Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 02:07, дипломная работа
Цель дипломной работы: совершенствование социального обслуживания семей, имеющих детей – инвалидов, в государственных учреждениях социального обслуживания (на примере муниципального учреждения «Комплексный центр социального обслуживания» Бабаевского муниципального района Вологодской области (МУ КЦСО).
Введение 3
Глава 1. Детская инвалидность - одна из наиболее актуальных медико-социальных и реабилитационных проблем. 7
1.1 Дети-инвалиды как объект социальной работы. 7
1.2 Анализ и законодательство в области социальной работы с детьми инвалидами. 28
1.3 Детская инвалидность – одна из наиболее актуальных медико-социальных проблем, затрагивающая интересы семьи, ребенка, государства и общества в целом. 33
Глава 2. Анализ работы специализированного отделения социально – медицинского обслуживания семей, имеющих детей – инвалидов на примере «Комплексный центр социального обслуживания» Бабаевского муниципального района Вологодской области 37
2.1. Общие сведения об учреждении 37
2.2. Организационная структура и кадровый состав учреждения 50
2.3. Анализ работы с семьями, воспитывающих, детей – инвалидов МУ «Комплексный центр социального обслуживания» Бабаевского муниципального района Вологодской области. 52
Глава 3. Предложения по совершенствованию социального обслуживания семей, имеющих детей – инвалидов. 62
3.1 Оценка потребности в медико-социальных и реабилитационных услугах и формах социального обслуживания семей, имеющих детей с ограниченными возможностями 62
3.2.Предложения по совершенствованию социального обслуживания на дому семей, имеющих детей с ограниченными возможностями. 75
Заключение 83
Список литературы 88
Во время конной прогулки мышцы у ребенка разогреваются, становятся более пластичными, во время движений происходит массаж таза, что благоприятно влияет на здоровье детей.
Эти занятия помогают детям обрести уверенность в себе.
Нашим детям эти прогулки очень нравятся.
Хозяйка
лошади пони, работала в школе верховой
езды, мастер спорта по верховой езде,
а теперь помогает нашим детям.
Педагогическая реабилитация.
Главной задачей в работе является, достижение максимально возможной самостоятельности каждым подопечным, имеющим ограничения здоровья и деятельности.
Совместно с работниками отделения создана комната для индивидуальных и групповых занятий с детьми, но в большинстве случаев индивидуальные занятия проходят в домашних условиях, которые направлены на развитие памяти, внимания, мышления, воображения.
С помощью групповых занятий пытаемся более сплотить детей, чтобы они легко шли на контакт со взрослыми и друг с другом.
По плану педагога строятся индивидуальные и групповые занятия по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, рисованию, лепке.
План индивидуальной коррекционной работы согласован с родителями. Индивидуальная программа ребенка должна удовлетворять, как потребности самого малыша, так и возможности его семьи.
Каждые успехи даже самые незначительные стараемся всячески поощрять.
Благодаря этому, обучение ускоряется и становится более качественным, занятие завершаются на высокой эмоциональной ноте – когда ребенок достиг успеха.
Это достижение закрепляется и занятие закончено.
Если остается после достижения ребенком успеха свободное время, то занимаем его играми или другими легкими занятиями, не нагружая ребенка новыми сложными задачами.
На последующих занятиях, выученное демонстрируется ребенком. Если что - то забыто, не нужно заставлять его выполнить немедленно эту операцию, стоит кратко повторить обучение. Обычно недолгое возвращение к прошлым занятиям восстанавливает утраченный навык или его части.
Например, Саша – 11лет с диагнозом: аномалия развития левой ручки, нарушение интеллекта в тяжелой степени. С Сашей проводились индивидуальные и групповые занятия, но больший уклон направлен на индивидуальное развитие. Совместно с психологом старались развить у Саши навыки письма, также развивали память, внимание, логическое мышление, правильную речь. В конце учебного года у Саши были положительные результаты, но после летних каникул, он ничего не смог вспомнить, хотя летом занимался с мамой и бабушкой.
В начале нового учебного года, спустя месяц, у Саши опять появились результаты, и даже лучше чем были.
Дома он исписал все тетради и прописи, научился писать свое имя и слово «мама», подчерк стал более аккуратным и каллиграфически правильным. Значит, все - таки стоит возвращаться к прошлым занятиям, чтобы восстановить утраченные навыки.
Одним из направлений в работе является адаптация и интеграция детей в обществе. Сложились добрые отношения с детским садом №1 г. Бабаево. Дети участвуют в праздниках, проводимых в детском саду. Они наравне со здоровыми детьми поют, читают стихи. Посещаем цирковые представления, детскую площадку, выставки. Для детей создали кружок кукольного театра, в нем принимают участие не только дети и работники отделения, но и их родители.
Куклотерапией развиваем у детей интерес, память, внимание, воображение, мелкую моторику и правильную речь.
Для родителей проводятся социально-педагогическое консультирование и обучение основам реабилитации в домашних условиях. Традицией стало собираться семьями на праздничные мероприятия и совместный выезд на природу. Это очень сближает и помогает наладить контакт между детьми и родителями.
Глава
3. Предложения по совершенствованию
социального обслуживания
семей, имеющих детей
– инвалидов.
3.1
Оценка потребности
в медико-социальных
и реабилитационных
услугах и формах социального
обслуживания семей,
имеющих детей с ограниченными
возможностями
Для определения приоритетных форм социального обслуживания семей, имеющих детей - инвалидов необходимо знать уровень потребности в социальных услугах и формах социального обслуживания. С этой целью было проведено исследование, результаты которого приведены в данной работе.
Целевая группа исследования: семьи, воспитывающие детей - инвалидов до 18 лет.
Цель исследования: определение потребности в медико-социальных и реабилитационных услугах и формах социального обслуживания семей, имеющих детей с ограниченными возможностями.
Задачи: предоставление комплекса социальных услуг на дому в соответствии с нуждаемостью и индивидуальной программой реабилитации ребенка - инвалида и содействие в осуществлении семейного ухода;
разработка
плана социально –
Сроки обследования: октябрь-декабрь 2010года.
Этапы обследования:
1 этап – подготовительный (разработка порядка обследования: актов обследования, анкет) – октябрь 2010 года.
2 этап – проведение обследования (составление актов обследования, анкетирование) – ноябрь 2010 года.
3 этап
– заключительный (обобщение, анализ
данных, разработка плана социально
– реабилитационных
Объем генеральной совокупности – 53 семьи
Выборка – 100 % от генеральной совокупности.
Порядок обследования:
Этапы обсле - дования | Мероприятия | Срок проведения |
1 | Разработка порядка обследования | октябрь |
2 | Составление списков
семей, имеющих детей с ограниченными
возможностями до 18 лет, проживающих
на территории города. Определение выборки обследуемых семей, имеющих детей с ограниченными возможностями по городу
– 100% Проведение анкетирования, составление актов обследования |
октябрь октябрь Октябрь - ноябрь |
3 | Составление обобщающей
таблицы Составление
отчета Составление
плана социально – |
декабрь декабрь декабрь |
Таблица
Результаты обследования
№ | категория | всего | доходы ниже
пр.мин. |
полная семья | занятость родителей,
оба работают |
жилье
неблаг. |
дети, самост. пе передвиг. | помощь в уходе за детьми других членов семьи (бабушка и др). | нуждаемость в соц. обслуживании |
1. | Дети, страдающие ДЦП | 16 | 9 | 11 | 6 | 9 | 13 | 7 | 9 |
2. | эпилепсия | 7 | 3 | 4 | 3 | 4 | 0 | 2 | 2 |
3. | порок сердца | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | 0 | 2 | 0 |
4. | поражения ЦНС | 15 | 6 | 10 | 5 | 11 | 9 | 8 | 6 |
5. | нарушения орг. слуха | 4 | 2 | 3 | 1 | 2 | 0 | 1 | 2 |
6. | нарушения зрения | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
7. | болезнь Дауна | 7 | 2 | 5 | 2 | 5 | 0 | 2 | 1 |
8. | Итого:семьи воспитывающие детей-инвалид. | 53 | 24 | 35 | 17 | 33 | 22 | 22 | 20 |
Ответы
респондентов на предлагаемые
вопросы распределились
следующим образом:
1. Некоторые
общие сведенья о составе
- возраст детей?
0 - 6 лет 21 человек
7 – 13 лет 19 человек
14 – 18 лет 13 человек
- Ваша семья полная или
полная – 35
неполная – 18
Диаграмма 1
Из данной диаграммы мы видим, что большинство семей, которые воспитывают ребенка с ограниченными возможностями, являются полными.
2. Ваша
семья:
- Кто
из других членов семьи
ребенком:
бабушка, дедушка – 21
друзья, соседи - 4
справляемся
сами – 28
- отметьте
причины распада полной семьи:
развод - 8
смерть одного из супругов - 1
юное материнство - 3
болезнь ребенка – 6
- какую
помощь оказывают семье
помогают материально – 7
поддерживают психологически – 17
занимаются с ребенком – 8
помогают по дому – 2
не помогают совсем – 19
- в вашей семье наблюдается:
чувство собственной вины перед ребенком - 29
излишняя опека больного
социальная нежелательность - 3
отверженность ребенка – 0