Современное состояние и перспективы дошкольного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:29, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в России по признанию мирового педагогического сообщества в прошлом, XX веке, сложилась уникальная система дошкольного образования, которая обеспечивала всестороннее полноценное воспитание и развитие детей от рождения до 7 лет.
Социально-экономические преобразования, произошедшие в Российском обществе, привели к серьезным изменениям в системе образования в целом и в дошкольном его звене, в частности.
Эти изменения коснулись как организационного, так и содержательного аспектов дошкольного образования.

Содержание

Введение 4
1. История развития дошкольного образования от киевской Руси до 1917г. 6
2. Советская система дошкольного образования. 10
2.1. Дошкольное воспитание в довоенные годы. 10
2.1. Дошкольное воспитание в довоенные годы. 11
2.3. Развитие дошкольного образования в послевоенные годы и в период развитого социализма. 13
3. Современное дошкольное образование 18
3.1. Преобразования конца XX начала XXI века 18
3.2. Новые стратегические ориентиры развития системы дошкольного образования в рамках Федеральных государственных образовательных требований (ФГТ) 28
3.3. Цели и задачи современного дошкольного образования 38
3.4. Современные программные, методологические, психологические, методические и технологические основы дошкольного образования 42
3.4.1. Программное обеспечение дошкольного образования 42
3.4.2. Психологические и методологические основы дошкольного образования. 45
3.4.3. Методики и технологии дошкольного образования 50
4. Анализ проблем дошкольного образования 56
4.1. Современная ситуация в сфере предоставления услуг дошкольного образования и содержания детей 56
4.1.1. Анализ состояния системы дошкольного образования и содержания детей в Российской Федерации 56
4.1.2. Анализ ситуации в сфере предоставления услуг дошкольного образования и содержания детей в Уральском федеральном округе и Свердловской области 64
4.1.3 Городской округ Ревда: состояние дошкольного образования, проблемы, задачи 67
4.2. Обзор развития национальной системы дошкольного образования. (Механизмы повышения доступности услуг дошкольного образования и содержания детей) 70
4.2.1. Наращивание мощности сети государственных и муниципальных учреждений дошкольного образования. 70
4.2.2. Развитие альтернативных форм дошкольного образования 74
4.2.2.1. Современные модели дошкольного образования на базе образовательных учреждений и организаций 74
4.2.2.2. Семейные детские сады 80
4.2.2.3. Программы пособий семьям с детьми, не посещающими детские сады 83
4.2.3. Организационно-экономические механизмы, содействующие повышению доступности услуг дошкольного образования: целевые потребительские субсидии и муниципальный заказ 86
4.2.3.1. Целевые потребительские субсидии 87
4.2.3.2. Муниципальный заказ 91
4.2.3.3. Сравнение механизмов муниципального заказа и целевой потребительской субсидии 95
4.2.4. Стимулирование частно – государственного партнерства 96
4.2.5. Выводы и рекомендации 99
5. Перспективы развития системы дошкольного образования 105
5.1. Новые законодательные акты об образовании 105
6. Основные направления развития дошкольного образования 113
7.Заключение 116
8. Список использованных источников 118
9. Приложения…………………………………………………………………..120

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 1,009.50 Кб (Скачать)
  • установления компенсационных выплат родителям (законным представителям);
  • строительства зданий под муниципальные дошкольные образовательные учреждения, в том числе в строящихся жилых зданиях на первых этажах;
  • реконструкции и капитального ремонта зданий дошкольных образовательных учреждений
  • реконструкции и капитального ремонта зданий общеобразовательных учреждений для организации образовательных дошкольных групп для детей 6-летнего возраста, реализующих основные общеобразовательные программы.

Размер компенсационной выплаты  составил 3000 рублей, возраст детей  – от 1,5 до 3 лет. В 2008г. программе  участвовали около 27 тысяч граждан. Однако добиться требуемых результатов руководству края не удалось. В 2008г. около 30 тысяч детей не имели возможности посещать детские сады. Особенно острой является проблема нехватки мест в дошкольных учреждениях в новых микрорайонах, где родители вынуждены  становиться в очередь  с самого рождения ребенка. Сокращенный по сравнению с Пермским краем период выплат (не 1,5- 5 лет, а 1,5-3 года) не позволяет добиться высвобождения мест для обеспечения широкого доступа к услугам муниципальных образовательных учреждений детей более старшего возраста.

Источник:  Закон Красноярского  края от 26.12.2006 «О краевой целевой  программе «Дети» на 2007-2009 годы»

 

           Приложение 5

Региональный опыт

г. Арзамас «Использование технологии потребительской субсидии»

 

Примером использования  технологии потребительской субсидии в целях повышения доступности  услуг дошкольного образования  может служить реализуемая в  г. Арзамасе программа предоставления целевых потребительских субсидий (социальных ваучеров) на получение услуг по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста (Порядок  реализации программы определен Постановлением Мэра г. Арзамаса от 22 мая № 32). Данная программа направлена на повышение доступности и удобства получения услуг по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста, а также качества этих услуг. Консультационно-методическая помощь Администрации г. Арзамаса в разработке и реализации программы была предоставлена Фондом «Институт экономики города» при поддержке Агентства США по международному развитию.

В рамках программы был отработан  новый управленческий подход к решению  проблемы нехватки мест в муниципальных  детских садах без вложения капитальных  затрат на строительство и реконструкцию дополнительных учреждений дошкольного образования, который заключается в том, что право предоставлять услугу по присмотру и уходу за детьми и получать оплату за ее оказание из средств городского бюджета будет предоставлено любым поставщикам (организациям или частным предпринимателям), которые отвечают предъявленным городской администрацией требованиям. Бюджетные средства в виде целевых потребительских субсидий, а именно социальных ваучеров, имеющих определенный денежный номинал, ежемесячно передаются непосредственно родителям ребенка, которые по своему усмотрению и на основе своих индивидуальных предпочтений обращаются к тому или иному поставщику и обменивают у него ваучер на получение услуги. Социальный ваучер является своего рода сертификатом, который выдается администрацией города родителю ребенка и который дает ему право на бесплатное получение бюджетного пакета услуг. Ваучер обеспечивает получение набора из 10 базовых услуг в определенном объеме для детей в возрасте от 2 до 4 лет (присмотр, уход, организация дневного сна, занятия по речевому развитию и т.д.). Питание ребенка обеспечиваться или оплачиваться самими родителями ребенка по договоренности с выбранным ими поставщиком. Родители могут за счет собственных средств приобрести у поставщика другие услуги, не обеспечиваемые ваучером.

В программе четко определяется ответственность поставщика и получателя услуг. К поставщикам услуг предъявляются требования по обеспечению качества услуги, в том числе требования к помещениям, где оказываются услуги, требования к персоналу, оказывающему услуги, санитарно-гигиенические требования, включая наличие у поставщика определенного перечня элементарных медицинских средств для оказания первой медицинской помощи. Вместе с ваучером родителю ребенка выдается информация о тех поставщиках, которые готовы оказать ему эти услуги за ту стоимость, которая является денежным номиналом ваучера, и с соблюдением установленных администрацией стандартов. Родитель самостоятельно принимает решение о выборе поставщика, руководствуясь как его территориальным расположением, так и наличием и стоимостью дополнительных услуг. В обмен на получение услуг родитель передает выбранному им поставщику свой ваучер. После оказания услуг поставщик предъявляет полученный от родителя ваучера городской администрации и получает оплату в размере денежного номинала ваучера. Таким образом, субсидия из бюджета предоставляется потребителю а не поставщику услуг. Ежемесячно городская администрация производит оплату оказанных услуг поставщикам в зависимости от количества социальных ваучеров, фактически реализованных у этих поставщиков потребителями.

На июль 2008г. в программе участвовали 11 поставщиков услуг (10 частных нянь и одна некоммерческая общественная организация) и 23 ребенка. При этом количество детей в программе постоянно меняется – в программу приходят новые дети, часть детей покидает программу в связи с устройством в садик или с достижением пятилетнего возраста. Также меняется и число поставщиков услуг – в самом начале в программе участвовало только 2 поставщика (1 частная няня и 1 общественная некоммерческая организация. Финансирование программы на 2008г. было предусмотрено в размере 554 тысяч рублей.

Несмотря на небольшой масштаб  реализации программы, ее пример уже  наглядно демонстрирует то, что технология социального ваучера может, во-первых, реально решать проблемы родителей во время ожидания места в детском саду, а, во-вторых, содействовать увеличению на территории числа поставщиков дефицитной услуги без капитальных затрат на создание новых муниципальных или государственных поставщиков. В условиях, когда муниципальный бюджет не может выделить достаточно средств на строительство новых детских садов, эта технология может быть весьма востребованной именно в сфере присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста. Кроме того, в этой сфере данная технология может обеспечить достаточную гибкость в управлении бюджетными ресурсами при изменении спроса на услуги в силу тех или иных демографических причин.

Важно отметить, что особенностью применения технологии социальных ваучеров в городе Арзамасе было то, что ее применение было призвано в числе прочего содействовать появлению в городе новых поставщиков услуг по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста, и эта цель была достигнута. Таким образом, опыт предоставления в г. Арзамасе целевых потребительских субсидий на получение услуг по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста является свидетельством того, что технология социальных ваучеров может не только привлекать для оказания государственных и муниципальных услуг существующих поставщиков, но и способствовать развитию самого рынка поставщиков.

 

           Приложение 6

Региональный опыт

Новосибирская область «Государственный и муниципальный заказ на предоставление услуг дошкольного образования»

 

В Новосибирской области в 2005-2006 гг. при методической поддержке фонда «Институт экономики города» был реализован механизм государственного и муниципального заказа на предоставление услуг дошкольного образования с целью повышения доступности предшкольных образовательных услуг для детей их малообеспеченных семей.

Конкурс на размещение государственного и муниципального заказа при активном участии учреждений системы общего, дошкольного и дополнительного  образования и показал наличие  конкурентной среды среди бюджетных  организаций. На 10 заявленных лотов (лот  – группа детей из 15 человек) было подано 19 заявок. В г. Бердск на 4 выставленных лота было подано 9 заявок от центра детского творчества, четырех детских садов и четырех школ. В г. Обь на 2 лота было подано 4 заявки от общеобразовательной школы, центра дополнительного образования и двух детских садов. В Куйбышевском районе на 6 лотов поступило 6 заявок от интерната, дома творчества, детского сада и трех школ, две из которых – сельские.

По итогам определения победителей  конкурса были заключены государственные  и муниципальные контракты на общую сумму 559,2 тыс. руб. на подготовку 135 детей из малоимущих семей. Сумма государственных контрактов составила 308,8 тыс. руб., сумма муниципальных контрактов – 250,4 тыс. руб.

Занятия для детей 5-6 лет из малоимущих семей и не посещающих детский сад по программе подготовки к обучению в начальной школе проходили по 4 астрономических часа в неделю в трех городах Новосибирской области – Оби, Бердске, Куйбышеве и двух сельских поселениях Куйбышевского района. В учебную программу были включены обучение навыкам чтения, счета, развитие речи, а также занятия по художественно-эстетическому развитию и спортивные игры. Общая продолжительность программы составляла 8 месяцев (128 астрономических часов).

Проведенный в Новосибирской области конкурс уникален в своем роде: по организации он характеризуется одновременным размещением государственного и муниципального заказов; по источникам финансирования – охватывает областной и местные бюджеты на паритетной основе; по географии – города и сельские поселения; по участникам и победителям конкурса – учреждения системы общего, дошкольного и дополнительного образования.

Конкурс дал возможность выбрать  наилучших поставщиков образовательной  услуги, в результате чего контрактная  цена в среднем была снижена на 2 % от максимальной.

 

Региональный опыт

г. Пермь «Стандарт общеразвивающей услуги дошкольного образования.

 

В 2007г. в рамках развития муниципальной системы дошкольного образования г. Перми была стандартизирована общеразвивающая услуга дошкольного образования. Были разработаны два паспорта услуги для возрастных групп 1,5–3 года и 3–7 лет. Наличие стандарта услуги позволило рассчитать норматив полной ее стоимости, включающий в себя затраты на фонд оплаты труда, коммунальные расходы, приобретение оборудования, текущий ремонт и пр. Следующим важным шагом в  развитии муниципальной системы дошкольного образования г. Перми стало внедрение с 1 января 2008г. нормативно-подушевого финансирования в системе дошкольного образования.

Наличие стандарта дошкольной образовательной услуги и методики расчета ее полной стоимости позволило объявить конкурс на оказание услуг дошкольного образования среди немуниципальных поставщиков. Осенью 2007 года через механизм муниципального заказа было закуплено 168 мест в 5 негосударственных и немуниципальных образовательных учреждениях города на 2007-2010 г. А осенью 2008г. было закуплено еще 118 мест на 2008-2011 г. Таким образом, были созданы реальные условия для привлечения на муниципальный рынок образовательных услуг организаций любой формы собственности и ведомственной принадлежности.

 

 

 

 

Приложение 7

Таблица 10. Сравнение механизмов муниципального заказа и целевой потребительской субсидии.

 

Параметр

Муниципальный заказ

Целевые потребительские  субсидии

  1. Степень обеспечения целевого получения услуги

Максимально возможная - от поставщика клиент не может получить ничего кроме целевой услуги

Сбалансированная –  целевое получение услуги клиентом обеспечивается неденежной формой субсидии, хотя и существует возможность сговора  клиента с поставщиком с целью обналичивания целевой субсидии.

  1. Свобода потребительского выбора, учет индивидуальных предпочтений клиентов

Крайне ограниченная, клиенты будут должны обслуживаться  у одного поставщика, выбранного РБС

Сбалансированная, клиенты  сами выбирают конкретного поставщика из числа поставщиков, отвечающих стандарту услуги, установленному РБС

  1. Степень привлекательности для альтернативных поставщиков

Ограниченная – стереотип  «конкуренции за чиновника», необходимость  сложного оформления конкурсной заявки и предоставления различных документов.

Максимально возможная  – конкуренция непосредственно  «за потребителя», отсутствие барьеров.

  1. Возможность постоянного привлечения новых поставщиков и расширения потребительского выбора

Ограниченная – конкурс  проводится единовременно.

Максимально возможная  – отбор (сертификация) новых поставщиков  происходит постоянно по мере поступления  от них заявок.

  1. Возможность экономии бюджетных средств

Существует – за счет ценовой конкуренции участников конкурса.

В чистом виде экономии нет, однако создаются оптимальные условия для повышения качества услуги с учетом индивидуальных потребностей и предпочтений клиентов за счет развития конкуренции поставщиков непосредственно за потребителя.

  1. Социальное иждивенчество и патернализм

Сохраняется – клиенты не приобретают ни права выбора, ни ответственности за свой выбор.

Уменьшается – помимо права выбора поставщика клиенты  приобретают ответственность за собственный выбор.


 

 

           Приложение 8

Региональный опыт

г. Пермь «Предоставление зданий под организацию частных детских садов»

 

Ведомственной целевой программой «Сокращение очередности в детские сады» (утверждена Постановлением администрации города Перми от 24.11.2008 № 1111) привлечение бизнес-сообщества к организации предоставления услуг дошкольного образования было отнесено к числу задач, реализация которых позволит повысить доступность услуг дошкольного образования. Одним из способов решения данной задачи является передача муниципального имущественного комплекса в целях восстановления и реконструкции зданий под дошкольные образовательные учреждения субъектам предпринимательства посредством заключения концессионных соглашений. Осуществление финансово-кредитной поддержки концессионеров планируется посредством разработки и реализации индивидуального плана (банковские кредитные ресурсы, поручительства по обязательствам (кредитам, займам, договорам лизинга) предпринимателей ОАО "Пермский центр развития предпринимательства").

В рамках программы планируется осуществить восстановление неиспользуемых на протяжении ряда лет учреждений, в том числе принадлежавших ранее различным ведомствам и переданных в муниципальную собственность в ненадлежащем состоянии. Всего субъектам предпринимательства для восстановления по концессионным соглашениям будет передано 13 зданий: 5 – в 2009 году, 4 – в 2010 году и 4 – в 2011 году.

Администрация г. Перми провела открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении недвижимого муниципального имущества города. Конкурс был объявлен в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ       "О концессионных соглашениях", постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 № 671 "Об утверждении типового концессионного соглашения в отношении объектов образования", решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 № 339 "Об утверждении Положения о концессионных соглашениях в отношении недвижимого муниципального имущества города Перми". Это первое концессионное соглашение, которое администрация города планирует заключить с частными структурами.

Главное условие конкурса – инвестиции в восстановление помещений детского сада и сохранение целевого назначения имущественного комплекса. По договору концессии, выигравший конкурс инвестор должен организовать на базе переданного  имущества оказание услуг дошкольного образования, в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации. В том числе это социально-психологическая помощь детям дошкольного возраста, услуги диагностики уровня освоения детьми дошкольного возраста программ и выявления детей с особыми образовательными нуждами. Ежегодно инвесторы должны вносить концессионную плату, а также вкладывать средства в реконструкцию объектов и модернизацию имущества - не менее 10 миллионов рублей по каждому из объектов.

Информация о работе Современное состояние и перспективы дошкольного образования