Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 13:00, курсовая работа
Мировая практика убедительно свидетель¬ствует, что малый бизнес оказывает суще¬ственное влияние на развитие экономики и решение социальных проблем рыночных стран. Он во многом определяет темпы эко¬номического роста, структуру и качество ва¬лового национального продукта. По числен¬ности работающих, объему производимых и реализуемых товаров, разнообразию выпол¬няемых работ субъекты малого бизнеса зачастую занимают ведущие мес¬та. Таким образом, высокий уровень разви¬тия малого бизнеса является необходимым условием успешного функцио¬нирования рыночной экономики.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ........................................................................................................
6
1.1 Экономическое содержание и назначение малого бизнеса в со-временной экономике…...……………………….
6
1.2 Организация поддержки развития малого бизнеса ……………….. 9
1.3 Нормативно-правовое обеспечение государственной поддержки малого бизнеса в Республике Беларусь ...…............................................
13
2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРО-ВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………
20
2.1 Анализ динамики показателей структуры и развития малого бизнеса ……..…………….…………………………………………………...
20
2.2 Анализ динамики объемов финансирования малого бизнеса 22
2.3 Анализ участия малого бизнеса в экономических показателях….. 25
3 ПУТИ УСКОРЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ………………………………………………
31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………..……………………….……………………………. 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….……….…
37
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….. 39
КУРСОВАЯ
РАБОТА
По курсу: «Экономика предприятия промышленности»
Тема:
« Малый бизнес в экономике Республики
Беларусь»
СОДЕРЖАНИЕ | ||
С. | ||
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
4 | |
1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ |
6 | |
1.1 Экономическое
содержание и назначение |
6 | |
1.2 Организация поддержки развития малого бизнеса ……………….. | 9 | |
1.3 Нормативно-правовое
обеспечение государственной |
13 | |
2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРО-ВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………… | 20 | |
2.1 Анализ динамики
показателей структуры и |
20 | |
2.2 Анализ динамики объемов финансирования малого бизнеса | 22 | |
2.3 Анализ участия малого бизнеса в экономических показателях….. | 25 | |
3
ПУТИ УСКОРЕНИЯ РАЗВИТИЯ |
31 | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………..……………………….…………… |
35 | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….……….… |
37 | |
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………… |
39 | |
ВВЕДЕНИЕ
Мировая практика убедительно свидетельствует, что малый бизнес оказывает существенное влияние на развитие экономики и решение социальных проблем рыночных стран. Он во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. По численности работающих, объему производимых и реализуемых товаров, разнообразию выполняемых работ субъекты малого бизнеса зачастую занимают ведущие места. Таким образом, высокий уровень развития малого бизнеса является необходимым условием успешного функционирования рыночной экономики.
Особую роль играет предпринимательство в странах с переходной экономикой. С одной стороны, перераспределение ресурсов из неэффективных отраслей в отрасли, где ресурсы используются более эффективно, невозможно без создания частного сектора. С другой стороны, рыночная реструктуризация предприятий связана с высвобождением избыточной рабочей силы. Частный сектор поглощает эти излишки, создавая новые рабочие места, пополняет доходную часть бюджета и сглаживает остроту социальных проблем. Малый бизнес — это новые знания и технологии, новые возможности и прибыли. Поэтому формирование и проведение гибкой и эффективной политики в отношении малого бизнеса и низких барьеров входа на рынок является приоритетной задачей в период формирования рыночной экономики.
Однако
с учетом конъюнктуры социально-
Существует целый ряд факторов, осложняющих процесс динамичного создания и развития новых малых предприятий, среди которых: неустойчивый спрос на продукцию малых предприятий, высокий уровень арендной платы или стоимость приобретения помещений, проблемы, связанные с безопасностью деятельности и др. Одной из наиболее сложных проблем, препятствующих развитию малого предпринимательства, является отсутствие достаточных финансовых ресурсов для обеспечения инвестиционных и оборотных потребностей предприятий.
Все вышесказанное характеризует актуальность выбранной темы, а также необходимость дальнейших исследований в сфере предпринимательской деятельности.
Объектом исследования курсовой работы выступает малый бизнес Республики Беларусь. Предметом исследования – показатели структуры, развития, объем финансирования малого бизнеса.
В соответствии с этим ставится следующая цель курсового проекта: исследовать наиболее актуальные и перспективные направления развития программ государственной поддержки малого бизнеса и оценить степень влияния его на экономику Республики Беларусь.
Для достижения данной цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:
-
исследовать и
-
провести анализ существующего
нормативно-правового
-
проанализировать состояние
-
определить степень участия
-
сформировать предложение по
совершенствованию политики
В первой главе настоящей курсовой работы освещены вопросы, раскрывающие экономическое содержание и назначение малого бизнеса, организацию государственной поддержки и нормативно-правового обеспечения государственной поддержки малого бизнеса.
Во второй главе работы проведен анализ показателей структуры и развития малого бизнеса, динамики объемов финансирования и участия малого бизнеса в экономических показателях.
В третьей главе предложены пути совершенствования государственной поддержки и привлечения инвестиций в малый бизнес.
Информационной базой в данной работе является: статистическая отчетность за 2005-2009 года, постановления, периодические издания, электронные ресурсы. Проблему анализа и развития малого бизнеса рассмотрена в научных изданиях И.В. Тиболт, Н. Вербитская, Д. Ермак, К.П. Козел, А. Дейко, В. Герасимова, Э.М. Гусейнова и др.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКТЕ АСПЕКТЫ
1.1
Экономическое содержание и
В современном обществе малый бизнес рассматриваются как эффективный инструмент развития рыночного хозяйства и форма экономической активности населения. Рассматривая бизнес как вид экономической деятельности, отечественные и зарубежные исследователи считают, что этот термин означает свободное хозяйствование (кроме запрещенного законодательными актами), осуществляемое частными лицами, предприятиями или организациями с целью получения дохода. Бизнес охватывает отношения между всеми участниками рыночной экономики и включает действия не только предпринимателей, но и потребителей, наёмных работников, служащих государственных структур. Предпринимательская деятельность выступает как одна из форм бизнеса и осуществляется в различных его сферах. В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь от 28 мая 1991 г. № 813-XII «О предпринимательстве» понятие предпринимательства рассматривается как самостоятельная, инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия).
При
отнесении предприятия к
Таблица 1.1 – Критерии отнесения субъекта хозяйствования к малым предприятиям
Количественные | Качественные |
Численность занятых на предприятии (наиболее распространенный) | Предприятие владеет небольшой долей рынка |
Годовой объем производства | Управление предприятием осуществляет лично его владелец |
Среднегодовая балансовая стоимость активов | Предприятие является независимым, т.е. не подчиняется крупной компании |
Примечание. Источник: собственная разработка.
Размеры предприятий малого предпринимательства зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей. Подход к распределению предприятий по размерам может быть различным в каждой стране и изменяться по отраслям производства. Так в США малой считается фирма, имеющая одного или несколько владельцев, с числом занятых не более 500 человек, величиной активов не более 6 млн. у. е. и годовой прибылью не более 2 у. е. В Японии к малому бизнесу относят предприятия отвечающие следующим требованиям: в промышленности уставный капитал должен быть не более 100 млн. йен с количеством занятых до 300 человек, в оптовой торговле – 30 млн. йен и 100 человек, в розничной торговле – 10 млн. йен и 50 человек.
В Республике Беларусь к малым предприятиям в соответствии с законодательством относятся предприятия со следующей среднесписочной численностью работников:
В дальнейшем малому бизнесу будем относить малые предприятия и индивидуальных предпринимателей.
Малый бизнес играет важную роль в современной экономике. Например, в США в малые предприятия производят 21 % валового продукта в обрабатывающей промышленности, 80 % – в сфере обслуживания.
Для
современной экономики
Информация о работе Малый бизнес в экономике Республики Беларусь