Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 02:07, дипломная работа
Цель дипломной работы: совершенствование социального обслуживания семей, имеющих детей – инвалидов, в государственных учреждениях социального обслуживания (на примере муниципального учреждения «Комплексный центр социального обслуживания» Бабаевского муниципального района Вологодской области (МУ КЦСО).
Введение 3
Глава 1. Детская инвалидность - одна из наиболее актуальных медико-социальных и реабилитационных проблем. 7
1.1 Дети-инвалиды как объект социальной работы. 7
1.2 Анализ и законодательство в области социальной работы с детьми инвалидами. 28
1.3 Детская инвалидность – одна из наиболее актуальных медико-социальных проблем, затрагивающая интересы семьи, ребенка, государства и общества в целом. 33
Глава 2. Анализ работы специализированного отделения социально – медицинского обслуживания семей, имеющих детей – инвалидов на примере «Комплексный центр социального обслуживания» Бабаевского муниципального района Вологодской области 37
2.1. Общие сведения об учреждении 37
2.2. Организационная структура и кадровый состав учреждения 50
2.3. Анализ работы с семьями, воспитывающих, детей – инвалидов МУ «Комплексный центр социального обслуживания» Бабаевского муниципального района Вологодской области. 52
Глава 3. Предложения по совершенствованию социального обслуживания семей, имеющих детей – инвалидов. 62
3.1 Оценка потребности в медико-социальных и реабилитационных услугах и формах социального обслуживания семей, имеющих детей с ограниченными возможностями 62
3.2.Предложения по совершенствованию социального обслуживания на дому семей, имеющих детей с ограниченными возможностями. 75
Заключение 83
Список литературы 88
В основном дети-инвалиды лишены возможности посещения школ, детских садов, для них является огромной проблемой сходить в кино, в магазин. Они практически не общаются со своими сверстниками. Хотелось бы, чтобы отношение к таким детям было только добрым, чтоб на них не тыкали пальцем, не смеялись над ними. Это задача для всех - изменить существующее положение, повернуться лицом к людям с ограниченными возможностями, понять их проблемы, и принять их как полноценных граждан.
Одним
из направлений социально-
Дети - инвалиды, обучаемые индивидуально на дому, практически не выходят из дома, не общаются со сверстниками, то есть социальные связи ребёнка ограничены. В августе 2010 года на обслуживании в данном подразделении находилось 17 семей, 2 ребенка отправлены на обучение в школу глухонемых и слабослышащих в г.Череповец, 3 учатся в коррекционных классах общеобразовательной школы № 1, 1 ребенок посещает детский сад в сопровождении социального работника, 4 ребенка посещают Дом детского творчества. Для расширения социальных связей семьи необходимо создание системы просветительской деятельности о проблемах людей с функциональными ограничениями.
При анкетировании социальных педагогов, воспитателей и учителей общеобразовательных школ было выявлено отсутствие систематической работы с учащимися, направленной на формирование позитивного отношения к людям с ограниченными возможностями.
В настоящее время существует объективная необходимость создания систематической работы в данном направлении. Развитие эмпатии и толерантности у здоровых детей по отношению к лицам с ограниченными возможностями является оптимальным в младшем школьном возрасте, так как именно в этот возрастной период у личности формируются основные нравственные эталоны.
Для социализации семьи и увеличения круга общения можно проводить семейные вечера отдыха. Это не только отдых всей семьей, но и дополнительная возможность для развития личности ребёнка. Наибольший эффект развития личности ребёнка достигается при включении его в различные виды творчества, с этой целью нужно активнее организовывать посещения детьми и членами семей концертов и выставок, проводимых в городе, социокультурных мероприятий: выезды на природу, посещение кинотеатров, выставок, экскурсий, проведение праздников – всё это помогает в расширении круга общения, снижения социальной недостаточности детей с функциональными ограничениями. Для здоровых детей такие контакты также очень полезны, таким образом, в обществе формируются ростки новой культуры: уважение к различиям между людьми.
Для изменения общественного мнения по отношению к проблемам семей, имеющих детей с функциональными ограничениями, должна постоянно вестись работа со средствами массовой информации. Публикации в газете дают свои результаты. Чем больше их будет, тем больше будут появляться дети-инвалиды в общественных местах, на различных мероприятиях не для узкого, ограниченного круга (только среди инвалидов), тем чаще люди будут задумываться и о другой стороне жизни: о наличии рядом людей, не похожих на них, с ограниченными возможностями, но с такими же мыслями, чувствами, надеждами и целями. Необходимо, чтобы инвалиды чувствовали себя на равных со здоровыми людьми и на работе, и дома, и в общественных местах. Но в настоящее время о равных правах говорить пока не приходится.
Поэтому предлагается реализация проекта, по интеграции детей - инвалидов в общество здоровых сверстников.
Сроки проекта: сентябрь 2010 – сентябрь 2011 года.
Целью данного проекта должно являться создание системы социально-педагогической просветительской работы в общеобразовательных учреждениях, направленной на формирование позитивного отношения к детям – инвалидам.
Целевая группа: учащиеся 4 класса общеобразовательной школы.
Задачами проекта:
- сформировать контактную сеть учащихся 4 класса школы № 65 для работы в проекте (исследование степени сформированности социально- педагогической деятельности с детьми-инвалидами в общеобразовательной школе № 65 города Бабаево; создание контактной сети учащихся школы; привлечение педагогов к совместной деятельности в работе над проектом ;
-
организовать педагогическое
-
расширить социальные контакты
детей с ограниченными
В рамках данного исследования в сентябре 2010 г. проанкетированы педагоги общеобразовательной школы №65, №1 города Бабаево.
Уважаемые педагоги!
Просим вас ответить на предлагаемые вопросы. На все вопросы дайте развернутый ответ.
Вопросы:
1.Существует мнение, что люди с недостатками развития, последствиями травм и т.п. не могут стать равноправными
членами общества.
Согласны ли Вы с этим утверждением?
2. Как Вы считаете,
могут ли дети с ограниченными
возможностями обучаться в
------------------------------
3. Могут ли
дети с ограниченными
------------------------------
4. Необходима ли работа со здоровыми детьми, направленная на формирование положительного отношения к лицам с ограниченными возможностями? Почему?
------------------------------
5. Если Вы
ответили положительно на 2 вопрос.
Какие мероприятия на ваш
------------------------------
Ф.И.О.------------------------
Образование-------------------
Спасибо!
Специалисты специализированного
отделения социально-
Результаты анкетирования показали, что дети-инвалиды обучаются в коррекционном классе, в том числе, находящиеся на надомном обучении.
В общеобразовательной школе №1 организована деятельность по данному направлению, к организации социально-педагогической деятельности с детьми-инвалидами привлекаются различные специалисты.
Специалистами Комплексного
В результате анализа полученных анкет выявлено, что в школе №65 нет комплексного подхода к адаптации учащихся с ограниченными возможностями.
Необходимость
взаимодействия педагогов школы
и специализированного
Специалисты отделения считают, что необходимо систематически проводить совместные мероприятия, консультирование и обмен опытом, направленные на формирование позитивного отношения к детям - инвалидам среди учащихся общеобразовательной школы.
Таким образом, в результате анализа анкет выявлено, что учащимся школы необходима просветительная работа по адекватному восприятию детей – инвалидов в обществе здоровых сверстников.
В рамках данной задачи заключены договора о сотрудничестве с учащимися школы №65, Домом детского творчества, детским садом №3.
Заведующая отделением была приглашена на совещание социальных работников, педагогов школы, родителей, на котором обсуждались проблемы в работе и предложила сотрудничать со всеми желающими.
В рамках работы над второй задачей психологом специализированного отделения социально-медицинского обслуживания на дому семей, имеющих детей - инвалидов была разработана программа психолого-педагогической готовности ребенка - инвалида к частичной интеграции в общеобразовательную школу. Данная программа выявляет и обосновывает эмоциональную, интеллектуальную и коммуникативную готовность ребенка - инвалида в школу.
В
рамках данной программы проведена
психолого-педагогическая диагностика
четырёх детей с ограниченными
возможностями, в результате было
выявлено, что у обследуемых
детей отсутствуют психолого-
Предполагалось получение от невропатолога заключения об отсутствии противопоказаний для посещения четырьмя детьми-инвалидами общеобразовательной школы. Ранее медицинскими работниками были заверены программы социальной реабилитации, включающие социокультурное направление, что и предполагает включение ребенка в социум. Следовательно, программа социальной реабилитации, заверенная невропатологом, свидетельствует об отсутствии противопоказаний для частичной интеграции детей – инвалидов в социум.
Специалистом разработана мониторинговая программа изучения межличностных отношений в классе. Реализация данной программы предполагается после включения ребенка с функциональными ограничениями в социальную среду, что позволит определить его статус в классе.
Для улучшения внутригруппового взаимодействия разработана тренинговая программа по формированию толерантности, которая направлена на сплочение класса, в который интегрируется ребенок с функциональными ограничениями.
Специалистами проводят систематическое ежемесячное индивидуальное консультирование родителей четырех детей с ограниченными возможностями по вопросам интеграции в образовательные школы в условиях городской среды.
Работа по частичной интеграции четырех детей продолжается. Заключены договора с Домом детского творчества на посещение занятий. Занятия проводятся два раза в неделю по индивидуально – составленным программам на каждого ребенка с учетом умственного и психического развития.
Еще одно направление по проекту – посещение ребенка – инвалида с тяжелой формой ДЦП детского сада. Виталик, 5 лет при сопровождении социального работника, так как самостоятельно не передвигается и не может себя обслуживать, посещает занятия наравне со сверстниками, игры, прогулку.
Таким
образом, в муниципальном учреждении
«Комплексный центр социального обслуживания
в специализированном отделении социально-медицинского
обслуживания на дому семей, имеющих детей
– инвалидов, командой социальных работников
в настоящее время ведется работа по предложенному
проекту «Контакт», который осуществляет
комплексный подход к частичной интеграции
детей с ограниченными возможностями
в общеобразовательной школе, Доме детского
творчества, детском саду. Следует
отметить, что необходимо развитие
деятельности по формированию позитивного
отношения у здоровых сверстников к детям
- инвалидам, и необходимо периодическое
анкетирование, интервьюирование здоровых
детей по данному вопросу и разработка
цикла уроков, направленных на формирование
позитивного отношения к детям - инвалидам.