Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:29, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в России по признанию мирового педагогического сообщества в прошлом, XX веке, сложилась уникальная система дошкольного образования, которая обеспечивала всестороннее полноценное воспитание и развитие детей от рождения до 7 лет.
Социально-экономические преобразования, произошедшие в Российском обществе, привели к серьезным изменениям в системе образования в целом и в дошкольном его звене, в частности.
Эти изменения коснулись как организационного, так и содержательного аспектов дошкольного образования.
Введение 4
1. История развития дошкольного образования от киевской Руси до 1917г. 6
2. Советская система дошкольного образования. 10
2.1. Дошкольное воспитание в довоенные годы. 10
2.1. Дошкольное воспитание в довоенные годы. 11
2.3. Развитие дошкольного образования в послевоенные годы и в период развитого социализма. 13
3. Современное дошкольное образование 18
3.1. Преобразования конца XX начала XXI века 18
3.2. Новые стратегические ориентиры развития системы дошкольного образования в рамках Федеральных государственных образовательных требований (ФГТ) 28
3.3. Цели и задачи современного дошкольного образования 38
3.4. Современные программные, методологические, психологические, методические и технологические основы дошкольного образования 42
3.4.1. Программное обеспечение дошкольного образования 42
3.4.2. Психологические и методологические основы дошкольного образования. 45
3.4.3. Методики и технологии дошкольного образования 50
4. Анализ проблем дошкольного образования 56
4.1. Современная ситуация в сфере предоставления услуг дошкольного образования и содержания детей 56
4.1.1. Анализ состояния системы дошкольного образования и содержания детей в Российской Федерации 56
4.1.2. Анализ ситуации в сфере предоставления услуг дошкольного образования и содержания детей в Уральском федеральном округе и Свердловской области 64
4.1.3 Городской округ Ревда: состояние дошкольного образования, проблемы, задачи 67
4.2. Обзор развития национальной системы дошкольного образования. (Механизмы повышения доступности услуг дошкольного образования и содержания детей) 70
4.2.1. Наращивание мощности сети государственных и муниципальных учреждений дошкольного образования. 70
4.2.2. Развитие альтернативных форм дошкольного образования 74
4.2.2.1. Современные модели дошкольного образования на базе образовательных учреждений и организаций 74
4.2.2.2. Семейные детские сады 80
4.2.2.3. Программы пособий семьям с детьми, не посещающими детские сады 83
4.2.3. Организационно-экономические механизмы, содействующие повышению доступности услуг дошкольного образования: целевые потребительские субсидии и муниципальный заказ 86
4.2.3.1. Целевые потребительские субсидии 87
4.2.3.2. Муниципальный заказ 91
4.2.3.3. Сравнение механизмов муниципального заказа и целевой потребительской субсидии 95
4.2.4. Стимулирование частно – государственного партнерства 96
4.2.5. Выводы и рекомендации 99
5. Перспективы развития системы дошкольного образования 105
5.1. Новые законодательные акты об образовании 105
6. Основные направления развития дошкольного образования 113
7.Заключение 116
8. Список использованных источников 118
9. Приложения…………………………………………………………………..120
Образование, в том числе и дошкольное, является единым процессом обучения и воспитания. В недалеком будущем будет создана система непрерывного образования, которая будет включать в себя и дошкольное образование, в качестве отдельного уровня, чего раньше никогда не было.
Дошкольное образование можно будет получить без очереди, в различных формах (в детском саду, дошкольных группах при школах, на дому), а само оно обеспечит равный уровень подготовки детей перед поступлением в школу.
Дошкольные образовательные учреждения будут лицензироваться на основе достаточной материальной базы, развитой инфраструктуры, новых образовательных программ: основных образовательных программ дошкольного образования и дополнительных общеразвивающих программ дошкольного образования.
Дошкольные образовательные учреждения смогут выстраивать индивидуальные образовательные программы, используя возможности совместной образовательной деятельности с организациями различных типов.
Дошкольные образовательные
организации в рамках одного типа
получат возможность
Работники детских садов смогут повышать уровень профессионализма в любых образовательных организациях от государственных до частных и в иных организациях любой организационно - правовой формы на основе программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки, по программам магистратуры и подготовки научно-педагогических кадров, а также по дополнительным профессиональным программам.
Престиж профессии будет повышен доведением уровня средней заработной платы до уровня средней заработной платы промышленного персонала.
Продолжит развиваться нормативная, программная, методологическая, методическая и технологическая составляющие деятельности дошкольных образовательных учреждений и организаций.
Будущее дошкольного образования оптимистично, хочется верить, что оно будет на передовых рубежах в России и Уральском федеральном округе, в Свердловской области и в городском округе Ревда.
1. Бакулина, Ю.С. Педагогические приложения современной психологии [Текст] / Ю.С. Бакулина // Педагогика. - 2007. - №8. - с.60-64.
2. Белая, К. Ю. Модель образовательной программы ДОУ [Текст] К. Ю. Белая // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2011. - № 1. – с. 8-17.
3. Бордовская, Н. Педагогика [Текст] / Н. Бордовская. - СПб.: Питер, 2003.- 450с.- ISBN - 5-42365-74-65.
4. Информационные материалы о состоянии и перспективах развития системы дошкольного образования в Российской Федерации для участников Всероссийского форума работников системы дошкольного образования.
ГУ ЯО «Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании», 2009-2012
5. Кириченко М.М «Общедоступность дошкольного
образования: современное состояние и
антикризисные практики регионов и муниципалитетов»,
http://www.socpolitika.ru/rus/
6. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2001. - 420с. - ISBN - 2-4135-65-7.
7. Зинченко, В.П. Психологические основы педагогики [Текст] / В.П. Зинченко. - М.: Гардарики, 2002. - 400с. - ISBN - 1 - 3564-452-5.
8. Коджаспирова Г.М. Педагогика [Текст]/ Г.М. Коджаспирова. - М.: Гардарики, 2004. - 420с. - ISBN
9. Микляева, Н. В. Развитие дошкольного образования в контексте внедрения ФГТ [Текст] / Н. В. Микляева // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2011. - № 6. – С. 21-30.
10. Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования [Текст]: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11.2009 № 655 // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2010. - № 3. – С. 51-63.
11. Педагогическая психология [Текст] / Под ред. В.Г. Казанской. - СПб.: Питер, 2003. - 260с. - ISBN - 2-6541-85-4.
12. Рекомендации участников «Круглого стола» «Совершенствование законодательства в области обеспечения прав детей на доступное и качественное дошкольное образование», утвержденные решением Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей от 23.12. 2008г . № 3.6 – 12/33.
13. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология [Текст]/ Л.Д. Столяренко. - М.: Наука, 2004. - 440с. - ISBN - 6-6128-456.
14. Социальное положение и уровень жизни населения России, Росстат, Москва, 2008г.
15. Селиверстова И.В. Доступность дошкольного образования: влияние территориального фактора. // Социологические исследования, 2005, №5.
16. http://businesspress.ru/
17. http://www.detsada.net/
18. http://www.dissercat.com/
Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat
19. http://adm.revda.ru
20. http://adm.revda.ru/index.php?
Itemid=102 Законопроект «Об образовании в Российской Федерации. Министерство образования и науки Российской Федерации»
21. http://adm.revda.ru/index.php?
Itemid=102 Муниципальная долгосрочная целевая программа «Развитие системы образования городского округа Ревда на 2013-2015 годы», утверждена постановлением администрации городского округа Ревда от 08.10.2012 г. № 3182.
22. http://kaliningrad.net/news/
23. http://www.detsada.net/node/
24. Савицкая Е.В. «Некоторые итоги исследования системы детского дошкольного образования», Вопросы образования, № 4, 2004, с.25.
25. http://premier.gov.ru/events/
26. Постановление Правительства Астраханской области от 30 июля 2008 года № 414-П «Развитие системы дошкольного образования в Астраханской области на 2009 год»).
27. Федина Н.В. Место и статус дошкольного образования в системе непрерывного образования России // Дошкольное воспитание. 2008. - № 8. – С. 7-12.
22. Анализ состояния дошкольного образования. Росстат, Москва, 2008г.
Приложение 1
Екатеринбург, Октябрь 24 (Новый Регион, Александр Родионов) – В России будут продолжены эксперименты с дошкольным воспитанием.
Сегодня стало известно о новациях, которые последуют после принятия скандального закона «Об образовании в Российской Федерации», который рассматривается в Госдуме. Он породит детсады новой формации – в регионах им уже дали циничное название «камеры хранения для детей».
Напомним, инициатором закона стал министр образования и науки Дмитрий Ливанов. По сути, документ разрешает муниципалитетам не предоставлять детям места в детсадах – если в них нет свободных мест. Есть в законе и другие интересные новации – на них обратили внимание родители дошкольников, изучившие «ливановский проект». В этой редакции из «Закона об образовании» исключается формулировка о том, что сеть детсадов существует в помощь родителям и вводится консультативная помощь детских садов семьям. Все это делает необязательным существование групп полного дня и повышает статус групп кратковременного пребывания. То есть предполагается, что детям будут обязаны оказывать образовательные услуги и ничего более.
Сегодня выяснилось, что в регионах уже готовы создавать «детсады 21 века» – о них решил рассказать министр строительства и развития инфраструктуры Свердловской области Сергей Федоров. На пресс-конференции в Екатеринбурге он сообщил, что свердловские власти озаботились проблемой внесения изменений в Генпланы крупных областных городов – Екатеринбурга, Верхней Пышмы, Асбеста и Нижнего Тагила. На первых этажах зданий в этих городах задумали разместить «учреждения по досмотру и уходу за детьми». В 90-е годы прошлого века по такому же принципу первые этажи жилых домов массово перепрофилировали под продуктовые и иные магазины, напоминает корреспондент «Нового Региона».
Рассказывая о задумке, министр Федоров пояснил – это будут не детские садики в полном юридическом смысле слова, а так называемые учреждения по досмотру и уходу. «Если цинично говорить, то это будут как бы «детские камеры хранения». Там детей можно будет оставить на время. Конечно, там с ними не будут заниматься английским языком и бальными танцами. Просто они будут там покормлены, положены спать и погуляны. Это однозначно», – раскрыл подробности свердловский министр. Учреждения по досмотру и уходу призваны решить проблему нехватки мест в детсадах. Но какие последствия будет иметь такое дошкольное воспитание – сложно предположить.
Созданием и обустройством таких «камер» на первых этажах в соответствии законом Минобрнауки займется частный бизнес. «Если сегодня лицензированный садик получает за каждого ребенка порядка 60 тыс. рублей компенсации, то эти частные детсады такие компенсации не получают», – добавил Сергей Федоров.
Как ранее сообщал «Новый Регион», общественные организации и просто родители начали сбор подписей против законопроекта и готовы выйти на акции протеста, чтобы не допустить его принятия. И это уже начало раздражать чиновников. Например, министра образования Свердловской области Юрия Биктуганова, назвавшего «нецивилизованным» намерение российских родителей выступить в форме пикетов против закона «Об образовании в Российской Федерации». Сделано это было в резкой форме: «Сегодня существует открытая система обсуждений и предложений в проект федерального закона, поэтому кто желает высказать свою позицию, то делает это цивилизованно, а не с помощью пикетов». Министр образования назвал нецивилизованными действия родителей, которые хотят проводить пикеты против повышения платы за детсады. Родители по всей России собирают подписи и готовят акции протеста против проекта, который узаконит очередь в детсад.
Источник: >>>NR2.ru: http://www.nr2.ru/ekb/409611.
Приложение 2
Региональный опыт
Москва «Семейные детские сады
Семейные детские сады действуют в Москве с 2008г. Их деятельность регламентируется следующими нормативными документами:
Семейный детский сад является структурным подразделением государственного образовательного учреждения, реализующего общеобразовательную программу дошкольного образования. Для организации деятельности семейного детского сада в штатное расписание дошкольного учреждения вводятся дополнительные штатные единицы:
Данные штатные единицы
На должность воспитателя
Организация питания в семейном детском саду возлагается на воспитателя. На организацию питания в семейном детском саду предусматривается финансирование из бюджета города Москвы.
Администрация дошкольного учреждения осуществляет контроль за функционированием семейного детского сада. Занятия с детьми и другие виды деятельности в семейном детском саду могут проводиться как в здании дошкольного учреждения, так и в домашних условиях.
Для открытия структурного подразделения требуется создать много новой документации, вносить поправки в такие уже имеющиеся документы, как: акт обследования жилищных условий семьи, договор, доверенность, личные дела детей.
Анализируя результаты потребностей москвичей в услугах ДОУ, можно отметить большую заинтересованность родителей в использовании для прогулок площадок детского сада; многие из них выразили желание посещать со своими детьми музыкальные и физкультурные занятия в ДОУ, кому-то была необходима помощь логопеда, в меньшей степени оказался востребован семейный психолог
Зарплата воспитателя
(Источник: http://www.ug.ru/issues08/?
Региональный опыт
Кемеровская область «Семейные детские сады»
Семейные детские сады в Кемеровской области получили широкое распространение. В ряде районов охват данной формой многодетных семей с тремя и более детьми дошкольного возраста превышает 50%. Официальное название данной формы – семейная группа, являющаяся структурным подразделением муниципального ДОУ, ее деятельность регламентируется Распоряжением от 10.10.2008 № 1049-р коллегии администрации Кемеровской области «Об организации семейных групп, являющихся структурными подразделениями муниципальных дошкольных образовательных учреждений Кемеровской области».
Информация о работе Современное состояние и перспективы дошкольного образования