Становление социально-ориентированной экономики в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 09:10, курсовая работа

Описание работы

Целями работы являются:
изучить теоретические основы и описать существующие на сегодняшний день модели социальной рыночной экономики;
определить, что можно позаимствовать для себя из опыта других стран (Швеция, Германия);
показать состояние нашей экономики на сегодняшний день и изложить некоторые пути ее становления и оздоровления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА И ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 4
2. СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА 10
3. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Работа содержит 1 файл

Социально-ориентированная экономика.doc

— 187.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 

      Становление экономической системы рыночного типа выдвигает в число первоочередных такие вопросы, как преобразование механизма управления, изменение принципов мотивации труда.

      В каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйства, так  как страны отличаются уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. Рыночная экономика включает в себя несколько различных по содержанию моделей экономики, отличающихся в зависимости от степени воздействия государства на экономику и приоритетных задач.

      Однако  современная модель рыночного хозяйствования, которая сложилась в странах  с высоко- и среднеразвитой рыночной экономикой, характеризуется рядом  общих закономерностей: открытость рынка; высоким уровнем развития экономики страны в целом и инфраструктуры рынка; развитой системой методов регулирования национальной экономики; экономическим ростом.

      Таким образом, тема курсовой работы актуальна, так как сегодня Республика Беларусь находится в процессе становления  социально-ориентированной рыночной экономики.

      Успехи  Германии настолько внушительны, что  вполне закономерно поставлен вопрос — может ли экономика Беларуси чему-либо научиться, что-либо позаимствовать. В этой связи опыт концептуальной разработки и практического воплощения концепции социального рыночного хозяйства представляется не только актуальным, интересным, но и необходимым в связи с тем, что многие проблемы в области экономической политики ФРГ (особенно периода восстановления после Второй мировой войны) перекликаются и поразительно совпадают с сегодняшними белорусскими, а уроки их разрешения (денежная реформа, насыщение товарного рынка и т. д.) крайне поучительны.

      Целями  работы являются:

    • изучить теоретические основы и описать существующие на сегодняшний день модели социальной рыночной экономики;
    • определить, что можно позаимствовать для себя из опыта других стран (Швеция, Германия);
    • показать состояние нашей экономики на сегодняшний день и изложить некоторые пути ее становления и оздоровления.

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ  ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО  ГОСУДАРСТВА И ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

      В мировой науке политико-правовая и экономическая разработка вопросов социального государства опирается  на труды немецких правоведов и экономистов  второй половины XIX века Л. фон Штейна, Фр. Наумана, А. Вагнера, Г. Шмоллера. Идеи социального государства были реализованы «новым курсом» Ф. Рузвельта в США в довоенное время, который привел к созданию американской модели «смешанной экономики», а с 1945 г. – и правительством лейбористов в Великобритании. После окончания Второй мировой войны идея социального государства была отражена в принципах конституций многих стран (например, Италии, ФРГ, Франции, Японии, Испании, Португалии, Швеции и др.). В Западной Европе теоретические основы социальной рыночной экономики восходят к работам ученых фрайбургской экономической школы (В. Ойкена, Ф. Бема и др.), разработавших концепцию порядков (die Ordnungstheorie). Этот подход обычно называют ордолиберализмом. Основная категория данной концепции – «порядок» – определяется как «совокупность институтов и норм, связанных с экономическими организациями и типами экономического поведения (не все из которых имеют экономическую природу) и регулирующих отношения между элементами народного хозяйства». Понятие порядка схоже с распространенным ныне в англо-американском неоинституционализме понятием правил игры, которых придерживаются в своем функционировании и взаимодействии экономические субъекты. Крупной научной заслугой ордолиберальной школы явилось изучение взаимосвязи и взаимодействия между экономическими, политическими, социальными и правовыми порядками. Немецкий подход создает модель экономической системы, функционирующей в неразрывном единстве экономических и неэкономических институтов. 

      Существует  несколько моделей социально  ориентированной экономики, сформировавшихся в зависимости от исходного уровня экономического развития, пройденного государствами исторического пути и других национальных различий. Их можно классифицировать по следующим критериям: 

      – место социальной политики среди национальных приоритетов (выбор альтернативы между социальным благосостоянием и экономическим ростом); 

      – распределение социальных ролей  между государством, гражданским  обществом и предпринимательским  сектором; 

      – масштабы государственного сектора, которые определяются как объектами перераспределяемого ВВП, так и долей занятого населения в госсекторе; 

      – особенности социальной политики, которые  касаются темпов, содержания и стратегий  социального развития территорий. 

      Последний критерий охватывает различия как в целях и инструментах социальной политики государства, так и усилий предпринимательства в направлении реализации социальной ответственности бизнеса. Например, социально-политические различия национальных экономик охватывают отношение хозяйствующих субъектов, включая государство и муниципалитеты, к проблеме полной занятости, что предполагает выбор между поддержанием полной занятости и стимулированием эффективности и конкурентоспособности производства. Социальное развитие территорий характеризуется развитием социального сектора экономики, долей социального страхования в общих бюджетных расходах на социальные цели, наличием или отсутствием адресности социальной политики, масштабами и количеством социальных программ, обеспечивающих результативность общественно-частного партнерства и т. д. Классификация по указанным критериям, целям и инструментам позволяет выделить четыре основные модели социально ориентированной экономики. 

      Первая  модель называется континентальной, или  германской. Помимо Германии континентальная модель реализуется в Австрии, Бельгии, Нидерландах, Швейцарии и частично во Франции. Для этой модели характерны высокие объемы перераспределения ВВП через бюджет (около 50%), формирование страховых фондов в основном за счет работодателей, развитая система социального партнерства, стремление к поддержанию высокой занятости. Для континентальной модели характерны развитые социокультурные и социально-экономические институты социальной ответственности государства и бизнеса перед обществом и человеком, причем их ответственность – взаимная. 

      Вторая  модель – англосаксонская – используется в Великобритании, Ирландии, а также  в Канаде. Она предусматривает  более низкий уровень перераспределения  через ВВП (не более 40%), преимущественно  пассивный характер государственной политики занятости, высокий удельный вес частных и общественных компаний и организаций в оказании социальных услуг. Отметим при этом, что по различным сводным индексам «комфортности» и качества жизни Канада вышла на первое место в мире. 

      В странах Южной Европы (Греция, Испания и Италия) реализуется средиземноморская модель. Объем ВВП, перераспределяемый через бюджет, здесь существенно варьируется (от 60% в Греции и Италии до 40% в Испании). Социальная политика преимущественно адресована социально уязвимым категориям граждан и не носит всеобъемлющего характера. 

      Наконец, четвертая – скандинавская –  модель применяется в Швеции, Дании, Норвегии и Финляндии. Скандинавская  модель относится скорее к типу социал-демократических, а не социальных рыночных экономик; для нее характерны очень высокие (50–60% ВВП) объемы перераспределения национального богатства через бюджет, реализация идей социальной солидарности, активный характер социальной политики, отношение к социальному благосостоянию как к стратегической цели экономической деятельности государства. Основную роль в финансировании социальных расходов играет государство, осуществляя финансирование как через бюджет центрального правительства, так и через региональные бюджеты. Однако финансовые проблемы, с которыми столкнулось большинство экономически развитых стран в 1990-х годах, обусловили определенные сдвиги в методологии реализации социальных функций. Так, государства со значительными объемами финансирования социальных расходов за счет бюджетной системы стали более активно использовать принципы социального страхования на основе общественно-частного партнерства и вводить элементы платности государственных социальных услуг. 

      Механизм  реализации функций социального  государства различается в отдельных  национальных моделях. Однако, например, концептуальные различия между социальной рыночной экономикой и «скандинавским социализмом» на практике все-таки стираются. В целом все современные западноевропейские «социальные экономики» основываются на взаимопроникновении рыночных и государственных начал и социальной солидарности (социального партнерства и социальной ответственности). 

      Например, в германской экономической модели государство не устанавливает экономические  цели – ответственность за это  лежит в плоскости индивидуальных рыночных решений, оно лишь создает надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы. 

      Важнейшая задача социального государства  – обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. На этом пути мероприятия социальной политики государства и местного самоуправления подкрепляются усилиями предпринимательского сектора экономики, который обеспечивает реализуемость программ социального развития территорий. Эти усилия концептуально отвечают потребности социальной науки и практики управления определить содержание социальной ответственности бизнеса, которое в современных условиях конкретизирует, на наш взгляд, деловая ответственность компании, ответственность работодателя, гражданская ответственность предпринимателя и его социальная активность, а также ответственность в качестве налогоплательщика. 

      В настоящее время в политических науках «социальное государство  интерпретируется как особый, социально  ориентированный тип государства  с развитой многоукладной экономикой, высоким уровнем социальной защищенности всех граждан, утверждением принципа социальной справедливости», что находит отражение в практике государственного управления во многих странах. Так, в Конституции РФ 1993 г. декларируется, что Российская Федерация является социальным государством (ст. 7). Начиная с 2000 г. первые проекты модернизации модели социального государства в рамках Европейского Союза предполагают переход от политики «социальных расходов к политике социальных инвестиций». Это значит, что в качестве приоритетного направления финансирования будет рассматриваться, в первую очередь дополнительное образование людей, их желание приобретать нужные квалификации или даже переквалифицироваться. Указанная политика приходит на смену практике выплат компенсаций гражданам с нестабильными трудовыми доходами. Обеспечение такой возможности требует серьезных преобразований сложившейся системы. 

      Основным  принципом социальной рыночной экономики  является органическое единство рынка  и государства. Подобное сочетание двух антагонистических начал впервые сложилось только в последние десятилетия в Западной Европе. Расширение функций государства в современном обществе при сохранении рыночных свобод и институтов обусловлено возросшей сложностью социально-экономического процесса, поскольку многие фундаментальные проблемы общества не могут быть эффективно решены при помощи рыночных механизмов. Это касается прежде всего укрепления социальной сферы государства, инструментов социального развития территорий, интеграции социальной политики и социальной ответственности, что становится одним из важнейших источников роста благосостояния и свободы человека и общества. 

      Очевидно, что рынок сам по себе не может  создать мощной социальной сферы, хотя рыночным механизмам, особенно механизму конкуренции, присуща сильная социальная направленность. «Социальные функции» современных рыночных механизмов проявляется с особой отчетливостью в формах общественно-частного партнерства и социальной ответственности предпринимательства. Однако ошибочно видеть в государственном регулировании панацею от всех социально-рыночных и социокультурных проблем. Известно, что наряду с «провалами рынка» существуют «провалы государства». Поэтому традиционное противопоставление государства и рынка в индустриально развитых странах потеряло свою значимость: государство и рынок занимают в социально-экономической системе вполне определенное место, выполняют присущие только им функции и существуют в неразрывном единстве. 

      С учетом исторического, политико-правового и экономического опыта стран в моделях социальной рыночной экономики наукой найдено удачное сочетание государства и рынка в форме активного вмешательства государства в экономику, прежде всего социальную сферу, при точном соблюдении фундаментальных принципов рыночной экономики. Так, в социальном рыночном хозяйстве огромное значение придается поддержанию конкурентной среды, противодействию монополизации экономической и политической власти, консолидации власти и собственности. Защита конкуренции, следовательно, является следующим основополагающим принципом концепции социального рыночного хозяйства. В концептуальном плане важна постановка вопроса о связи между конкуренцией и социальным благосостоянием. Конкуренция обеспечивает наиболее эффективное функционирование рыночного механизма и тем самым способствует максимизации общественного богатства, устанавливает соответствие между доходами и вложениями факторов производства, в том числе между заработной платой и затратами труда, и таким образом поддерживает социальную справедливость, ограничивает рост цен и обеспечивает доступность товаров и услуг для основной массы населения. 

Информация о работе Становление социально-ориентированной экономики в Республике Беларусь