Совершенствование социального обслуживания семей, имеющих детей – инвалидов, в государственных учреждениях социального обслуживания на

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 02:07, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы: совершенствование социального обслуживания семей, имеющих детей – инвалидов, в государственных учреждениях социального обслуживания (на примере муниципального учреждения «Комплексный центр социального обслуживания» Бабаевского муниципального района Вологодской области (МУ КЦСО).

Содержание

Введение 3
Глава 1. Детская инвалидность - одна из наиболее актуальных медико-социальных и реабилитационных проблем. 7
1.1 Дети-инвалиды как объект социальной работы. 7
1.2 Анализ и законодательство в области социальной работы с детьми инвалидами. 28
1.3 Детская инвалидность – одна из наиболее актуальных медико-социальных проблем, затрагивающая интересы семьи, ребенка, государства и общества в целом. 33
Глава 2. Анализ работы специализированного отделения социально – медицинского обслуживания семей, имеющих детей – инвалидов на примере «Комплексный центр социального обслуживания» Бабаевского муниципального района Вологодской области 37
2.1. Общие сведения об учреждении 37
2.2. Организационная структура и кадровый состав учреждения 50
2.3. Анализ работы с семьями, воспитывающих, детей – инвалидов МУ «Комплексный центр социального обслуживания» Бабаевского муниципального района Вологодской области. 52
Глава 3. Предложения по совершенствованию социального обслуживания семей, имеющих детей – инвалидов. 62
3.1 Оценка потребности в медико-социальных и реабилитационных услугах и формах социального обслуживания семей, имеющих детей с ограниченными возможностями 62
3.2.Предложения по совершенствованию социального обслуживания на дому семей, имеющих детей с ограниченными возможностями. 75
Заключение 83
Список литературы 88

Работа содержит 1 файл

Балукова ДИПЛОМ (4).doc

— 793.00 Кб (Скачать)

- предоставление    нуждающимся   семьям    с   детьми    дополнительной    финансовой     и    натуральной     помощи, услуг;

- развитие    сети    дошкольных   учреждений   различных   форм   собственности   с   гибким   режимом   работы, различного   типа   и   назначения  (в   том   числе    и    для    детей   с   особенностями    развития);

- предоставление   возможностей   для   обучения   и   воспитания   детей   с   особенностями   психофизического   развития   в   учебно-воспитательных    учреждениях    общего     типа;

- развитие   сети    специализированных    учреждений, предназначенных   для     содержания     детей-инвалидов; 

- формирование   системного   подхода   к   решению   проблем   этой   категории   детей   и   созданию   условий   для   их   реабилитации   и   интеграции    в    общество;      

- совершенствование   системы   социальной   защиты   семей , воспитывающих   детей –инвалидов.

В   России утвержден   так   же   ряд   других    документов, гарантирующих   права   и   льготы  детей   с   особенностями развития: закон «О здравоохранении»,» О социальной защите инвалидов», «О совершенствовании порядка организации, оздоровления и лечения детей» «О санаторно-курортном лечении инвалидов в возрасте до 18 лет», «О социальной  защите граждан, пострадавших вследствие катастрофы на ЧАЭС» , «Об утверждении перечня технических средств социальной реабилитации, выделяемых инвалидам бесплатно или на льготных условиях», «Правовые гарантии социальной защиты семей, воспитывающих ребенка – инвалида».

Особо важен, на наш взгляд, приказ Министерства социальной защиты. «Об интегрированном обучении детей с особенностями психофизического развития в общеобразовательной школе» и инструкции по организации индивидуального обучения на дому больных детей, детей с особенностями психофизического развития и детей инвалидов, как явный прогресс в сфере обеспечения образования детей с ограниченными возможностями. Ведь долгое время, вплоть до 90-х годов 20 века, многие дети-инвалиды и особенно дети с нервно-психическими заболеваниями относились к категории “необучаемых”, а детей с особенностями развития определяли в специальные школы-интернаты.

Изменения в социальной политике в отношении  детей со специфическими потребностями влекут за собой и изменения типов учреждений, занимающихся оказанием помощи этой категории детей, и появления следующих документов: Постановление Совета Министров «Об утверждении примерного положения о территориальном центре социального обслуживания семьи и детей», приказ Министерства образования «Об утверждении временного положения о дефектологическом пункте», примерное положение «О диагностико-реабилитационном центре». [6,7,11,38,39,40]

 

 

1.3 Детская инвалидность  – одна из наиболее  актуальных медико-социальных  проблем, затрагивающая  интересы семьи, ребенка, государства и общества в целом.

          Эта проблема тесно связана с состоянием здоровья родителей, наследственными и средовыми факторами, состоянием лечебно-профилактической и медико-социальной помощи населению.

         В связи с тенденцией к хронизации неинфекционных соматических заболеваний, высоким уровнем заболеваний перинатального периода, связанных с состоянием здоровья матери, могут возникать, начиная с младенческого возраста, выраженные нарушения в состоянии здоровья детей, которые приводят к ограничению жизненных и социальных функций, свойственных их возрасту.

         В наиболее тяжелых случаях  необходима социальная поддержка  семей, имеющих таких, с предоставлением  соответствующих льгот.

          Последствия болезни, а не сама  болезнь, ограничивающие жизнедеятельность ребенка, лежат в настоящее время в основе направления ребенка на медико-социальную экспертизу для установления ему инвалидности.[10,15]

           В федеральном законе Российской  Федерации «О социальной защите  инвалидов в Российской Федерации», принятом в 1995г., в ст. 1 дано определение понятия «инвалид» - это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. При этом лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».

          В законе определено, что признание  лица инвалидом осуществляется  Государственной службой медико-социальной экспертизы. Категория «ребенок-инвалид» устанавливается ребенку на срок один год, два года или до 18 лет.

          В редакции постановления Правительства  РФ от 26.10.00 №820 «О внесении изменений  и дополнений в постановление  правительства Российской Федерации от 13.08.96 №965» выделяется понятие «причины инвалидности». Среди них – общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание.

          Такая причина, как «инвалидность  с детства», подразумевает, что  лицо старше 18 лет имеет тяжелые последствия заболеваний или увечье, возникшее до 18 лет и остающееся у лица старше 18 лет. К этой категории относятся лица с психическими и двигательными нарушениями, с последствиями поражений центральной нервной системы и др., требующие постоянного индивидуального ухода.

          Статистика детской инвалидности  свидетельствует о ее неуклонном  росте за последние 20 лет (16,6 на 10 000 детей в возрасте 0-15 лет в 1980 г. до 190,0-в 2000г.).[19,20,25]

          Рост распространенности детской  инвалидности и анализ ее причинной и возрастной структуры позволяют поставить профилактику детской инвалидности в перечень национальных приоритетов. Вся деятельность медицинских служб, система оказания  лечебно-профилактической помощи детям должна рассматриваться с позиций профилактикидетской инвалидности, т.е. предупреждения развития таких изменений состояния здоровья, которые приводят к необратимому нарушению функций, социальной недостаточности.

          Важное значение, имеют укрепление и развитие реабилитационной службы с учетом требований, заложенных в законе. В ст. 9 Закона дано определение понятия «реабилитация инвалидов», которая подразумевает систему медицинских, психологических, педагогических. Социально-экономических мероприятий. Направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Реабилитация инвалидов включает в себя медицинскую, профессиональную и социальную составляющие.

           Разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов возложена на учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы. Которая должна  содействовать в реализации мероприятий социальной защиты инвалидов и оценивать эффективность этих мероприятий.

          Одним из факторов, способствующих  предупреждению детской инвалидности и реабилитации инвалидов с детства, является усиление роли и значимости медицинского компонента в реабилитационном процессе.

           Приказом Минздрава России от 14.08.02 №258 «О совершенствовании реабилитационной помощи детям-инвалидам и инвалидам с детства» предусмотрен комплекс мер, направленных на развитие и укрепление реабилитационной помощи. Это касается утверждения примерного перечня помещений и оборудования для осуществления реабилитационного процесса в лечебно-профилактических учреждениях системы здравоохранения. Перечень ориентирован на реабилитационное подразделение в учреждениях соматического, неврологического, нейрохирургического, нейротравматологического, психиатрического профиля и в домах ребенка с учетом возрастной и причинной структуры детской инвалидности.[30]

          После введения в учреждениях  здравоохранения официальной статистики детской инвалидности в соответствии с международной классификацией нарушений, ограничения жизнедеятельности и социальной недостаточности (1996г.) появилась возможность проведения углубленного анализа статистических данных не только по численности детей-инвалидов. Но и анализа тех заболеваний, которые в наибольшей степени определяют тяжелые последствия. Ведущие к ограничению жизнедеятельности детей. В связи с этим появились и новые возможности определения направлений медицинской реабилитации.

          Анализ распределения детей-инвалидов  по главному нарушению в состоянии здоровья (учетная форма 319 Минздрава России) показал, что ведущее место занимают висцеральные и метаболические нарушения и расстройства питания. Эти нарушения являются тяжелыми последствиями таких патологических состояний. Как заболевания кардиореспираторной, мочеполовой, пищеварительной систем. Заболеваний крови и иммунной системы и формируются у детей с хроническими заболеваниями проводится недостаточно.

           В связи с этим становится  очевидной значимость расширения  сети реабилитационных учреждений и разработка соответствующих методик для детей-инвалидов с висцеральными и метаболическими нарушениями. Но вместе с тем перечень в перспективе нуждается в расширении с учетом специфики заболеваний, приводящих к этим нарушениям, и внедрения современных, сертифицированных в России комплексных технологий реабилитации, направленных на профилактику детской инвалидности.

        Важно и необходимо расширение  и совершенствования предоставления социально – медицинских услуг семьям, воспитывающих детей – инвалидов в учреждениях социального обслуживания и осуществления реабилитационного процесса.

           Следует акцентировать внимание  на том, что комплекс предоставляемых услуг сочетает психолого – педагогические, медицинские формы работы, направленные не только на выздоровление, но и на восстановление личности. Выпадение любого из этих методов в структуре помощи ребенку приводит к неполноценной реабилитации.[1]. 
 
 
 

Глава 2. Анализ работы специализированного отделения социально – медицинского обслуживания семей, имеющих детей – инвалидов на примере «Комплексный центр социального обслуживания» Бабаевского муниципального района Вологодской области

2.1. Общие сведения об учреждении

     Бабаевский  муниципальный район – второй по величине занимаемой площади в  Вологодской области (см. Приложение № 1). Территория района раскинулась почти на 200 километров с юга на север и на 50 километров – с востока на запад. В состав района входят: город Бабаево и 10 сельских поселений (см. Приложение № 2).

     На  территории Бабаевского района проживает 23900 человек, в том числе в городе Бабаево – 12300 человек, в сельской местности -11600 человек.

     На  рисунке отражена структура социальной защиты населения в районе.

 

Рис.5. Структура социальной защиты населения  Бабаевского муниципального района. 

     Муниципальное учреждение Комплексный центр социального  обслуживания Бабаевского муниципального района Вологодской области (МУ КЦСО) было создано 24 ноября 1994 года для оказания гражданам и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, помощи в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения, психологического статуса.

     Центр является юридическим лицом, осуществляет свою деятельность на основании Устава. Устав муниципального учреждения «Комплексный центр социального обслуживания» Бабаевского муниципального района Вологодской области разработан в соответствии с требованиями государственных стандартов (ГОСТ Р 52497-2005 «Социальное обслуживание населения. Система качества учреждений социального обслуживания» (пункт 5.2.1). Устав в новой редакции утвержден постановлением администрации Бабаевского муниципального района от 03.08.2009г. № 213 и зарегистрирован в установленном действующим законодательством порядке.

     Центр обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс, расчетные счета, печать, штамп, бланки со своим наименованием. Юридический адрес: 162480 Вологодская область, г.Бабаево, ул.Интернациональная, д.42. Фактический адрес: 162480 Вологодская область, г.Бабаево, ул.Интернациональная, д.42. Учредителем МУ КЦСО является администрация Бабаевского муниципального района.

     По  форме собственности учреждение относится к государственным  учреждениям (является собственностью Вологодской области); по типу – к комплексным (обеспечивает предоставление социальных услуг гражданам в стационарных условиях и на дому).

Информация о работе Совершенствование социального обслуживания семей, имеющих детей – инвалидов, в государственных учреждениях социального обслуживания на