Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 20:23, дипломная работа
Целью дипломной работы является обобщение теоретических предпосылок, определение состояние и проблемы, а также пути совершенствования управления кадровым потенциалом в государственных учреждениях.
В соответствии с поставленной целью определены и решены следующие задачи:
- исследовать теоретическую сущность понятия кадровый потенциал;
- раскрыть методологические особенности управления кадровым потенциалом;
- изучить оценки эффективности управления кадровым потенциалом;
- провести анализ современного состояния управления кадровым потенциалом в государственных учреждениях;
- определить эффективность управления кадровым потенциалом в государственных учреждениях;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАДРОВЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ
1.1 Теоретическая сущность понятия кадровый потенциал…………….……….6
1.2 Методологические особенности управления кадровым потенциалом…..12
1.3 Оценка эффективности управления кадровым потенциалом……………..19
2 СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАДРОВЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Общая характеристика государственных учреждений Акмолинской области…………………………………………………………………………...27
Современное состояние управления кадровым потенциалом в государственных учреждениях Акмолинской области………………………35
Эффективность управления кадровым потенциалом в государственных учреждениях Акмолинской области…………………………………………...44
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАДРОВЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1 Государственная политика управления кадровым потенциалом в государственных учреждениях до 2020 года……………………………………..47
3.2 Меры предпринимаемые местными исполнительными органами для совершенствования управления кадровым потенциалом государственных учреждений Акмолинской области……………………………………………….52
3.3 Рекомендации по совершенствованию управления кадровым потенциалом в государственных учреждениях Акмолинской области……………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………
Данные таблицы 8 позволяют сделать вывод о том, что в 2010–2011 гг. наибольшее количество сотрудников Аппарата имеют высшее образование, этот показатель в 2011 г. по сравнению с 2010 годом увеличился на 1 чел. В то же время произошло уменьшение числа работников с средне- профессиональным образованием на 2 человека.
Процентное соотношение категорий работников по уровню образования представлено на рисунке 4.
Рисунок 4 – Распределение сотрудников Аппарата по уровню образования в 2009–2011 гг.
Данные рисунка показывают увеличение работников с высшим образованием до 91% в 2011 г. по сравнению с 2010 г.
Важным фактором качественного состава кадров управления является также оптимальное соотношение численности мужчин и женщин на раз личных должностях и в профессиональных группах. Общие тенденции в использовании мужчин и женщин на должностях аппарата управления таковы: мужчины легче справляются с работой линейных руководителей, а женщины хорошо зарекомендовали себя на должностях функциональных руководителей и специалистов.
Распределение сотрудников Аппарата акима района «Сарыарка» по полу представлено в таблице 9 и на рисунке 5.
Таблица 9 – Распределение Аппарата акима района «Сарыарка» в 2009–2011 гг. по полу.
Пол |
Численность персонала, чел. |
Удельный вес, % | ||
2010 г. |
2011 г. |
2010 г. |
2011 г. | |
Женщины |
22 |
20 |
48 |
45 |
Мужчины |
24 |
25 |
52 |
55 |
Итого |
46 |
45 |
100 |
100 |
Примечание – составлено автором |
Рисунок 5 – Структура Аппарата акима района «Сарыарка» по полу
По данным таблицы и рисунка видно, что в рассматриваемом периоде наибольшее количество (52% в 2010 г. и 55% в 2011 г.) приходится на работников женского пола.
Формирование персонала – это фундаментальное стратегическое направление, которое во многом обеспечивает стабильность и эффективность работы всей компании. Существуют различные точки зрения о необходимости анализа кадровой политики. Анализ кадровой политики предприятия позволит добиться следующих преимуществ в осуществлении своей деятельности:
– ясное определение видов деятельности, которые должны будут приниматься для достижения целей предприятия;
– ясность в понимании проблем руководства и кадров;
– побуждение к сотрудничеству через координацию деятельности между различными служащими и отделом;
– добиться единообразия и последовательности в принятии решений;
– укрепление морали и улучшение общих отношений;
– четкое определение правил, которыми должны руководствоваться работники;
– определение круга проблем, которые могут возникнуть в будущем.
Анализ кадровой политики еще не стал привычным событием и осуществляется зачастую только в очень крупных компаниях. Эту политику анализируют в большинстве случаев по трем направлениям:
– анализ занятости;
– анализ обучения;
– анализ оплаты труда.
Правильное использование сотрудников организации является одной из главных причин ее успешной работы. И, наоборот, незнание способностей людей, а, следовательно, и их потенциальных рабочих возможностей, расстановка людей в нарушение личностных интересов, в несоответствии со способностями является одной из возможных причин кризиса организации.
2.3 Эффективность управления кадровым потенциалом в государственных учреждениях Акмолинской области
3.1 Государственная политика управления кадровым потенциалом в государственных учреждениях до 2020 года
Развитие человеческих ресурсов, человеческого потенциала является сегодня главным направлением социальной политики государства. Происходящее в современных условиях изменения предъявляют высокие требования к качеству персонала. В ежегодном Послании Президента народу Казахстана говорится: «Мы должны признать, что нам предстоит большая работа по развитию своего человеческого потенциала. Физические и интеллектуальные возможности казахстанцев в условиях глобализации и ужесточения мировой конкуренции являются ключевыми факторами успеха наших планов, конкурентоспособности экономики страны и ее выживания в современных условиях» [].
В РК Указом Президента от 21 июля 2011 года принята концепция новой модели государственной службы. Развитие системы государственной службы Республики Казахстан тесно связано с процессами трансформации роли государства в годы независимости, становления политической системы, экономики, общественных отношений, оптимизации системы государственного управления.
Для реализации целей
и приоритетов независимой
Таким образом, с учетом
положений Стратегического
В Стратегии «Казахстан – 2030» определены приоритеты развития государственной службы: «улучшение системы найма, подготовки и продвижения кадров»; «государственная служба как служение нации»; «создание и поддержка высокой репутации государственной службы», которые настоящей Концепцией заложены в основу формирования новой модели государственной службы Республики Казахстан.
Новая модель государственной службы в первую очередь предполагает модернизацию понятия «государственная служба», которое должно стать синонимом понятия «служение нации (обществу)» и означать ориентацию на население как потребителя государственных услуг.
Новая модель государственной службы направлена на формирование эффективных кадровых механизмов – эффективный и прозрачный порядок поступления на государственную службу, возможность непрерывного профессионального развития государственных служащих, взаимосвязь результатов работы и системы поощрения.
Таким образом, исходя из положений Стратегии «Казахстан – 2030», триединой целью формирования новой модели государственной службы является следующее:
1) эффективная кадровая
политика и система управления
человеческим капиталом в
2) высокое качество
оказания государственных
3) положительный имидж
и этика поведения
В соответствии с триединой целью задачами формирования новой модели государственной службы определяются:
1) формирование новых
и совершенствование
2) повышение качества
и доступности государственных
услуг и ориентация
3) обеспечение высокого
статуса и престижа
Результатом формирования новой модели станет профессиональная государственная служба, ориентированная на результат и качественное оказание государственных услуг, а также соответствующая актуальным потребностям государственного социально – экономического развития.
Реализация Концепции рассчитана на период с 2011 года до 2015 года и включает следующие этапы.
На первом этапе (2011 –
2012 годы) предполагается реализация мер,
направленных на достижение целевых
индикаторов Стратегического
1) внедрение нового реестра должностей государственной службы, основанного на трех корпусах;
2) улучшение процедур
поступления на
3) формирование базового
образовательного центра по
4) внедрение обновленных
программ обучения, основанных на
технологиях и принципах
5) повышение эффективности деятельности кадровых служб государственных органов;
6) введение системы
оценки деятельности
7) введение новой системы оплаты труда государственных служащих;
8) осуществление мер,
направленных на повышение
На втором этапе (2013 – 2015 годы) будут осуществлены долгосрочные меры по профессионализации государственной службы, такие как внедрение системы карьерного планирования, введение индивидуальных планов профессионального развития и обучения, расширение системы дистанционного обучения; совершенствование системы мотивации государственных служащих; создание автоматизированной информационной системы государственной службы; разработка двухуровневой системы управления административной этикой.
На втором этапе будут проводиться мониторинг и оценка эффективности реализованных на первом этапе мер, на основе чего будут выработаны соответствующие нормативные правовые, методические и организационные предложения и рекомендации.
В международной практике можно выделить две типовые модели государственной службы – карьерную и позиционную. Несмотря на существующие в данных моделях различия в порядке поступления и прохождения государственной службы, для них характерен ряд общих условий, обеспечивающих эффективность системы государственной службы. Первое – это разделение государственных служащих на политических «назначенцев» и профессиональных «исполнителей». Второе – это прием на государственную службу на конкурсной основе, что позволяет отбирать на государственную службу квалифицированных и компетентных специалистов и снизить возможности для патронажной системы отбора и продвижения кадров.
Новая модель государственной
службы Республики Казахстан будет
оставаться смешанной, включая в
себя элементы карьерной и позиционной
моделей государственной
Вместе с тем, в новой модели государственной службы согласно Стратегическому плану развития Республики Казахстан до 2020 года будет четко прослеживаться корпусная вертикаль: политические государственные служащие, управленческий корпус «А» и исполнительный корпус «Б» административной государственной службы
В состав политических государственных должностей будут отнесены следующие должности: первые руководители центральных государственных органов, органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту Республики Казахстан, их заместители, акимы областей, столицы и города республиканского значения и их заместители, а также ряд государственных должностей, перечень которых будет определяться Президентом Республики Казахстан.
Назначения на административные
должности управленческого
В частности, основанием для принятия решения о зачислении кандидата в политический кадровый резерв и кадровый резерв управленческого корпуса «А» административной государственной службы целесообразно определить следующие критерии: уровень и профиль образования, стаж и опыт работы, оценка профессиональных и личностных компетенций, соблюдение служебной этики, наличие письменной рекомендации политического государственного служащего либо административного служащего управленческого корпуса «А» с многолетним опытом работы на руководящих должностях.
Для обеспечения высокого уровня профессиональных и управленческих навыков предусматривается проведение ротации государственных служащих. Ротация государственных служащих будет проводиться на системной основе по следующим схемам: межуровневая («центр – регион», «регион – центр»), межрегиональная («регион – регион»), межсекторальная («центр – центр»), что позволит обеспечить приток профессиональных кадров как в центральные государственные, так и местные исполнительные органы.
Для успешного проведения межуровневой и межрегиональной ротации государственной службы будет разработан механизм социального обеспечения, в том числе установления «надбавок» (региональных коэффициентов) к должностному окладу и будет обеспечено наличие жилищного фонда в регионах для государственных служащих, назначаемых в порядке ротации.