Совершенствование социального обслуживания семей, имеющих детей – инвалидов, в государственных учреждениях социального обслуживания на

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 02:07, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы: совершенствование социального обслуживания семей, имеющих детей – инвалидов, в государственных учреждениях социального обслуживания (на примере муниципального учреждения «Комплексный центр социального обслуживания» Бабаевского муниципального района Вологодской области (МУ КЦСО).

Содержание

Введение 3
Глава 1. Детская инвалидность - одна из наиболее актуальных медико-социальных и реабилитационных проблем. 7
1.1 Дети-инвалиды как объект социальной работы. 7
1.2 Анализ и законодательство в области социальной работы с детьми инвалидами. 28
1.3 Детская инвалидность – одна из наиболее актуальных медико-социальных проблем, затрагивающая интересы семьи, ребенка, государства и общества в целом. 33
Глава 2. Анализ работы специализированного отделения социально – медицинского обслуживания семей, имеющих детей – инвалидов на примере «Комплексный центр социального обслуживания» Бабаевского муниципального района Вологодской области 37
2.1. Общие сведения об учреждении 37
2.2. Организационная структура и кадровый состав учреждения 50
2.3. Анализ работы с семьями, воспитывающих, детей – инвалидов МУ «Комплексный центр социального обслуживания» Бабаевского муниципального района Вологодской области. 52
Глава 3. Предложения по совершенствованию социального обслуживания семей, имеющих детей – инвалидов. 62
3.1 Оценка потребности в медико-социальных и реабилитационных услугах и формах социального обслуживания семей, имеющих детей с ограниченными возможностями 62
3.2.Предложения по совершенствованию социального обслуживания на дому семей, имеющих детей с ограниченными возможностями. 75
Заключение 83
Список литературы 88

Работа содержит 1 файл

Балукова ДИПЛОМ (4).doc

— 793.00 Кб (Скачать)
 

     В основном  дети-инвалиды лишены возможности посещения школ, детских садов, для них является огромной проблемой сходить в кино, в  магазин. Они  практически не общаются со своими сверстниками.  Хотелось бы, чтобы отношение к таким детям было только добрым, чтоб на них не тыкали пальцем, не смеялись над ними. Это  задача для всех - изменить существующее положение, повернуться лицом  к людям с ограниченными возможностями, понять их проблемы, и принять их как полноценных граждан.

     Одним из направлений социально-педагогической деятельности  должна являться просветительская работа  с общественностью, направленная на формирование позитивного отношения к лицам с функциональными ограничениями.  Такая работа должна вестись систематически и повсеместно.  В городе данное направление социально-педагогической деятельности практически отсутствует.

     Дети - инвалиды, обучаемые индивидуально на дому,    практически не выходят из дома,  не общаются со сверстниками, то есть социальные связи ребёнка ограничены. В августе 2010 года на обслуживании в данном подразделении находилось 17 семей, 2 ребенка отправлены на обучение в школу глухонемых и слабослышащих в г.Череповец, 3 учатся в   коррекционных классах общеобразовательной  школы № 1,  1 ребенок посещает детский сад в сопровождении социального работника, 4 ребенка посещают Дом детского творчества. Для расширения социальных связей  семьи необходимо создание  системы просветительской деятельности о проблемах людей с функциональными ограничениями.

         При анкетировании социальных педагогов, воспитателей и учителей общеобразовательных школ было выявлено отсутствие систематической работы с учащимися, направленной на формирование позитивного отношения к людям с ограниченными возможностями.

       В настоящее время  существует объективная необходимость  создания   систематической работы в данном направлении. Развитие  эмпатии и толерантности у здоровых детей по отношению к лицам с ограниченными возможностями является оптимальным в младшем школьном возрасте, так как именно в этот возрастной период у личности формируются основные нравственные эталоны. 

            Для социализации семьи и увеличения круга общения можно проводить семейные вечера отдыха. Это не только отдых всей семьей, но и дополнительная возможность для развития личности ребёнка. Наибольший эффект развития личности ребёнка достигается при включении его в различные виды творчества, с этой целью нужно активнее организовывать посещения детьми и членами семей концертов и выставок, проводимых в городе, социокультурных мероприятий: выезды на природу, посещение кинотеатров,  выставок,  экскурсий,   проведение праздников – всё это   помогает в  расширении  круга  общения,  снижения социальной недостаточности детей с функциональными ограничениями. Для здоровых детей такие контакты  также очень полезны, таким образом, в обществе формируются ростки новой  культуры: уважение  к  различиям  между людьми. 

     Для изменения общественного мнения по отношению к проблемам семей, имеющих  детей с функциональными  ограничениями, должна постоянно вестись работа со средствами массовой информации. Публикации в газете дают свои результаты. Чем больше их будет, тем больше будут появляться дети-инвалиды в общественных местах, на различных мероприятиях не для узкого, ограниченного круга (только среди инвалидов), тем чаще люди будут задумываться и о другой стороне жизни: о наличии рядом людей, не похожих на них, с ограниченными возможностями, но с такими же мыслями, чувствами, надеждами и целями. Необходимо, чтобы инвалиды чувствовали себя на равных со здоровыми людьми и на работе, и дома, и в общественных местах. Но в настоящее время о равных правах говорить пока  не приходится.

     Поэтому предлагается реализация проекта, по интеграции детей - инвалидов в общество здоровых сверстников.

      Сроки проекта: сентябрь 2010 – сентябрь 2011 года.

      Целью данного проекта должно являться создание системы социально-педагогической просветительской работы в общеобразовательных учреждениях, направленной на формирование позитивного отношения к детям – инвалидам.

       Целевая группа: учащиеся 4 класса общеобразовательной школы.

       Задачами проекта:

     - сформировать  контактную сеть учащихся 4 класса школы № 65 для работы в проекте (исследование степени сформированности  социально- педагогической деятельности  с детьми-инвалидами в общеобразовательной школе № 65 города Бабаево; создание  контактной сети  учащихся  школы; привлечение педагогов к совместной деятельности в работе над проектом ;

     - организовать педагогическое сопровождение  частичной интеграции в общеобразовательную  школу ребёнка - инвалида (педагогическое  просвещение родителей, воспитывающих  ребёнка - инвалида; психологическая поддержка ребёнка к обучению в школе; формирование у здоровых сверстников доброжелательного отношения к ребёнку - инвалиду, обучающемуся с ним в классе);

     - расширить социальные контакты  детей с ограниченными возможностями.

          В рамках данного исследования в сентябре 2010 г. проанкетированы  педагоги общеобразовательной школы №65, №1 города Бабаево.

                   Уважаемые педагоги!

Просим  вас ответить на предлагаемые вопросы. На все вопросы  дайте развернутый  ответ.

Вопросы:

1.Существует  мнение, что люди с недостатками развития, последствиями травм и т.п. не могут стать равноправными

членами общества. Согласны ли Вы с этим утверждением? 

2. Как Вы считаете, могут ли дети с ограниченными  возможностями обучаться в общеобразовательной  школе?

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

3. Могут ли  дети с ограниченными возможностями  совместно проводить время со  здоровыми детьми?

---------------------------------------------------------------------------------------

4. Необходима  ли работа со здоровыми детьми, направленная на формирование положительного отношения к лицам с ограниченными возможностями? Почему?

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

5. Если Вы  ответили положительно на 2 вопрос. Какие мероприятия на ваш взгляд  будут способствовать формированию  у здоровых детей положительного  отношения к лицам с ограниченными возможностями?

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 
 

Ф.И.О.-----------------------------------------------------------------------------

Образование---------------------------------------------------------------------

                                   

                                  Спасибо!

Специалисты специализированного  отделения социально-медицинского обслуживания на дому семей, имеющих  детей с ограниченными возможностями, командой социальных работников. 

     Результаты  анкетирования показали, что дети-инвалиды обучаются в коррекционном классе, в том числе, находящиеся на надомном обучении.

       В  общеобразовательной школе №1 организована деятельность по данному направлению, к организации социально-педагогической деятельности с детьми-инвалидами привлекаются различные специалисты.

          Специалистами Комплексного центра  организованы следующие мероприятия  по адаптации учащихся с ограниченными  возможностями: сопровождение, консультирование, диагностика, тренинги, игры, посещение  социокультурных мероприятий, беседы.

     В результате анализа полученных анкет выявлено, что в школе №65 нет комплексного подхода к адаптации учащихся с ограниченными возможностями.

     Необходимость взаимодействия педагогов школы  и специализированного отделения  социально-медицинского обслуживания на дому семей, имеющих детей – инвалидов - специалисты отделения считают, что данное взаимодействие возможно только при условии согласия родителей.

     Специалисты отделения считают, что необходимо систематически проводить совместные мероприятия, консультирование и обмен опытом, направленные на формирование позитивного отношения к детям - инвалидам среди учащихся общеобразовательной школы.

     Таким образом, в результате анализа анкет  выявлено, что учащимся  школы  необходима просветительная работа по адекватному восприятию детей – инвалидов в обществе здоровых сверстников.

     В рамках данной задачи заключены договора о сотрудничестве с учащимися  школы №65, Домом детского творчества, детским садом №3.

     Заведующая отделением была приглашена на совещание социальных работников, педагогов школы, родителей, на котором обсуждались проблемы в работе  и предложила сотрудничать со всеми желающими.

     В рамках работы над второй задачей  психологом специализированного отделения  социально-медицинского обслуживания на дому семей, имеющих детей - инвалидов была разработана программа психолого-педагогической  готовности ребенка - инвалида к частичной интеграции в общеобразовательную школу. Данная программа  выявляет и обосновывает  эмоциональную, интеллектуальную и коммуникативную готовность ребенка - инвалида в школу.

     В рамках данной программы    проведена  психолого-педагогическая диагностика  четырёх детей с ограниченными  возможностями, в результате было  выявлено, что  у  обследуемых  детей  отсутствуют психолого-педагогические противопоказания для частичной интеграции в общеобразовательные школы, но необходимо развитие эмоциональной, коммуникативной и  познавательных сфер. В настоящее время социальным педагогом и психологом ведется коррекционно-развивающая работа.

     Предполагалось  получение от невропатолога заключения об отсутствии противопоказаний для посещения четырьмя детьми-инвалидами общеобразовательной школы. Ранее  медицинскими работниками  были  заверены программы социальной реабилитации, включающие социокультурное направление, что и предполагает включение ребенка в социум. Следовательно, программа социальной реабилитации, заверенная невропатологом,  свидетельствует об отсутствии противопоказаний для частичной интеграции  детей – инвалидов в социум.

     Специалистом  разработана  мониторинговая программа  изучения межличностных отношений в классе. Реализация данной программы предполагается после включения ребенка с функциональными ограничениями в социальную среду, что позволит  определить его статус в классе. 

     Для улучшения внутригруппового взаимодействия   разработана тренинговая программа по формированию толерантности, которая направлена на сплочение класса, в который интегрируется ребенок с функциональными ограничениями.

     Специалистами проводят  систематическое ежемесячное индивидуальное консультирование  родителей четырех детей с ограниченными возможностями по вопросам интеграции в образовательные школы  в условиях городской среды.

     Работа  по частичной интеграции  четырех  детей продолжается. Заключены договора с Домом детского творчества на посещение занятий. Занятия проводятся два раза в неделю по индивидуально – составленным программам на каждого ребенка с учетом умственного и психического развития.

     Еще одно направление по  проекту  – посещение ребенка – инвалида с тяжелой формой ДЦП детского сада. Виталик, 5 лет при сопровождении социального работника, так как самостоятельно не передвигается и не может себя обслуживать, посещает занятия наравне со сверстниками, игры, прогулку.

     Таким образом,  в муниципальном  учреждении «Комплексный центр социального обслуживания   в специализированном отделении социально-медицинского обслуживания на дому семей, имеющих детей – инвалидов, командой социальных работников   в настоящее время ведется работа по предложенному проекту «Контакт», который осуществляет комплексный подход к  частичной интеграции детей с ограниченными возможностями в общеобразовательной школе, Доме детского творчества, детском саду.  Следует отметить, что необходимо   развитие деятельности по формированию позитивного отношения у здоровых сверстников к детям - инвалидам, и необходимо периодическое анкетирование, интервьюирование здоровых детей  по данному вопросу и разработка цикла уроков, направленных на формирование позитивного отношения  к детям - инвалидам. 
 
 
 
 

Информация о работе Совершенствование социального обслуживания семей, имеющих детей – инвалидов, в государственных учреждениях социального обслуживания на