Современное состояние и перспективы дошкольного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:29, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в России по признанию мирового педагогического сообщества в прошлом, XX веке, сложилась уникальная система дошкольного образования, которая обеспечивала всестороннее полноценное воспитание и развитие детей от рождения до 7 лет.
Социально-экономические преобразования, произошедшие в Российском обществе, привели к серьезным изменениям в системе образования в целом и в дошкольном его звене, в частности.
Эти изменения коснулись как организационного, так и содержательного аспектов дошкольного образования.

Содержание

Введение 4
1. История развития дошкольного образования от киевской Руси до 1917г. 6
2. Советская система дошкольного образования. 10
2.1. Дошкольное воспитание в довоенные годы. 10
2.1. Дошкольное воспитание в довоенные годы. 11
2.3. Развитие дошкольного образования в послевоенные годы и в период развитого социализма. 13
3. Современное дошкольное образование 18
3.1. Преобразования конца XX начала XXI века 18
3.2. Новые стратегические ориентиры развития системы дошкольного образования в рамках Федеральных государственных образовательных требований (ФГТ) 28
3.3. Цели и задачи современного дошкольного образования 38
3.4. Современные программные, методологические, психологические, методические и технологические основы дошкольного образования 42
3.4.1. Программное обеспечение дошкольного образования 42
3.4.2. Психологические и методологические основы дошкольного образования. 45
3.4.3. Методики и технологии дошкольного образования 50
4. Анализ проблем дошкольного образования 56
4.1. Современная ситуация в сфере предоставления услуг дошкольного образования и содержания детей 56
4.1.1. Анализ состояния системы дошкольного образования и содержания детей в Российской Федерации 56
4.1.2. Анализ ситуации в сфере предоставления услуг дошкольного образования и содержания детей в Уральском федеральном округе и Свердловской области 64
4.1.3 Городской округ Ревда: состояние дошкольного образования, проблемы, задачи 67
4.2. Обзор развития национальной системы дошкольного образования. (Механизмы повышения доступности услуг дошкольного образования и содержания детей) 70
4.2.1. Наращивание мощности сети государственных и муниципальных учреждений дошкольного образования. 70
4.2.2. Развитие альтернативных форм дошкольного образования 74
4.2.2.1. Современные модели дошкольного образования на базе образовательных учреждений и организаций 74
4.2.2.2. Семейные детские сады 80
4.2.2.3. Программы пособий семьям с детьми, не посещающими детские сады 83
4.2.3. Организационно-экономические механизмы, содействующие повышению доступности услуг дошкольного образования: целевые потребительские субсидии и муниципальный заказ 86
4.2.3.1. Целевые потребительские субсидии 87
4.2.3.2. Муниципальный заказ 91
4.2.3.3. Сравнение механизмов муниципального заказа и целевой потребительской субсидии 95
4.2.4. Стимулирование частно – государственного партнерства 96
4.2.5. Выводы и рекомендации 99
5. Перспективы развития системы дошкольного образования 105
5.1. Новые законодательные акты об образовании 105
6. Основные направления развития дошкольного образования 113
7.Заключение 116
8. Список использованных источников 118
9. Приложения…………………………………………………………………..120

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 1,009.50 Кб (Скачать)

достижение  к 2016 году 100 % доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет;

увеличение  к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70 - 75 %, предусмотрев, что 50 % из них должны обучаться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;

в) обеспечить достижение следующих показателей в области науки:

2. Правительству  Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

а) принять к  сентябрю 2012г. меры, направленные на ликвидацию очередей на зачисление детей в возрасте от трех до семи лет в дошкольные образовательные учреждения, предусмотрев расширение форм и способов получения дошкольного образования, в том числе в частных дошкольных образовательных учреждениях;

б) подготовить  до конца ноября 2012г. предложения  о передаче субъектам Российской Федерации полномочий по предоставлению дополнительного образования детям, предусмотрев при необходимости софинансирование реализации названных полномочий за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;

в) обеспечить до конца 2013 года реализацию мероприятий  по поддержке педагогических работников, работающих с детьми из социально неблагополучных семей.

5.2. Перспективы развития дошкольного образования в рамках Законопроекта «Об образовании в Российской Федерации»

Действующий закон «Об  образовании» был принят в 1992 году и  для своего времени был очень  прогрессивным. Именно он адаптировал образовательную систему к новым экономическим реалиям, создал условия для самостоятельности школ и появления авторских образовательных методик. Правда, финансовых и организационных основ для реализации этих инициатив определено не было, и многие передовые идеи так и остались на бумаге. Но главное - за 20 лет стала другой страна, и документ просто перестал отвечать требованиям времени. Попытки же угнаться за происходящими изменениями привели к тому, что практика внесения в него дальнейших поправок во многом исчерпала свой ресурс. В чем принципиальные отличия нового закона от старого?

Сегодня задача нового закона — не только описать систему образования, определить правила для всех участников образовательного процесса, но главное - описать нормы и правила, по которым можно двигаться по образовательной лестнице от уровня к уровню, предоставить каждому гражданину в любом возрасте  возможности для образования и профессионального роста. Новый закон учитывает все многообразие  возможностей получения качественного образования, которые сегодня есть в Российской Федерации. При этом образование на всех уровнях - от дошкольного до высшего - остается бесплатным.

Цель нового закона —  предоставить каждому максимальные условия для того, чтобы получить дошкольное и обязательное общее образование, выбирать действительно качественные образовательные организации для получения профессионального образования, работая, профессионально совершенствоваться, осваивать новые технологии.

Какие конкретные преимущества получат учащиеся, родители и вся система образования от вступления в силу нового закона?

1. Дошкольное образование можно будет получить без очереди, в различных формах (в детском саду, дошкольных группах при школах, на дому), а само оно обеспечит равный уровень подготовки детей перед поступлением в школу.

2. Расширяются возможности получения знаний. В законодательстве впервые

закреплено право на дистанционное, электронное, сетевое  и семейное обучение.

3. Расширится выбор образовательных организаций, в которых можно получить

образование на бесплатной основе: бюджетное финансирование получат  граждане, обучающиеся в негосударственных  образовательных организациях.

4. Родители, работодатели и учащиеся получат больше возможностей для влияния на образовательный процесс и его организацию за счет расширения полномочий общественных советов.

5. Расширятся возможности для реализации уникальных образовательных программ. В законе учтены особенности получения образования для детей с ограниченными возможностями, образования в сфере культуры и искусства и т.п.

Новый закон обеспечивает:

- Право каждого на образование.

- Поддержку различных  форм получения образования, включая  самообразование и семейное образование.

- Право каждого на защиту его законных интересов, прав и свобод в образовании, включая судебную защиту.

Система образования, как  и прежде, будет не только учить, но и воспитывать. Вторая статья документа гласит, что образование является единым процессом обучения и воспитания. Таким образом, все нормы законопроекта, регулирующие процесс образования, в равной мере относятся и к воспитанию.

В новом законе говорится  о создании системы непрерывного образования, которая будет включать в себя дошкольное, общее, среднее профессиональное и высшее образование. Непрерывное образование упоминается и в существующем законе, но новый законопроект упорядочивает эту систему. Более того, он включает дошкольное образование в систему общего образования в качестве отдельного уровня, чего раньше никогда не было.

Появятся и новые  образовательные программы. Согласно законопроекту образовательные программы делятся на основные и дополнительные:

1). основные образовательные программы дошкольного образования;

2). дополнительные общеразвивающие программы дошкольного образования

3). дополнительные профессиональные программы:

- программы повышения квалификации;

- программы профессиональной переподготовки.

Новым законом не предусматривается  проведение экзаменов или каких-либо других форм оценивания детей по результатам  дошкольного образования.

В новом законе уменьшено  количество типов образовательных  организаций, а их разделение на виды исчезло совсем. Это решает проблему избыточного дробления образовательных организаций, которое создавало необоснованные административные барьеры, а также трудности при лицензировании и государственной аккредитации образовательных организаций. При этом существующая градация при всем своем многообразии не давала развиваться новым формам обучения, так как оставляла за рамками закона использование дистанционных технологий, выстраивание индивидуальных образовательных программ, возможности совместной образовательной деятельности организаций различных типов. Образовательные организации в рамках одного типа получат возможность использовать в наименовании специальные названия в соответствии с особенностями осуществляемой образовательной деятельности.

Право учить детей  и взрослых получат:

- Образовательные организации.

- Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение и (или) оздоровление детей, организации, осуществляющие социальное обслуживание детей (по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения).

- Индивидуальные предприниматели (по основным и дополнительным общеобразовательным программам,

- Иные организации любой организационно - правовой формы (по программам профессионального обучения и дополнительного образования).

Все вроде хорошо. Но, как-то тревожно, неуютно.

В этом месяце мне стало известно о новациях, которые последуют после принятия «скандального» закона «Об образовании в Российской Федерации», который рассматривается в Госдуме. Он породит детсады новой формации – в регионах им уже дали циничное название «камеры хранения для детей». Есть в законе и другие интересные новации – на них обратили внимание родители дошкольников, изучившие «ливановский проект». В этой редакции из «Закона об образовании» исключается формулировка о том, что сеть детсадов существует в помощь родителям и вводится консультативная помощь детских садов семьям. Все это делает необязательным существование групп полного дня и повышает статус групп кратковременного пребывания.

Министр образования  Свердловской области Юрий Биктуганов,  назвал нецивилизованными действия родителей, которые хотят проводить пикеты против повышения платы за детсады. Родители по всей России собирают подписи и готовят акции протеста против проекта, который узаконит очередь в детсад  (Приложение 1).

 

6. Основные направления развития дошкольного образования

1). Повышение уровня профессионализма педагогов детских садов

  • Создание сети стажировочных площадок, задачами которых являются повышение квалификации и обмен инновационным опытом педагогов и педагогических коллективов детских садов.
  • Реализация проекта «Детский сад для всех и каждого», нацеленного на поддержку лучших программ развития дошкольных образовательных учреждений.
  • Организация городских, муниципальных, областных, региональных  конкурсов «Воспитатель года», направленных на выявление и поощрение талантливых педагогов дошкольного образования.

2). Создание стандарта качества дошкольного образования

  • Формирование в детских садах образовательной среды, стимулирующей детскую инициативу и самостоятельность, творчество, свободу выбора, двигательную и познавательную активность детей, сотрудничество взрослого и ребёнка.
  • Широкое использование информационно-коммуникационных технологий для творческого и интеллектуального развития детей.
  • Расширение социального пространства детского сада (сотрудничество с библиотеками, музеями, парками, участие в жизни микрорайона).
  • Реализация программ, обеспечивающих адаптацию и интеграцию детей-мигрантов в сообщество сверстников, обучение русскому языку, как второму.
  • Расширение спектра дополнительных образовательных услуг; организация клубных форм сотрудничества с семьями воспитанников, включая семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Развитие механизмов общественной экспертизы качества образовательных услуг.

3). Здоровье сбережение

  • Внедрение системы мониторинга здоровья детей.
  • Совершенствование организации питания.
  • Формирование индивидуальной модели оздоровления детей.
  • Приобщение детей к культуре здорового образа жизни и укрепление интереса к занятиям физической культурой и спортом.

4). Совершенствование форм обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья

  • Развитие инклюзивного воспитания в дошкольных учреждениях.
  • Создание комфортной, безопасной, адаптированной к особым нуждам воспитанников среды, оснащённой специальным оборудованием; развитие системы психолого-педагогического сопровождения ребёнка.
  • Создание непрерывных образовательных маршрутов: вариативные формы дошкольного образования - детский сад - начальная школа.

5). Информационная открытость дошкольного образования

  • Расширение возможности регистрации детей в режиме он-лайн в едином реестре будущих воспитанников дошкольных образовательных учреждений.
  • Использование автоматизированной информационной системы «Комплектование ДОУ» для обеспечения прозрачности комплектования детских садов и возможности прогнозирования потребностей в дошкольных образовательных услугах.
  • Создание Интернет - сайтов дошкольных образовательных учреждений и широкое использование современных и нформационно-коммуникационных технологий информирования населения, повышения родительской компетентности в вопросах развития и воспитания детей, получения обратной связи о качестве образовательных услуг.

6). Повышение эффективности управления современным детским садом

  • Развитие государственно-общественной системы управления дошкольным образовательным учреждением: создание управляющих советов, наделённых реальными полномочиями в вопросах стратегического управления, финансово-хозяйственной деятельности, контроля качества образования, кадровой политики.
  • Старт плотного проекта по переходу на новые механизмы финансирования дошкольных образовательных услуг за счёт целевых субсидий, новую систему оплаты труда, стимулирующую качество, результативность и профессиональное развитие педагогов.

 

7.Заключение

Несмотря на всю серьезность проблем, с которой сталкивается российская система дошкольного образования и содержания, за последние годы наметились основные ориентиры системных усилий по их преодолению. Обновление национальной системы дошкольного образования и содержания, адаптация уже сложившихся практик к условиям современного российского общества должны базироваться на принципах разнообразия образовательных форм, эффективности экономической деятельности и социальной справедливости.

Информация о работе Современное состояние и перспективы дошкольного образования