Совершенствование социального обслуживания семей, имеющих детей – инвалидов, в государственных учреждениях социального обслуживания на

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 02:07, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы: совершенствование социального обслуживания семей, имеющих детей – инвалидов, в государственных учреждениях социального обслуживания (на примере муниципального учреждения «Комплексный центр социального обслуживания» Бабаевского муниципального района Вологодской области (МУ КЦСО).

Содержание

Введение 3
Глава 1. Детская инвалидность - одна из наиболее актуальных медико-социальных и реабилитационных проблем. 7
1.1 Дети-инвалиды как объект социальной работы. 7
1.2 Анализ и законодательство в области социальной работы с детьми инвалидами. 28
1.3 Детская инвалидность – одна из наиболее актуальных медико-социальных проблем, затрагивающая интересы семьи, ребенка, государства и общества в целом. 33
Глава 2. Анализ работы специализированного отделения социально – медицинского обслуживания семей, имеющих детей – инвалидов на примере «Комплексный центр социального обслуживания» Бабаевского муниципального района Вологодской области 37
2.1. Общие сведения об учреждении 37
2.2. Организационная структура и кадровый состав учреждения 50
2.3. Анализ работы с семьями, воспитывающих, детей – инвалидов МУ «Комплексный центр социального обслуживания» Бабаевского муниципального района Вологодской области. 52
Глава 3. Предложения по совершенствованию социального обслуживания семей, имеющих детей – инвалидов. 62
3.1 Оценка потребности в медико-социальных и реабилитационных услугах и формах социального обслуживания семей, имеющих детей с ограниченными возможностями 62
3.2.Предложения по совершенствованию социального обслуживания на дому семей, имеющих детей с ограниченными возможностями. 75
Заключение 83
Список литературы 88

Работа содержит 1 файл

Балукова ДИПЛОМ (4).doc

— 793.00 Кб (Скачать)

      Все    эти    болезни    объединены    в    одну    группу,   однако, следует    умственную    и    психическую    неполноценность,  на    этом настаивает    Международная    лига    обществ   содействия    умственно отсталым    и    другие    организации, занимающиеся     изучением     этой   категории     людей     и /или     оказанием     им     помощи.

      Термин    «умственная     неполноценность»    включает     в    себя     два    значимых    компонента,  которые    «должны    рассматриваться    в    соответствии    с    биологическим    возрастом    и    соответствующим    культурным    фоном: интеллектуальная     отсталость, находящаяся     ниже    среднего    уровня    и    присутствующая    с     раннего    возроста; значительное     ослабление     способности    приспособиться     к    социальным  требованиям      общества» [12,15,16].

      У    детей-инвалидов    этой    категории    очень    часто    наблюдаются    грубые    нарушения    всех    сторон    психической     деятельности: памяти, внимания, мышления, речи, моторики, эмоциональной    сферы. Однако, после    специальных    упражнений    и    занятий     они    могут    достигнуть    неплохих результатов. Круг проблем таких  детей требует, в основном,  вмешательства специалистов в области педагогики и абилитации (соответственно    педагогов    и    социальных     работников)   в    тесном    контакте    с    семьей.

      Термин     «психическая    неполноценность»    употребляется    для    обозначения    многочисленных    сдвигов, которые    оказывают     влияние    на    эмоциональные    функции    и    поведение. Оно    характеризуется    неуравновешиваемостью    эмоций    различных    видов    и    степеней    сложности,  нарушенным   (а    не    отсутствующим)   пониманием    и    коммуникацией, а    так    же    скорее    ошибочно     направленной, а    не    только    несоответствующей    приспособляемостью. Чаще    всего    такие    заболевания    возникают    внезапно    и    принимают     форму    острого    сдвига,  являясь    иногда    результатом    биохимических    изменений    или    употребления    наркотиков,  переживания     тяжелого    или    длительного    стресса,  психологических    конфликтов,  а    так   же    в    результате     других    причин.

      В    детстве    чаще    возникают     сдвиги     в    области     эмоций      или     поведения. Симптомам    болезней     могут    предшествовать    воспитательные,  социальные    или    личные    трудности. 

      Душевные    болезни    могут    принимать    форму    острых, хронических    или    протекающих    толчками    заболеваний,  в    зависимости    от    нее    и    от    специфики    проявления    болезни    назначается    лечение. При    этом    обязательно    вмешательство    специалистов    из    области    медицины    и    психиатрии.

      Однако, бывает    сочетание    умственной    отсталости    с    психической    недостаточностью    и     другими    осложнениями.  Это    создает    определенные    сложности    при    диагностике    заболеваний    и    работе    с    такими     детьми    и    требует    от    специалистов    хорошей    подготовленности. Осложнения    могут    появиться    при    рождении     или     позже. Можно    выделить     следующие    причины    их    появления: плохой    уход    за    детьми     с    умственной    отсталостью, восприимчивость    такого    ребенка    к    нагрузкам,  стрессам,  невниманию    со    стороны    лиц, к    которым    они    особенно    привязаны     и    т.п.

      2. Заболевания     внутренних     органов. В     настоящее     время    они    занимают    лидирующее    положение    в    структуре    детской    инвалидности, что    вызвано    переходом    заболеваний    в    хроническую    форму    с    тяжелыми   функциональными    нарушениями. Часто    это    связано    с    поздней    выявляемостью    нарушений    и    недостаточными    мерами    реабилитации. В     эту    группу    заболеваний    входят    различные    заболевания, патологические    состояния    и    пороки    развития  органов     дыхания ( в   том    числе   и     хронический      туберкулез      легких ), почек   и     органов   мочевыделения, желудочно-кишечного   тракта, печени    и    желчевыводящих    путей    (циррозы    печени, хронический    агрессивный    гепатит, непрерывно-рецидивирующий    язвенный     процесс    и    т.п. ),  сердечно-сосудистой    системы (в    том    числе    пороки     сердца    и    крупных     сосудов), системы    кроветворения  ( лейкозы, болезнь    Верьегофа, лимфогранулематоз    и    т.п.),  опорно-двигательного    аппарата  (полиартриты    и    т.п.).

      Часто    в    силу    своих    заболеваний    такие    дети    не    могут  вести    активный    образ    жизни, сверстники    могут    избегать    общения   с    ними   и    включения    их    в    свои    игры.  Возникает     ситуация    рассогласованности    между    необходимостью    осуществления    нормальной    жизнедеятельности    ребенка    и    невозможностью    ее    полноценной    реализации. Социальная    депривация     углубляется    за    счет    длительного    пребывания    ребенка    в    специальных    стационарах, санаториях, где    ограничен    социальный     опыт    и    общение    осуществляется    между    такими    же    детьми. Следствием    этого    является    задержка    развития    социальных    и     коммуникативных    навыков, формируются     недостаточно адекватное      представление    об    окружающем    мире    у    больного   ребенка [20,25,26] .

      3. Поражение    и    заболевания    глаз, сопровождающиеся    стойким    снижением    остроты    зрения    до    0,08   в    лучшем   видящем     глазу     до 15  от  точки фиксации  во  всех  направлениях. На    1.01.2007г.    дети     с    заболеваниями     этой    группы    в   России составляли    20% от общего   числа    детей-инвалидов.

      Психическое     развитие    детей  с  дефектами    зрения  в  значительной    степени    зависит    от    времени    возникновения    патологии   и  от    времени    начала    специальной    коррекционной работы, а это ( психического  развития )   дефекты     могут     быть    компенсированы    за   счет    раннего    и    широкого    использования     функций    сохранных    анализаторов.

      Мастюкова  Е.М.     и     Московина А .Г .   характеризуют    такого    ребенка    как    боязливого, малоконтактного . Поэтому     они     предлагают    обогащать    чувственный    и    практический    опыт    этих    детей, постепенно    включая    его    в     круг    здоровых    сверстников. В    работе    с    данной   категорией    детей    рекомендуется    так    же    использовать    их    особую    чувствительность     к     музыке.

      4. Онкологические    заболевания,  к    которым    относятся    злокачественные    опухоли    2    и    3    стадии    опухолевого    процесса    после    комбинированного    или    комплексного    лечения, включающего    радикальную    операцию; неподдающиеся    лечению     злокачественные    новообразования    глаза, печени    и    других    органов.

      В    последнее    время    число   онкологических    больных    детей   увеличивается    довольно    быстро. Для    этого    существуют    различные    причины:  например,  это    связывают     с    последствиями    аварии    на    Чернобыльской    АЭС;  в    других   странах, например    в    Королевстве    Норвегии, ведущим    фактором, по    мнению    руководителя    Радиологического    госпиталя    профессора    Ольснеса  С., является   «генетическое    накопление    дефектов, вызванных    многократным    перекрестным    скрещиванием   наследственного    материала.»[ 27,30,46].

      При    онкологическом    заболевании    кризисные    ситуации    могут    возобновляться    или    прерываться    более    или    менее    длительными    периодами    стабилизации, во    время    которой    производится    реабилитация    больного. Особенности    методов    лечения    в    сочетании    с    возрастными    и    межличностными    особенностями    ребенка    ведут    к    возникновению    изменений    сначала    в    физическом, а    затем    и    в    психическом    его   состоянии. Хотелось    бы    отметить, что    часто    злокачественные    опухоли    приводят    к    летальному    исходу. Это    так    же    вызывает    определенные    трудности    в    общении    и    оказании     помощи    таким    детям. До    некоторых    пор    считалось, что    дети, особенно   маленькие, не    чувствуют приближение    смерти, однако, это    не    так. Исаев  Д.Н., который    занимался   изучением    этой     проблемы,  подробно    описывает    чувства    и    переживания    детей    в    раннем    возрасте    и    отмечает, что    очень    большое    влияние    на     отношение    ребенка    к    смерти    оказывают    его    близкие , окружение . Безусловно, важна    в    этот    период    и    помощь    специалиста, с    которым    больной    мог    бы    поделиться    своими    переживаниями    и    страхами .

      5. Поражения    и    заболевания    органа    слуха. По    степени    снижения    слуха    различают    глухих    и    слабослышащих. Среди    глухих    можно    выделить    так    же    две    группы     в    зависимости    от    наличия    или   отсутствия    у    них    речи. Число    детей    с    этим    заболеванием    относительно    невелико, они    составляют    около    2%    всех    детей-инвалидов .

        Особенности    поведения    ребенка    с    нарушенным    слухом    разнообразны. Обычно    они    зависят    от    причин    нарушения. Например, у    детей    с    ранним    ограниченным    повреждением    мозга     дефект    слуха    сочетается    с    повышенной    психической    истощаемостью    и    раздражительностью. Среди    глухих    встречаются    замкнутые, «странные», как    бы    «пребывающие    в    своем    мире»   дети. У    оглохших, наоборот, наблюдается    импульсивность, двигательная    расторможенность, иногда    даже    агрессивность [27,30,31].

      6.Хирургические    заболевания    и    анатомические     дефекты    и    деформации.

          7. Эндокринные     заболевания.

          Таким    образом, можно    было    убедиться, что    существует    довольно    большой    перечень    заболеваний, приводящих    к    инвалидности. Эти    болезни, несомненно «оставляют    свой    след»    на     поведении    ребенка, его    отношениях    с    окружающими    и    в    других    сферах    его    жизни, создавая    определенные    «барьеры»     на    пути    детей-инвалидов    и    их    семей     к    нормальной    жизни,    к    их    интеграции    в    общество. 

«Наличие    барьеров    между    инвалидами    и    обществом    обусловлено    тем,  что    больное    общество   стремится    к    тому, чтобы, откупившись    от    инвалида    с    одной    стороны, ограничить    его    социально    и    воспитать    в    нем    потребительское    отношение    к    здоровым    людям    и    обществу. Семья, являясь    частью    общества,  не    готова    к   тому, чтобы     воспитать    полноценную    личность    и    адаптировать    ребенка – инвалида    к    реальным    жизненным    условиям. Боясь  инвалидов,  с    другой     стороны,  их    начинают    усиленно    опекать. На    самом    деле, решая    физиологические    и    минимальные    социальные    проблемы    инвалидов    3-17    лет, их    развращают    гиперопекой,  внушают    комплекс     неполноценности     и    неспособности     к    самостоятельным    действиям. Когда    же    наступает    время    прекращения    социальных    программ, инвалиды    оказываются    неспособными    к    реальной    жизни. Они    уходят    в    себя» [34] .

Такое    отношение    к    детям  с ограниченными возможностями    свойственно     не     только    нашему    обществу. Однако,  за     рубежом    делается    все    возможное    для    решения    этой    проблемы. Для    этого    разработаны    программы    «Реабилитация,  базирующаяся    на    непосредственном     окружении »   (ООН)    и     « Инклюжен » ( США ). Но    одно    дело   -   на    бумаге,  а     другое   -    в    жизни.  И,  хотя    люди    с    ограниченными    возможностями,  а    так же     их    семьи    по-прежнему    наталкиваются    на    барьеры    во    взаимопонимании    и    общении     с    другими    людьми,  многое     свидетельствует   о  том, что  в целом  социальные стереотипы      поведения,  отношения  к  инвалидам   постепенно    эволюционируют,  пройдя    путь    от    невнимания     и    отвержения    до    принятия    и    признания    их    прав, достоинства    и    полезности    обществу.

        Таким    образом,  очевидно, что    в    силу    особенностей детей – инвалидов    и    их    нужд    и    потребностей, им    необходима     профессиональная     помощь   специалистов. Эта    помощь    должна    носить    не   только    медицинский    характер, она    должна    быть   комплексной, затрагивать    все    стороны жизни такого ребенка.

Историко-теоретические    подходы    к    оказанию помощи    детям    со    специфическими     нуждами.

        Вопрос    об    оказании    помощи    и    обучении    детей – инвалидов    был    поставлен     довольно    давно. На    территории    нашего    государства    призрение    таких    детей    первоначально    осуществлялось    при    монастырях,  школах,  в    приютах, воспитательных     домах, богадельнях.

       Изучением    исторического    опыта    работы    с    детьми-инвалидами    занималась    Бобла  И.М.  В    своей    работе    она     указывает    на    то, что  впервые    упоминания     о     благотворительности    в    отношении    ребенка-инвалида     относятся    к   9 - 13 векам. Однако,  она    касалась    в    основном    только    некоторых    отдельных    детей    из    числа    сирот    и    подкидышей.  Большинство    слепых,  глухонемых,  слабоумных    и    искалеченных    детей    воспитывалось    в   семье, ее   силами    или    бродило    по    свету, существуя    на     подаяния.

       Хотелось     бы     отметить,  что    до    второй    половины    20  века  системы    оказания    помощи    этой    категории    детей    не    было,  да    и    позже    она    не    сложилась. Однако, общественные    организации    и    частные    лица    стали    больше    внимания    и    материальных    средств    отдавать    решению    этого    вопроса. Стали    открываться     спецприюты,  школы, больницы, училища    для    различных    категорий    детей-инвалидов (кроме    душевнобольных    и    слабоумных, которые, преимущественно, содержались    в    домах    для    умалишенных, а    так   же    в    заведениях    больничного    типа).

Информация о работе Совершенствование социального обслуживания семей, имеющих детей – инвалидов, в государственных учреждениях социального обслуживания на