в 1,3 раза больше сбора зерновых за 2001 — 2005 годы. Урожайность зерновых культур  устойчиво превышает по стране 30 центнеров с гектара.

      Укрепляется национальная продовольственная безопасность: достигнута полная самообеспеченность по стратегическим видам продуктов питания, а в общем объеме потребления продовольствия импорт составляет менее 10 процентов.

      Сельское  хозяйство становится существенным источником пополнения валютных резервов страны. Объем экспорта продовольствия за пятилетие увеличится в 2 раза и составляет в 2010 году около 3 млрд. долларов США.

      Дальнейшее  развитие получила социальная инфраструктура села. Создано 1.481 сельское поселение  нового типа — агрогородок, где условия жизни максимально приближены к городским. Номинальная начисленная заработная плата в сельском хозяйстве увеличится с 286 тыс. рублей в 2005 году до 940 — 960 тыс. рублей в 2010 году.

      В результате развития предприятий, использующих в своей деятельности местное сырье и ресурсы, решаются вопросы занятости населения и улучшения его жизни в малых и средних городских поселениях, где за последние 4 года создано более 120 тыс. новых рабочих мест.

      В строительном комплексе в 2006 — 2010 годах  обеспечен высокий рост объема подрядных работ (почти в 2 раза). По строительству жилья на одного человека республика занимает первое место на постсоветском пространстве.

Информация о работе Становление социально-ориентированной экономики в Республике Беларусь