Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 02:07, дипломная работа
Цель дипломной работы: совершенствование социального обслуживания семей, имеющих детей – инвалидов, в государственных учреждениях социального обслуживания (на примере муниципального учреждения «Комплексный центр социального обслуживания» Бабаевского муниципального района Вологодской области (МУ КЦСО).
Введение 3
Глава 1. Детская инвалидность - одна из наиболее актуальных медико-социальных и реабилитационных проблем. 7
1.1 Дети-инвалиды как объект социальной работы. 7
1.2 Анализ и законодательство в области социальной работы с детьми инвалидами. 28
1.3 Детская инвалидность – одна из наиболее актуальных медико-социальных проблем, затрагивающая интересы семьи, ребенка, государства и общества в целом. 33
Глава 2. Анализ работы специализированного отделения социально – медицинского обслуживания семей, имеющих детей – инвалидов на примере «Комплексный центр социального обслуживания» Бабаевского муниципального района Вологодской области 37
2.1. Общие сведения об учреждении 37
2.2. Организационная структура и кадровый состав учреждения 50
2.3. Анализ работы с семьями, воспитывающих, детей – инвалидов МУ «Комплексный центр социального обслуживания» Бабаевского муниципального района Вологодской области. 52
Глава 3. Предложения по совершенствованию социального обслуживания семей, имеющих детей – инвалидов. 62
3.1 Оценка потребности в медико-социальных и реабилитационных услугах и формах социального обслуживания семей, имеющих детей с ограниченными возможностями 62
3.2.Предложения по совершенствованию социального обслуживания на дому семей, имеющих детей с ограниченными возможностями. 75
Заключение 83
Список литературы 88
Заключение
Социальная работа играет огромную роль в помощи детям-инвалидам.
Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми с ограниченными возможностями социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий.
Социальная политика в России, ориентированная на инвалидов, взрослых и детей, строится сегодня на основе медицинской модели инвалидности. Исходя из этой модели, инвалидность рассматривается как недуг, заболевание, патология. Такая модель вольно или невольно ослабляет социальную позицию ребенка, имеющего инвалидность, снижает его социальную значимость, обособляет от "нормального" детского сообщества, усугубляет его неравный социальный статус, обрекает его на признание своего неравенства, неконкурентоспособности по сравнению с другими детьми. Медицинская модель предполагает лечение, трудотерапию, создание служб, помогающих человеку выживать, не жить, а именно выживать.
Следствием ориентации общества и государства на эту модель является изоляция ребенка с ограниченными возможностями от общества в специализированном учебном заведении, развитие у него пассивно- иждивенческих жизненных ориентаций.
Стремясь
изменить эту негативную традицию,
все чаще стало использоваться в
российском обществе понятие
– «человек с ограниченными возможностями».
В теоретическом плане были исследованы следующие проблемы:
1.Историко-теоретические подходы к оказанию социальной помощи детям-инвалидам.
2.Особенности различных категорий детей с ограниченными возможностями и работы с ними.
3.Особености законодательной базы в области социальной работы с этой категорией детей и их семьями в нашей стране.
Были также выявлены проблемы и особенности оказания социальной помощи детям-инвалидам в нашей стране, в результате, которого были выявлены недостатки социальной политики и особенности работы, влияющие на эффективность социальной работы с данной категорией населения.
Эффективность социальной помощи различным категориям детей-инвалидов обусловлена особенностями государственной политики социальной защиты, а также уровнем профессиональной подготовки и личностными качествами специалиста по социальной работе.
Отношение к инвалидам, тем более детям-инвалидам,
- это лакмусовая бумажка нравственной
зрелости общества. И кому как не нам, социальным
работникам, привлекать внимание общественности
к этой проблеме?
В современном мире деятельность по улучшению положения инвалидов исходит из основных принципов ООН, основанных на правах человека, свободах и равенстве всех людей, согласно которым инвалиды равны в гражданских, политических, социальных и культурных правах со всеми остальными людьми. Это касается и детей, права которых выделены в самостоятельные документы ООН.
В
нашей стране в существующем законодательстве
и правительственных документах
определены направления и меры, которые
при их реализации могут повлиять
на положение детей с
По
данным ООН, в мире насчитывается
примерно 450 миллионов человек с
ограниченными возможностями, из них
около 200 миллионов детей с
Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т. д.). Но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социальной реабилитации. В настоящее время процесс социальной реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания.
В результате исследования
были разработаны следующие
1.Необходимо создание психолого-педагогической службы для сотрудников организации, занимающейся оказанием помощи детям-инвалидам.
2.Необходимо создание организованной системы оказания социальной помощи всех видов этой категории населения (так как в настоящий момент помощь оказывается стихийно, в отдельных организациях).
3.Учитывая пожелания респондентов, следует увеличить долю участия государственных структур в области социальной работы с детьми-инвалидами и их семьями, обеспечить большую поддержку с их стороны.
4.Необходимо расширение сети учреждений, занимающихся оказанием социальной помощи и поддержки этой категории населения.
5.Следует создать систему учреждений по повышению квалификации кадров, расширить доступ к зарубежному опыту оказанию помощи, создать свои исследовательские группы по разработке и изучению методик работы и т.п. в этой области.
6.Необходимо улучшение материальной базы организации, занимающихся социальной работой с этой категорией населения.
7.Необходимо расширение информационной сферы, обеспечить доступ к необходимой информации специалистам и родителям, а также всему обществу в целом (что будет содействовать изменению общественного мнения в отношении инвалидов).
8.Следует также совершенствовать законодательную базу в области оказания помощи детям - инвалидам .
1. | Аналитический отчет о работе МУ КЦСО Бабаевского муниципального района за 9 месяцев 2010 года | |
2. | Аналитический отчет о работе МУ КЦСО Бабаевского муниципального района за 2008 -2009гг. | |
Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 386 с. | ||
Баранов А.А., Альбицкий, Зелинская Д.И, Терлецкая Р.Н. Инвалидность детского населения России.- М.: Центр развития межсекторальных программ, 2008.-240с.- (Серия «Социальная педиатрия»; Вып.7). | ||
Гончарова
Е.Л., Кукушкина О.И. Реабилитация
средствами образования:
особые образовательные
потребности детей с
выраженными нарушениями
в развитии// Альманах
Института коррекционной
педагогики РАО.- 2007.-
№1.
Девятко И.Ф. Методы социологического исследования.- 2-е изд., исп.-М.: Книжный дом «Университет», 2002.- 296 с., ил. Добреньков В.И, Кравченко А.И.Методы социологического исследования: Учебник. – М.: ИНФРА,2006 Декларация прав ребёнка (провозглашена резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций, 1959) Декларация о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций, 1975); Денисова О.А., Коновалова А.П. Социально-педагогическая защита детей-инвалидов в условиях дополнительного образования.- СПб., 2005. - 145с. Дмитриев А.А. О некоторых проблемах интегрированного обучения детей с особыми образовательными потребностями // Дефектология. - 2005. - №4. - С. 4-8. Казанский медицинский журнал // современные принципы организации медико-социальной и психологической помощи детям-инвалидам.-2008.-3 том-С.233-237. Конституция Российской Федерации, 1993. Кочубей А., Умарова Н. Визит в семью, или практика работы с семьями: Учеб. пособие.- Псков: ПОИПКРО, 2002. Кравченко А.И.Основы социологии: Учебное пособие. – Екатеринбург: Деловая книга, М.: «Логос», 1998. -384с. Кузнецов И.Н.Технологии социологического исследования: Учебно – методическое пособие. – М.: «Март»; Ростов н/Д: издательский центр «Март», 2005. -144с. Курбатов В.И. Социальная работа. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000 Курбатов В.И. Социальная работа для студентов вузов. Серия «Шпаргалки». Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 160 с. Лексикон социальной работы: Учебное пособие / Гл. ред. С.М, Кибардина, Т.А. Поярова. – Изд. 3-е перераб. и доп. – Вологда, 2005. – 540с. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. М.2002. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей.- М.: Педагогика - Пресс, 1996. - 80 с. Мартыненко А.В. Медико-социальная работа: теория, технологии, образование.-М.: Наука, 1999. Никитина Л. Основные направления и методы социально-педагогической работы // Воспитание школьников. - 2000. - №9. - С. 13-15 Основы социальной работы: Учебник/Отв. ред. П.Д, Павлёнок. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 560 с. – (Высшее образование). Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Учебное пособие.- 3-е изд.- М.: Издательско-торговая корпорация « Дашков*», 2005.- 476с. Положение «Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели» (Постановление Правительства Российской Федерации № 861 от 18.07.1996) Приказ департамента труда и соцразвития области от 06.08.2007 № 420 «Об утверждении Порядка проведения оценки качества социальных услуг». Проблемы социальной медицины, здравоохранения и истории // Концептуальные подходы к организации медико-социальной помощи детям.-2001.-№3.-С.34-40. Реабилитация детей с ограниченными возможностями // Социальная работа. - 2003. - №2. - С.46-47. Роль реабилитационного центра в комплексной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями // Работник социальной службы.-2007.-№3-С. 30-43. Российская энциклопедия социальной работы. Т. 1. Под ред. А.И. Панова, Е.И. Холостовой. - М.: Институт социальной работы, 1997. - 354 с. Справочник социального работника / В.Д. Альперович [и др.] под общ. ред. Е.П. Агапова, В.А. Шапинского. – Ростов н/Д.; Феникс, 2006. – 336 с. – (Профессиональное мастерство). Социальная работа с инвалидами: Настольная книга специалиста / Под. Ред. Е.М. Холостовой. - М.: Институт социальной работы, 1996. - 210 с. Сырникова Б.А. Реабилитационное пространство: сущность и содержание / Обзорная информация.- М., 2003. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Т.1.- Москва; Тула,1991. Технология соц. раб. \\ Учебник под общ. ред. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА – М. 2003, 400 с. Технология социальной работы: Учебник / А.А. Чернецкая и др. – Ростов н/Д: «Феникс», 2006. – 400 с. («Высшее образование). Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии (Постановление Правительства Российской Федерации № 288 от 12.03.1997) Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста (Постановление Правительства Российской Федерации № 1204 от 19.09.1997) Учебный социологический словарь. Издание 3-е, дополненное, переработанное./ М.: «Экзамен», 1999 г. – 352 с. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» № 124-ФЗ от 24.07.1998 Фуряева Т.В. Сравнительная педагогика особенных детей: теоретико-методологический аспект. - Красноярск, 2002.- 232с. Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми.- М., 2007.- 280с. Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами.- М., 2007.- 240с. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие.-3-е изд.-М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К*», 2005.-340с. Шипицина Л.М. "Необучаемый" ребенок в семье и обществе.- СПб., 2002.- 145с. | ||
ГОСТ Р 52143-2003 «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг» | ||
ГОСТ Р 52496-2005 «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги населению. Контроль качества. Общие положения» | ||
ГОСТ Р 52142-2003 «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения» | ||
ГОСТ Р 52495-2005 «Социальное обслуживание населения. Термины и определения» | ||
ГОСТ Р 52497-2005 «Социальное обслуживание населения. Учреждения социального обслуживания. Система качества» | ||
ГОСТ Р 52498-2005 «Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания» | ||
20. | Закон Вологодской области «О государственной социальной помощи в Вологодской области» от 01.03.05г. № 1236-ОЗ (в редакции закона от 29.1105г. № 1380-ОЗ) | |
21. | Закон Вологодской области от 1 марта 2005 года № 1235-03 «О социальном обслуживании населения в Вологодской области» | |
28. | Коллективный договор МУ «Комплексный центр социального обслуживания» Бабаевского муниципального района, 2007-2010гг. | |
34. | Методические указания по прохождению преддипломной практики и выполнению дипломного проекта (специальность 080504.65 (061000) «Государственное и муниципальное управление»). Методическое пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2007 | |
41. | Особенности мотивации профессиональной деятельности социальных работников в сфере социального обслуживания (социально-психологический аспект) // Известия Алт. гос. ун-та. – 2003. – №2. | |
45. | Положение о службе внутреннего контроля муниципального учреждения «Комплексный центр социального обслуживания» Бабаевского муниципального района | |
44. | ||
46. | Положение о специализированном отделении социально-медицинского обслуживания семей, имеющих детей-инвалидов, командой социальных работников | |
47.. | Положение о стационарном отделении для граждан пожилого возраста и инвалидов | |
48. | Положение об отделении социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов | |
49. | Положение об отделении срочного социального обслуживания | |
50. | Постановление об утверждении положения о комиссии по оказанию государственной социальной помощи. | |
51. | Постановление главы Бабаевского муниципального района «Об утверждении тарифов на дополнительные социальные услуги, предоставляемые МУ «Комплексный центр социального обслуживания» Бабаевского муниципального района» | |
52. | Постановление Минтруда РФ от 27.07.1999 N 32"Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Комплексный Центр социального обслуживания населения" | |
53. | Постановление Правительства Вологодской области от 27 декабря 2004 года № 1217 «О перечне гарантированных социальных услуг, предоставляемых населению Вологодской области государственными учреждениями социального обслуживания» (с изменениями постановление Правительства области от 24.07.2007 № 930) | |
54. | Постановление Правительства области от 28.05.2007 № 650 «О государственных стандартах социального обслуживания населения» | |
55. | Постановление Правительства области от 4 мая 2005 года № 458 «Об утверждении положения о порядке предоставления бесплатного социального обслуживания, оказания платных социальных услуг, предоставляемых учреждениями социального обслуживания на дому и в полустационарных условиях (в отделениях дневного пребывания) | |
59. | Постановление
Правительства Вологодской
области от 13.07.2007 N 895
"Об утверждении Концепции развития системы социальной защиты населения Вологодской области до 2010 года" | |
60. | Постановление Правительства области от 8 апреля 2005 года № 363 «О порядке и условиях предоставления социального обслуживания в государственной системе социальных служб области» | |
63. | Приказ департамента труда и социального развития области от 9 июня 2005 года № 438 «Об утверждении тарифов на платные гарантированные социальные услуги, предоставляемые учреждениями социального обслуживания на дому и в полустационарных условиях» (с изменениями, приказ от 24.09.2007 № 480) | |
73. | Руководство по качеству муниципального учреждения «Комплексный центр социального о центр социального обслуживания» Бабаевского муниципального района | |
76. | Социальная работа. Общероссийская общественная организация «Союз социальных педагогов и социальных работников». №№ 1-6 /2007-2009 годы | |
77. | Социальное обслуживание. Профессиональный научно-практический методический журнал. №№ 1-4 / 2006-2009 годы | |
78. | Социальный паспорт Бабаевского муниципального района | |
83. | Творческие отчеты МУ КЦСО Бабаевского муниципального района за 2007--2009 годы | |
89. | Устав муниципального учреждения «Комплексный центр социального обслуживания» Бабаевского муниципального района | |
91. | Федеральный закон от 17; июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» | |
92. | Федеральный закон от 17; июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» | |
93. | Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» | |
94. | Федеральный закон от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» |
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Карта
Вологодской области
Приложение
2
Карта
Бабаевского муниципального
района
Приложение № 3
Организационная структура муниципального учреждения
«Комплексный
центр социального
обслуживания» Бабаевского
муниципального района
Вологодской области