Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 02:07, дипломная работа
Цель дипломной работы: совершенствование социального обслуживания семей, имеющих детей – инвалидов, в государственных учреждениях социального обслуживания (на примере муниципального учреждения «Комплексный центр социального обслуживания» Бабаевского муниципального района Вологодской области (МУ КЦСО).
Введение 3
Глава 1. Детская инвалидность - одна из наиболее актуальных медико-социальных и реабилитационных проблем. 7
1.1 Дети-инвалиды как объект социальной работы. 7
1.2 Анализ и законодательство в области социальной работы с детьми инвалидами. 28
1.3 Детская инвалидность – одна из наиболее актуальных медико-социальных проблем, затрагивающая интересы семьи, ребенка, государства и общества в целом. 33
Глава 2. Анализ работы специализированного отделения социально – медицинского обслуживания семей, имеющих детей – инвалидов на примере «Комплексный центр социального обслуживания» Бабаевского муниципального района Вологодской области 37
2.1. Общие сведения об учреждении 37
2.2. Организационная структура и кадровый состав учреждения 50
2.3. Анализ работы с семьями, воспитывающих, детей – инвалидов МУ «Комплексный центр социального обслуживания» Бабаевского муниципального района Вологодской области. 52
Глава 3. Предложения по совершенствованию социального обслуживания семей, имеющих детей – инвалидов. 62
3.1 Оценка потребности в медико-социальных и реабилитационных услугах и формах социального обслуживания семей, имеющих детей с ограниченными возможностями 62
3.2.Предложения по совершенствованию социального обслуживания на дому семей, имеющих детей с ограниченными возможностями. 75
Заключение 83
Список литературы 88
3. Дети
с серьезными умственными
и физическими недостатками
могут обучаться в
отдельных классах в
рамках начальной и
средней школ при
систематических планируемых
контактах со здоровыми
сверстниками. При принятии решений
относительно системы обслуживания
приоритет отдается возможностям
для детей получить образование,
а не неудобствам
администрации.
4. Индивидуальные учебные планы разрабатываются совместно педагогами и родителями с учетом потребностей учеников в интегрированном обучении и обстоятельств окружающей среды .
5. При организации обучения сознательно планируется самостоятельность.
6. Содержание учебного процесса должно быть соотнесено с функциональными навыками, которые соответствуют возрасту ребенка и необходимы для деятельности в интегрированной среде
(домашний быт, профессиональное обслуживание, транспорт и т.п.).
7. Обучение, взаимодействие между людьми должно быть гарантией того, что дети действительно будут взаимодействовать с другими индивидами в интегрированном окружении.
Интересен опыт работы за рубежом с онкологическими больными детьми. Почти во всех западноевропейских странах и в США функционируют Хосписы, некоторые из них оказывают помощь детям с определенными заболеваниями, другие - всем нуждающимся умирающим людям. В Королевстве Норвегия, где проблема заболевания раком стоит очень остро, помощь оказывается в окружных больницах, но основную заботу об онкологических больных берут на себя общественные и частные организации. Самая крупная организация, решающая все психосоциальные проблемы, связанные с возникновением этого заболевания у детей и взрослых, - это «Норвежское общество борьбы с раком» (НОБР). Помощь в основном оказывается в окружных больницах НОБР ( их пять ), где работают психолог, специально обученная медсестра с подготовкой семейного терапевта, специалиста - соционома ( социальный работник со специальной подготовкой, в том числе и юридической подготовкой ) и, при необходимости, другие специалисты. В основе работы всех специалистов лежат два основных принципа: максимальная открытость, полное информирование о заболевании, его последствиях и т.д. в беседах с детьми и их родителями; создание максимально благоприятных психологических и социальных условий для семьи. Особое внимание уделяется работе с родителями и сиблингами (родные братья и сестры) больного ребенка. При хорошем прогнозе и благоприятном протекании лечения группа специалистов, в том числе и соционом, проводят для семьи индивидуальную семейную программу психосоциальной помощи.
Деятельность социального работника, в основном, направлена на поддержание необходимого материально - бытового уровня семьи, помощь родителям в оформлении документов на получение денежных пособий, страховых выплат и т.п. При необходимости он помогает в улучшении жилищных условий, санитарного состояния жилья, транспортном обслуживании и т.д.
При оценке работы соционома отчетом может служить пакет документов (письма, результаты обследования жилищных условий, заявление родителей, ответы официальных органов и др.), полученные в ходе ведения работы по социальной адаптации семьи [ 26,50].
Широкое распространение при работе с онкологически больными детьми во всем мире получила « Клоунотерапия». Так же активно используется «Арттерапия» в оказании помощи как детям, так и взрослым с ограниченными способностями. Но особенно важно это для детей, т.к. в детстве и юности закладываются манеры и особенности поведения, формируется взгляд на мир, выявляются пристрастия. Развитие художественных способностей умственно ограниченных детей особенным образом совершенствует их личность, восприятие, самосознание, интеллект и коммуникативные возможности. Художественное творчество используется и как средство объединения детей с ограниченными способностями и без них, т.к. здесь важно только наличие дара, через который общность между детьми проявляется быстрее.
В России Институтом развития личности РАО ( Москва ) при участии кандидата педагогических наук Репринцевой Г.И. была разработана «Игротерапия». Она рекомендована для использования психологами, социальными работниками и педагогами в работе с детьми-инвалидами (3-9 лет). Игротеропия применяется для предупреждения и коррекции невротических реакций, утомляемости и отклонений в поведении и общении этой категории детей . Она может быть групповой и индивидуальной, может носить личностный характер (игры с предметами) или личностный характер (игры с людьми). В игру включаются средства «Арттерапии». Параллельно с работой с детьми проводятся семинары, консультации с родителями. Таким образом, в рамках Федеральной программы “ Дети России ” на основе русских народных сказок ( «Репка», «Гуси-лебеди» и другие) были разработаны и апробированы в реабилитационном центре «Сломанный цветок» игротерапевтические аттракционы для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Особенностью разработанных аттракционов является использования игровых способов общения ребенка с игротерапевтом, сверстниками и родителями. Уникальность методов заключается в том, что с первых шагов общения с ними и в течение последующих встреч ребенок погружается в самый понятный ему мир сказок, игрушек, наполненный загадками, сюрпризами, элементами новизны” [23,42,45] .
За рубежом получила распространение и другая методика, разработанная российскими исследователями, - это игра «Ринго –надежда». Аргун Л.Е., один из авторов методики, предложил использование распространенной игры « Ринго» для инвалидов. Для каждой категории инвалидов разработана своя методика проведения. Игра эффективно влияет на физическое развитие и психоэмоциональное состояние [32].
Для детей с ДЦП английская фирма «Рэхаб энд медикал» предлагает программу «Развитие основных навыков движения через обучения» (РОНДО). Учебный план РОНДО ориентирован на активную деятельность и предназначен для обучения основным двигательным навыкам, необходимым в дальнейшей жизни как в домашней обстановке, так и в обществе. Курс обучения учитывает естественную механику тела , рассматриваемую совместно с учебным процессом .Эта программа является результатом пятилетней совместной деятельности учителей и врачей графства Керн ( Англия ). Фирма «Рехабс энд медикал» занимается так же поставкой специального оборудования для механотерапии и психотерапии [20] .
Эрик Шоплер, Маргарет Ландзинд, Лезли Ватерс предлагают программу ТЕАСН для аутичных и отстающих в развитии детей. Эта программа включает:
1. Исследование,
ориентированное на
2. Индивидуальная программа развития с тренировочными заданиями, специально приспособленные к каждому ребенку, является основной линией работы с ним. В рамках данной программы родители рассматриваются как сотерапевты, а не как причина такого состояния ребенка.
Сотрудниками Университета Маккуэри (Сидней) была разработана программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии “Маленькие ступеньки” [45 ] .
В России была разработана комплексная инновационная модель «Центр независимой жизни для детей с ограниченными возможностями». Это система социальных служб, которые в условиях дискриминирующего законодательства, недоступной государственной архитектурной среды и консервативного в отношении инвалидов общественного сознания, создает режим равных возможностей для детей с особыми проблемами. Основная задача модели - обучение детей и родителей умениям и навыкам независимой жизни. В работе используются следующие формы оказания помощи: беседы, семинары, творческие кружки, исследования, проведение различных мероприятий, создание служб ( например «От родителя к родителю»), обучение родителей , представительство интересов, оказание помощи на дому и т.п. [15] .
Сциальный работник в
реабилитации инвалидов
носит многоаспектный
характер, который предполагает
не только разностороннее
образование, но и наличие
соответствующих личностных
качеств, позволяющих инвалидам
относиться к ним
с доверием.
1.2 Анализ и законодательство в области социальной работы с детьми инвалидами.
Конституция, как основной закон государства, важнейшие законы, нормативно-правовые акты образуют то правовое пространство, в котором функционирует социальный механизм защиты и поддержки всех слоев населения. Эффективность деятельности этого механизма непосредственно связана с профессиональной деятельностью специалистов: социальных и медицинских работников, педагогов, дефектологов, психологов и т.д. Поэтому необходима юридическая компетентность всех профессионалов, особенно в области работы с наиболее незащищенными слоями населения, к которым относятся и дети – инвалиды.
В основу законодательства в сфере работы с детьми с ограниченными возможностями положены международные документы ООН, гарантирующие всем категориям населения равные права. Однако, для детей-инвалидов, как и для некоторых других малозащищенных слоев населения, предусматривается ряд специфических прав и льгот, учитывающих их особые нужды и положение.
В числе основных международных документов, защищающих и гарантирующих права этой категории детей, можно назвать следующие: «Всеобщая Декларация прав человека», «Декларация о правах инвалидов», «Декларация о правах умственно отсталых лиц», «Конвенция о правах ребенка», «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов».
Для детей–инвалидов, согласно «Конвенции о правах ребенка», предусматривается приоритетное удовлетворение особых потребностей такого ребенка в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности, а так же обеспечивается соответствующая помощь такому ребенку и его семье (статья 23).
На удовлетворение тех же нужд направлен закон «О правах ребенка». Он определяет правовой статус этой категории детей, как самостоятельных субъектов, и направлен на обеспечение его физического и нравственного здоровья, формирование национального самосознания на основе общечеловеческих ценностей мировой цивилизации. Особое внимание и социальная защита гарантируются детям–инвалидам, с особенностями психофизического развития и оказавшимся в других неблагоприятных ситуациях.
Как и все другие дети, ребенок со специфическими потребностями имеет право жить и воспитываться в семье, которое закрепляется «Кодексом о браке и семье». Родители, соответственно, должны принять на себя обязанности по содержанию своего ребенка до 16 лет и далее, если ребенок в этом нуждается. Однако, особое внимание уделяется и людям, воспитывающим ребенка–инвалида (его родителям, опекунам). Государством выплачивается пособие по уходу за такими детьми, независящие от дохода семьи. Время ухода за ребенком со специфическими нуждами зачисляется одному из родителей (который осуществляет уход) в стаж работы для получения трудовой пенсии. Матери, воспитывающие ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет, ежемесячно получают оплачиваемый свободный день (Постановление Совета Министров РБ №533 от 27.05.1997г.). Кроме того, родители инвалидов с детства имеют право на более ранний срок ухода на пенсию Закон РБ «О пенсионном обеспечении».
Дети со специфическими потребностями имеют право на получение пенсии, которая зависит от его (ребенка) степени нарушения здоровья. Так, дети-инвалиды первой степени нарушения здоровья имеют право на пенсию в размере 150% от минимального размера пенсии по возрасту, второй степени - 175% , третьей степени - 200% , четвертой степени - 250% .
Предусматривается для таких детей и бесплатное получение медикаментов, а так же предоставление физкультурно-оздоровительных услуг с их частичной оплатой или бесплатно.
Важным документом в сфере организации помощи детям с ограниченными способностями являются «Основные направления в государственной семейной политике». Одной из ее целей является создание условий для воспитания в семье детей-инвалидов с последующей интеграцией их в общество. Для реализации этой цели предлагаются следующие меры: