Современное состояние и перспективы дошкольного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:29, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в России по признанию мирового педагогического сообщества в прошлом, XX веке, сложилась уникальная система дошкольного образования, которая обеспечивала всестороннее полноценное воспитание и развитие детей от рождения до 7 лет.
Социально-экономические преобразования, произошедшие в Российском обществе, привели к серьезным изменениям в системе образования в целом и в дошкольном его звене, в частности.
Эти изменения коснулись как организационного, так и содержательного аспектов дошкольного образования.

Содержание

Введение 4
1. История развития дошкольного образования от киевской Руси до 1917г. 6
2. Советская система дошкольного образования. 10
2.1. Дошкольное воспитание в довоенные годы. 10
2.1. Дошкольное воспитание в довоенные годы. 11
2.3. Развитие дошкольного образования в послевоенные годы и в период развитого социализма. 13
3. Современное дошкольное образование 18
3.1. Преобразования конца XX начала XXI века 18
3.2. Новые стратегические ориентиры развития системы дошкольного образования в рамках Федеральных государственных образовательных требований (ФГТ) 28
3.3. Цели и задачи современного дошкольного образования 38
3.4. Современные программные, методологические, психологические, методические и технологические основы дошкольного образования 42
3.4.1. Программное обеспечение дошкольного образования 42
3.4.2. Психологические и методологические основы дошкольного образования. 45
3.4.3. Методики и технологии дошкольного образования 50
4. Анализ проблем дошкольного образования 56
4.1. Современная ситуация в сфере предоставления услуг дошкольного образования и содержания детей 56
4.1.1. Анализ состояния системы дошкольного образования и содержания детей в Российской Федерации 56
4.1.2. Анализ ситуации в сфере предоставления услуг дошкольного образования и содержания детей в Уральском федеральном округе и Свердловской области 64
4.1.3 Городской округ Ревда: состояние дошкольного образования, проблемы, задачи 67
4.2. Обзор развития национальной системы дошкольного образования. (Механизмы повышения доступности услуг дошкольного образования и содержания детей) 70
4.2.1. Наращивание мощности сети государственных и муниципальных учреждений дошкольного образования. 70
4.2.2. Развитие альтернативных форм дошкольного образования 74
4.2.2.1. Современные модели дошкольного образования на базе образовательных учреждений и организаций 74
4.2.2.2. Семейные детские сады 80
4.2.2.3. Программы пособий семьям с детьми, не посещающими детские сады 83
4.2.3. Организационно-экономические механизмы, содействующие повышению доступности услуг дошкольного образования: целевые потребительские субсидии и муниципальный заказ 86
4.2.3.1. Целевые потребительские субсидии 87
4.2.3.2. Муниципальный заказ 91
4.2.3.3. Сравнение механизмов муниципального заказа и целевой потребительской субсидии 95
4.2.4. Стимулирование частно – государственного партнерства 96
4.2.5. Выводы и рекомендации 99
5. Перспективы развития системы дошкольного образования 105
5.1. Новые законодательные акты об образовании 105
6. Основные направления развития дошкольного образования 113
7.Заключение 116
8. Список использованных источников 118
9. Приложения…………………………………………………………………..120

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 1,009.50 Кб (Скачать)

Концессионные соглашения являются формой управления муниципальным имуществом, позволяющей, с одной стороны, улучшить качественные характеристики зданий, не вкладывая бюджетные средства в капитальный ремонт, а с другой стороны, создать дополнительные места в дошкольных учреждениях и новые рабочие места.

В течение 2009 года Администрацией города Перми планируется передать в концессию здания пяти детских садов, и тем самым создать более 500 дополнительных мест в дошкольных учреждениях. По договору концессии дошкольное образовательное учреждение будет отдано в управление на 25 лет. Как отмечают в городской администрации данный проект хотя и требует серьезных инвестиций, вполне окупаем и интерес к такой форме сотрудничества у бизнеса есть.

Ограничения использования механизма концессионных соглашений заключаются в значительной капиталоемкости и длительных сроках окупаемости данного проекта. В связи с этим, компенсировать свои затраты инвестор будет за счет повышения родительской платы за услуги содержания в детском саду. Это в свою очередь снижает доступность услуг дошкольного образования и содержания, предоставляемых учреждением, отданным в управление по договору концессии.

В настоящее время рынок услуг  в сфере раннего развития детей  в Перми динамично развивается. В условиях острой нехватки мест в муниципальных учреждениях большую популярность среди родителей дошкольников получили частные поставщики услуг дошкольного образования. На данный момент рынок в целом насыщен подобными услугами, хотя остается нерешенной проблема лицензирования большинства участников рынка: лишь 3-5 организаций получили лицензию на свою деятельность. В подобной ситуации неудивительно, что качество оказываемых услуг в среднем невысоко. По словам Натальи Помаскиной, менеджера по связям с общественностью центра дополнительного образования «Буратино», владельцы частных центров зачастую не могут похвастаться качеством услуг: «Конечно, за последнее время открылось несколько лицензированных заведений по франшизе. Мы считаем, что это большой шаг в верном направлении развития рынка дошкольного образования, но это все равно лишь капля в море». Согласно прогнозам экспертов со временем на рынке платных образовательных услуг произойдет определенная коррекция: хотя новые центры продолжат открываться и дальше, однако мелкие нелицензированные игроки постепенно уйдут с площадки, не выдержав соперничества с более сильными и квалифицированными конкурентами.

Что касается традиционных частных  детских садов, то по словам Людмилы  Гаджиевой, начальника департамента образования города Перми, средняя стоимость услуг в частном саду составляет 8–15 тыс. рублей в месяц за 12-часовое пребывание. Стартовый капитал, необходимый для развития бизнеса, не может быть ниже 5 млн рублей. Средняя стоимость создания частного дошкольного центра – 10–20 млн рублей в зависимости от количества детей, которые будут находиться в этом центре, а срок окупаемости капиталовложений обычно составляет 4–5 лет.

 

Региональный опыт

Пермский край (предоставление субсидий негосударственным ДОУ)

 

Для привлечения в систему образования немуниципальных организаций было решено включить в краевую целевую программу ««Развитие малого и среднего предпринимательства в Пермском крае на 2008-2011 годы», проект «Разработка и внедрение механизма создания детских мини-садов».

(Источники . http://www.business-class.su/article.php?id=17648, Закон Пермского края от 10 декабря 2008 года N 352-ПК)

Основной целью данных мероприятий  является  привлечение в систему  дошкольного образования немуниципальных  организаций и расширение перечня  площадок, на которых предоставляются  услуги дошкольного образования. Проект реализуется в два этапа. На первом этапе размещается заказ на выполнение работ по обследованию территории Пермского края на предмет потребности в создании детских мини-садов, наличия площадей, а также разработка методологической основы реализации проекта. На втором этапе осуществляется предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства из расчета двух третей затрат по арендной плате либо затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным на цели выкупа помещений для детских мини-садов.

Субсидии предоставляются при обязательном условии предоставления из местных бюджетов субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части тех же затрат. За время действия программы (2008-2011 гг.) будет создано 5 детских мини-садов на 100 мест. Исполнителем является Министерство развития торговли и предпринимательства Пермского края.

 

Региональный опыт

г. Москва (предоставление субсидий негосударственным ДОУ)

 

Чтобы сократить очереди в детские  сады, столичные власти решили привлечь к решению проблемы ведомственные и негосударственные образовательные организации. Согласно Распоряжению Правительства Москвы от 29 октября 2008 г. № 2533-РП 
"О реализации в Северном административном округе города Москвы пилотного проекта, предусматривающего приобретение дошкольных образовательных услуг у ведомственных и негосударственных образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования" город осуществляет  закупку услуг у негосударственных образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования и имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности и государственную аккредитацию. Проект будет реализован с 1 января 2009г. по август 2010г. в Северном административном округе Москвы.

Как указывается в документе, организации, принимающие участие в проекте, обязуются устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей), за содержание детей, зарегистрированных в Книге учета будущих воспитанников и получивших путевку в негосударственную образовательную организацию, в размере разницы между годовой стоимостью родительской платы за содержание ребенка в негосударственной образовательной организации и нормативом финансовых затрат на содержание одного воспитанника в государственных образовательных учреждениях системы Департамента образования города Москвы, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. (Соответствующий норматив на 2009 г. был утвержден Постановлением Правительства Москвы от 2 декабря 2008г. № 1080-ПП и составил  для детского сада с 12-часовым пребыванием 98 750 рублей в год.)

Работа по предоставлению мест в  негосударственных образовательных  организациях организуется Префектурой  Северного административного округа города Москвы совместно с Северным окружным управлением образования Департамента образования города Москвы.

Возмещение расходов негосударственным  образовательным организациям на оказание услуг дошкольного образования детям осуществляется в форме субсидий в размере норматива финансовых затрат на содержание одного воспитанника в государственных образовательных учреждениях системы Департамента образования города Москвы, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, за счет и в пределах лимитов бюджетных ассигнований, учтенных в составе расходов, предусмотренных в бюджете города Москвы на 2009-2011 г. на соответствующие цели.

Целью реализации данного проекта  является уменьшение очередности в  государственные образовательные  учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

 

Региональный опыт

г. Тюмень (предоставление субсидий негосударственным ДОУ)

 

Городские власти считают развитие частных детских садов или  мини-садов к одним из наиболее перспективных направлений повышения доступности услуг дошкольного образования. Сегодня, по официальным данным, в Тюмени работает девять мини-детских садов с группами кратковременного пребывания на 200 мест. Одна из основных задач сегодня – привлечение в сферу дошкольного образования частных предпринимателей. Как рассказал директор департамента экономики Сергей Горбачев, бизнесмены вправе рассчитывать на помощь – согласно областной и городской программ поддержки развития предпринимательства (здесь и бесплатное ведение бухучета, налоговая отчетность, образовательные услуги, а также целевые займы). Средства на предоставление субсидий лицам, оказывающим услуги по содержанию детей, предусмотрены в бюджете города. В среднем частный детский сад может рассчитывать на 890 тысяч рублей.

Готовы власти помочь и в решении вопросов, связанных с арендой помещений и арендной платой. Кроме того, предпринимателям может быть оказана поддержка и в финансировании ремонтных работ муниципальных помещений, где планируется открыть детский сад. В то же время следует отметить, что услуги частных ДОУ доступны далеко не всем – посещение группы кратковременного пребывания обходится родителям в 6 900 рублей, а пребывание в группе полного дня – 15000 рублей. Таким образом, развитие частного сектора в сфере дошкольного образования в большей степени воспринимается как механизм стимулирования персонала муниципальных ДОУ к  развитию перспективных методик и подходов.

 

Региональный опыт

г. Тюмень (консультационная помощь бизнесменам, желающим открыть детский сад)

По заказу департамента экономики администрации г. Тюмени областной Фонд развития предпринимательства содействует начинающим бизнесменам, желающим открыть частный детский сад, в ведении бухгалтерского учета и налоговой отчетности, проводит для них бесплатные обучающие семинары и тренинги. Кроме этого, специалисты департамента экономики администрации г. Тюмени содействуют частным предпринимателям в сфере дошкольного образования в получении целевых займов на нужды предпринимательства сроком до двух лет под 4-6 % годовых. В бюджете города Тюмени предусмотрены средства на предоставление субсидий индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, оказывающим услуги по содержанию детей дошкольного возраста.

(Источник:http://businesspress.ru/newspaper/article_mId_44_aId_458551.html, http://www.regnum.ru/news/922020.html, http://www.rzs.ru/uslugi/educ/news/?nid=38576)

 

 

 

Приложение 9

Таблица 11. Сравнительные характеристики различных способов и механизмов повышения доступности услуг

в сфере дошкольного  образования и содержания детей 

 

Наименование  способа / механизма

Повышает ли доступность услуг содержания?

Повышает ли доступность услуг дошкольного  образования (в рамках основной общеобразовательной  программы)?

Повышает ли доступность иных услуг дошкольного  образования?

Уровень затрат (для регионального /муниципального

бюджета)

Возможности применения

Наличие гарантии целевого использования бюджетных  средств

Возможные побочные эффекты

Примечания

Регионы, в  которых имеется опыт применения механизма

Строительство ДОУ

+

+

±1

Очень высокий

Ограничены

(в силу сложности строительства в условиях сложившей городской застройки)

+

 

При расширении сети ДОУ  необходимо учитывать демографическую  структуру детского населения

Активное строительство: Москва, Кемеровская область, Алтайский  край

Расширение площадей существующих ДОУ (строительство пристроек, дополнительных этажей и т.п.)

               

Широко распространенная практика

Открытие новых групп  путем оптимизации площадей существующих ДОУ

+

+

±

Средний

Ограничены

+

 

См. выше

Широко распространенная практика

Перевод в муниципальную собственность ведомственных ДОУ

+

+

±

Средний

Ограничены

+

   

Мурманская область, Курская  область

Реструктуризация системы  образовательных учреждений (перепрофилирование в образовательные учреждения, реализующие  основную общеобразовательную программу)

+

+

±

Высокий

Ограничены

+

Да*

Могут затрагиваться  интересы других целевых групп

Архангельская область

Создание групп кратковременного

пребывания на базе муниципальных  ДОУ

-

+

±

Низкий

Большие

+

   

Широко распространенная практика

Создание семейных детских садов, являющихся структурными подразделениями государственных или муниципальных дошкольных образовательных учреждений

-

+ (в зависимости от  того, какие ставки вводятся в  учреждении при организации на  его базе семейного детского  сада)

-

низкий

Ограничены (в силу малочисленности целевой группы – семей с тремя и более детьми дошкольного возраста)

±

   

Москва, Уфа, Кемеровская  область, Ленинградская область

Выплата пособий семьям с детьми, не посещающими ДОУ

-

-

±

Низкий

Большие

-

Да*

* расширяется доступность услуг ДОУ для детей старшего дошкольного возраста

Пермь, Красноярск

Содействие созданию негосударственных детских садов (передача в собственность зданий, предоставление субсидий, проведение конкурсов на размещение муниципального заказа и др.)

+

-*

+

Низкий

Ограничены (в силу высокой  стоимости вхождения на рынок  и неравных условий по сравнению  с муниципальными учреждениями)

+

   

Пермь

Содействие развитию иных услуг дошкольного образования  и содержания детей дошкольного  возраста частными поставщиками услуг

-

-*

+

Низкий

Большие

+

   

Во многих крупных  городах


Примечание. * – несмотря на то, что гарантии бесплатного и доступного дошкольного образования прописаны только применительно к государственным и муниципальным учреждениям, в регионах (например, в Пермском крае) существуют частные детские сады, оказывающие услуги дошкольного образования

1 ± - влияние неоднозначное, т.е. зависит от особенностей региональной практики, поведения родителей ребенка и других факторов.




Информация о работе Современное состояние и перспективы дошкольного образования