Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 02:07, дипломная работа
Цель дипломной работы: совершенствование социального обслуживания семей, имеющих детей – инвалидов, в государственных учреждениях социального обслуживания (на примере муниципального учреждения «Комплексный центр социального обслуживания» Бабаевского муниципального района Вологодской области (МУ КЦСО).
Введение 3
Глава 1. Детская инвалидность - одна из наиболее актуальных медико-социальных и реабилитационных проблем. 7
1.1 Дети-инвалиды как объект социальной работы. 7
1.2 Анализ и законодательство в области социальной работы с детьми инвалидами. 28
1.3 Детская инвалидность – одна из наиболее актуальных медико-социальных проблем, затрагивающая интересы семьи, ребенка, государства и общества в целом. 33
Глава 2. Анализ работы специализированного отделения социально – медицинского обслуживания семей, имеющих детей – инвалидов на примере «Комплексный центр социального обслуживания» Бабаевского муниципального района Вологодской области 37
2.1. Общие сведения об учреждении 37
2.2. Организационная структура и кадровый состав учреждения 50
2.3. Анализ работы с семьями, воспитывающих, детей – инвалидов МУ «Комплексный центр социального обслуживания» Бабаевского муниципального района Вологодской области. 52
Глава 3. Предложения по совершенствованию социального обслуживания семей, имеющих детей – инвалидов. 62
3.1 Оценка потребности в медико-социальных и реабилитационных услугах и формах социального обслуживания семей, имеющих детей с ограниченными возможностями 62
3.2.Предложения по совершенствованию социального обслуживания на дому семей, имеющих детей с ограниченными возможностями. 75
Заключение 83
Список литературы 88
Понимание инвалидности прошло путь от представления, что общество должно относиться к детям - инвалидам как к людям, требующим только заботы и медицинского лечения, до признания, что эти дети равноправные члены общества, имеющие особые потребности и нуждающиеся в создании условий, которые позволили бы им вести полноценную жизнь на ряду со здоровыми детьми. При таком подходе реабилитация является неотъемлемым правом ребенка – инвалида и обязанностью общества перед ним.
Для определения приоритетных
форм социального обслуживания
семей, имеющих детей - инвалидов
необходимо знать уровень
Зарубежный опыт ( опыт Швеции), опыт работы муниципального учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения «Забота» г.Череповца Вологодской области в части оказания разнообразных видов помощи семьям, имеющим детей - инвалидов послужил примером для начала работы по социальному обслуживанию на дому данных семей города Бабаева.
Главной задачей отделения является максимально возможное формирование или восстановление способностей ребенка – инвалида к полноценной и самостоятельной жизни общественно – полезной и семейно – бытовой деятельности.
Реабилитационная работа с детьми – инвалидами содержит комплекс мер медицинского, психологического и педагогического характера, а также предоставляются социально – правовые, социально – экономические услуги. Основание для проведения конкретных мероприятий является индивидуальная программа реабилитации ребенка – инвалида (ИПР), которую получают в учреждении МСЭ и разработанный план мероприятий отделения с учетом данных всестороннего обследования ребенка.
На сегодня отделением обслуживается 18 семей, имеющих детей с ограниченными возможностями и 2 семьи состоят на социальном патронаже. За этот период 7 семей снято с обслуживания. Возраст детей от 2 до 14 лет.
В специализированном
Дети, которые находятся на обслуживании 7 человек не могут самостоятельно передвигаться, только при посторонней помощи, из них 3 ребенка «лежачие», 2-страдают тугоухостью, 6 – ОПЦНС (органическое поражение центральной нервной системы, порок сердца, эпилепсия и др.)
В отделении работают люди с педагогическим образованием и стажем работы в дошкольных учреждениях, хотя при подборе кадров были трудности, так как в силу своего психического состояния не каждый может общаться с больным ребенком. На данный момент штат отделения укомплектован полностью - это:
- заведующая отделением;
- медицинская сестра;
-специалист по социальной работе;
- психолог;
- 5 социальных работников.
У медицинской сестры заключается вся деятельность во взаимодействии с бюро МСЭ, районным неврологом, педиатрами ЦРБ, которые делают назначения, дают консультации, рекомендации по улучшению здоровья детей.
Дети, принятые на надомное
Целью психолого-педагогической деятельности являются создание условий, при которых ребенок учится жить в гармонии с собой и окружающим миром. Психолог, педагог, работая с такими детьми, придерживаются следующих принципов: личный ориентированный подход к каждому, соблюдение прав детей, разнообразие в выборе форм воспитательной работы.
Психолого- педагогическая реабилитация.
Рождение ребенка с ограниченными возможностями существенно изменяет жизнь семьи. Родители таких детей сами зачастую оказываются в состоянии депрессии. Задача специалистов помочь семье достойно выйти из трудной ситуации, а ребенку адаптироваться к социуму. Решая, эти задачи психолог строит свою работу по трем направлениям:
1.Основной целью в работе с детьми является максимальная реализация и обогащение возможностей конкретного ребенка, которые формируются и проявляются посредством психолого – педагогического воздействия, интеграция в социум. Мы используем такие направления в работе, как
- диагностика развития детей по специально - подобранным методикам,
- проведение индивидуальных психолого – коррекционных занятий с детьми по развитию памяти, внимания, мышления, восприятия, мелкой моторики.
- проведение групповых занятий с детьми по сказкотерапии, игротерапии, куклотерапии.
Изначально дети не умели играть вместе, так как до этого они были изолированы от общества. Сейчас с помощью групповых занятий, проводимых в игровой комнате, дети стали более общительными, научились играть группой. Они играют в ролевые и сюжетные игры, что и свойственно их возрасту.
Все занятия носят развивающий характер – это развитие, как отдельных сторон психики, так и личности в целом, направленные на развитие эмоционально – волевой сферы, что очень важно при таких заболевания, как ДЦП.
В работе с родителями стремимся помочь им принять своих детей такими, какие они есть, формировать положительные установки в сознании родителей, оптимизировать супружеские и внутрисемейные отношения, развивая коммуникативные формы поведения, которые способствуют самоактуализации.
Развиваем умение, преодолевать жизненные трудности. Используем следующие направления в работе
- диагностика детско–родительских отношений,
- индивидуальное консультирование родителей.
1 раз в месяц мамы собираются в школе общения для родителей «Мы вместе», на которых слушают лекции на интересующие родителей темы, делятся опытом по вопросам воспитания, обучения детей, занятия проходят в форме тренингов, задачи которых коррекция родительско – детских отношений, коррекция неадекватных эмоциональных реакций. На этих занятиях они чувствуют себя раскрепощенными, уверенными в себе.
Например, при проведении арттерапии первое время мамы смущались от того, что не умеют рисовать себя, своих детей, свои проблемы, а теперь делают это свободно как, настоящие художники. Родители с нетерпением ждут новых встреч.
Для налаживания детско-родительских отношений организуются выставки рисунков и поделок, которые дети делают вместе с родителями, в июне этого года поделки наших детей были отправлены на областной конкурс. Дети вместе с работниками отделения побывали в оздоровительном лагере Лесная сказка. Это событие дало возможность детям почувствовать себя наравне со всеми.
По третьему направлению также проводится работа цель которой- повышение психологической грамотности персонала снятие напряжения, улучшение взаимоотношений в коллективе. Для этого мы проводим обучающие семинары на различные темы, тренинги общения, тренинги на снятие психоэмоционального напряжения, тренинги, направленные на профилактику эмоционального выгорания.
В работе самое главное – индивидуальный подход к каждому ребенку, а также ко всем членам семьи. Как говорят «Чтобы дойти до цели надо прежде всего идти».
Медицинская реабилитация.
Одним из ведущих направлений комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями является социально - медицинская реабилитация, которая предназначена для восстановления или компенсации нарушенных функциональных возможностей ребенка до социально – значимого уровня.
Социально
– медицинская реабилитация детей
проводится в соответствии с государственными
стандартами социального
Медсестра работает в тесном контакте с центральной районной больницей, врачом-неврологом. И все виды медицинских коррекционно – восстановительных мероприятий проводятся строго по назначению врача, с учетом характера патологии и индивидуальных психологических особенностей ребенка.
На каждого ребенка совместно с медико – социально экспертной комиссией оформляется индивидуальная программа реабилитации, которая включает в себя массаж, лечебную физкультуру, медикаментозное лечение, обучение пользованию подручными средствами реабилитации.
Далее совместно с психологом, педагогом, учитывая рекомендации индивидуальной программы реабилитации составляется на каждого ребенка
программа комплексной медико –психолого – педагогической реабилитации ребенка – инвалида.
По окончанию срока - подводим итоги по выполнению данной программы и вносим корректировку для составления новой программы.
В зависимости от патологии заболевания дети 2-3 раза в год пролечиваются в детском отделении районной больницы. При сопровождении они проходят курс лечения.
При стационаре оборудована социально - тренажерная комната (оборудована Центром помощи семье и детям), под наблюдением специалистов дети с удовольствием занимаются на тренажерах, в отделении ведет прием логопед.
Благодаря общим усилиям специалистов отделения, работников больницы, периодическим лечениям в реабилитационном центре г.Вологды появились положительные результаты.
Мальчик Рома с ДЦП , тетрапарез, тугоухость, находится на обслуживании с 2005 г, ребенок по заключению врачей с неблагоприятным прогнозом, не мог самостоятельно сидеть, не умел жевать, длительное периодическое лечение, постоянные коррекционно - восстановительные процедуры в детском отделении и в реабилитационном центре г.Вологды, лечебная гимнастика в домашних условиях, массаж, в том числе языка,
результат - в 3,6 года ребенок самостоятельно пошел, шаги с каждым днем увереннее и тверже, хотя координация движений нарушена.
Семилетняя
Женя с заболеванием опорно – двигательного
аппарата, после двух сложных операций
периодически проходит лечение в
институте г.Санкт –
Вадик, которому 3 года родился с тяжелым «пороком сердца». Ребенок перенес 2 сложные операции на сердце, упорный восстановительный период, ребенку разрешили посещать детский сад, впереди предстоит еще одна операция.
В своей работе с детьми применяем: пальчиковую гимнастику, упражнения на гимнастическом мяче, массажную дорожку, прыжки на батуте, игры на свежем воздухе.
Лучшая терапия – вовлечение ребенка в повседневную жизнь, которая не мыслима без игр, работы, отдыха и общения с другими детьми.
С июня этого года занимаемся иппотерапией.
Иппотерапия – это реабилитационное воздействие езды и общения с лошадьми на здоровье человека.
Показания для иппотерапии на первом месте – детский церебральный паралич, посттравматические состояния, отдельные сенсорные расстройства (нарушения слуха, зрения, заболевания внутренних органов и группы заболеваний с психическими расстройствами, шизофрения, олигофрения, болезнь Дауна).