Совершенствование социального обслуживания семей, имеющих детей – инвалидов, в государственных учреждениях социального обслуживания на

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 02:07, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы: совершенствование социального обслуживания семей, имеющих детей – инвалидов, в государственных учреждениях социального обслуживания (на примере муниципального учреждения «Комплексный центр социального обслуживания» Бабаевского муниципального района Вологодской области (МУ КЦСО).

Содержание

Введение 3
Глава 1. Детская инвалидность - одна из наиболее актуальных медико-социальных и реабилитационных проблем. 7
1.1 Дети-инвалиды как объект социальной работы. 7
1.2 Анализ и законодательство в области социальной работы с детьми инвалидами. 28
1.3 Детская инвалидность – одна из наиболее актуальных медико-социальных проблем, затрагивающая интересы семьи, ребенка, государства и общества в целом. 33
Глава 2. Анализ работы специализированного отделения социально – медицинского обслуживания семей, имеющих детей – инвалидов на примере «Комплексный центр социального обслуживания» Бабаевского муниципального района Вологодской области 37
2.1. Общие сведения об учреждении 37
2.2. Организационная структура и кадровый состав учреждения 50
2.3. Анализ работы с семьями, воспитывающих, детей – инвалидов МУ «Комплексный центр социального обслуживания» Бабаевского муниципального района Вологодской области. 52
Глава 3. Предложения по совершенствованию социального обслуживания семей, имеющих детей – инвалидов. 62
3.1 Оценка потребности в медико-социальных и реабилитационных услугах и формах социального обслуживания семей, имеющих детей с ограниченными возможностями 62
3.2.Предложения по совершенствованию социального обслуживания на дому семей, имеющих детей с ограниченными возможностями. 75
Заключение 83
Список литературы 88

Работа содержит 1 файл

Балукова ДИПЛОМ (4).doc

— 793.00 Кб (Скачать)

       По   мнению    Григорьева    А.Д. , большую    роль    в    оказании    помощи    слепым    и    слабослышащим    детям    играло    Мариинское    попечительство    о    слепых, функционировавшее    с   1881    года    в    России. Одним    из    первых   его    шагов    стала    перепись    слепых    в    стране. В    результате    деятельности     этого     общества     появилось     несколько    школ,  приютов    и    училищ    для слепых    детей, было    издано    несколько     книг    с    использованием    системы    Брайля.  При     обучении    важное    место    отводилось    профессиональному    образованию.

        В    нашей    стране    существовало    так    же    несколько    специальных    заведений     для    детей    с    нарушениями    слуха.     Надо    заметить, что    опыт    обучения     этой    категории    детей    к    тому    времени     уже    был    накоплен    за    рубежом,  функционировали    Варшавский,  Берлинский,  Лейпцигский      и    Парижский    институты    глухонемых    и    т.д.    Система    оказания    помощи    детям-инвалидам    не   была    создана    до   1917 года; не    была    она    создана    и   за    время   советской    власти, когда    помощь    ребенку    со    специфическими    нуждами    сводилась    к    его    изоляции    в     специальной    школе    интернаторного    типа, поэтому,  по   нашему    мнению, при     организации     помощи     таким     детям    в    настоящее    время    существует     необходимость    в    обращении    к    зарубежному     опыту.

        В    развитых    странах    за    рубежом    уже    сложились    определенные    стандарты, формы    и    методы    работы    с    детьми-инвалидами. Естественно, в    каждой    стране    существуют    свои    особенности    оказания    помощи    этой    категории    населения, обусловленные    национальным    своеобразием, социально - экономическими     условиями,  психолого- педагогическими   традициями, ориентацией    на    определенные    научные    подходы. Однако, можно    выделить    и    некоторые    общие    тенденции, которые    необходимо    учитывать    при    создании    системы    оказания    помощи    таким    детям.

        Во-первых, это    максимально    возможная    интеграция    ребенка    с  ограниченными    способностями    в    общественную    жизнь (в    том    числе    и    интегрированное    обучение).

      Во-вторых, преимущество    воспитания    этих    детей     в    семье.

      В-третьих, направленность    на    раннюю    диагностику    нарушений    и    их    лечение.

      В-четвертых, индивидуальный    подход    к    реабилитации    и    абилитации     ребенка     в     каждом     конкретном      случае.

      В   настоящее   время    создается, разрабатывается    ряд    программ, учитывающих    данные    тенденции.  Одна из таких    программ, предложенная    ООН,  -  это    Реабилитация, базирующаяся    на    непосредственном    окружении  (РНБО). Она определяется, как    «стратегия  развития    общества, проводимая    с    целью    реабилитации, уравнивания   возможностей    и   социальной   интеграции    всех     инвалидов. Ее  цели: изменить    положение     дел     в    этой     области,  проводить    обучение, с    вовлечением    правительства    и    общественности; разработать    систему, способную     оказать     помощь    всем    нуждающимся    инвалидам» [  32, 20] . Суть   РНБО    заключается     в   том, что семья    и    непосредственное окружение, освоив некоторые основные    реабилитационные   навыки, а так же  сам инвалид способны     самостоятельно     осуществлять    реабилитацию.  Безусловно,  им     оказывается     помощь    и    поддержка    соответствующих    учреждений    систем    здравоохранения, образования, занятости    и    социальной    защиты.          

        В    США    действует    программа    «Инклюжен».  Ее    основы   были    заложены    «Реабилитационным    Актом»  и    законом     об    обучении    детей-инвалидов, в    которые    было    внесено    несколько    поправок    и    дополнений    со    временем. В    80-е    годы    20    века    в    Америке    начался     процесс    постройки    новых зданий     и    перестройки    старых    с    учетом     потребностей    различных    категорий    инвалидов. Для    этих    целей    правительством    выделялись    дополнительные    финансовые    средства    и,  в    то   же    время,  налагались    жесткие    санкции    за    нарушение    принятых    стандартов.  Для    изменения     у    граждан    отношения     к     инвалидам     проводилась    продуманная    и   разработанная    психологами    и    другими    специалистами    кампания    в    средствах    массовой    информации    и    т.п., большую   роль    в    этом    сыграли    и    религиозные    организации. Таким    образом,    инвалиды    получили    доступ    ко     всем    сферам    жизнедеятельности    общества,  при    этом    изменилось    восприятие    их    здоровыми    людьми.

        По    всей     стране     стали     появляться     общественные    организации   и    клубы    для    инвалидов,  а    так    же    различные    фонды.  Хотелось    бы     отметить,  что    в    США    именно    специализированные    фонды    и    организации    осуществляют    значительную     часть    услуг, положенных    человеку    со    специфическими    потребностями    по    закону, за    финансовые    средства, предоставленные     муниципалитетом.

        Что     касается     интеграции     в    обучении, то    трудности    возникли    с    разработкой    программ,  подготовкой    персонала,  разработкой    психологических     моделей    восприятия    детей –  инвалидов    здоровыми    детьми     и    наоборот. Модель   « Инклюжен»     подразумевает,  что     даже    ребенок    с    синдромом    Дауна    может     обучаться    с    нормальными     детьми. Конечно,  для    него    разрабатываются     отдельная    программа, свои    облегченные    задания. Многое    в    успешности     осуществления    программы    зависит    от    учителя.

      В    поддержку    этой     модели    обучения    было    снято    несколько    фильмов    об    успешном    обучении    детей    с    ограниченными    возможностями. Однако,  в    США    не    отказываются    и     от   специальных    школ, но    помещение    туда    ребенка    осуществляется    лишь    в    крайних    случаях [ 32,34 ].

       Говоря    о    социальном    обеспечении     в     Соединенных   Штатах,  необходимо    отметить,  что    инвалидам     обеспечивается    медицинское    обслуживание,  выплата    пособий    и    компенсаций, жилищно-бытовое    устройство    и   доставка    в    учебные    заведения,  бассейн    и    т.п., которую    осуществляют    социальные    службы. Используется    и    такой вид    социального    обслуживания, как     надомные    услуги  [46].

       Можно    было    убедиться, что    в    США     функционирует    отлаженная    система    оказания    помощи     инвалидам,  которая    охватывает    все    сферы    жизнедеятельности    и    способствует   максимально    возможной интеграции    человека    с    особыми    потребностями    в    общество, а    так    же    обеспечивает    принятие     таких    людей    обществом . Немаловажную роль   при     осуществлении    социальной    работы    играет    комплексный     поход     и     участие    целого    ряда    специалистов    из     различных    областей     знаний    в    разработке    программ .

     В     Великобритании    помощь     инвалидам, в   том    числе     и   детям-инвалидам,  оказывают   3   группы    организаций : частные    владельцы    домов, обеспечивающих    уход     за     определенную    плату; общественный    сектор;  местные     власти,  которые    обеспечивают    большую    часть    социальных    услуг.

       Социальные   службы    оказывают    помощь    на    дому,  в    дневных    центрах, интернатах    или    дневных    школах. В перечисленных    учреждениях     при     работе    с    детьми     с    нарушенным    интеллектом     особое    внимание    уделяется     обучению     навыкам    общения,  правилам     поведения    на    улице, в   общественных    местах, для    чего    организуются    специальные    прогулки. Для    подростков    с    умственной    отсталостью    функционируют    центры    профессиональной    подготовки.

       Для    детей-инвалидов    и    больных    детей     при     госпиталях организуются    специальные    отделения     трудотерапии. Трудотерапевты    в    области     педиатрии    ставят    своей    целью    «развитие    у    детей    оптимального    уровня    независимости    в    повседневной     жизни    с   точки    зрения    физической,  психической     и    социальной» [47,48] .

      Социальный   работник     из     Департамента     социальных    служб    в    Великобритании    оказывает    помощь    в    виде    совета, поддержки    и    консультирования     по    личным    делам    инвалида    и    его    семьи; помогает    в    разработке    индивидуальных    программ     реабилитации, которые    согласовываются    с    клиентом    и    его    семьей;  организуют    нормальную,  интересную    культурную    жизнь    инвалида    вне    дома    и   т.п. Департамент  может    предоставить    необходимое    оборудование    взаймы, выделить   дотацию,  оказывать    помощь    по    телефону    и    другим    видам    связи.

      В    Великобритании  так    же    существуют    частные    реабилитационные    фирмы, которые    по    заказу    инвалида    могут     предоставить    любое    оборудование.

     Что   касается    образования    детей   с  ограниченными  возможностями, то    интеграция    в    обучении    и    наличие     спецшкол     рассматриваются    как    необходимые    параллельные    условия    образования.  Они    поддерживают    порядок    и    гибкость    системы    образования    и    позволяют    таким    детям    включаться    в    нее    и    отходить    от    нее    по    мере    того, как    меняются     их    потребности.

     До   поступления    в     школу    в    большинстве     регионов     Англии, а    так    же    в   некоторых    других    странах, достаточно    эффективно    используется    система    Потедж  (педагогическое     обслуживание    на    дому    детей    от   0   до  4-5  лет    с   задержками    в    развитии), которая    зародилась    в    1970 году   в    США. В   основе    работы    с    такими    детьми    лежит    индивидуальная    программа, которая    составляется    для    каждого    ребенка    с     учетом    его    особенностей.

      Для     работы     с    детьми    с    нарушениями    интеллекта    в   ряде    стран, преимущественно    Скандинавских, организуются    дома, в    которых    проживает    не    более    30    детей. В    них создается    обстановка, максимально  приближенная к  семейной. Специалисты проводят   наблюдения   за    детьми, определяют    методы     лечения     и    реабилитации, разрабатывают    индивидуальные    программы обучения. Обучение  всех    категорий    детей-инвалидов, в    основном, осуществляется    в    общеобразовательных   школах. Школьная  и  общественная    политика    направлена    на    то,  чтобы    создать    условия    для    установления    максимально    близких    взаимоотношений    между    учениками    всех     категорий.

      Таким    образом,  в настоящее   время    в    большинстве    стран    идет    переход    от     раздельного    образования    и    присмотра    за    детьми    со    специфическими    нуждами     к    их    полной     интеграции,  если    это    возможно Этот    переход     регулируется     законодательством     стран. Мировым    опытом    образования    этой    категории    детей    выработаны    некоторые     минимальные     стандарты     для     организации     обучения    детей–инвалидов:                                                                                                       

1. Учеников  с    серьезными    нарушениями    по    возможности    необходимо    включить  с  учетом  педагогических    особенностей    в    обычные классы начальных и средних школ.

2. Если     степень    нарушения     мешает     полной     интеграции    в   обычном    классе, ученики должны    иметь социальный  и    образовательный    базис в   обычном    классе  и    получать   дополнительные, лечебно-коррекционные уроки вне класса  (индивидуальные    или    в    группах). 

Информация о работе Совершенствование социального обслуживания семей, имеющих детей – инвалидов, в государственных учреждениях социального обслуживания на