Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 02:07, дипломная работа
Цель дипломной работы: совершенствование социального обслуживания семей, имеющих детей – инвалидов, в государственных учреждениях социального обслуживания (на примере муниципального учреждения «Комплексный центр социального обслуживания» Бабаевского муниципального района Вологодской области (МУ КЦСО).
Введение 3
Глава 1. Детская инвалидность - одна из наиболее актуальных медико-социальных и реабилитационных проблем. 7
1.1 Дети-инвалиды как объект социальной работы. 7
1.2 Анализ и законодательство в области социальной работы с детьми инвалидами. 28
1.3 Детская инвалидность – одна из наиболее актуальных медико-социальных проблем, затрагивающая интересы семьи, ребенка, государства и общества в целом. 33
Глава 2. Анализ работы специализированного отделения социально – медицинского обслуживания семей, имеющих детей – инвалидов на примере «Комплексный центр социального обслуживания» Бабаевского муниципального района Вологодской области 37
2.1. Общие сведения об учреждении 37
2.2. Организационная структура и кадровый состав учреждения 50
2.3. Анализ работы с семьями, воспитывающих, детей – инвалидов МУ «Комплексный центр социального обслуживания» Бабаевского муниципального района Вологодской области. 52
Глава 3. Предложения по совершенствованию социального обслуживания семей, имеющих детей – инвалидов. 62
3.1 Оценка потребности в медико-социальных и реабилитационных услугах и формах социального обслуживания семей, имеющих детей с ограниченными возможностями 62
3.2.Предложения по совершенствованию социального обслуживания на дому семей, имеющих детей с ограниченными возможностями. 75
Заключение 83
Список литературы 88
- предоставление нуждающимся семьям с детьми дополнительной финансовой и натуральной помощи, услуг;
- развитие сети дошкольных учреждений различных форм собственности с гибким режимом работы, различного типа и назначения (в том числе и для детей с особенностями развития);
- предоставление возможностей для обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития в учебно-воспитательных учреждениях общего типа;
- развитие сети специализированных учреждений, предназначенных для содержания детей-инвалидов;
- формирование системного подхода к решению проблем этой категории детей и созданию условий для их реабилитации и интеграции в общество;
- совершенствование системы социальной защиты семей , воспитывающих детей –инвалидов.
В России утвержден так же ряд других документов, гарантирующих права и льготы детей с особенностями развития: закон «О здравоохранении»,» О социальной защите инвалидов», «О совершенствовании порядка организации, оздоровления и лечения детей» «О санаторно-курортном лечении инвалидов в возрасте до 18 лет», «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие катастрофы на ЧАЭС» , «Об утверждении перечня технических средств социальной реабилитации, выделяемых инвалидам бесплатно или на льготных условиях», «Правовые гарантии социальной защиты семей, воспитывающих ребенка – инвалида».
Особо важен, на наш взгляд, приказ Министерства социальной защиты. «Об интегрированном обучении детей с особенностями психофизического развития в общеобразовательной школе» и инструкции по организации индивидуального обучения на дому больных детей, детей с особенностями психофизического развития и детей инвалидов, как явный прогресс в сфере обеспечения образования детей с ограниченными возможностями. Ведь долгое время, вплоть до 90-х годов 20 века, многие дети-инвалиды и особенно дети с нервно-психическими заболеваниями относились к категории “необучаемых”, а детей с особенностями развития определяли в специальные школы-интернаты.
Изменения в социальной политике в отношении детей со специфическими потребностями влекут за собой и изменения типов учреждений, занимающихся оказанием помощи этой категории детей, и появления следующих документов: Постановление Совета Министров «Об утверждении примерного положения о территориальном центре социального обслуживания семьи и детей», приказ Министерства образования «Об утверждении временного положения о дефектологическом пункте», примерное положение «О диагностико-реабилитационном центре». [6,7,11,38,39,40]
1.3 Детская инвалидность – одна из наиболее актуальных медико-социальных проблем, затрагивающая интересы семьи, ребенка, государства и общества в целом.
Эта проблема тесно связана с состоянием здоровья родителей, наследственными и средовыми факторами, состоянием лечебно-профилактической и медико-социальной помощи населению.
В связи с тенденцией к хронизации неинфекционных соматических заболеваний, высоким уровнем заболеваний перинатального периода, связанных с состоянием здоровья матери, могут возникать, начиная с младенческого возраста, выраженные нарушения в состоянии здоровья детей, которые приводят к ограничению жизненных и социальных функций, свойственных их возрасту.
В наиболее тяжелых случаях
необходима социальная
Последствия болезни, а не
В федеральном законе
В законе определено, что признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы. Категория «ребенок-инвалид» устанавливается ребенку на срок один год, два года или до 18 лет.
В редакции постановления
Такая причина, как «
Статистика детской
Рост распространенности
Важное значение, имеют укрепление и развитие реабилитационной службы с учетом требований, заложенных в законе. В ст. 9 Закона дано определение понятия «реабилитация инвалидов», которая подразумевает систему медицинских, психологических, педагогических. Социально-экономических мероприятий. Направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Реабилитация инвалидов включает в себя медицинскую, профессиональную и социальную составляющие.
Разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов возложена на учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы. Которая должна содействовать в реализации мероприятий социальной защиты инвалидов и оценивать эффективность этих мероприятий.
Одним из факторов, способствующих предупреждению детской инвалидности и реабилитации инвалидов с детства, является усиление роли и значимости медицинского компонента в реабилитационном процессе.
Приказом Минздрава России от 14.08.02 №258 «О совершенствовании реабилитационной помощи детям-инвалидам и инвалидам с детства» предусмотрен комплекс мер, направленных на развитие и укрепление реабилитационной помощи. Это касается утверждения примерного перечня помещений и оборудования для осуществления реабилитационного процесса в лечебно-профилактических учреждениях системы здравоохранения. Перечень ориентирован на реабилитационное подразделение в учреждениях соматического, неврологического, нейрохирургического, нейротравматологического, психиатрического профиля и в домах ребенка с учетом возрастной и причинной структуры детской инвалидности.[30]
После введения в учреждениях здравоохранения официальной статистики детской инвалидности в соответствии с международной классификацией нарушений, ограничения жизнедеятельности и социальной недостаточности (1996г.) появилась возможность проведения углубленного анализа статистических данных не только по численности детей-инвалидов. Но и анализа тех заболеваний, которые в наибольшей степени определяют тяжелые последствия. Ведущие к ограничению жизнедеятельности детей. В связи с этим появились и новые возможности определения направлений медицинской реабилитации.
Анализ распределения детей-
В связи с этим становится
очевидной значимость
Важно и необходимо расширение
и совершенствования
Следует акцентировать
Бабаевский муниципальный район – второй по величине занимаемой площади в Вологодской области (см. Приложение № 1). Территория района раскинулась почти на 200 километров с юга на север и на 50 километров – с востока на запад. В состав района входят: город Бабаево и 10 сельских поселений (см. Приложение № 2).
На территории Бабаевского района проживает 23900 человек, в том числе в городе Бабаево – 12300 человек, в сельской местности -11600 человек.
На рисунке отражена структура социальной защиты населения в районе.
Рис.5.
Структура социальной
защиты населения
Бабаевского муниципального
района.
Муниципальное учреждение Комплексный центр социального обслуживания Бабаевского муниципального района Вологодской области (МУ КЦСО) было создано 24 ноября 1994 года для оказания гражданам и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, помощи в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения, психологического статуса.
Центр является юридическим лицом, осуществляет свою деятельность на основании Устава. Устав муниципального учреждения «Комплексный центр социального обслуживания» Бабаевского муниципального района Вологодской области разработан в соответствии с требованиями государственных стандартов (ГОСТ Р 52497-2005 «Социальное обслуживание населения. Система качества учреждений социального обслуживания» (пункт 5.2.1). Устав в новой редакции утвержден постановлением администрации Бабаевского муниципального района от 03.08.2009г. № 213 и зарегистрирован в установленном действующим законодательством порядке.
Центр обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс, расчетные счета, печать, штамп, бланки со своим наименованием. Юридический адрес: 162480 Вологодская область, г.Бабаево, ул.Интернациональная, д.42. Фактический адрес: 162480 Вологодская область, г.Бабаево, ул.Интернациональная, д.42. Учредителем МУ КЦСО является администрация Бабаевского муниципального района.
По форме собственности учреждение относится к государственным учреждениям (является собственностью Вологодской области); по типу – к комплексным (обеспечивает предоставление социальных услуг гражданам в стационарных условиях и на дому).