Современное состояние и перспективы дошкольного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:29, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в России по признанию мирового педагогического сообщества в прошлом, XX веке, сложилась уникальная система дошкольного образования, которая обеспечивала всестороннее полноценное воспитание и развитие детей от рождения до 7 лет.
Социально-экономические преобразования, произошедшие в Российском обществе, привели к серьезным изменениям в системе образования в целом и в дошкольном его звене, в частности.
Эти изменения коснулись как организационного, так и содержательного аспектов дошкольного образования.

Содержание

Введение 4
1. История развития дошкольного образования от киевской Руси до 1917г. 6
2. Советская система дошкольного образования. 10
2.1. Дошкольное воспитание в довоенные годы. 10
2.1. Дошкольное воспитание в довоенные годы. 11
2.3. Развитие дошкольного образования в послевоенные годы и в период развитого социализма. 13
3. Современное дошкольное образование 18
3.1. Преобразования конца XX начала XXI века 18
3.2. Новые стратегические ориентиры развития системы дошкольного образования в рамках Федеральных государственных образовательных требований (ФГТ) 28
3.3. Цели и задачи современного дошкольного образования 38
3.4. Современные программные, методологические, психологические, методические и технологические основы дошкольного образования 42
3.4.1. Программное обеспечение дошкольного образования 42
3.4.2. Психологические и методологические основы дошкольного образования. 45
3.4.3. Методики и технологии дошкольного образования 50
4. Анализ проблем дошкольного образования 56
4.1. Современная ситуация в сфере предоставления услуг дошкольного образования и содержания детей 56
4.1.1. Анализ состояния системы дошкольного образования и содержания детей в Российской Федерации 56
4.1.2. Анализ ситуации в сфере предоставления услуг дошкольного образования и содержания детей в Уральском федеральном округе и Свердловской области 64
4.1.3 Городской округ Ревда: состояние дошкольного образования, проблемы, задачи 67
4.2. Обзор развития национальной системы дошкольного образования. (Механизмы повышения доступности услуг дошкольного образования и содержания детей) 70
4.2.1. Наращивание мощности сети государственных и муниципальных учреждений дошкольного образования. 70
4.2.2. Развитие альтернативных форм дошкольного образования 74
4.2.2.1. Современные модели дошкольного образования на базе образовательных учреждений и организаций 74
4.2.2.2. Семейные детские сады 80
4.2.2.3. Программы пособий семьям с детьми, не посещающими детские сады 83
4.2.3. Организационно-экономические механизмы, содействующие повышению доступности услуг дошкольного образования: целевые потребительские субсидии и муниципальный заказ 86
4.2.3.1. Целевые потребительские субсидии 87
4.2.3.2. Муниципальный заказ 91
4.2.3.3. Сравнение механизмов муниципального заказа и целевой потребительской субсидии 95
4.2.4. Стимулирование частно – государственного партнерства 96
4.2.5. Выводы и рекомендации 99
5. Перспективы развития системы дошкольного образования 105
5.1. Новые законодательные акты об образовании 105
6. Основные направления развития дошкольного образования 113
7.Заключение 116
8. Список использованных источников 118
9. Приложения…………………………………………………………………..120

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 1,009.50 Кб (Скачать)

4.2.4. Стимулирование частно – государственного партнерства

В условиях ограниченности предложения услуг дошкольного  образования в государственных  и муниципальных учреждениях  возрастает актуальность услуг частных  поставщиков. Однако развитие негосударственного сектора дошкольного образования существенно зависит от платежеспособности населения, с одной стороны, и бремени издержек, которые несут частные поставщики, с другой. Платежеспособный спрос на услуги дошкольного образования безусловно существует, особенно в наиболее экономически развитых регионах и городах. Об этом свидетельствуют данные официальной статистики и социологических опросов. Так, согласно исследованию, проведенному в рамках проекта «Формирование системы мониторинга экономики образования» родители дошкольников готовы платить за услуги образования и содержания. Денежные средства, вкладываемые в систему дошкольного образования населением, составили порядка 17-20%%. При этом 70% семей выразили готовность увеличить официальную плату детским садам на 60% при повышении качества предоставляемых услуг. [24]

Несмотря на нехватку мест в муниципальных  учреждениях, значительный неудовлетворенный  спрос на услуги дошкольного образования  и содержания и готовность большинства  родителей платить за эти услуги, частных детских садов в стране очень мало. Численность детей, посещающих частные детские сады, в 2008г. составила порядка 160 тыс. человек или 3% от всех детей, посещающих ДОУ (для сравнения – в странах Европейского союза  данный показатель составляет порядка 10%). Целевой аудиторией частных ДОУ являются наиболее высокодоходные домохозяйства с детьми, однако государство заинтересовано в том, чтобы услуги частных учреждений становились более доступными для более широкой родительской аудитории. Это позволит снизить нагрузку на муниципальную систему дошкольного образования, увеличит доступ к качественным услугам дошкольного образования и содержания, усилит конкуренцию на рынке услуг, а также будет способствовать расширению потребительского выбора.

Недостаточное развитие частного сектора в сфере дошкольного образования и содержания объясняется прежде очевидным отсутствием равных конкурентных условий. Разница в размере оплаты услуг негосударственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений обусловлена, в том числе отсутствием в негосударственном учреждении компенсационных выплат части родительской платы за содержание ребенка, более высокими тарифами на жилищно-коммунальные услуги для негосударственных учреждений, существованием в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях расходов, связанных с арендой зданий, уплатой налога на имущество и землю. Все эти затраты существенно увеличивают стоимость услуг негосударственного дошкольного образования. Таким образом, негосударственные детские сады не имеют равноправного статуса с муниципальными детскими садами в части налогообложения и платежных обязательств. Дополнительным препятствием на пути частных инвесторов являются многочисленные административные барьеры. Общим итогом негативного влияния вышеперечисленных факторов является стабильное пребывание в "тени" значительной доли частного сектора услуг дошкольного образования и содержания детей.

Государство осознает сложность  создавшейся ситуации и необходимость  привлечения частных инвесторов в отрасль. По словам премьер-министра В.В.Путина, «будущее – за созданием равных условий для государственных (муниципальных) и негосударственных учреждений, за формированием реальной конкурентной среды в сфере дошкольного образования – когда бюджетные средства, выделяемые на обучение и содержание в детских садах, будут распределяться на конкурсной основе через систему муниципального заказа». Первым шагом в этом направлении стало распространение программы компенсаций части родительской платы за содержание детей в ДОУ на негосударственные учреждения. Выступая на заседании Правительства РФ, В.В. Путин отметил, что частный сектор в образовании, в том числе детские мини-сады, представляет собой серьезную нишу для развития малого и среднего бизнеса и создания новых рабочих мест, и указал на необходимость в дальнейшем последовательно развивать данное направление. [25]

Возможные направления развития частно - государственного партнерства включают в себя в том числе:

      • предоставление зданий под организацию частных детских садов (в том числе передача в собственность на определенных условиях);
      • предоставление субсидий негосударственным ДОУ;
      • распределение бюджетных средств на обучение и содержание детей в ДОУ на конкурсной основе через систему муниципального заказа;
      • консультационная помощь бизнесменам, желающим открыть детский сад.

В настоящее время субъекты Российской Федерации предпринимают меры по развитию частно-государственного партнерства в указанных направлениях.

Региональный опыт г. Москвы, г. Тюмени, г. Перми, Пермского  края  представлен в приложении 7.

 

4.2.5. Выводы и рекомендации по развитию национальной системы дошкольного образования

Основная тенденция  развития сети государственных и  муниципальных учреждений в течение  последних двух десятилетий состояла в устойчивом и значительном сокращении численности учреждений и посещающих их детей. Сокращение сети учреждений опережало снижение рождаемости, что к началу 2000-ых гг. привело к устойчивому и постоянно растущему дефициту мест в них. Повышение рождаемости вследствие стимулирующей государственной демографической политики в свою очередь дополнительно усилило нагрузку на систему дошкольного образования. Региональные и муниципальные власти оказались вынужденными изыскивать возможности увеличения ее пропускной способности, снижению очередности и расширения доступа к услугам дошкольного образования и содержания.

Изучение существующих региональных и муниципальных практик по повышению доступности услуг дошкольного образования и содержания, проведенный сравнительный анализ позволяет выделить несколько направлений деятельности в данной сфере.

Наиболее важным из них  является расширение сети государственных  и муниципальных дошкольных образовательных  учреждений как за счет увеличения пропускной способности традиционных детских садов, так и с помощью внедрения альтернативных форм дошкольного образования и содержания.

Государственные и муниципальные  ДОУ по-прежнему составляют подавляющее  большинство учреждений дошкольного  образования и содержания, в 2008г. их доля превышала 97%. Важнейшими способами увеличения пропускной способности ДОУ являются строительство новых детских садов, их реконструкция с целью увеличения мощности, открытие дополнительных в уже действующих ДОУ, использование пустующих помещений, реструктуризация системы образовательных учреждений, перевод в муниципальную собственность ведомственных учреждений и др. В условиях экономического кризиса и сокращения бюджетных расходов возрастает актуальность поиска наименее затратных вариантов, поскольку значительных средств на масштабное строительство объектов социальной сферы у муниципалитетов в ближайшее время не предвидится.

В данном проекте был рассмотрен ряд альтернативных традиционным детским садам форм дошкольного образования и содержания: группы кратковременного пребывания, семейные детские сады и программы денежных пособий гражданам, имеющим детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения. Развитие и расширения альтернативных услуг образования и содержания, не являясь заменой услугам традиционного детского сада, тем не менее позволяет снизить нагрузку на систему муниципальных ДОУ за счет перевода на другие формы дошкольного образования тех дошкольников, родители которых в большей степени склоняются к домашнему воспитанию.

В поддержку домашнего  воспитания детей создаются и  другие формы дошкольного образования и содержания. Так, например, с целью увеличения охвата детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, услугами дошкольного образования в ряде регионов и городов (Республика Якутия, Кемерово, Сыктывкар, Астраханская область*) появляются гувернерские службы на базе дошкольных образовательных учреждений, целью которых является оказание педагогической помощи в воспитании детей на дому, а услуги оказываются либо педагогическими работниками дошкольного образовательного учреждения, на базе которого создается гувернерская служба, либо специалистами с педагогическим образованием, устроившимися на работу в данную службу. [26]

Другим ключевым направлением деятельности по повышению доступности  дошкольного образование наряду с расширением сети муниципальных учреждений является расширение частно-государственного партнерства с целью увеличения численности негосударственных ДОУ и посещающих их детей. Анализ регионального опыта свидетельствует о совершенно недостаточном развитии данного направления. Несмотря на наличие платежеспособного спроса на качественные услуги образования и содержания, отсутствие равных конкурентных условий для государственных и негосударственных поставщиков услуг, а также наличие значительных административных барьеров сдерживают приток частных инвестиций в сферу дошкольного образования и способствуют к переходу частных поставщиков услуг в неформальный сектор.

Позитивный опыт частно-государственного партнерства имеется в Перми  и Пермском крае. На региональном уровне действует краевая целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Пермском крае на 2008-2011 годы», в рамках которой осуществляется реализация проекта по разработке и внедрению механизма создания негосударственных мини-детских садов. Содействие развитию негосударственных ДОУ в этой программе реализуется посредством предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение двух третей затрат по арендной плате либо затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным на цели выкупа помещений для детских мини-садов. Другим удачным примером сотрудничества государственных и частных структур является привлечение частных инвесторов к восстановлению и реконструкции объектов муниципального имущества с последующей передачей их под частные детские сады – так называемые концессионные соглашения, заключаемые в рамках деятельности по реализации ведомственной целевой программы города Перми «Сокращение очередности в детские сады».

Сравнительные характеристики рассмотренных в проекте способов и механизмов повышения доступности услуг в сфере дошкольного образования и содержания детей представлены в приложении 8, таблице 9.

Отдельно следует отметить, что в условиях расширения платности  в сфере дошкольного образования и содержания возрастает значения социальной поддержки низкодоходных семей с детьми дошкольного возраста. Перспективное направление такой поддержки представляют программы дифференцированной родительской платы за детский сад. Планы внедрения такой программы имеются в Калининградской области, где с 2009г. осуществляется следующий порядок внесения родительской платы в зависимости от доходов в расчете на одного члена семьи:

Принятие программы  обусловлено переводом значительной части муниципальных ДОУ в  форму автономного учреждения (до 11% в 2009г.). [22]

Разнообразные программы  поддержки граждан с детьми, посещающими  государственные и муниципальные  дошкольные образовательные учреждения, реализуются во многих регионах и  муниципалитетах страны. Как правило, они сводятся к расширению перечня категорий граждан, имеющих право на компенсации части родительской платы на содержание детей, предусмотренных федеральным законодательством. Например, во многих регионах существуют различные льготы по оплате за содержание детей в государственных дошкольных образовательных учреждениях, устанавливаемые для различных социально-незащищенных категорий семей: матерей-одиночек, семей с детьми-инвалидами, многодетных семей и др. В г. Санкт-Петербурге размер компенсации части родительской платы зависит в том числе и от доходов семьи. Так, родителям (законным представителям) на детей, посещающих образовательные учреждения, предоставляется компенсация части родительской платы за счет средств бюджета Санкт-Петербурга от 20 до 70% размера фактически взимаемой родительской платы

 

 

5. Перспективы развития системы дошкольного образования

5.1. Новые законодательные акты об образовании

Вступил в действие УКАЗ Президента РФ от 07.05.2012 N 599  "О  мерах по реализации государственной  политики в области образования и науки".

В целях дальнейшего  совершенствования государственной  политики в области образования  и науки и подготовки квалифицированных  специалистов с учетом требований инновационной  экономики президент постановил:

1. Правительству  Российской Федерации:

а) обеспечить реализацию следующих мероприятий в области  образования:

- внесение в  июле 2012г. в Государственную Думу  Федерального Собрания Российской  Федерации проекта федерального  закона "Об образовании в Российской  Федерации";

- провести до конца декабря 2012г. мониторинг деятельности государственных образовательных учреждений в целях оценки эффективности их работы, реорганизации неэффективных государственных образовательных учреждений, предусмотрев при реорганизации таких учреждений обеспечение права обучающихся на завершение обучения в других государственных образовательных учреждениях;

- разработку  к июню 2012г. комплекса мер, направленных  на выявление и поддержку одаренных  детей и молодежи;

б) обеспечить достижение следующих показателей в области образования:

Информация о работе Современное состояние и перспективы дошкольного образования