Современное состояние и перспективы дошкольного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:29, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в России по признанию мирового педагогического сообщества в прошлом, XX веке, сложилась уникальная система дошкольного образования, которая обеспечивала всестороннее полноценное воспитание и развитие детей от рождения до 7 лет.
Социально-экономические преобразования, произошедшие в Российском обществе, привели к серьезным изменениям в системе образования в целом и в дошкольном его звене, в частности.
Эти изменения коснулись как организационного, так и содержательного аспектов дошкольного образования.

Содержание

Введение 4
1. История развития дошкольного образования от киевской Руси до 1917г. 6
2. Советская система дошкольного образования. 10
2.1. Дошкольное воспитание в довоенные годы. 10
2.1. Дошкольное воспитание в довоенные годы. 11
2.3. Развитие дошкольного образования в послевоенные годы и в период развитого социализма. 13
3. Современное дошкольное образование 18
3.1. Преобразования конца XX начала XXI века 18
3.2. Новые стратегические ориентиры развития системы дошкольного образования в рамках Федеральных государственных образовательных требований (ФГТ) 28
3.3. Цели и задачи современного дошкольного образования 38
3.4. Современные программные, методологические, психологические, методические и технологические основы дошкольного образования 42
3.4.1. Программное обеспечение дошкольного образования 42
3.4.2. Психологические и методологические основы дошкольного образования. 45
3.4.3. Методики и технологии дошкольного образования 50
4. Анализ проблем дошкольного образования 56
4.1. Современная ситуация в сфере предоставления услуг дошкольного образования и содержания детей 56
4.1.1. Анализ состояния системы дошкольного образования и содержания детей в Российской Федерации 56
4.1.2. Анализ ситуации в сфере предоставления услуг дошкольного образования и содержания детей в Уральском федеральном округе и Свердловской области 64
4.1.3 Городской округ Ревда: состояние дошкольного образования, проблемы, задачи 67
4.2. Обзор развития национальной системы дошкольного образования. (Механизмы повышения доступности услуг дошкольного образования и содержания детей) 70
4.2.1. Наращивание мощности сети государственных и муниципальных учреждений дошкольного образования. 70
4.2.2. Развитие альтернативных форм дошкольного образования 74
4.2.2.1. Современные модели дошкольного образования на базе образовательных учреждений и организаций 74
4.2.2.2. Семейные детские сады 80
4.2.2.3. Программы пособий семьям с детьми, не посещающими детские сады 83
4.2.3. Организационно-экономические механизмы, содействующие повышению доступности услуг дошкольного образования: целевые потребительские субсидии и муниципальный заказ 86
4.2.3.1. Целевые потребительские субсидии 87
4.2.3.2. Муниципальный заказ 91
4.2.3.3. Сравнение механизмов муниципального заказа и целевой потребительской субсидии 95
4.2.4. Стимулирование частно – государственного партнерства 96
4.2.5. Выводы и рекомендации 99
5. Перспективы развития системы дошкольного образования 105
5.1. Новые законодательные акты об образовании 105
6. Основные направления развития дошкольного образования 113
7.Заключение 116
8. Список использованных источников 118
9. Приложения…………………………………………………………………..120

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 1,009.50 Кб (Скачать)

Согласно этому документу, семейная группа является структурным подразделением дошкольного образовательного учреждения, реализующего общеобразовательную программу дошкольного образования в соответствии с уставом учреждения, в многодетных семьях, имеющих 3 и более детей (от 3 до 8 детей) в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, по месту проживания данной семьи.

Воспитателем семейной группы может  быть родитель (законный представитель) многодетной семьи, прошедший социально-психологическое обследование, имеющий удовлетворительные условия жизни и положительное заключение государственного органа управления образованием за исключением:

  • лица, признанного судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • супругов (один из супругов), лишенных родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
  • лица, отстраненного или освобожденного от обязанностей опекуна (попечителя), приемного родителя за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
  • бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
  • лица (один из супругов), имеющего заболевания, при наличии которых он не может осуществлять обязанности по воспитанию детей либо ему запрещена работа с детьми;
  • лица, не имеющего постоянного места жительства;
  • лица, не располагающего необходимыми жилищно-бытовыми условиями для организации семейных групп в жилом помещении и проживающего в жилых помещениях, не отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам;
  • лица, имеющего судимость, либо которому педагогическая деятельность запрещена приговором суда, либо имеющего неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации и Уголовным кодексом РСФСР;
  • лица, не имеющего среднего (полного) общего образования.

Решение об открытии семейной группы принимается учредителем учреждения с учетом вышеприведенных требований и при наличии:

  • письменного заявления от кандидата в муниципальный орган управления образованием по месту жительства кандидата;
  • акта обследования муниципальным органом управления образования жилищно-бытовых, социальных условий жизни и психологического климата в семье кандидата;
  • положительного заключения муниципального органа управления образованием.

Семейная группа организуется в  жилых помещениях (частных жилых домах или квартирах) по месту проживания семьи.

Работники семейной группы являются сотрудниками учреждения.

Для организации семейной группы в  штатном расписании учреждения необходимо предусмотреть следующие штатные  единицы (в расчете на группу из 3-8 детей):

  • воспитатель –0,25 ст.;
  • повар – 0,25 ст.;
  • кухонный работник – 0,25 ст.;
  • уборщица – 0,25 ст.

Работник семейной группы зачисляется  в штат учреждения. Трудовые отношения  между учреждением и работником семейной группы регулируются трудовым договором. Медицинское обслуживание детей, посещающих семейную группу, осуществляется в порядке, установленном в учреждении. Воспитатель семейной группы проходит обязательные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в установленном порядке.

Занятия и другие виды деятельности, предусмотренные уставом учреждения, в семейной группе могут проводиться  в здании учреждения.

Питание детей в семейной группе организуется в соответствии с установленными нормами для детей дошкольного возраста.

Муниципальные органы управления образованием оказывают методическую и консультативную  помощь в организации деятельности семейной группы.

Зарплата воспитателя на начало 2009 г. составляла 5 тысяч рублей в  месяц плюс 70 рублей в день на каждого ребенка (6300 рублей в расчете на троих детей).

 

Региональный опыт

г. Уфа «Группы семейного воспитания»

 

Схожая с семейным детским садом  форма организация дошкольного  образования детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, действует в Уфе, где она получила название группы семейного воспитания. Деятельность групп семейного воспитания регламентируется Решением совета городского округа г. Уфы от 2 октября 2008г. № 8/11 «О положении об организации групп семейного воспитания при муниципальных дошкольных образовательных учреждениях городского округа Республики Башкортостан».

Группы семейного воспитания организуются при муниципальных дошкольных образовательных  учреждениях городского округа город  Уфа Республики Башкортостан, реализующих общеобразовательную Программу дошкольного образования в соответствии с Уставом учреждения, в многодетных семьях, имеющих трех и более детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, по месту проживания данной семьи.

Для организации деятельности групп  семейного воспитания в штатное расписание муниципального дошкольного образовательного учреждения вводится дополнительно штатная единица воспитателя группы семейного воспитания - 1,4 ст.

На должность воспитателя группы семейного воспитания назначается  родитель (законный представитель) многодетной семьи, в которой создается семейный детский сад.

Воспитатель группы семейного воспитания имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск в соответствии с законодательством  и условиями договора. Воспитатель  группы семейного воспитания при приеме на работу должен пройти медицинское обследование в соответствии со статьей 51 Закона Российской Федерации "Об образовании" и статьей 52 Закона Республики Башкортостан "Об образовании", должен иметь медицинскую книжку с прохождением профилактического осмотра в сроки, установленные для работников дошкольных образовательных учреждений.

Группы семейного воспитания могут  создаваться в квартире, соответствующей  нормам санитарно-гигиенических, противоэпидемических требований и правил противопожарной безопасности, предъявляемым к жилым помещениям. Исключается нахождение в квартире животных. Воспитатель группы семейного воспитания несет персональную ответственность за жизнь и здоровье каждого ребенка.

Группы семейного воспитания работают в режиме 10-часового пребывания детей, с 8.00 до 18.00. В группах семейного воспитания организуется 3-разовое питание детей. Ответственность за организацию питания детей возлагается на воспитателя группы семейного воспитания.

Медицинский контроль здоровья детей групп семейного воспитания осуществляется участковым педиатром в соответствии с нормативными документами и должностной инструкцией участкового врача-педиатра. Администрация дошкольного образовательного учреждения, при котором организована группа семейного воспитания, осуществляет контроль функционирования группы семейного воспитания в соответствии с утвержденным графиком проведения контрольных проверок.

Норматив затрат на содержание одного воспитанника составляет 2926 рублей, из них 1886 рублей – заработная плата (с начислениями), 1040 – стоимость питания. В расчете на группу семейного воспитания, созданную в семье с тремя детьми дошкольного возраста это составляет около 9 тысяч рублей.

 

 

           Приложение 3

Сравнительный анализ различных  региональных программ

Таблица 9. Региональные программы денежных выплат семьям с детьми, не посещающими ДОУ.

Регион/ муниципали-тет

Название программы

Целевая группа

Размер пособия, руб.

Возраст детей,  лет

Красноярский край

Выплата ежемесячной  компенсации одному из родителей (законных представителей – опекуну, приемному родителю), фактически воспитывающему ребенка раннего возраста на дому, состоящего на учете в муниципальном органе управления образованием для определения в дошкольное образовательное учреждение, которому временно не предоставлено место в дошкольном образовательном учреждении

Все семьи, воспитывающие  детей, не посещающих муниципальные  ДОУ

3000

1,5-3

Костромская область

 Ежемесячная социальная  выплата на питание ребенка,  не посещающего дошкольное образовательное учреждение

Многодетные семьи (кроме  семей опекунов (попечителей) и приемных семей)

500

3-8

Самарская область

Ежемесячное пособие  одному из родителей (усыновителей, опекунов, других законных представителей ребенка), воспитывающих детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, не посещающих государственное или муниципальное образовательное учреждение, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования, при отсутствии указанных учреждений или свободных мест в них

Семьи со среднедушевым  доходом, размер которого не превышает величины регионального прожиточного минимума

1000 – 1-ый ребенок;

1500 – 2-ой ребенок;

2000 – 3-ий и последующие  дети

1,5-3

Ярославская область

Ежемесячная выплата  на детей, не посещающих дошкольные образовательные  учреждения в связи с отсутствием в них свободных мест, отсутствием в населенном пункте образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, либо по медицинским показаниям

Все семьи, воспитывающие  детей, не посещающих муниципальные ДОУ, кроме детей, находящихся на полном государственном обеспечении, детей, находящихся на полном государственном обеспечении, детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, в отношении законных представителей которых в судебном порядке решается вопрос об ограничении родительских прав, о лишении родительских прав, об отмене усыновления

500

1,5-3

Иркутская область

Пособие на ребенка, состоящего на учете в органе местного самоуправления муниципального образования, осуществляющем управление в сфере образования, для определения в дошкольное общеобразовательное учреждение, которому временно не предоставлено место в дошкольном общеобразовательном учреждении

Семьи со среднедушевым  доходом, размер которого не превышает  величины регионального прожиточного минимума

2000

1,5-3

Пермской край (пилот)

Пособие семьям, имеющим  детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих муниципальные ДОУ

Семьи, имеющие на иждивении  ребенка (детей), не находящихся в  социально опасном положении  и не посещающих дошкольные учреждения

Размер пособия 

1,5-5

Пермь (пилот)

Пособие семьям, имеющим  детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих муниципальные ДОУ

Семьи, имеющие на иждивении  ребенка (детей), не находящихся в  социально опасном положении  и не посещающих дошкольные учреждения

5300 – для детей 1,5-3 лет;

4500 – для детей 3-5 лет

1,5-5


 

 

           Приложение 4

Региональный опыт

Пермский край «Пилотный проект по предоставлению пособий семьям, дети которых не посещают муниципальные детские сады»

 

Пилотный проект по предоставлению пособий семьям, дети которых не посещают муниципальные детские сады, реализуемый  начиная с 2007г. в городах и районах Пермского края, представляет собой наиболее продуманный и детально проработанный вариант подобной программы. Проект реализуется в крае по инициативе губернатора Олега Чиркунова. Программа направлена на семьи, имеющие детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих муниципальный детский сад и не находящихся в социально опасном положении, при отсутствии мест в муниципальных дошкольном образовательном учреждении или при отказе родителей от предоставляемого места.

Исходно в пилотном проекте участвовали 14 территорий (Бардымский, Частинский, Усольский, Очерский, Соликамский, Суксунский, Октябрьский, Ильинский, Еловский, Добрянский, Большесосновский, Горнозаводский районы и города Краснокамск и Кудымкар), к которым с 2009 года на условиях софинансирования (50% - край, 50% - районный бюджет подключились еще 10 городов и районов Пермского края (г. Пермь, Кишертский, Ординский, Чайковский районы и территории Коми округа: Гайнский, Косинский, Кочевский, Кудымкарский, Юрлинский и Юсьвинский районы).

По словам Олега Чиркунова, «муниципалитеты  обязаны предоставить любому дошкольнику  место в детском саду. Но абсолютное большинство сделать этого не могут в силу того, что нет мощностей. Совершенно очевидный выход: если ты не можешь выполнить свои обязательства - выплати их деньгами. Мы пошли сегодня на то, что выделяем из краевого бюджета по 2000 рублей и говорим муниципалитетам: доплатите какую-то сумму и отдайте эти деньги своим жителям, которым не можете предоставить детские сады».

Ключевым документом, регламентирующим деятельность программы является постановление  Правительства Пермского края от 15.10.2007 № 232-п «О пилотном проекте «Предоставление пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения»» (в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 15.02.2008 № 21-п, от 11.09.2008 № 413-п).

Пилотный проект оказался востребованным у молодых родителей. Только в Перми выплаты на январь 2009г. получили 10672 человек. За неполные 2 месяца с начала 2009г. жители города забрали из детских садов 391 ребенка в связи с желанием получать выплаты. В основном это дети младшего дошкольного возраста от 1,5 до 2 лет, которые много болеют и в сад ходят редко.

Семьи, которые находятся в социально опасном положении и состоят на учете в органах и учреждениях профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, в проекте не участвуют. Детям из таких семей гарантировано будут предоставлены места в муниципальных детсадах. Так, в территориях-участниках дополнительно получили места в детсадах 235 детей из семей, находящихся в социально-опасном положении, ранее не посещавших дошкольные учреждения.

Среди достоинств программы ее разработчики отмечают следующие:

  • программа позволяет хотя бы отчасти компенсировать гражданам невыполнение их конституционных прав на доступное и бесплатное дошкольное образование;
  • программа расширяет возможности выбора родителями моделей дошкольного воспитания своих детей и позволяет развивать семейные формы их воспитания;
  • домашнее воспитание детей младшего дошкольного возраста является предпочтительным, обеспечивая больший эмоциональный и физический  комфорт и сохраняя их здоровье;
  • программа позволяет за счет освобождения мест детьми до 5 лет расширить численность мест в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста,  способствуя увеличению их охвата дошкольным образованием и более качественной подготовке их к школе;
  • условия участия в программе способствуют увеличению охвата услугами ДОУ детей из семей, находящихся в социально опасном положении, посещающих МДОУ.

 

Диаграмма 5. Схема участия в  программе

 

Источник: http://government.perm.ru/project/interagencyprojects/mdou/

 

Власти края планируют постепенно изменять сумму региональной части компенсации в сторону повышения до тех пор, пока спрос и предложение не сбалансируются и очереди в детские сады не исчезнут. По мнению губернатора края Олега Чиркунова, такая задача может быть решена в течение полутора-двух лет.

В целом на реализацию этого проекта в бюджете региона на 2009г. Было заложено более 734 млн. рублей. В 2010 - 2011 гг. из краевого бюджета направлено более 1,67 млрд. рублей. Средства краевого бюджета выделялись муниципалитетам после подписания соответствующего соглашения, где зафиксированы обязательства территорий по ликвидации очереди в детсады, устройству всех детей от 5 лет и всех детей, находящихся в социально опасном положении, в дошкольные образовательные учреждения

Источник:http://news.properm.ru/text.php?NewsID=9267, http://human.perm.ru/news/2008/12/11/2508/, http://news.properm.ru/text.php?NewsID=8716.

 

Региональный опыт

Красноярский край «Программа компенсаций родителям детей в возрасте от 1,5 до 3 лет»

 

Введение в крае программы  компенсаций родителям детей в возрасте от 1,5 до 3 лет вызвано исключительной остротой проблемы нехватки мест в муниципальных ДОУ. В 2007г. началась реализация целевой программы «Дети», в качестве одной из основных задач которой было определено сокращение на 50% очереди состоящих на учете детей для определения в дошкольные образовательные учреждения. Решение задачи предполагалось достигнуть в помощью:

Информация о работе Современное состояние и перспективы дошкольного образования