Становление социально-ориентированной экономики в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 09:10, курсовая работа

Описание работы

Целями работы являются:
изучить теоретические основы и описать существующие на сегодняшний день модели социальной рыночной экономики;
определить, что можно позаимствовать для себя из опыта других стран (Швеция, Германия);
показать состояние нашей экономики на сегодняшний день и изложить некоторые пути ее становления и оздоровления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА И ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 4
2. СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА 10
3. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Работа содержит 1 файл

Социально-ориентированная экономика.doc

— 187.00 Кб (Скачать)

      - черная металлургия.

      Развитие  сферы услуг Германии несколько  отстает от уровня других развитых стран. В Германии в этой сфере  создано и меньшее количество рабочих мест. В мировом хозяйстве Германия специализируется на банковских и финансовых услугах, туризме. Германия располагает весьма высокоразвитой инфраструктурой: отличной сетью автомобильных и железных дорог, одними из крупнейших в Европе и мире воздушными гаванями (Франкфурт, Дюссельдорф, Мюнхен) и морскими портами (Гамбург, Бремен). В сфере транспорта применяются самые передовые технологии (к примеру, скоростные поезда собственного производства Inter City Express).

      Заметно перестраивается  вся государственная финансовая (бюджетная) система. Снижение налогов неизбежно влечет за собой снижение государственных расходов. Доля государства в перераспределении ВВП через бюджет и социальные фонды уменьшается.

      Отличительной особеностью Германской модели от Шведской является то, что в Германии Центральному Банку предоставлена полная автономия.

      В восточногерманских землях еще до валютного  союза упор в подготовке перехода к рынку был сделан на микроуровне, на предприятии. Для перехода к рынку оказалось существенным не только разгосударствление собственности, но и разгосударствление планирования, финансирования, бухгалтерского учета (одним из важнейших пунктов готовности перехода к рынку восточногерманских предприятий стало открытие начального баланса в западногерманских марках и по правилам ФРГ). Решающее значение для становления системы рыночных связей имеет принцип свободного заключения договоров, который особенно трудно бывает реализуем у нас по причине слаборазвитой экономической культуры и экономической этики.

      Многие  их этих проблем восточногерманские предприятия решают с помощью  западногерманских партнерских  фирм, а также огромной консультационной и информационной помощи, получаемой ими практически бесплатно. И, несмотря на это, сложности весьма велики. Надежды, что наши белорусские предприятия довольно быстро освоятся на рынке "стихийно", "за свой счет" или с помощью кооператоров-посредников и консультантов, совершенно беспочвенны.

      Современная рыночная экономика — это сложнейший механизм, несмотря на относительную простоту отдельных элементов. Это "смешанная экономика", в которой конкурентные, кооперационные, планомерные, государственно-регулирующие формы соединяются в противоречивый, но цельный, единый хозяйственный механизм. Высокая эффективность достигается тогда, когда они не вытесняют, а дополняют друг друга при приоритете индивидуальных хозяйственных решений и конкурентных отношений.

3. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ  СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ  ЭКОНОМИКИ  В  РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ  НА СОВРЕМЕННОМ  ЭТАПЕ

 

      Использование мирового опыта становится своего рода императивом реформ, если попытаться оценить то состояние, в котором  находится Республика Беларусь, спустя несколько лет после начала реальных рыночных преобразований. С одной стороны, за эти годы сделан огромный шаг вперед – в стране сложились основы рыночной системы. С другой стороны, данный рынок еще чрезвычайно несовершенен и “примитивен” – в стране отсутствуют многочисленные институты, опосредующие разнообразные связи между субъектами рынка, между рынком, государством и гражданским обществом, то есть институционально-законодательная среда, делающая экономику социальной и устойчивой. Беларусь не достигла пока и гипотетической середины переходного периода, и предстоит еще глубокая и длительная трансформация, в ходе которой должны сформироваться современные институты и связи.

      Наиболее  полезным уроком западной социальной экономики является опыт формирования отношений между государством и  рынком, основанных на преодолении  антагонистичности. Однако в Республике Беларусь за годы реформ еще не возникло эффективных механизмов взаимодействия и разграничения функций между рынком и государством. Немного удастся найти среди руководителей промышленности, предпринимателей и коммерсантов тех, кто согласится признать позицию государства действительно благоприятствующей бизнесу. Они приведут огромный список упущений и ошибок государственной власти, свидетельствующих о пренебрежении интересам и большого, и малого предпринимательства. Со своей стороны и бизнес не желает поддерживать государство.

      Необходимую меру государственного участия в  экономике определяет простой принцип: государство должно делать то, что  не может делать рынок. Такой принцип  часто считают либеральным –  и многие именно по этой причине  отвергают его а priori, – хотя он опирается не столько на либеральную идеологию, сколько на здравый смысл. Ведь достаточно очевидно, что рынок в краткосрочном плане эффективнее, но он не в состоянии решить всех проблем экономики. Из этого принципа вовсе не следует, что государства должно быть “мало” – все зависит от конкретных условий. Исторические традиции Беларуси – известный из институциональной теории эффект “path dependence”, то есть зависимость от траектории предшествующего развития, – в сочетании с недостаточной сформированностью рыночных отношений определяют заведомо большую роль государства в белорусской переходной экономике, чем в других зарубежных странах.

      Но, будучи рациональным критерием для  проведения границы между функциями  государства и рынка, указанный  принцип не дает возможности понять, в чем же состоит плодотворный симбиоз государства и рынка, позволяющий сделать государственную власть инструментом развития эффективной и социальной экономики. Иными словами, как прийти к тому состоянию органического единства государства и рынка, которое отличает современные социальные рыночные экономики?

      В исследованиях по теории переходной экономики многократно высказывалась  идея о том, что государство должно не “уменьшиться”, а стать другим. Действительно, чисто механическое “уменьшение” не только недостаточно, но зачастую приводит к утрате государством тех функций, которые абсолютно необходимы и признаются всеми теоретиками и практиками – от либералов до государственников. Речь идет, например, о поддержании закона и порядка в экономике и в обществе в целом.

      Тезис о том, что государство должно быть инструментом экономической деятельности, не противоречит другому известному тезису – о разделении собственности  и власти. Последний означает, что  приобретение и использование собственности должны осуществляться в соответствии с экономическими критериями, а не зависеть от близости к государственной власти; власть, в свою очередь, не вольна за рамками закона контролировать собственников.

      Преодоление противоречий между государством и бизнесом требует длительных усилий в области постоянного развития институтов демократии и гражданского общества и вызревания в общественном сознании новых стереотипов отношений между обществом и государством. Тем не менее, определенные практические шаги в этом направлении можно предпринять уже сейчас. Это – неукоснительное исполнение государственной властью и хозяйственными структурами законов и обязательств, прежде всего в бюджетной и финансовой сфере. Строгое соблюдение законов и норм устранит значительную долю нарушений в экономическом процессе и поможет начать оздоровление экономики.

      Второй  урок из опыта социальной рыночной системы для переходной белорусской  экономики состоит в необходимости  всемерного развития конкуренции. Конкуренция  несет в себе социальный заряд, делая потребителя хозяином на рынке товаров и услуг. Поощрение конкурентной среды – один из аспектов усиления роли государства в экономике, который не только не входит в противоречие с рыночными принципами, но и прямо вытекает из них.

      Наконец, третий урок социального рыночного хозяйства для стран с переходной экономикой – это роль социального саморегулирования через институты социального партнерства. Хотя идея социального партнерства довольно необычна для Беларуси, она имеет шансы на воплощение в жизнь благодаря глубоко укоренившимся в социальной практике и сознании патерналистским стереотипам. Формально государственный патернализм на деле оборачивается сотрудничеством на уровне хозяйственных единиц между работниками и администрацией предприятий, то есть несет в себе зародыш партнерских отношений между работниками и работодателями. Вопреки распространенным утверждениям социальное партнерство возможно не только при развитом среднем классе, но и при сравнительно высокой степени дифференциации материального благосостояния населения. Об этом свидетельствует довольно успешное развитие партнерских отношений в латиноамериканских странах, где они существуют в первую очередь благодаря активности профсоюзов и энергичной защите со стороны государства.

      Западноевропейский опыт развития социального рыночного хозяйства не может быть панацеей от недугов белорусской экономики и ни в коем случае не должен стать предметом некритического идеологического увлечения. Вместе с тем он заслуживает внимательного изучения не просто как опыт функционирования экономической системы, добившейся исключительно высоких социально-экономических результатов, но и как опыт создания и использования экономических механизмов, приведших к таким результатам – особенно механизмов взаимодействия рынка и государства, потребность в которых столь остро ощущается в сегодняшней Беларуси.

      Выбор модели социально ориентированной  рыночной экономики был осуществлен  в Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 годы и Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь до 2010 года. В этих документах определены концептуальные основы социальной рыночной экономики, разработанные научными и политическими структурами страны.

      Социально ориентированная рыночная экономика – это высокоэффективная экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием распределения доходов, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников – в высокопроизводительном труде. Она гарантирует высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества; достойное социальное обеспечение – нетрудоспособным, престарелым, инвалидам, женщинам, находящимся в отпусках по уходу за детьми; эффективную охрану жизни, здоровья, прав и свобод – всем гражданам.

      Она базируется на принципах конституционных  гарантий личных прав и свобод граждан, свободы и ответственности предпринимательства, выбора профессии и места работы, равенства всех форм собственности, гарантии ее неприкосновенности и использования в интересах личности и общества, обеспечения взаимоувязки благосостояния работника и результатов его труда, социальной защиты нетрудоспособных и других социально незащищенных слоев населения, социального партнерства между государством, профсоюзами и союзами нанимателей.

      Вбирая  в себя эти типичные черты и  основные принципы, белорусская модель включает уже на концептуальной стадии свои специфические черты, отражающие историю страны, традиции народа, его национальный характер с обостренным чувством человеческой солидарности, коллективизма и взаимопомощи.

      Поэтому, устремляясь к избранной модели, экономическая система страны, ее государственные и общественные институты устраняют такие составляющие чисто рыночного хозяйства, как эгоцентризм, чрезмерная эксплуатация чужого труда, обвальная безработица, резкая социальная дифференциация населения по доходам.

      Основную  роль субъекта, направляющего и регулирующего  переход к новому экономическому строю в Республике Беларусь, будет играть эффективное государство. Оно будет определять, в конечном счете, правовое поле, политико-административные условия, экономическую политику, включая развитие государственной и частной собственности, стабильную валюту, свободное ценообразование, открытые рынки, развитие конкурентных условий, укрепление и развитие здоровых начал народной нравственности.

      В процессе перехода к социально ориентированной  рыночной экономике произойдут изменения  не только в соотношении экономического и административного, но и в самом экономическом механизме. Прежде всего это касается усиления внешней его части (так называемого межгосударственного регулирования) по мере нарастания интеграционных процессов включения национальной экономики в мирохозяйственные связи.

      Высшей  ценностью и целью развития общества и государства является человек, его права, свободы и гарантии их реализации. Для их обеспечения  государство создает условия  для устойчивого и динамичного  развития производства, повышения уровня и качества жизни населения на основе развития многоукладной экономики и нового технологического способа производства, формирования общества постиндустриального типа с учетом национальных особенностей страны.

Информация о работе Становление социально-ориентированной экономики в Республике Беларусь