Малый бизнес в экономике Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 13:00, курсовая работа

Описание работы

Мировая практика убедительно свидетель¬ствует, что малый бизнес оказывает суще¬ственное влияние на развитие экономики и решение социальных проблем рыночных стран. Он во многом определяет темпы эко¬номического роста, структуру и качество ва¬лового национального продукта. По числен¬ности работающих, объему производимых и реализуемых товаров, разнообразию выпол¬няемых работ субъекты малого бизнеса зачастую занимают ведущие мес¬та. Таким образом, высокий уровень разви¬тия малого бизнеса является необходимым условием успешного функцио¬нирования рыночной экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ........................................................................................................

6
1.1 Экономическое содержание и назначение малого бизнеса в со-временной экономике…...……………………….
6
1.2 Организация поддержки развития малого бизнеса ……………….. 9
1.3 Нормативно-правовое обеспечение государственной поддержки малого бизнеса в Республике Беларусь ...…............................................
13

2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРО-ВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………
20
2.1 Анализ динамики показателей структуры и развития малого бизнеса ……..…………….…………………………………………………...
20
2.2 Анализ динамики объемов финансирования малого бизнеса 22
2.3 Анализ участия малого бизнеса в экономических показателях….. 25

3 ПУТИ УСКОРЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ………………………………………………
31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………..……………………….……………………………. 35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….……….…
37

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….. 39

Работа содержит 1 файл

111малый бизнес.doc

— 624.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 

       КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

       По  курсу: «Экономика предприятия промышленности»

       Тема: « Малый бизнес в экономике Республики Беларусь» 
 
 
 
 
 
 

 

       

СОДЕРЖАНИЕ
  С.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ........................................................................................................  
 
6
  1.1 Экономическое  содержание и назначение малого  бизнеса в современной экономике…...……………………….  
6
  1.2 Организация поддержки развития малого бизнеса ……………….. 9
  1.3 Нормативно-правовое  обеспечение государственной поддержки  малого бизнеса в Республике Беларусь ...…............................................  
13
     
2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРО-ВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………  
20
  2.1 Анализ динамики  показателей структуры и развития  малого бизнеса ……..…………….…………………………………………………...  
20
  2.2 Анализ динамики объемов финансирования малого бизнеса 22
  2.3 Анализ участия малого бизнеса в экономических показателях….. 25
     
3 ПУТИ УСКОРЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО  БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ  ………………………………………………  
31
     
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………..……………………….……………………………. 35
 
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….……….…
 
37
   
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….. 39
     
 
 

 

       ВВЕДЕНИЕ

       Мировая практика убедительно свидетельствует, что малый бизнес оказывает существенное влияние на развитие экономики и решение социальных проблем рыночных стран. Он во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. По численности работающих, объему производимых и реализуемых товаров, разнообразию выполняемых работ субъекты малого бизнеса зачастую занимают ведущие места. Таким образом, высокий уровень развития малого бизнеса является необходимым условием успешного функционирования рыночной экономики.

       Особую роль играет предпринимательство в странах с переходной экономикой. С одной стороны, перераспределение ресурсов из неэффективных отраслей в отрасли, где ресурсы используются более эффективно, невозможно без создания частного сектора. С другой стороны, рыночная реструктуризация предприятий связана с высвобождением избыточной рабочей силы. Частный сектор поглощает эти излишки, создавая новые рабочие места, пополняет доходную часть бюджета и сглаживает остроту социальных проблем. Малый бизнес — это новые знания и технологии, новые возможности и прибыли. Поэтому формирование и проведение гибкой и эффективной политики в отношении малого бизнеса и низких барьеров входа на рынок является приоритетной задачей в период формирования рыночной экономики.

       Однако  с учетом конъюнктуры социально-экономического развития региона малый бизнес без  поддержки государства и без  собственного внутригруппового взаимодействия не всегда способен успешно противостоять в конкурентной борьбе крупному капиталу, отстаивать свои экономические, политические и социальные интересы.

       Существует  целый ряд факторов, осложняющих  процесс динамичного создания и  развития новых малых предприятий, среди которых: неустойчивый спрос на продукцию малых предприятий, высокий уровень арендной платы или стоимость приобретения помещений, проблемы, связанные с безопасностью деятельности и др. Одной из наиболее сложных проблем, препятствующих развитию малого предпринимательства, является отсутствие достаточных финансовых ресурсов для обеспечения инвестиционных и оборотных потребностей предприятий.

       Все вышесказанное характеризует актуальность выбранной темы, а также необходимость дальнейших исследований в сфере предпринимательской деятельности.

       Объектом  исследования курсовой работы выступает малый бизнес Республики Беларусь. Предметом исследования – показатели структуры, развития, объем финансирования малого бизнеса.

         В соответствии с этим ставится следующая цель курсового проекта: исследовать наиболее актуальные и перспективные направления развития программ государственной поддержки малого бизнеса и оценить степень влияния его на экономику Республики Беларусь.

       Для достижения данной цели в курсовой работе поставлены следующие  задачи:

       - исследовать и охарактеризовать  состояние государственной поддержки малого бизнеса;

       - провести анализ существующего  нормативно-правового обеспечения  поддержки малого бизнеса;

       - проанализировать состояние малого бизнеса в Республике Беларусь;

       - определить степень участия малого  бизнеса в экономических показателях Республики Беларусь;

       - сформировать предложение по  совершенствованию политики поддержки малого бизнеса.

       В первой главе настоящей курсовой работы освещены вопросы, раскрывающие экономическое содержание и назначение малого бизнеса, организацию государственной поддержки и нормативно-правового обеспечения государственной поддержки малого бизнеса.

       Во  второй главе работы проведен анализ показателей структуры и развития малого бизнеса, динамики объемов финансирования и участия малого бизнеса в экономических показателях.

       В третьей главе предложены пути совершенствования государственной поддержки и  привлечения инвестиций в малый бизнес.

       Информационной  базой в данной работе является: статистическая отчетность за 2005-2009 года, постановления, периодические издания, электронные ресурсы. Проблему анализа и развития малого бизнеса рассмотрена в научных изданиях  И.В. Тиболт, Н. Вербитская, Д. Ермак, К.П. Козел, А. Дейко, В. Герасимова, Э.М. Гусейнова и др.

 

        1 ТЕОРЕТИЧЕСКТЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

       1.1 Экономическое содержание и назначение  малого бизнеса в современной экономике

       В современном обществе малый бизнес рассматриваются как эффективный инструмент развития рыночного хозяйства и форма экономической активности населения. Рассматривая бизнес как вид экономической деятельности, отечественные и зарубежные исследователи считают, что этот термин означает свободное хозяйствование (кроме запрещенного законодательными актами), осуществляемое частными лицами, предприятиями или организациями с целью получения дохода. Бизнес охватывает отношения между всеми участниками рыночной экономики и включает действия не только предпринимателей, но и потребителей, наёмных работников, служащих государственных структур. Предпринимательская деятельность выступает как одна из форм бизнеса и осуществляется в различных его сферах. В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь от 28 мая 1991 г. № 813-XII «О предпринимательстве» понятие предпринимательства рассматривается как самостоятельная, инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия).

       При отнесении предприятия к субъектам  малого предпринимательства в разных странах используются различные  количественные и качественные критерии представленные в таблице 1.1.

       Таблица 1.1 – Критерии отнесения субъекта хозяйствования к малым предприятиям

  Количественные   Качественные
Численность занятых на предприятии (наиболее распространенный) Предприятие владеет  небольшой долей рынка
Годовой объем производства Управление  предприятием осуществляет лично его  владелец
Среднегодовая балансовая стоимость активов Предприятие является независимым, т.е. не подчиняется крупной  компании

       Примечание. Источник: собственная разработка.

       Размеры предприятий малого предпринимательства зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей. Подход к распределению предприятий по размерам может быть различным в каждой стране и изменяться по отраслям производства. Так в США малой считается фирма, имеющая одного или несколько владельцев, с числом занятых не более 500 человек, величиной активов не более 6 млн. у. е. и годовой прибылью не более 2 у. е. В Японии к малому бизнесу относят предприятия отвечающие следующим требованиям: в промышленности уставный капитал должен быть не более 100 млн. йен с количеством занятых до 300 человек, в оптовой торговле – 30 млн. йен и 100 человек, в розничной торговле – 10 млн. йен и 50 человек.

       В Республике Беларусь к малым предприятиям в соответствии с законодательством относятся предприятия со следующей среднесписочной численностью работников:

    • в промышленности и на транспорте – до 100 человек;
  • в сельском хозяйстве, включая фермерские (крестьянские) хозяйства, и в научно-технической сфере – до 60 человек;
    • в строительстве и оптовой торговле – до 50 человек;
  • в бытовом обслуживании населения и розничной торговле – до 30 человек;
    • в других отраслях непроизводственной сферы — до 25 человек.

       В дальнейшем малому бизнесу будем относить малые предприятия и индивидуальных предпринимателей.

       Малый бизнес играет важную роль в современной экономике. Например, в США в малые предприятия производят 21 % валового продукта в обрабатывающей промышленности, 80 % – в сфере обслуживания.

       Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств - крупных с тенденцией к монопольным структурам и небольших, складывающихся под влиянием многих факторов. Эффективное функционирование малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством:

  • увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса
  • главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе;
  • рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;
  • селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становится первичной школой самореализации;
  • создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;
  • трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а также представителей социально уязвимых групп населения (беженцев из «горячих точек», инвалидов, молодежи, женщин);
  • подготовка кадров за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы;
  • разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств (стремясь выжить в конкурентной борьбе, малые фирмы чаще склонны идти на риск и осуществлять новые проекты);
  • косвенная стимуляция эффективности производства крупных компаний путем освоения новых рынков, которые солидные фирмы считают недостаточно емкими (из недр малого бизнеса нередко вырастают не только крупные компании, но и наиболее современные наукоемкие отрасли и производства);
  • ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;
  • мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование (например, малый бизнес мобилизует небольшие сбережения граждан, не склонных прибегать к услугам банковской системы, но готовых вкладывать деньги в собственное предприятие; при этом владельцы стремятся экономить и пускать капитал в оборот, даже если их доход невелик);
  • снижение фондовооруженности и капиталоемкости при выпуске более трудоемкой продукции, быстрая окупаемость вложений (например, в США у компаний с числом занятых менее 100 чел. продажи на доллар активов больше, чем у крупных компаний, не только в таких отраслях, как сервис, финансовое страхование, оптовая торговля, но и на Транспорте, а также в обрабатывающей промышленности);
  • улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики [4].

Информация о работе Малый бизнес в экономике Республики Беларусь