Совершенствование социального обслуживания семей, имеющих детей – инвалидов, в государственных учреждениях социального обслуживания на

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 02:07, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы: совершенствование социального обслуживания семей, имеющих детей – инвалидов, в государственных учреждениях социального обслуживания (на примере муниципального учреждения «Комплексный центр социального обслуживания» Бабаевского муниципального района Вологодской области (МУ КЦСО).

Содержание

Введение 3
Глава 1. Детская инвалидность - одна из наиболее актуальных медико-социальных и реабилитационных проблем. 7
1.1 Дети-инвалиды как объект социальной работы. 7
1.2 Анализ и законодательство в области социальной работы с детьми инвалидами. 28
1.3 Детская инвалидность – одна из наиболее актуальных медико-социальных проблем, затрагивающая интересы семьи, ребенка, государства и общества в целом. 33
Глава 2. Анализ работы специализированного отделения социально – медицинского обслуживания семей, имеющих детей – инвалидов на примере «Комплексный центр социального обслуживания» Бабаевского муниципального района Вологодской области 37
2.1. Общие сведения об учреждении 37
2.2. Организационная структура и кадровый состав учреждения 50
2.3. Анализ работы с семьями, воспитывающих, детей – инвалидов МУ «Комплексный центр социального обслуживания» Бабаевского муниципального района Вологодской области. 52
Глава 3. Предложения по совершенствованию социального обслуживания семей, имеющих детей – инвалидов. 62
3.1 Оценка потребности в медико-социальных и реабилитационных услугах и формах социального обслуживания семей, имеющих детей с ограниченными возможностями 62
3.2.Предложения по совершенствованию социального обслуживания на дому семей, имеющих детей с ограниченными возможностями. 75
Заключение 83
Список литературы 88

Работа содержит 1 файл

Балукова ДИПЛОМ (4).doc

— 793.00 Кб (Скачать)

         Понимание инвалидности прошло  путь от представления, что  общество должно относиться  к  детям - инвалидам как к людям,  требующим только заботы и  медицинского лечения, до признания, что эти дети равноправные члены общества, имеющие особые потребности и нуждающиеся в создании условий, которые позволили бы им вести полноценную жизнь на ряду со здоровыми детьми. При таком подходе реабилитация является неотъемлемым правом ребенка – инвалида и обязанностью общества перед ним.

         Для определения приоритетных  форм социального обслуживания  семей, имеющих детей - инвалидов  необходимо знать уровень потребности  в социальных услугах и формах  социального обслуживания. Так в  2005 году создано специализированное отделение социально – медицинского обслуживания семей, имеющих детей – инвалидов командой социальных работников. В своей деятельности отделение руководствуется Уставом Центра, Положением об отделении, Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 14.11.1995; Федеральным законом «О б основах социального обслуживания населения в Российской в Российской Федерации» № 195 от 10.12.1995; Федеральным законом «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» № 122 от 02.08.1995г; областным законом «О социальном обслуживании населения в Вологодской области» №1235 от 01.05.2005г. и другими нормативными документами.

     Зарубежный  опыт ( опыт Швеции), опыт работы муниципального учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения «Забота» г.Череповца Вологодской области  в части оказания разнообразных видов помощи семьям, имеющим детей - инвалидов послужил примером для начала работы по социальному обслуживанию на дому данных семей города Бабаева.

       Главной задачей отделения является максимально возможное формирование или восстановление способностей ребенка – инвалида к полноценной и самостоятельной жизни общественно – полезной и семейно – бытовой деятельности.

         Реабилитационная работа с детьми – инвалидами содержит комплекс мер медицинского, психологического и педагогического характера, а также предоставляются социально – правовые, социально – экономические услуги. Основание для проведения конкретных мероприятий является индивидуальная программа реабилитации ребенка – инвалида (ИПР), которую получают в учреждении МСЭ и разработанный план мероприятий отделения с учетом данных всестороннего обследования ребенка.

       На сегодня отделением обслуживается 18 семей, имеющих детей с ограниченными возможностями и 2 семьи состоят на социальном патронаже. За этот период 7 семей снято с обслуживания. Возраст детей от 2 до 14 лет.

     В специализированном отделении  дети с заболеваниями ДЦП с тетрапарезом, гидроцефалия, эпилепсия, поражение ЦНС, порок сердца и др.

Дети, которые находятся на обслуживании 7 человек не могут самостоятельно передвигаться, только при посторонней помощи, из них 3 ребенка «лежачие», 2-страдают тугоухостью, 6 – ОПЦНС (органическое поражение центральной нервной системы, порок сердца, эпилепсия и др.)

     В отделении работают люди  с педагогическим образованием  и стажем работы в дошкольных учреждениях, хотя при подборе кадров были трудности, так как в силу своего психического состояния не каждый может общаться с больным ребенком. На данный момент штат отделения укомплектован полностью - это:

- заведующая  отделением;

- медицинская  сестра;

-специалист  по социальной работе;

- психолог;

- 5 социальных работников.

     У медицинской сестры заключается вся деятельность во взаимодействии с бюро МСЭ, районным неврологом, педиатрами ЦРБ, которые делают назначения, дают консультации, рекомендации по улучшению здоровья детей.

     Дети, принятые на надомное обслуживание  имеют отклонения, как в физическом, так и в умственном развитии, у всех детей нарушена коммуникативная сфера, имеются искажения развития личности, поэтому одно из направлений становится психолого-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями.

     Целью психолого-педагогической деятельности являются создание условий, при которых ребенок учится жить в гармонии с собой и окружающим миром. Психолог, педагог, работая с такими детьми, придерживаются следующих принципов: личный ориентированный подход к каждому, соблюдение прав детей, разнообразие в выборе форм воспитательной работы.

Психолого- педагогическая реабилитация.

        Рождение ребенка с ограниченными возможностями существенно изменяет жизнь семьи. Родители таких детей сами зачастую оказываются в состоянии депрессии. Задача специалистов помочь семье достойно выйти из трудной ситуации, а ребенку адаптироваться к социуму. Решая, эти задачи психолог строит свою работу по трем направлениям:

  1. Работа с детьми.
  2. Работа с родителями.
  3. работа с персоналом.

          1.Основной целью в работе с детьми является максимальная реализация и обогащение возможностей конкретного ребенка, которые формируются и проявляются посредством психолого – педагогического воздействия, интеграция в социум. Мы используем такие направления в работе, как

- диагностика развития детей по специально -  подобранным методикам,

- проведение  индивидуальных психолого – коррекционных занятий с детьми по развитию памяти, внимания, мышления, восприятия, мелкой моторики.

- проведение  групповых занятий с детьми  по сказкотерапии, игротерапии, куклотерапии.

Изначально  дети не умели играть вместе, так как до этого они были изолированы от общества. Сейчас с помощью групповых занятий, проводимых в игровой комнате, дети стали более общительными, научились играть группой. Они играют в ролевые и сюжетные игры, что и свойственно их возрасту.

Все занятия  носят развивающий характер –  это развитие, как отдельных сторон психики, так и личности в целом, направленные на развитие эмоционально – волевой сферы, что очень  важно при таких заболевания, как ДЦП.

В работе с родителями стремимся помочь им принять своих детей такими, какие  они есть, формировать положительные  установки в сознании родителей, оптимизировать супружеские и внутрисемейные отношения, развивая коммуникативные  формы поведения, которые способствуют самоактуализации.

Развиваем умение, преодолевать жизненные трудности. Используем следующие направления в работе

- диагностика  детско–родительских отношений,

- индивидуальное  консультирование родителей.

1 раз  в месяц  мамы собираются в школе общения для родителей  «Мы вместе», на которых слушают лекции на интересующие родителей темы, делятся опытом по вопросам воспитания, обучения детей, занятия проходят в форме тренингов, задачи которых коррекция родительско – детских отношений, коррекция неадекватных эмоциональных реакций.  На этих занятиях они чувствуют себя раскрепощенными, уверенными в себе.

       Например, при проведении арттерапии первое время мамы смущались от того, что не умеют рисовать себя, своих детей, свои проблемы, а теперь делают это свободно как, настоящие художники. Родители с нетерпением ждут новых встреч.

       Для налаживания детско-родительских отношений организуются выставки рисунков и поделок, которые дети делают вместе с родителями,  в июне этого года поделки наших детей были отправлены на областной конкурс. Дети вместе с работниками отделения побывали в оздоровительном лагере Лесная сказка. Это событие дало возможность детям почувствовать себя наравне со всеми.

       По третьему направлению также проводится работа цель которой- повышение психологической грамотности персонала снятие напряжения, улучшение взаимоотношений в коллективе. Для этого мы проводим обучающие семинары на различные темы, тренинги общения, тренинги на снятие психоэмоционального напряжения, тренинги, направленные на профилактику эмоционального выгорания. 

     В  работе самое главное – индивидуальный подход к каждому ребенку, а также ко всем членам семьи. Как говорят «Чтобы дойти до цели надо прежде всего идти».

    Медицинская реабилитация.

          Одним из ведущих направлений комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями является социально - медицинская реабилитация, которая предназначена для восстановления или компенсации нарушенных функциональных возможностей ребенка до социально – значимого уровня.

Социально – медицинская реабилитация детей  проводится в соответствии с государственными стандартами социального обслуживания.

Медсестра работает в тесном контакте с центральной районной больницей, врачом-неврологом. И все виды медицинских коррекционно – восстановительных мероприятий проводятся строго по назначению врача, с учетом характера патологии и индивидуальных психологических особенностей ребенка.

На каждого  ребенка совместно с медико –  социально экспертной комиссией оформляется индивидуальная программа реабилитации, которая включает в себя массаж, лечебную физкультуру, медикаментозное лечение, обучение пользованию подручными средствами реабилитации.

Далее совместно с психологом, педагогом, учитывая рекомендации индивидуальной программы реабилитации составляется на каждого ребенка

программа комплексной медико –психолого – педагогической реабилитации ребенка – инвалида.

По окончанию  срока  - подводим итоги по выполнению данной программы и вносим корректировку  для составления новой программы.

        В зависимости от патологии заболевания дети 2-3 раза в год пролечиваются в детском отделении районной больницы. При сопровождении они проходят курс лечения.

При стационаре оборудована социально - тренажерная  комната (оборудована Центром помощи семье и детям), под наблюдением специалистов дети  с удовольствием занимаются на тренажерах, в отделении ведет прием логопед.

Благодаря общим усилиям специалистов отделения, работников больницы, периодическим  лечениям в реабилитационном центре г.Вологды появились  положительные результаты.

Мальчик Рома с ДЦП , тетрапарез, тугоухость, находится на обслуживании с 2005 г, ребенок по заключению врачей с неблагоприятным прогнозом,  не мог самостоятельно сидеть,  не умел жевать, длительное  периодическое лечение, постоянные коррекционно - восстановительные процедуры в детском отделении и в реабилитационном центре г.Вологды, лечебная гимнастика в домашних условиях, массаж, в том числе языка, 

результат -  в 3,6 года ребенок самостоятельно пошел, шаги с каждым днем увереннее и тверже, хотя координация движений  нарушена.

Семилетняя  Женя с заболеванием опорно – двигательного  аппарата, после двух сложных операций периодически проходит лечение в  институте г.Санкт – Петербурга, по их рекомендации занимаемся с ней в домашних условиях гимнастикой, ходьбой с помощью ходунков, в настоящее время перешли на ходьбу с помощью опорных  тростей, а два года назад девочка была «лежачей».

Вадик, которому 3 года родился с тяжелым  «пороком сердца». Ребенок перенес 2 сложные операции на сердце, упорный восстановительный период, ребенку разрешили посещать детский сад, впереди предстоит еще одна операция.

В своей  работе с детьми применяем: пальчиковую  гимнастику, упражнения на гимнастическом мяче, массажную дорожку, прыжки на батуте, игры на свежем воздухе.

Лучшая  терапия – вовлечение ребенка  в повседневную жизнь, которая не мыслима без игр, работы, отдыха и  общения с другими детьми.

С июня этого года занимаемся иппотерапией.

       Иппотерапия – это реабилитационное воздействие езды и общения с лошадьми на здоровье человека.

Показания для иппотерапии на первом месте  – детский церебральный паралич, посттравматические состояния, отдельные  сенсорные расстройства (нарушения  слуха, зрения, заболевания внутренних органов и группы заболеваний с психическими расстройствами, шизофрения, олигофрения, болезнь Дауна).

Информация о работе Совершенствование социального обслуживания семей, имеющих детей – инвалидов, в государственных учреждениях социального обслуживания на